...Знаменитый петербургский историк Михаил Иванович Фролов в своей статье «НЕОБОРИМА и ПОБЕДИТЕЛЬНА» напомнил читателям «Православного Санкт-Петербурга» такие слова митрополита Алексия (Симанского) сказанные им в самом начале Великой Отечественной войны: «Русский народ в безпримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага мечтающего раздавить весь мир... Борьба это не только борьба за свою Родину, но можно сказать за весь цивилизованный мир, над которым занесён меч разрушения».
И М.И. Фролов прибавляет:
- Вот эта последняя фраза владыки Алексия меня сегодня приводит в восторг: «Россия борется за весь цивилизованный мир, над которым занесён меч разрушения!» Хорошо бы её почаще напоминать тем, кто стремиться облить грязью Россию и её прошлое, приравнивает фашистскую Германию к СССР с одной целью: оправдать разрушение и уничтожение великой страны. И ведь сказаны эти слова не Сталиным, ни кем-то из высокопоставленных большевиков, не советским военачальником, а митрополитом Русской Православной Церкви, которая ещё недавно подвергалась гонениям от советской власти.
И ещё одна знаменательная мысль М.И. Фролова:
- Кстати, на счёт гонений... Хорошо бы получше разобраться в этом вопросе. Никто не собирается отрицать сам факт борьбы с Православием, и было бы глупо это делать. Но нельзя и не видеть, что отношение коммунистов к Церкви на протяжении лет менялось, становясь то жёстче, то терпимее. Нельзя все советские годы красить одной краской. И когда сегодня удивляются тому, что Сталин 4 сентября 1943 года решил дать Церкви ряд значительных послаблений, то это удивление происходит от незнания того, какая политика проводилась в СССР в предвоенные годы.
И далее Михаил Иванович приводит ряд удивительных, почти не цитируемых сегодня, документов, доказывающих, что перед войной Сталин фактически отменял начатую Лениным борьбу с Церковью.
Впрочем, богоборчество и ненависть к Православию во все века заявляли о себе. Вот и сегодня, когда по стране ширится движение против строительства новых православных (и только православных!) храмов, неплохо бы разобраться, кто стоит за этим явлением. Попытку разобраться в таком важном вопросе делает сегодня Валерия Рычкова, сотрудница Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии. Её материал называется «ТЯЖБА в МАЛИНОВКЕ». В. Рычкова замечает в частности:
- Парк «Малиновка» входит в муниципальное образование «Пороховые» с населением 130 тыс. человек. В парке постоянно гуляют около 40% населения. Это примерно 50 тыс. жителей. Нам говорят, что собрано 30 тыс. подписей против строительства в парке храма. Получается, все жители, кроме детей, поставили свои подписи? Или приезжали из других мест протестовать? Кто проверял эти списки? Да и среди жителей немало православных, которые хотят, чтобы там был храм большего размера, чем сейчас... Подсуетятся строительные компании и вместо храма построят развлекательный центр, или кинотеатр или магазин... Так что же жители: будут протестовать? Конечно, нет. Не будет сбора подписей, неспокойных жителей это будет устраивать. Все аргументы против застройки, за сохранение прогулочной зоны будут забыты.
Но, как бы ни старались враги Церкви, а Православие в России только набирает силу. Это доказывает, в частности, Великорецкий крестный ход, который с каждым годом принимает в себя всё большее число паломников. В этом году сотрудник редакции Владимир Дёмин снова прошёл со всеми почитателями Святителя Николая из города Кирова в село Великорецкое. Теперь он даёт несколько советов всем, кто будущим летом решит последовать его примеру:
- На поезде едете до г. Кирова. По прибытии можно остановится в гостинице «Губернская» или в монастыре св. Трифона Вятского. С собой иметь вместительный удобный рюкзак, спальник, дождевик, кружку, ложку, сухпаёк, палатку... Непременно возьмите аптечку. Кутка - лучше всего энцифалитка с капюшоном. Один раз в день во время хода раздают безплатную еду всем желающим - это, как правило, каши. На местах стоянок есть магазины, выездная торговля, местные жители продают разную снедь. Очень важна удобная обувь, редко кому удаётся завершить крестный ход без мозолей. Я беру три пары обуви - лёгкие резиновые сапоги, кроссовки и сланцы на случай жары.
Эти - множество других чрезвычайно полезных паломнику советов вы найдёте в интервью с Владимиром Дёминым «САМ СВЯТОЙ ШАГАЕТ С НАМИ».
И как всегда в свежем номере «Православного Санкт-Петербурга» читатель сможет найти очередную былинку Александра Ракова. На этот раз она называется «ИСТОРИЯ В МЕЛОЧАХ». В неё Александр Григорьевич рассуждает о бренных приметах быстротекущего времени.
- Пройдет всего несколько лет, и вы вряд ли сможете вспомнить, сколько вы платили за порцию мороженого или свежую газету. У меня сохранились банкноты выпуска 1991, 1992, 1993, 1995, 1997 годов. Есть даже фальшивый доллар тех приснопамятных времен. Помните, как в конце 80-х утром цены были одни, а вечером уже другие? Или как в 1995 году все мы в одночасье стали миллионерами? Помните, как на ценниках писали две цифры? Или как нам выдавали со сберкнижки только по 600 рублей? Еще есть целая коробка мелочи - от 1 копейки 1976 года до монеты в 50 рублей 1993-го. Я уже и сам запутался, что сколько когда стоило. Любые мелочи - трамвайные билеты, конверты, открытки, письма, монеты, конфетные обертки, листовки, приглашения, билеты в театр, квитанции об оплате, значки, визитки, - одним словом, всякая, казалось бы, мелочь нашего быта, не представляющая до поры никакой ценности, обретает со временем исторический смысл. Уйдут годы, и эти свидетели истории смогут многое рассказать и вам, и вашим детям, и детям ваших детей. А если они попадут в руки понимающих людей - цены им и вовсе не будет... Потому что история - это мы, это то, что нас окружает (и то, простите, чем мы мусорим)...