Вологодский писатель Геннадий Сазонов размышляет о роли литературы в жизни нашего народа
- Идёт объявленный Президентом Год литературы. По этому поводу приходится слышать разные, подчас противоположные суждения. Как бы вы оценили современный литературный процесс?
- Да, по поводу объявленного руководителем страны Года литературы, действительно, разные суждения. Мой товарищ по литературе, известный тверской писатель Валерий Кириллов считает, что «Год литературы» - новоизобретение чиновников, так же, как и «Год культуры». И, думаю, в основном, он прав.
Литература, культура - это традиции и процесс, их нельзя уложить в какой-то «отрезок» времени. То, что мы называем творчеством, происходит независимо от политиков и чиновников.
Если говорить о некоторых итогах «Года культуры», то в Вологодской области, насколько я знаю, сократили более 50 (!) библиотек (а по стране - тысячи), назвали всё это - оптимизацией. Она продолжается, причем в деревнях, где зачастую библиотека - единственный очаг культуры.
Не хотелось бы, чтобы что-то подобное произошло и в литературе, к примеру, закрытие «толстых» журналов, хотя разговоры о том и ведутся в Москве.
Или вот, соглашаясь с Президентом, местные чиновники в Вологограде, Омске, Твери и ряде других регионов сокращают средства на поддержку
литературы, отбирают помещения у писателей, не дают им возможности издать полноценные альманахи в Год литературы, как это получилось в Вологде.
Приведенные и подобные им факты свидетельствует о том, что «вертикаль власти» плохо работает в отношении культуры, то, что говорит и требует Президент, для некоторых чиновников является «пустым звуком».
С другой стороны, можно понять Президента, стремящегося привлечь внимание общества к проблемам литературы. Она всегда была фундаментом культуры и искусства, особенно у нас в России, начиная с Древней Руси, с первой русской повести - «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
Художественное слово лежало в основе русского образования, русского театра и кино, текущей журналистики. Теперь это далеко не так. Увы, в связи с демонтажом СССР и насаждением примитивного либерализма, поддержка литературы, культуры, искусства претерпела серьезные изменения. Мы «потеряли» страну, где умели и любили читать, где Слово играло ключевую роль в жизни человека и страны, а теперь Слово заменили обычные деньги.
Вот эта подмена, вероятно, она и беспокоит Президента.
По крайней мере, так хочется думать о его намерениях, когда он называл текущий год Годом литературы.
Выносить какие-либо оценки современному литературному процессу очень рискованно, и я тоже не буду рисковать.
Поясню на примере. В 1829 году Александр Сергеевич Пушкин написал статью «Отрывок из литературных летописей», где он вступал в полемику с редакторами двух крупных журналов «Вестника Европы» и «Московского телеграфа» - Каченовским и Полевым. В частности, Пушкин цитировал Каченовского, который писал, что он движим «глубоким чувством сострадания при виде беспомощного состояния литературы...».
Разумеется, литературы русской.
Что же мы получили в итоге такого «беспомощного состояния»?
Мы получили гениальных писателей - Александра Пушкина, Ивана Крылова, Николая Карамзина, Федора Тютчева, Василия Жуковского, Петра Вяземского - всех и не перечислить! Плюс к этому - целую плеяду блестящих публицистов, которые выносили на общественный суд самые острые проблемы жизни России.
Что мы получим от «нынешнего безвременья», как любят называть некоторые писатели современный литературный процесс? Это покажет будущее.
-На разных уровнях широко обсуждают вопросы о статусе писателя, разобщенности литературного пространства и противостоянии писательских Союзов, читательском нигилизме и т.д. Действительно ли эти вопросы в последнее время так обострились?
-Да, писателю необходим какой-то статус в обществе. Общество, унижающее писателя, не имеет будущего. В России писателя всегда поддерживало государство, поддержка была в разных формах, даже - лично цари поддерживали. Напомню, император оплатил все долги Пушкина после его смерти и позаботился о его семье. Крылов получал высокие гонорары, издание его басен заказывало государство.
Можно привести подобные примеры.
Что мы видим сегодня?
Поддержка, скажем, у нас в Вологодской области - минимальная, об издании книг писателей за счет бюджета области не идёт и речи. Правда, в других регионах, в частности, в Петербурге губернатор выделили писателям 50 миллионов рублей на издание книг в 2015 году.
Как видим, всё зависит «от воли барина».
Разобщённость литературного пространства - главная проблема нынешнего литературного процесса. Пространство это разобщено сознательно существующей властью - по её указанию разрушена система распространения книг, равной которой не было ни в одной стране мира. Ни я, ни вы не можем купить книгу, изданную в Хабаровске, Пскове или Твери, а там не могут приобрести то, что издано в Вологде или Архангельске.
Очень надеюсь, что в Год литературы у правителей хватить духу и смелости исправить ошибку.
Никакого противостояния «писательских союзов» нет, а есть некая борьба литературных или окололитературных групп и группировок. В свою междоусобицу они пытаются втянуть и серьезных писателей, и власть, включая Президента. В итоге ничего хорошего от этого мы не получим.
Ещё Пушкин свидетельствовал: писатели у нас не могут вести спор, а все свидится к одному: «ты - дурак, а ты - ещё больший дурак!».
Думаю, что «читательский нигилизм» существовал всегда. Вопрос в том, в каких масштабах?
Очевидно, что сегодня эти масштабы довольно внушительные.
И здесь главный ответчик - школа, народное образование.
Именно в народном образовании изо всех сил стараются «отвратить» детей от русской классической литературы, заменить её всякими западными суррогатами; исток нигилизма - здесь.
- Вы считаете тему войны для себя святой. Какие произведения о войне вы считаете наиболее значимыми? Чем, по-Вашему, отличается современная литература о войне?
-Действительно, тема войны стала для меня святой по ряду обстоятельств, в том числе и личных: я лишился отца в младенчестве, и преждевременный уход его был связан с войной, подорвавшей здоровье.
Сразу напомню: Великая Отечественная война, 70-летие Победы в которой мы отметили в мае 2015 года, была самой страшной и разрушительной за всю историю человечества.
Осмысление её событий будет происходить столько времени, сколько будет существовать русский народ.
О войне написано огромное количество книг: документальных свидетельств, воспоминаний, очерков, стихов, повестей, романов. Всё объять, конечно, невозможно. Но я для себя что-то выделяю.
Это - «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, роман «Момент истины» Владимира Богомолова, роман «Крещение» Ивана Акулова.
Названные книги мне близки по духу, они наиболее достоверны в художественном отношении.
Начиная с 2005 года, я написал и издал три книги повестей, очерков и рассказов о событиях Великой Отечественной войны, за повести «Нелидовский коридор» и «Ярче легенды» был удостоен Всероссийской литературно-художественной премии «Золотой венец Победы» (2011 г.).
Работая над повестью «МАРЬИНСКИЕ КЛЕЩИ. Октябрь 1941 года» (2013-2015) я во многом руководствовался требованиями, которые предъявлял к людям, пишущим о войне, известный прозаик Владимир Богомолов.
Удалось ли мне их соблюсти?
Об этом судить читателю.
Думаю, чем-то особым современная литература о войне не отличается от литературы предыдущей.
Хотя одно отличие всё же есть.
Современный писатель располагает большим объёмом информации о войне, чем, к примеру, её участник и замечательный прозаик Виктор Петрович Астафьев. Дело в том, как распорядиться этими познаниями: в угоду правде Истории или в угоду моды на русофобию.
Выбор зависит от внутренней позиции самого писателя.
- Вы часто встречаетесь с читателями? Что дают встречи?
-Да, я часто встречаюсь с читателями в Новгородской, Вологодской, Тверской областях, продолжаю такие встречи и теперь. Они, действительно, дают живую пищу уму и сердцу, новые впечатления, иногда - новые темы.
Писателю, на мой взгляд, необходимо встречаться с читателями, чтобы чувствовать, как говорят, «обратную связь».
На встречи приходят люди самых разных возрастов. Примечательное иное: не одна встреча не повторяет другую.
И это по-своему замечательно.
Интересуются люди, как правило, подробностями создания той или иной книги.
Интерьвю для газеты «СОКОЛЬСКАЯ ПРАВДА» взял журналист Артём Кулябин
ВОЛОГДА-СОКОЛ