Изучая украинскую жизнь по местным газетам, выходящим в типичном украинском регионе, равноудаленном от внешних границ, - мы потихоньку добрались до тех весенних дней, на которые припадают два величайших праздника, отмечаемых на Руси - Пасха Христова и День Победы.
Эти благодатные весенние дни неизменно напоминают нам о самом смысле нашего существования, о нашем великом прошлом и дают надежду на достойное будущее.
Ведь духовная, Христова, победа, которую нам дано унаследовать, содержит в себе возможность великих побед, подобных тем, которой добились наши деды в мае 1945-го года. И когда-нибудь духовный заряд от этих двух великих побед подвигнет наш народ на его великое преображение, после которого наступит Русское воскресение...
Правда, если наблюдать нашу жизнь в ее нынешних повседневных подробностях, то кажется, что до побед нам очень еще далеко.
На Пасху у нас, как водится, множество народа собралось вокруг храмов. Но именно вокруг. Тогда как на пасхальных службах нельзя сказать, что храмы были набиты битком. Основная масса народу подтягивается часам к четырем утра. С сумками, кошелками - освятить продукты. После этого христианское богослужение начинает плавно перетекать в языческое действо...
Если же говорить об отношении местных властей к пасхальному празднику, то они прилежно копируют отношение властей киевских, для которых великое событие, две тысячи лет назад кардинально изменившее открытые человеку горизонты, - вовсе не повод для переосмысления каких-то своих действий или для того, чтобы в чем бы то ни было себя ограничивать. Местное начальство - городское, районное, и даже сельские главы - легко освоило пасхальную риторику и благополучно справилось с поздравлением вверенного ему населения. Районное руководство, в числе прочего, пожелало через районную газету населению всего района: «...Пусть ваши души будут богатыми на добро, как праздничный стол, чистыми как пасхальный рушник и веселыми, как украинские писанки. Пусть малиновые пасхальные звоны принесут любовь и свет у семьи...» Полтора десятка сельских глав пожелали по случаю Пасхи жителям своих населенных пунктов всяческих благ, вполне грамотно и к месту употребив имя Божье. После этого, покончив с поздравлениями, продолжили, как выразился когда-то украинский советский поэт, «свое робыть»...
В том же, пасхальном, номере районной газеты опубликована статья «Восстановленная техника возвращается в АТО» - о том, как силами местных предпринимателей восстановлено 24 автомобиля, которые после пребывания в зоне АТО требовали капитального ремонта. И о том, как с бойцами 34-го территориального батальона, привезших технику, встретились представители районных органов власти, общественных организаций и духовенства. Верующие единственного в районе прихода униатской церкви подарили бойцам бензогенератор, и признались, что ежедневно читают молитвы за воинов, которые защищают Украину. А присутствующий на встрече епископ УПЦ Московского патриархата отметил «существенный вклад простых людей как в материальной, так и в духовной поддержке украинской армии. Выразил искреннюю благодарность военным, пожелал скорейшего завершения военного конфликта и возвращения живыми и здоровыми к своим семьям». В другом материале этого же номера районной газеты - «Пасхальная корзинка для бойцов АТО» - сообщается, что силами педколлектива и учащихся одной из сельских школ выпечено 109 пасок, 186 пирогов, сварено 120 пасхальных яиц, и, вместе с рисунками, аппликациями, фотографиями, поздравлениями и пожеланиями скорейшей победы, отправлено бойцам АТО. А частная газета сообщает о подобной же акции, под тем же названием, проведенной в одной из городских школ. Сообщается, что пасхальные корзинки с подарками отправились к бойцам АТО не просто так, а после освящения. Благочинный местного церковного округа, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского (Московского патриархата), освятил подарки и пожелал бойцам возвращаться живыми и с победой.
Вообще, в православном народе царит разброд. Когда однажды в церкви, по завершении службы, один из братьев во Христе спросил меня, когда это все кончится, имея ввиду нынешнюю смуту, - и я, желая утешить, поведал ему о предсказании недавно почившего одесского старца Ионы - о том, что первая Пасха после начала смуты будет кровавая, вторая - голодная, а третья - победная (подразумевая торжество православия и победу Русского мира), - то услышал в ответ: «Да, и я тоже где-то читал, что Путин в итоге с позором отступит...»
Неменьший разброд - и среди священников. Стоить заметить, что священники в наших краях разные: есть подлинно православные, есть - с либеральным уклоном, есть с языческим. Среди местного духовенства немалую часть составляют православные батюшки, бежавшие в свое время из Галиции, от церковного погрома начала 90-х. Несмотря на вероисповедальные отличия от своих гонителей, эти батюшки во многом сохранили некие общие ментальные черты духовенства той местности. Один из наших священников обозначил эти черты обобщающим емким словом «заробитчане» (так на Западной Украине называют работников, ездящих в другие края на заработки), намекая этим на то, что названные таким словом священники понимают свое служение и свой приход - по-западному - как свой «маленький бизнес». Впрочем, и сам он впоследствии уехал в Польшу, где открыл ресторан, на двери которого повесил табличку «Путину и собакам вход воспрещен», и эту «маленькую победу» врагов России недавно показывали по коломойскому телевидению. Хотя так, пожалуй, честнее...
В общем же положение очень напоминает то, которое было накануне провозглашения унии, когда под влиянием внешнего давления в православном духовенстве усилились шатания, закончившиеся отпадением от православия значительного числа сначала высших иерархов, а затем и рядовых священников.
Неудивительно, что все это самым пагубным образом сказывается на православной пастве, которая христианскую составляющую проповедуемого батюшками православия, требующую усилий и духовной работы, воспринимать не спешит, а довольствуется лишь участием в тех или иных ритуалах. Из-за этого духовная жизнь подавляющего большинства считающегося православным народа мало чем отличается от духовной жизни наших языческих предков.
И, похоже, так было и в прежние, кажущиеся сравнительно благополучными, дореволюционные времена, когда у нас была вроде бы православная государственность и православный народ... А после, в годы революционной смуты, за короткий временной промежуток все это «православие» на большинстве осыпалось, как старая штукатурка, и наш народ с энтузиазмом устремился к языческому существованию. Кстати, все это бурлящее язычество в «благополучную» дореволюционную эпоху еще Гоголь замечательно изобразил в ранних своих произведениях, посвященных Малороссии.
Лишний раз довелось в этом убедиться по случаю. В прошлой главе приходилось упоминать о прошедшем в нашем городе в начале весны «грандиозном» культурном мероприятии, для участия в котором «добровольно-принудительно» собрали «все, что шевелится»: от местного начальства до учащихся сельских школ. Речь идет о просмотре фильма, посвященного так называемой Холодноярской республике, - не подчиняющемуся большевикам анклаву, образовавшемуся после революции на границе Киевской и Херсонской губерний (теперь - Черкасской и Кировоградской областей) - в урочище Холодный Яр, близ известного Мотронинского монастыря. Все это побудило меня прочесть, наконец, культовую в «национально-свидомых» кругах книгу Горлиса-Горского «Холодный Яр», посвященную этим событиям.
Было интересно, почему православное население, живущее в пределах духовного влияния знаменитого монастыря, - бывшего в свое время центром народного восстания за сохранение православной веры и за единство Руси, - всего через пару лет после революции, сокрушившей православную монархию, прониклось антимосковской идеологией. Вполне возможно, что поддержка местным населением петлюровских банд была «не столь однозначной», как это описано у Горского. Больше похоже на то, что наш «многовекторный» народ, подобно женщине, имеющей много поклонников, демонстрировал свою лояльность всякой вооруженной силе, появлявшейся в его местности - петлюровцам, разрозненным бандам, большевикам, деникинцам - и наверняка говорил то, что хотели от него услышать.
И тем не менее такая поддержка была. Как есть она и теперь - когда наш народ соблазнился на погибель свою, скакать на втором уже по счету майдане...
Впрочем, если говорить о характере взаимоотношений пропетлюровских повстанцев с обитательницами монастыря, то об этом дает представление диалог будущего автора книги, по болезни задержавшегося в этих местах, с одним из повстанцев (уроженцем, между прочим, Кубани) по фамилии Чернота:
«- Есть ли среди монахинь сознательные украинки?[1]
- А какая из этого зелья польза?! Да младшие увлекаются нашим делом, только старая ведьма-игуменья ненавидит все украинское. Как увидит у какой монахини украинскую книжку - сейчас же поклоны заставляет бить. Она какая-то княжна петербургская, жених у нее умер, так она с горя в монахини пошла молодой еще. А вообще хорошо было бы это бабское кодло переселить куда-нибудь.
Поп тут старый, славный человек, все с игуменьей воюет - она ему служить по-украински запрещает».
Или - еще один эпизод книги, дополняющий «картину взаимоотношений»: «Вышли во двор. Возле трапезной стоит высокая, сухая игуменья с двумя сморщенными карлицами-монахинями. Казаки как раз вели через двор коней от колодца.
- Этого свет не видел! Чтобы в святую обитель, между Божьими Храмами коней заводить! - гордо обращается игуменья к своим «адъютантам» по-московски.
Чернота вежливо поднял шапку:
- <...> Вот что... Давно я тебе собирался сказать... Ты, пани матка, можешь себе Украину не любить, это дело твое, но если будешь громко об этом говорить - прикажу упаковать твои пожитки и отправлю тебя к большевикам в Каменку. Там есть «истинно русские люди» - с ними тебе будет веселее...»
Удивительно находить свидетельства антимосковской вражды - во вчера еще подданных православного государя. Этому враждебному чувству очень способствовала и политика большевиков с их разверстками. И сам автор книги пишет, что ожидаемому повстанцами общему всеукраинскому восстанию крестьянства помешало ленинское введение НЭПа.
Кстати, и само восстание против большевиков, закончилось очень поучительно для нынешнего времени.
Повстанцы, гонимые большевиками и морозами, уповали на оказавшуюся в Польше петлюровскую армию, надеясь, что она вот-вот двинет на Украину и освободит ее от большевиков. Для координации - для того, чтобы знать план действия освобождающей силы и координировать с этим планом свои действия - отправили в Польшу посланца, будущего автора книги. Но оказавшись в Польше, в среде украинских эмигрантов, он узнал, что там как раз уповали на народное восстание против большевистского гнета, ожидая, что повстанцы разгонят большевиков - а сами тем временем занимались, в основном, формированием кадрового состава будущей украинской власти...
Что же касается «символа веры» восставших, избранного ими взамен той веры, которая проповедовалась в соседнем с ними монастыре, то он выражен в словах автора книги, которые с пафосом теперь цитируются, где только можно: «Когда я упаду, мое тело наверное съедят лисицы, чтобы накормить молоком своих детей, мою кровь выпьет родная земля, чтобы вырастить из нее траву для коня того, кто станет на мое место - и ничего под солнцем не изменится».
Книга эта много дает для понимания украинства, которое представляет собой одну из форм возвращения в язычество, веру, устремленную к земным целям. И именно те, кто считаются православными, но являются на самом деле язычниками, легко затем становятся иудействующими, воспринимающими идеи, замешанные на стремлении к достижению земных благ. И именно с таким народом могут делать все те, кто эти блага ему обещают. Тогда как подлинные православные христиане ни за что не поменяют открытое им высокое понимание Божества на те земные ценности, которыми их соблазняют.
И что из того, что нынешние, ищущие земных целей, наши правители занимаются теперь низвержением Ленина? Ведь поступают они всгда и во всем по-ленински. Кстати и большевики, в книге Горского, как ни странно, очень напоминают нынешнюю порошенко-турчиново-яценюковскую власть. И какая разница, что эти, нынешние, свои «реквизиции» проводят не репрессивными, как прежние, методами, а финансовыми и экономическими - через «затягивание поясов», естественно не своих...
И даже субботники у нынешних сохранились. Каждую весну обитатели «нэзалэжной» обнаруживают свои населенные пункты и их окрестности в кучах мусора. Воплощая лозунг «моя хата - скраю», они, убирая возле своих хат, выносят мусор подальше от себя - поближе к соседям, или в посадки, на обочины дорог... Поэтому власти с приходом каждой весны вынуждены инициировать субботники, не называя их уже «ленинскими». Это мероприятие обычно щедро освещается в местной прессе. В этот раз частная газета посвятила данной проблеме обширный материал под названием «Мусорник начинается не на обочинах дорог...», намекая на засорение душ (как будто петлюровская или бандеровская «вера» способны удержать народ от того, чтобы разбрасывать везде мусор, если за это никто не накажет).
Кстати еще - об отношении к советскому прошлому. Недавно был издан указ президента о грядущих переименованиях населенных пунктов, улиц и прочего, названия которых содержат элементы советской идеологии. Так как в число ожидающих переименования входит и наш областной центр, то в городской газете появилась об этом короткая заметка. Из заметки можно узнать, что в душах нынешних революционеров и «низвергателей Ленина» не нашлось уважения к предкам, основавшим этот город, и возвращать старое, дореволюционное, название им сильно не хочется. Поэтому, вместо советского названия, предлагаются такие, которые если будут выбраны, то впоследствии город снова придется когда-нибудь переименовывать...
Идя по стопам Ленина, недолго добраться и до своего «сталина» - индивидуального или коллективного - как средства насильственного очищения от дурных наклонностей, приобретенных в эпоху «разгула свобод»... Ведь Сталин в свое время возник потому, что принятая в России после революции новая, коммунистическая, «вера», которую предложили народу взамен прежней, не способствовала созиданию. А между тем, нужно было как-то заставлять неверующее население огромной страны трудиться (к тому же - при отсутствии материальных стимулов), защищать свое государство, не позволять гражданам, которые «обрели свободу», воровать у своего государства и у своих ближних, защищать их друг от друга и так далее. Заповеди «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», после того как коммунисты «открыли», что «Бога нет», - больше уже не действовали. Поэтому и возникла необходимость в принуждении, и в орудии этого принуждения - карательных органах. Конечно, и то обстоятельство, что для коммунистических властей заповеди «не убий», «не лжесвидетельствуй» и прочие - изначально были ничего не значащими словами - тоже не способствовало смягчению этого режима.
Сейчас многие люди, и в России и на Украине, инстинктивно ощущают, что выбраться из пропасти, в которой мы оказались, нам может помочь строгий режим, вроде сталинского. Поэтому имя Сталина все чаще поднимают на щит, вызывая ожесточенные споры. Но Сталин - это лишь средство, при помощи которого получилось обуздать стихии, развязанные гражданской войной. Когда наш расхристанный народ, привыкший уже решать свои проблемы с помощью оружия - надо было силой возвратить к нормальной жизни. Самостоятельно он уже сделать этого не мог, ибо самовольно отказался от Бога.
Если возвратиться к нынешним временам и обратить взор хотя бы на те терриконы мусора, которые накопились вокруг наших селений за все двадцатилетие «независимой» жизни, и которые если не Бог, то кто-то же должен заставить поубирать - то становится понятно, что без «строгого режима» нам вряд ли удастся уже обойтись... Учитывая же общую беспрецедентную степень нашего падения - очень похоже на то, что если не образумимся, то и «сталина» нам теперь для исправления будет уже недостаточно.
Правда, вместо «сталина» (или «бандеры», от которого многие на Украине ждут наведения порядка), у нас пока на самом верху - «чудо-юдо» с бездонной утробой и множеством непрерывно говорящих голов. Одна из них - Яценюк. На страницах городской газеты он постепенно превратился в главную «звезду» ее печатных полос, - время от времени неожиданно появляясь на ее «печатном небосклоне» и обдавая всех дуновением «воздуха свободы». Очень похоже, что ему каким-то образом удалось протоптать тропку к редакторскому сердцу, и, наверное, не только в нашем районе... И неизвестно, знает ли об этом Порошенко...
Яценюк пронюхал, что в нашем регионе развито сельскохозяйственное машиностроение - и потому новая, прославляющая Яценюка, статья называется «Правительство Яценюка возродит отечественное сельскохозяйственное машиностроение». На фото - Яценюк в демократическом свитере (в отличие от окружающих его чиновников и охраны), держится за колесо какой-то сеялки. В статье - о планах правительства по захвату рынка продовольствия в мире, о кознях Путина, направленных против экспорта молочной продукции Украины, о мешающем двигаться вперед устаревшем менталитете наших аграриев и о намерении возродить отечественное сельскохозяйственное машиностроение...
Однако, несмотря на множество балаганных проявлений, украинская жизнь в высшей степени серьезна и, в своем закономерном развитии, потихоньку дошла уже до того «момента истины», когда среднего гражданина ставят перед выбором: хочешь, чтобы к тебе не было никаких претензий - вот тебе оружие - иди убивай, кого скажем...
И украинский гражданин, в большинстве своем, соглашается.
Какое будет нам возмездие за этот выбор - узнаем, наверное, уже скоро...
А пока, в конце апреля, местные газеты сообщили, как в одном из сел с большими почестями хоронили погибшего на Востоке Украины артиллериста. Какого рода «благотворительностью» занимался там погибший артиллерист - газеты умалчивают.
Признаки наступления новой «репрессивной» эры чувствуются повсеместно. Необходимость в этом возникает и потому, что украинской власти все труднее заставлять свой народ в достаточной степени ненавидеть Россию и воевать против «сепаратистов». Опубликованные в интернете официальные данные числа погибших силовиков (по областям) обнаружили, что население наиболее «свидомых» регионов вовсе не горит желанием жертвовать собою ради утверждения украинских идеалов. Оказалось, что по числу погибших на миллион жителей региона, Киевская, Ровенская, Ивано-Франковская, Тернопольская области, - чьи представители больше других активничали на майдане, - находятся в хвосте общеукраинского списка[2]. Как тут не вспомнить Шарикова из булгаковского «Собачьего сердца», представителя тех самых «низов», ради которых в 1917-м году и затевалась социалистическая революция. В ответ на требование Швондера встать на воинский учет, потому что «вдруг война с империалистическими хищниками», Шариков сразу же заявил: «Я воевать не пойду никуда <...> На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом».
Все больше работы приходится взваливать на свои плечи службе безопасности. В частной газете опубликовано интервью с начальником подразделения информационной безопасности областного СБУ. В числе прочего он рассказал о том, что местным управлением СБ Украины осуществляется постоянный мониторинг сообществ регионального сегмента сети Интернет на предмет выявления противоправных проявлений и угроз государственной информационной безопасности. И, пользуясь случаем, поблагодарил сознательных пользователей сети, которые сообщают в СБУ о сайтах и сообществах сепаратистов. Тем же, кто не знает, куда в таких случаях следует обращаться, напомнил телефон и электронный адрес службы, которые в газетном материале выделены красным цветом. На вопрос корреспондента, много ли «интернет-сепаратистов» удалось выявить - сообщил, что в 2014-м году к уголовной ответственности было привлечено 4 жителя области, которые распространяли через Интернет материалы деструктивного характера, пропагандировали идеи сепаратизма и экстремизма. А с начала 2015-го года осуществляется досудебное расследование по трем подобного рода случаям. На вопрос корреспондента, почему люди на это идут - ответил: «Кураторы из РФ обещают деньги за антиукраинскую информационную деятельность в социальных сетях. Но, как правило, люди не получают ни копейки...»
Однако, чтобы справиться с «гидрой сепаратизма» - одних газетных интервью мало. Поэтому по всему городу, на автобусных остановках, развешены некие информационные бюллетени от СБУ, солидного формата и ядовито-желтого цвета, озаглавленные «Как распознать «бытового» сепаратиста». Сама формулировка этих «просветительских листков» явно указывает на духовное родство нынешних «просветителей» с теми, кто в свое время похожими методами боролись с «бытовым антисемитизмом».
Оказывается, «бытовой сепаратист» - это тот, кто «пропагандирует российскую символику, навязывает понятия «русского мира». Также он «агитирует против мобилизации и ждет прихода Путина». Еще он может «ставить под сомнение существование украинского языка и украинской нации». Кроме того, он склонен «распространять панику и упадочнические настроения». (Тут каждый должен понимать, что начавшееся подорожание газа и света примерно в пять раз - вовсе не повод для «упадочнических настроений», а потому сильно унывающим от подорожания гражданам нужно быть осмотрительными и сдерживать эмоции, иначе их уныние может быть расценено как «сепаратизм»). Еще «бытовой сепаратист» может «распространять слухи о несуществующей угрозе русскому языку (русскоязычному населению) на территории Украины». (Рядом с городом - наглядный пример: поселок с преимущественно великорусским населением, в котором - две школы, и обе украинские, а в детсадике - если воспитанник заявится на праздник без вышыванки, то это грозит скандалом...) Весь список «проявлений сепаратизма», к сожалению, привести нет возможности, потому что граждане порвали сии плоды СБУшной мысли на сувениры, так что приходится цитировать лишь то, что не удалось оторвать. Еще нужно сказать, что означенные «плоды» не только оторваны от реальности, но и не соответствуют значению тех слов, которые употребляются. Ведь если заглянуть в любой энциклопедический или хотя бы грамматический словарь и малость «пошевелить мозгами», то окажется, что сепаратистами являются как раз те примерно 90% украинского населения, которые в 1991-м году проголосовали за независимость Украины (хотя, с течением времени, все больше возникают сомнения в том, что они действительно именно так голосовали). Тогда как те, кого сегодня на Украине называют «сепаратистами» - пытаются, напротив, преодолеть навязанный им сепаратизм.
Помимо разъяснения на тему «кто виноват», СБУшная бумажка дает и инструкции на тему «что делать». Если гражданину выпадет столкнуться с перечисленными проявлениями сепаратизма, то он должен фиксировать их на видео или аудио, или найти свидетелей и просигнализировать «куда следует». И указаны телефоны...
Изобличенным сепаратистам грозит наказание сроком от 7-ми до 12-ти лет по ст.110 УК.
Должен сказать, что ознакомившись со списком проявлений сепаратизма, неожиданно для себя обнаружил, что и сам, все последние месяцы, не ведая того, добросовестно исполнял все означенные пункты на рабочем месте и где придется, однако никто пока не воспользовался «телефонами доверия», хотя большинство собеседников смотрят украинское телевидение и верят в немалую часть того, что телевизор вкладывает в их уши... Так что пока не понятно: то ли «суровые времена», подобные сталинским, уже у нас наступили, то ли еще нет...
В ХХ-м веке, после «разгула свобод», гражданской войны, «строгого режима» при Сталине - началась большая война... Сейчас, если не образумимся, вполне можно ждать того же...
Тем временем - в виде напоминания об этом - подоспели дни празднования 70-летнего юбилея Победы в той самой великой войне, в которой было поставлено под сомнение дальнейшее существование нашего народа.
В той великой войне наш народ победил. А ведь это был народ, который в свое время отступил от Бога, разрушил свою страну, попрал ее святыни, поддался стремлению к своеволию и самоуправству - а после увидел плоды своего своеволия, и, в конце, напрямую столкнулся с силой, пришедшей его уничтожить.
В связи с этим возникает вопрос: может ли подобным же образом образумиться и нынешний наш народ - перед лицом силы, которая сегодня его уничтожает его же руками? Наверное, мог бы, если бы понимал, что с ним происходит. Сейчас же враг делает все, чтобы исключить для нас подобное понимание. Очень важно и то, что 70 лет назад наш народ все-таки имел представление о христианской вере, полученное им в дореволюционном детстве или от верующих родителей. Поэтому, оказавшись перед смертельным испытанием, мог на себе ощутить, к чему приводит попрание этой веры, и в последний момент образумиться...
Нынешний же наш человек, в массе своей, о вере представления не имеет. В «эпоху свобод» пробивающиеся к нему сведения о той вере, на которой испокон веков держалась Русь - оказались размытыми всякой другой «информацией». А потому и выводы о причинно-следственной связи обрушившихся на него теперь бед и нынешнего его «образа жизни» - сделать для него намного труднее. Разве что людоедская сущность поглощающей нас силы станет понятной каждому, после того как каждый сможет ее на себе испытать, как уже испытали ее на себе жители Донбасса...
За годы того, что на Украине называют «независимостью», народ этой части Руси подвергли множеству духовных трансформаций. Многие из них касаются восприятия гражданами «нэзалэжнойи» тех военных конфликтов, в которых живущие на Украине принимали участие в те годы, когда Украина входила в состав Российской империи или СССР. Это особенно видно на примере войны СССР в Афганистане. Воинов-афганцев чествуют на Украине исключительно как пострадавших в бессмысленной войне, а не как что-то совершивших. Хотя о том, что они сражались в Афганистане не напрасно, свидетельствует хотя бы нынешний плохо контролируемый поток наркотиков, текущий из Афганистана через все постсоветское пространство - в Европу, и убивший у нас гораздо больше молодежи, чем погибло в свое время в Афганистане. (Не говоря уже о катастрофических последствиях нашего поражения в геополитическом противостоянии сверхдержав, которое наступило, в том числе и после нашей сдачи афганского плацдарма).
Постепенно дошла очередь и до Великой Отечественной войны. Ее тоже навязчиво предлагают воспринимать в неком «правозащитном» ключе, - ужасаясь многомиллионным жертвам и непомерным страданиям, и отодвигая на задний план то, ради чего были принесены эти жертвы. И сейчас, после более чем двадцатилетней психологической обработки, стали проступать, в некой своей завершенности, признаки того, каким хочет видеть отношение народа к этой войне украинская власть.
Решительным шагом к оформлению упомянутых вожделений украинских властей стал «выданный на гора» указ президента Украины от 24 марта 2015-го года под номером 169 «О мероприятиях по празднованию в 2015-м году 70-й годовщины Победы над нацизмом в Европе и 70-й годовщины окончания Второй мировой войны». В соответствии с этим указом, накануне Дня Победы выступающим перед народом представителям местной власти было вручено нечто вроде «шпаргалок», с рекомендациями, в каком ключе следует выступать. В этих «шпаргалках» расставлены все акценты, так что становится понятным, чего в будущем следует ожидать...
Во-первых строках «шпаргалок» сказано, что «Украина начинает новую традицию празднования 8-го и 9-го мая в европейском духе памяти и примирения». И далее объясняется, что «8 мая - День памяти, это дань памяти погибших». Тогда как «9 мая - День Победы, это День чествования живых, ветеранов, которые отдали все для Победы». То есть, празднование 9-го мая продлится еще небольшое количество лет, затухая, после чего, в силу «естественных причин», праздником должно остаться только 8-е мая. Такая вот «переходная форма». Далее в «шпаргалке» описано, какие громадные жертвы понесла Украина в этой войне, и восхваляется подвиг воинов-украинцев, вычлененных задним числом из неделимого прежде народа...
Однако нельзя сказать, что оставшиеся в живых ветераны являются только жертвой манипуляций с историей. В опубликованном 9 мая в городской газете «обращении к молодежи городской организации ветеранов Украины», после рассказа молодежи о войне, в завершении сказано: «На долю народа Украины выпали тяжелые испытания и в теперешнее время. События Революции Достоинства 2013-2014 годов стали сложным испытанием для украинцев, а этим воспользовались внешние агрессивные силы для вооруженного вмешательства в дела нашей державы. Мы должны консолидироваться, ощущать первоочередность задания выдворения агрессоров из родной земли». Далее ветераны упоминают о воинах-земляках, погибших в 2014-м году на востоке Украины, и пишут: «Их военная победа перекликается с подвигами ваших дедов, которые 70 лет назад освободили украинскую землю от нацисткой оккупации. Они и другие Герои современности выступили достойными продолжателями военной традиции бойцов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»... Впрочем, ничего удивительного: одни выбирают славу небесную, другие - славу земную...
Довелось побывать и на городском празднике, в честь Дня Победы. Мероприятие происходило на площади, возле городского дворца культуры. Перед сценой на стульях сидели ветераны. Со сцены произносились речи...
В городской газете - подробный отчет о всех выступлениях. Выступали мэр города, депутат Верховной Рады, избранный от нашего округа, военный комиссар, командир одного из территориальных батальонов, воюющих на Донбассе... В числе выступающих - отец воина, погибшего в прошлом году на Донбассе. Свое выступление он завершил словами: «Я уверен, что Украина победит, я уверен, что правда - на нашей стороне. А на чьей стороне правда - с тем и Бог. Слава Украине!»
А в предыдущем номере той же газеты - материал об открытии памятника этому погибшему воину. Присутствовало районное начальство (в том же составе, что и на Дне Победы), друзья, близкие. Произносились речи. В завершении друзья погибшего варили казацкий кулеш и пели его любимые песни. В том числе и знаменитую песню бойцов УПА «Лэнта за лэнтою набойи подавай»...
Остается только спросить: по кому в свое время стреляли те самые персонажи песни, которым «лэнта за лэнтою» подавали патроны? Да по тем же самым ветеранам, которые сидели в День Победы перед трибуной, слушая выступление отца этого погибшего воина! Интересно, как у нынешних организаторов этих мероприятий все это вяжется одно к другому? Или, чтобы понять абсурдность происходящего - требуется слишком уж сложная для них мыслительная работа? Или они готовы «вязать» все, что угодно - только бы не отлучали их от корыта?..
На собравшемся в День Победы народе довелось увидеть лишь несколько георгиевских ленточек. На основной массе - конформистские «маковки», спешно изготовленные в пику георгиевским ленточкам. Конечно, теперь георгиевскую ленточку не очень просто найти. Но еще два года назад на таком же празднике все пестрело от этих ленточек. Ими были увешаны все представители администрации, и шествующие в колонах представители городских организаций и школ, и тот же мэр, представлявший тогда Партию Регионов, который теперь, с «маковкой» на груди, чествовал героев войны на Донбассе... И можно не сомневаться, что если завтра наши «кураторы» дадут «вказивку» местному начальству торжественно выйти на какой-нибудь гейпарад, в соответствующем облачении, то мы увидим почти те же колоны, в том же почти составе, с мэром во главе...
Казалось бы - после всего этого - до подлинной Русской весны бесконечно еще далеко.
Однако в дни между Пасхой и Днем Победы в Киеве отдали жизни за приближение Русской весны писатель Олесь Бузина и депутат Олег Калашников (из той же Партии Регионов).
А накануне дня Победы митрополит Онуфрий соединил жертвенную победу Христа и жертвенную победу нашего народа в Великой войне - в своем поступке, явив всему народу пример стойкости перед торжествующим злом, и укрепив веру в то, что Русская весна и Русское воскресение непременно наступят...
А в Москве, и по всей России, уже сформировано ополчение - «Бессмертный полк», - объединившее, как и подобает православному воинству, живых и мертвых...
[1] Цитируется в переводе с украинского.
[2] http://jpgazeta.ru/ukraina-priznala-gibel-minimum-38-688-voennosluzhashhih-vsu/
3. Re: Дикое поле в смутное время
2. Re: Дикое поле в смутное время
1. Re: Дикое поле в смутное время