Пережив зиму, Украина вступила в весну. Так как средний наш обыватель в оценке окружающей жизни больше доверяет телевизионной картинке от Вальцмана и Коломойского, чем собственным глазам и разуму, и так как названные господа о плохих новостях ему не докладывают, - то привычная украинская жизнь продолжается, и, по случаю прихода весны, даже питает надежды на лучшее. Продолжает свое существование и та «параллельная действительность», которую непрерывно порождает наша провинциальная пресса. Более того, создается впечатление, что по мере ослабления и затухания реальной жизни, эта - параллельная - укрепляется, становится увереннее и наступательнее. Так что даже кажется, будто одно происходит за счет другого...
Если людей Русского мира приход ранней весны заставляет вспомнить о темных страницах нашей истории, то у украинствующих - все наоборот. Потому что создаваемая ими Украина - по сути своей - это Антироссия.
Люди Русского мира в начале весны вспоминают о позорных днях марта семнадцатого, для характеристики которых более всего подходят слова из дневниковой записи Николая II, сделанной им под впечатлением от тех событий: «...Кругом предательство, трусость и обман».
Предательство одних, умноженное на безответственность других и на глупость третьих...
Предательство власть предержащих, руководителей воюющей армии, даже многих из духовенства... Безответственность интеллигенции, общественных деятелей... Глупость простых солдат (в основном, из крестьян), рабочих, неверующей и самонадеянной молодежи... Все это явилось следствием внутренней, духовной, смуты, поразившей русский народ в начале ХХ-го века, причиной которой было отступление тогдашнего русского человека от пути, указанного Господом.
Пожертвовав высшим, небесным, ради земного, русский человек, в итоге, лишился не только высшего, но и материального своего достояния, которое спустя несколько лет сначала сделали общим, а затем, по прошествии нескольких десятилетий, из общего снова сделали частным, только уже не русским...
Эта позорная революция запустила маховик других революций, прокатившихся в обезбоженном ХХ-м веке по всему миру. И к нынешним временам, когда самонадеянный человек, не желающий «ждать милости» от Бога, наладился, все что ему хочется, изготовлять искусственно, - делание революций тоже поставлено на поток. Сегодня мы затянуты дьявольской силой в водоворот очередной состряпанной для нас революции - второго за десятилетие украинского "майдана", - где все те же «действующие лица и исполнители», и где переплелись в один клубок предательство избранных народом правителей, безответственность политиков и беснование глупой, стадной и самонадеянной молодежи, соблазненной себе на погибель...
В дни Великого поста люди Русского мира пытаются преодолеть в себе те греховные свойства, из-за которых в марте семнадцатого обрушилось здание Русского дома, и из-за которых наш народ, не найдя пути к Богу, обречен из запоя революций сваливаться в тяжкое похмелье деспотических правлений, не умея выйти из этого заколдованного круга.
Для украинствующих же - напротив: дни крушения православного русского царства одновременно являются днями рождения их политического организма... Ведь именно тогда, после марта семнадцатого, зашевелились, словно паразиты в трупе, украинские политические деятели, запахло по просторам Малороссии украинскими идеями...
Революция семнадцатого года, свергнувшая в России монархию, произошла в дни иудейского праздника Пурим, отмечаемого теперь на Руси в адаптированном для местного населения виде, как женский день 8-е Марта. Что же касается той части Руси, которая называется теперь Украиной, то для ее новой (сначала нерусской, а теперь и антирусской) сущности, 8-е Марта можно считать подлинно украинским праздником, учитывая то, что ересь украинствующих является одной из множества проявлений того, что наши предки называли «ересью жидовствующих». Эта ересь, на протяжении последней сотни лет, превращает бывших православных малороссов в «украинцев» - приземленную, иудействующую, ветвь русского народа...
Уже столетие как отделившиеся от Русского мира, сначала духовно, культурно, а теперь и во всех остальных отношениях, новоиспеченные «украинцы» живут в устремлении к «иудейским целям», ища в жизни прежде всего земного благополучия. Это обрекает их на незавидную роль служить основанием той пирамиды, ближе к вершине которой пристроились те, кому их происхождение предоставляет больше прав там пребывать. Украинцы всегда, в большей степени, чем другие русские, были нацелены на приобретение земных благ. И потому их легко всегда соблазняли, обещая, как в эпоху референдума 91-го года, что если они отрекутся от русского единства, то будут «жить как в Европе», или - как в недавние «майданные» дни, - обещая, что они таки будут «жить в Европе», или - как теперь, - что они просто будут жить... Ради этих обещанных земных благ они всегда готовы были послушно выполнять то, что от них требовали... И, таким образом, докатились до нынешнего своего положения, довольствуясь теперь тем, что им, в рамках демократического процесса, позволено выбирать, какой из предлагаемых им в правители евреев для них предпочтительнее...
Привыкнув уже за последнюю сотню лет жить по законам, установленным для них теми, кто еще в начале ХХ-го века разделил наш народ по множеству признаков, в том числе и на «мальчиков» и «девочек», заставив их жить в режиме взаимной конкуренции, ревниво следя, кому из них от «взрослых» больше достанется всяких «пряников», - украинцы, в день 8-го Марта, отдают положенное по этим законам женщинам. И, в дни Великого поста, устраивают веселый праздник, в ходе которого надлежит всячески ублажать женский пол...
Если судить по газетам, по которым мы взялись изучать украинскую жизнь, то «Пурим», в наших «палестинах» отпраздновали по полной программе. Поздравлениями женщинам были наполнены все газеты до и после праздника. От должностных лиц, от руководителей партийных организаций, от депутата Верховной Рады, избранного по нашему округу... Изюминкой стал проведенный в городе конкурс «Мис освитянка - 2015» (переводится почти по Солженицыну - как «Мисс образованка»), в котором состязались учительницы городских школ. Итогам конкурса был посвящен материал в городской газете - «Горжусь я тем, что украинка от рождения». Победительницам были вручены дипломы городского отдела образования в номинациях: «Мисс Интеллект», «Мисс Оригинальность», «Мисс Элегантность», «Мисс Креатив»...
Сразу после «Пурима» наступает время празднования более конкретного украинского праздника - ведь те позорные дни начала весны семнадцатого открыли возможность не только для разделения нашего народа на «мальчиков-девочек», но и на «бедных-богатых», на «русских-украинцев» и так далее, запустив механизм его дробления и измельчания...
На 9-е марта припадает день рождения Шевченко, который, без преувеличения, «украинское все». И хотя в этом году отмечалась некруглая дата - 201 год, - но день рождения Шевченко настолько значимый для украинствующих праздник, что некруглые от круглых годовщины «украинского солнца» мало чем отличаются (все равно как для бедняка нет большой разницы между миллионами долларов и миллиардами)...
Более того, на следующий день - 10-го марта - отмечается очередная годовщина смерти поэта. Так что «именины сердца» всякого «свидомого украйинця» растягиваются аж на два дня. И хотя некоторые злопыхатели позволяют себе злорадно ухмыляться по поводу того, что величайший украинский поэт умер на следующий день после своего дня рождения, но на то они и злопыхатели... Как сказал другой украинский поэт, Павло Тычына, «нам свое робыть»...
Надо сказать, что в этом году к празднованию шевченковских дат местные его идейные наследники подошли несколько неформально, введя тем самым нашу исследовательскую совесть в некоторое затруднение: можно ли это считать характерным явлением для всей Украины. Однако мы решились ничего не утаивать и осветить все как есть.
Дело в том, что на протяжении нескольких последних месяцев, на страницах местных газет продолжалась связанная с Шевченко ожесточенная полемика, с применением «экспрессивных выражений», как пишет обычно «отвечающая за нравственность» компьютерная программа (и это, кстати, было единственным разногласием, случившимся между газетами за все время их изучения).
Под занавес украинской «оперетки» наш районный «парламент» вознамерился возвести в одном из сел памятник Шевченко, стоимостью в миллион с лишним гривен. Естественно, это было оформлено как инициатива соответствующего сельского «парламента», которую районный «парламент» лишь утвердил. Во Львове нашелся маститый скульптор, согласившийся воплотить инициативу сельчан в жизнь... Все вроде пошло по накатанным рельсам... Но тут естественному желанию сельских жителей заполучить памятник Шевченко стоимостью в миллион, воспротивилась некая «инициативная группа», включающая и владельца частной газеты, который, по такому случаю, решил пустить в дело свой печатный орган. Злые языки поговаривают, что у упомянутой группы недовольных был свой кандидат в ваятели Кобзаря, поближе и подешевле. Как бы то ни было, но вскоре по невинной затее сельских почитателей Шевченко грянул газетный залп.
Частная газета, протестуя против строительства памятника за такие деньги, напирала на то, что и сам Шевченко, если бы знал, в какой бедности пребывает сегодня народ, ни за что не стал бы «благословлять» возведение себе такого дорогостоящего памятника. (Не хотелось бы вмешиваться в эту полемику, но мы, в отличие от спорящих, не были бы столь категоричны, зная, что Тарас Григорьевич был человеком, скажем так, «разносторонним», открытым всем страстям, так что был способен на многое, и вполне мог и в этом вопросе немало удивить нынешних своих почитателей... )
Официальные газеты - районная и ставшая на ее сторону городская - долго по этому поводу пикировались с частной. Война развернулась нешуточная, с привлечением сторонников из разных слоев населения: тут тебе и военные, только что пришедшие из зоны АТО, где заглядывали в лицо смерти, а сейчас призваны высказаться по спорному вопросу с высоты своей позиции, тут и простые крестьяне, которым так сочувствовал поэт, тут и культурные работники, мобилизованные обеими спорящими сторонами и с легкостью находящие «культурные» аргументы для оправдания каждой из противоположных позиций... Из обоих воюющих лагерей было выпущено много язвительных стрел, немало вылито яду... Притом, что ожесточенную схватку приходилось вести в строго очерченных рамках, чтобы никоим образом не поколебать тот «трезубец», который у Шевченко был вместо «треножника»; когда «шаг вправо, шаг влево» - грозил выпадением за тесные рамки той колеи, по которой надлежит следовать всякому «свидомому украйинцю», после чего и до обвинения в сепаратизме недалеко... Поэтому спорящими сторонами были продемонстрированы образцы самой изощренной демагогии, на которую способны только большие профессионалы. Очень древней профессии...
По этому поводу всплывает в памяти советский поэт Вознесенский, который в самый разгар коммунистической эпохи, в своих стихах патетически восклицал: «Уберите Ленина с денег!» Исключительный был все-таки виртуоз, - предоставивший каждому понимать свой пассаж «в меру своей распущенности»: то ли как требование убрать с денег Ленина, дабы поместить на них Вашингтона, то ли как возмущение, вызванное тем, что святыню грешно изображать на деньгах... С формальной же стороны к нему никаких претензий быть не могло, разве что в чрезмерном усердии - вроде того неудовольствия, которое высказал гоголевский городничий по поводу учителя по исторической части: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне».
Когда подошли дни празднования шевченковских дат, то местная читающая публика, разогретая этой чернильной баталией, с нетерпением ожидала, что инициаторы возведения памятника Великому Кобзарю, по такому случаю от души потопчутся на газетных своих полосах по своим оппонентам. Однако этого не случилось. Видимо, к этому времени как-то все утряслось...
В районной газете заметка о праздновании очередной годовщины рождения Шевченко называлась «Народження батька українського народу». Тут даже и возразить нечего. Так и есть. Именно Шевченко произвел на свет то, чем наполняют сегодня наши души и что позволяет желающим говорить об отпочковании от русского народа новой духовной «общности» (потому что телесно «русские» от «украинцев» ничем не отличаются). Застряв в своем духовном развитии на плохо понятом Ветхом Завете, Тарас Григорьевич, своей поэзией, создал идеологию, подражающую ветхозаветному еврейству... Именно из его (увы, не божественных) вдохновений впоследствии появился новый «избранный» народ - украинцы. Из чего можно заключить, что и «спаситель» украинцами ожидается какой-то свой, не Тот, Который уже приходил...
У всякого «батька» должны быть дети. Некоторое время спустя представился удобный случай в очередной раз встретиться с ними на страницах районной газеты. (И заодно - для всех спорящих по поводу духовных корней поэзии Шевченко - дополнительная возможность познать сие «дерево» по «плодам»).
По случаю всемирного дня поэзии, отмечаемого 21-го марта, в районной газете снова была помещена подборка стихов, представившая местный поэтический «бомонд» в прежнем, примерно, составе. Под воздействием наступившей весны и в связи с достигнутым перемирием (тем более, что и главный сегодняшний «украинец» презентует себя «миротворцем»), стихи оказались более миролюбивыми, чем в зимней подборке. И по фотографиям видно, что представленные поэты - очень добрые люди. Газетная полоса, отведенная поэтам, помимо непременных поэтических заверений в любви к Украине, наполнилась в этот раз подснежниками, ручейками, листиками, травками, птичками, пчелками... В одном месте наличествует даже береза, которая, в компании с дубами и кленами:
Кисень нам дає щомить
(то есть кислород нам дает, по дословному переводу, «ежемгновенно»).
Но и в этом весеннем буйстве поэзии, среди лирических вздохов, попадаются строчки вроде:
Свобода дорого оплачена,
В бою з новітніми фашистами.
По поводу того, кто именно эти неназванные «фашисты», сомнений не возникает, потому что на Украине все, от воспитанников детских садов до обитателей домов престарелых, прекрасно знают: фашисты - это те, кто 9-го Мая соберутся в Москве на Красной площади праздновать какой-то свой, видимо фашистский, праздник...
Конкретику находим в стихах одного поэтического дедушки, который первое из двух представленных своих стихотворений, начинает словами:
Весна, це збуджене кохання -
и дальше, строчка за строчкой, выкладывает все, чем должно быть укомплектовано образцовое украинское стихотворение о весне: тут есть и «смерека» (читается как «смэрэка» - по-русски это простая елка, и хотя в нашей местности, как и на большей части Украины, по-украински говорят «ялынка», но если нужно, чтобы «москали» не узнали, «що воно такэ», то лучше сказать «смэрэка»), и вишня, и листики, и вздохи, и ласковая песня ручейка, и травка, разговаривающая с росой, и «хлопци файни» (то есть красивые), и «дивчата коло ных стрэкочуть», и «спивають радисно пташкы»...
Казалось бы - «чего же более!..» Однако, несмотря на все это, поэт все-таки не может позволить себе всецело отдаться нахлынувшим чувствам. Причину узнаем из другого стихотворения - «Якщо...» (по-русски - «Если...»):
Якщо на сполох вдарять дзвони
І грім гармат злякає все село, -
То «путінці» прийшли по наші долі
Й добра від них ми не ждемо.
Раніше звалися братами,
Сьогодні стали ворогами,
Путін з своїми холуями
Хоче зробити нас рабами...
Судя по фотографии, дедушке - лет семьдесят с добрым хвостиком. Где он, со своей нелюбовью к Москве, прятался все годы Советской власти - трудно представить. Если судить по его комплекции и жизнелюбивому взгляду - то как-то не верится, что он все эти годы просидел где-нибудь в схроне. Больше похоже на то, что он невзлюбил Москву именно на финише жизненного пути, откликаясь на настойчивые «мэседжи», посылаемые из Киева. И так с этим и прибудет туда, где обо всем будет спрошено... Впрочем, может Господь даст здоровья еще на один поэтический кувырок...
Вообще, производит впечатление перемена мировозрения у многих стариков, которым на пороге вечности внушают, что они должны ненавидеть Россию. Большое достижение хунты. Исключительные профессионалы...
Если от праздников перейти к будням, и от возвышенной поэзии снизойти к земному, то главная стоящая перед украинским обществом проблема - противостояние с врагом (а недоброжелатели украинства утверждают, что это, вообще, единственное его назначение, заложенное изначально в его «программе»). Враг же известно какой - Москва. А для противостояния с врагом нужна стойкость, основанная на верности идеалам.
В первом весеннем номере городской газеты помещен материал: «Будьте настоящими мужчинами». Журналист газеты встретилась с земляком-добровольцем, воевавшим на Востоке, раненым и проходящим реабилитацию в медицинском учреждении на родине. Он говорит: «Все мы, кто там, на передовой, шли защищать свои семьи, своих детей, матерей, жен, братьев, сестер, свою малую Родину, чтобы те предатели, путинские агрессоры не продвинулись дальше на нашу землю. Мы желаем одного: команды - в наступление. В первую очередь - оставить врага там, на месте, чтобы он никогда и против никого больше не брал в руки оружия, выгнать остальных - за границу, а потом заняться нашими «домашними» государственными делами, чтобы наш народ наконец-то жил нормально». Еще рассказывал о плачевном техническом оснащении украинского войска: «...Иностранные корреспонденты удивлялись: почему это ваш один танк тянет другого? Да потому, что первый танк только ездит, но не стреляет, а другой - только стреляет». Еще сетовал на засевших везде предателей: «...Рассказывают, будто в Иловайске погибла сотня наших бойцов, а там, очевидцы знают, полегло намного больше десантников, наша патриотическая элита, - из-за того, что их предали какие-то там генералы... На месте Президента нужно было бы <...> повыгонять генералов, которые напрямую связаны с ФСБ России... и торгуют совестью... ведь что для них родина?!» Он убежден: «Украинские воины сами могут справиться с оккупантами, было бы необходимое вооружение. А Великобритания и США должны бы «убедительнее» надавить на «Кремль», они же выступали гарантами безопасности для Украины. <...> За нами - наша земля, наши родные, за нами - правда. Мы не дадим агрессору нас поработить, поставить на колени и учить жить в нашем доме».
Враги бывают не только внешние, но и внутренние. И частная газета в первом весеннем номере опубликовала информацию о круглосуточном «телефоне доверия», работающем в местном управлении СБУ, по которому можно обращаться в случае обнаружения подозрительных лиц или информации о намерениях осуществления сепаратистской и террористической деятельности.
Очень скоро информация возымела действие. Не прошло и месяца, как газета смогла уже отраппортовать читателям о первом крупном успехе, поместив заметку о том, что 23-летнего жителя областного центра судили за сепаратизм. Он распространял через интернет материалы деструктивного характера, пропагандировал идеи сепаратизма. В ходе обыска в жилище преступника сотрудники спецслужбы изъяли компьютерную технику и материалы с призывами к свержению конституционного строя и захвату государственной власти. По приговору суда обвиняемый был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.109 Уголовного кодекса Украины и приговорен к лишению свободы сроком на 3 года, с установлением испытательного срока на 2 года.
Районная газета тем временем дала ориентир образцового патриотического поведения, публикуя заметку члена местной «Просвиты», посвященную памяти Романа Шухевича, - который 5-го марта 1950-го года погиб, по словам написавшего заметку «просветителя», «в бою против московских захватчиков». В годы войны Шухевич, в чине гауптмана (капитана), был украинским заместителем немецкого командира спецподразделения с поэтичным украинским названием «Нахтигаль», а с 1944-го года руководил УПА.
Вообще же, идеальный украинец - это тот, кто погибнет, утащив за собой максимальное число москалей, или хотя бы максимально им насолив. Современная Украина подошла уже в своем развитии к тому этапу, когда подобный подвиг предлагается совершить всему народу. В свете этой великой задачи и правильная хозяйственная политика должна иметь своей целью не удовлетворение материальных потребностей, не банальную выгоду, а противостояние с врагами. А для этого не жалко даже разрушить свою экономику и свое благосостояние - ради того, чтобы и врагу доставить неудовольствие из-за разрыва налаженных столетиями экономических связей между регионами прежде единой державы. Пример подобного подхода продемонстрировала городская газета, разъяснив на своих страницах читателям, как следует политически правильно понимать предстоящее подорожание коммунальных услуг. В материале «Путь к газовой независимости» грядущее, с 1-го апреля, повышение цен на газ презентуется населению как важный шаг освобождения от зависимости от России. Ведь, как пишет газета, «Кремль всегда использовал «газовую иглу», как один из весомейших факторов влияния на Украину. Единственный путь разбить оковы - это повысить цены на газ не только для промышленников, но и для домохозяйств...»
В середине марта в городе прошло важное «культурное мероприятие», о котором написали все газеты: демонстрация в городском дворце культуры документального фильма «Холодный Яр» и встреча с его создателями. Мероприятие было осуществлено при поддержке областной администрации. На нем присутствовали все местное руководство, учащиеся городских и сельских школ, патриотически настроенные граждане. Фильм посвящен так называемой Холодноярской республике, образовавшейся после революции в урочище Холодный Яр, близ Черкасс, контролировавшей около двух десятков сел и сопротивлявшейся большевикам до 1922-го года. Участвовавший в мероприятии кандидат исторических наук из областного центра, в своем выступлении, сделал упор на связь событий, которым посвящен фильм, с современностью: «Это фильм о нас <...> Наша борьба пробивается сквозь поколения <...> Потому что оккупационные войска приходили - пришли в Украину, чтобы возродить «единую и неделимую»...
Не успело усвоиться впечатление от этого «культурного мероприятия» - как несколько дней спустя произошло еще одно, не менее значимое, собравшее местное руководство и патриотическую общественность. В городе, в торжественной обстановке, была открыта мемориальная доска на местном краеведческом музее - в честь умершего в 2011-м году многолетнего его директора, местного краеведа-энтузиаста, которого один из выступающих на мероприятии назвал «человеком высшей украинской пробы».
Фамилия нашего прославленного земляка на русский язык переводится как «вред». Помнится, у Ельцина, в эпоху Беловежских соглашений, был деятельный сподвижник, сыгравший в подготовке этих соглашений одну из главных ролей, украинская фамилия которого по-русски означала «мошенник». Впрочем, в нашем, местном, случае о каком-либо злом умысле говорить не приходится. Просто кто-то хитрый в свое время украдкой «перевел стрелки» по «пути следования» этого активного человека (как и огромного числа других «украинцев»), и он незаметно для себя перескочил на ту несчастную колею, следование по которой приносит лишь вред. И чем больше активности - тем больше вреда.
Он действительно немало потрудился над перелицеванием местной истории на украинский лад, и над созданием той параллельной национально-культурной реальности, которая принята теперь у нас в качестве официальной.
Следы его неуемной деятельности можно найти и в интернете, если сравнить русскую и украинскую страницы в «Википедии», посвященные нашему городу, основанному в середине XIX-го века старообрядцами, переселившимися из Орловской губернии. В украинской версии город наш преображается до неузнаваемости. Он предстает как очаг украинской культуры - в дореволюционное время, арена национально-освободительной борьбы украинцев - в годы гражданской войны, которую осуществляли политические деятели, базировавшиеся в местном лесу и делающие набеги на ближайшую железнодорожную станцию. В годы Второй мировой войны (так названа на сайте Великая Отечественная война) городские обыватели воспринимали Россию как заграницу, ожидая от нее бомб. С немцами же боролись не столько коммунисты, сколько украинские националисты. Потому что местные коммунистические партизаны, которых все послевоенное время прославляли как борцов с фашизмом, интересовались, в основном, женским полом... И так далее, и тому подобное...
Продолжается активная помощь украинским воинам, находящимся в зоне АТО, осуществляемая местной властью, школами, общественными организациями и просто неравнодушными гражданами, - о которой можно найти сообщения в каждом номере всех газет. К примеру, в частной газете помещено интервью с активисткой волонтерского движения одного из сел, которое поддерживает бойцов, пребывающих в зоне АТО. Ходят по селу, просят у людей денег. Если нет денег, просят картошку, если нет и ее - берут консервацию, одежду, кто что даст. На вопрос журналистки: «Какова реакция односельчан?» - отвечает: «Слава Богу, помогают охотно. Никто не отказывает. Все село активное. Но несколько раз мне бросали фразу: «Если бы не такие как вы, то и война давно бы закончилась!» Но большинство земляков сознательные, пробудились, помогают, потому что понимают, что те парни на фронте - это наш с вами щит, наша защита...»
Как оказалось, пропагандистские усилия приводят иногда к неожиданным результатам, к некоторым, так сказать, «побочным эффектам». Подобное случается потому, что плодами антироссийской пропаганды и военной истерии могут теперь воспользоваться не только Соединенные Штаты и поставленные ими туземные правители Украины, но и, в частных корыстных целях, некие посторонние граждане, ни копейки не вложившие в нагнетание русофобии. С такими надлежит бороться. Об одном таком случае, в заметке «Мошенники маскируются», написала городская газета: о том, как по некоторым городским организациям и учреждениям ходили люди в военной форме и просили денег... Будто бы для того, чтобы добраться до своей воинской части...
Помимо деятельности разрушительной - борьбы с «врагами» внешними и внутренними, - на страницах наших газет попадается информация и о попытках деятельности созидательной, осуществляемой представителями тех или иных ветвей государственной власти, всех ее уровней...
Вот городская газета сообщает о том, как в середине марта город посетил депутат Верховной Рады, избранный туда на осенних выборах по нашему одномандатному округу. Надо сказать, что наш регион своей «депрессивностью» (а, значит, и дешевизной голосов) неизменно привлекает к себе многих всеукраинских знаменитостей, желающих избираться в Раду. К примеру, из соседнего округа стартовала когда-то в большую политику сама Юлия Тимошенко. Однако к чести местных избирателей, они, в наших условиях, все-таки всегда делали выбор в соответствии со словами Иосифа Бродского «ворюга мне милей чем кровопийца», и упрямо не желали избирать от нашей местности в Верховную Раду всевозможных национально-свидомых, в том числе и известного русофоба Яворивского. На последних выборах наш избиратель оказался верен упомянутому своему предпочтению, избрав в Раду бывшего заместителя знаменитого киевского мэра Черновецкого и огорчив тем самым целое кубло претендовавших на депутатский мандат националистов, которые, после проигрыша, долго еще клацали зубами и пытались оспорить результат народного волеизъявления.
И вот теперь новоизбранный депутат посетил свой округ для встречи с местным руководящим «бомондом», которая прошла в одной из городских школ. О результатах встречи газета поведала немного. Главное же: «Народный депутат заверил присутствующих в том, что будет держать с округом постоянную связь и ежегодно отчитываться перед избирателями».
В следующем номере городской газеты - материал о том, как глава областной администрации провел в нашем городе выездной прием граждан, в ходе которого, «в ручном режиме», решал социальные вопросы тех, кто к нему обращался...
А на другой странице этой же газеты - сам Яценюк. На фотографии: в одной руке держит микрофон, другой - жестикулирует. Материал называется: «Сто дней правительства: что сделано - и что впереди». Текст начинается кратким повествованием, рисующим, в каких нелегких условиях пришлось работать правительству: «Вот уже год Украина живет в состоянии войны с внешними и внутренними врагами. И первые, и вторые изо всех сил «раскачивают» державу, стараясь дестабилизировать общество. Однако враги напрасно тратят титанические усилия и астрономические деньги, украинцы остаются едиными и сплоченными...»
Относительно будущего Яценюк тоже не обнадежил. В будущем, как в песне поется, «покой нам только снится». Эти самые грядущие времена, как поется в другой песне, - «они будут тоже трудны». Яценюк откровенно объясняет почему: «Осенью будем выбирать местных депутатов всех уровней. На эти выборы сейчас и нацелились путинские агенты. <...> Поэтому мы должны быть бдительными и не дать себя ввести в заблуждение».
Что же удалось сделать правительству за сто дней работы? А вот что: «Первое: в сверхсложных условиях удалось избежать задолженности по социальным платежам. И это при том, что война с российскими оккупантами ежедневно забирала из бюджета миллионы. <...> Второе: правительство объявило войну олигархам, которые были опорой всех прежних режимов. <...> Третье: начался процесс сокращения чиновничьего аппарата... <...> Четвертое: правительство пошло на значительное уменьшение налогов и запретило налоговикам и другим государственным органам проверять бизнес. <...> Пятое: началась бюджетная децентрализация. <...> И, напоследок. В Украину и ее правительство поверил мир. МВФ уже выделил нашей стране 5 млрд. долларов кредита, поэтапно получим еще 12,5 млрд...»
Спустя неделю, в городской газете - снова фотография неугомонного Яценюка. И снова статья о нем. На этот раз - под названием «Олигархи объявили войну Яценюку» (и подзаголовком «богачи мстят премьеру за то, что его правительство выполняет требования Революции Достоинства»). Заголовок и подзаголовок исполнены крупным жирным шрифтом, по форме и содержанию больше напоминая транспарант. Все это - для тех, кто не станет дальше читать. Мы же, снедаемые любопытством, не можем удержаться, чтобы не узнать все подробности «страшного заговора». Оказывается: «Пока на Востоке страны военные отстаивают наши рубежи от российских террористов, богачи мобилизовали свою «армию» для расшатывания ситуации в государстве изнутри... Их логика простая: чем хуже, тем лучше. Ведь за травлей Яценюка стоят именно те фигуры, которые <...> стояли за организацией антимайданов, со сцены которых кремлевские агенты зазывали Путина в страну... Яценюк хорошенько насыпал соли на хвост олигархической братии... Правительство сломало десятки коррупционных схем... Пятая колона получила из Москвы задание сбросить Яценюка. И тем самым отомстить и за себя, и за Януковича... Премьер и члены его команды <...> не позволили Путину год назад реализовать план захвата Украины... Надежды врагов Украины не оправдались. И потому сейчас на свержение Яценюка брошено десятки и сотни миллионов долларов... Россияне хотят возвратиться на украинский рынок, получить контроль над нашей энергетикой и над нашими душами... Мы должны понимать: если олигархам и Кремлю удастся осуществить задуманное, жертвы Майдана, жертвы войны будут напрасными...»
Яценюк - большой виртуоз. Знающий досконально расположение струн в душе народа, ожидающего от него благоденствия и процветания; и за какую из этих струн нужно дернуть, чтобы добиться необходимого результата. Из прошлого посвященного ему материала мы узнали, что ему исполнять «танец премьер-министра» мешают «путинские агенты», которых он сам предварительно понасаживал в темных схронах сознания украинского обывателя, теперь - к «агентам Кремля» - добавились олигархи. Ну кто любит олигархов?! Они, гады, во всем и виноваты! Не Яценюк же, в самом деле...
Впрочем, видимо не все испугались «путинских агентов», и в городе иногда даже рождаются дети. Городская газета в одном из мартовских своих номеров поведала о том, какие имена дают новорожденным молодые родители. Прослеживается две тенденции: или экзотические - Айа, Ева, Эмилия, Злата,.. или старинные - Ульяна, Захар, Макар, Матвей...
Результаты созидательных потуг державных мужей - тоже иногда предательски просачиваются на газетные страницы...
Вот, в самом начале марта, в городской газете - опубликовано обращение городского совета ветеранов к предпринимателям города - по поводу стремительного роста цен... «Где же порядочность, ответственность перед заповедями Божьими?.. - вопрошают ветераны. - А цена на хлеб, муку, хлебобулочные изделия? И это в то время, когда в области собран рекордный урожай зерна...»
А вот, уже в конце месяца, в той же газете, под рубрикой «Народная трибуна» опубликовано письмо читателя, озаглавленное «Полет селедки в «ловких» руках», в котором читатель жалуется на то, что продавщицы магазинов обычно слишком сильно бросают селедку или колбасу на весы, из-за чего продукт, падая с высоты, набирает дополнительные граммы...
И в том же номере газеты заметка о том, как на вокзале правоохранителями была задержана 58-летняя женщина с подделанным пенсионным удостоверением. Чтобы не платить за проезд в электричке, она вклеила свою фотографию в чужое пенсионное удостоверение. Теперь преступная гражданка общается со следователем, так как своими действиями она нарушила ч.1 ст.358 Уголовного Кодекса Украины.
Вообще, в газетах - много всевозможной «криминальной хроники». Иногда, особенно в городской газете, до трети печатного пространства (если не считать рекламы и телевизионной программы) занимают различные сообщения криминального характера. Вот, к примеру, один из номеров. В нем - о том, как двое пили, потом поругались, потом один другого зарезал... И о том, что участились случаи разбоя: одна группа вымогателей, - которые взломав дверь в доме пенсионерки, напали на нее и вынудили отдать им 7000 гривен, - задержана в городе; другие «джентльмены удачи», которых задержать не удалось, промышляли тем же в отдаленном селе... И о том, что в городе патруль задержал трех молодых людей, которые вели себя очень дерзко. У одного из них отобран кастет. Начальник местной милиции разъясняет читателям, что за это тоже полагается уголовная ответственность...
В начале апреля частная газета под заглавием «Технология выживания» поместила опрос представителей разных категорий населения города и района: неработающей пенсионерки, работающей пенсионерки, семьи из двух работающих (без детей) и семьи с двумя детьми - и составила примерный отчет доходов и расходов среднего жителя. Всем с трудом хватает на продукты и коммунальные нужды и не хватает на одежду. Все со страхом ожидают грядущего, с 1-го апреля, подорожания коммунальных услуг.
В том же номере частной газеты, в заметке «Коммунальная математика», приводятся примерные подсчеты, сколько, начиная с 1-го апреля, придется платить населению за газ и электроэнергию. С учетом всех нюансов получается, что газ и электроэнергия в среднем подорожают в 5 раз.
У православного народа - время Великого поста. Приближается Пасха. Частная газета в конце марта посвятила этой теме материал, обозначив направление желательной духовной трансформации населения нашего края.
Но прежде, для справки, стоит сказать, что в городе и ближайших окрестностях - пять полноценно действующих православных храмов. Все они - Московского патриархата (правда, недавно самый смелый из батюшек снял упоминание об этом из вывески на храме, а менее смелые - сняли уже давно). То же - и в отдаленных селах. Кроме православных церквей принадлежащих Московскому патриархату, в городе есть еще наскоро выстроенная в стиле металлического гаража - автокефальная церковь (которая, тем не менее, удостоилась права красоваться на фотографии в украинской «Википедии», представляя религиозную жизнь города). А в одном из сел промелькнувший во времена Ющенко районный глава, построил униатскую церковь. И зарегистрировано еще две общины Киевского патриархата, о реальном существовании которых ничего не известно. Все это - не считая полного набора протестантских и прочих, подобного рода, религиозных образований: баптистов, евангелистов, адвентистов, иеговистов...
Так вот: в дни православного поста, в газетной статье о том, зачем нужно молиться, почему нельзя работать в воскресенье и в церковные праздники, зачем нужен пост и так далее - все это объясняет читателям униатский священник. И в качестве эпиграфа к статье выставлены слова униатского кардинала Любомира Гузара - о главенстве души над телом.
Все это свидетельствует о попытках повторить в наших краях ту трансформацию, которую в свое время удалось осуществить с русским когда-то народом, проживающем в австрийской Галиции. Правда, в Галиции эта трансформация произошла в несколько другой последовательности. После Брестской Унии Галиция, вместе с другими русскими землями Речи Посполитой, становилась постепенно униатской. И если при Екатерине II, после разделов Польши, Правобережная Украина (и ближайшие к Галиции Волынь и Подолье) были выхвачены из униатства и возвращены в православие, то в оставленной в Австрии Галиции униатство укрепилось. Культурная же трансформация населения этого края была осуществлена в начале ХХ-го века, когда русским жителям Галиции австрийская власть объявила, что они - «украинцы», и предоставила им широкий набор «кнутов» и «пряников», которые должны были им помочь сделаться таковыми. А они поначалу очень удивлялись и говорили: «Прозывают нас украинцами, а ведь мы ничего не украли»[1]. Однако затем, после вкушения «кнутов» с «пряниками» - постепенно привыкли...
У нас же, на Центральной Украине, все происходило в другой последовательности. Сначала была культурная трансформация, следующие с перерывами этапы осуществляемого по инициативе и под контролем властей поглощения и замещения русского украинским: после революции, при немцах, при Хрущеве, в годы «нэзалэжности»... А теперь настало время духовной трансформации...
При том, что местный пан, предоставивший для этого дела свой печатный орган, к религии индифферентен. Бог для него - маммона, и разница между православием и униатством ему неведома (за исключением того, что православие, по его мнению, плохо, потому что это - «московская вера», а униатство - хорошо, потому что это как на Западной Украине, а на Западной Украине - все почти как на Западе).
Признаться, была еще надежда, что пропаганда униатства осуществляется частной газетой по недомыслию, и в следующий раз, обратившись к религиозной теме, газета предоставит слово кому-то другому. Ан нет. В следующем номере, посвящая материал Входу Господа в Иерусалим, газета снова обращается к униатскому священнику, который рассказывает читателям евангельскую историю, связанную с этим праздником, и о том, как принято в народе («забыв» упомянуть, в каком именно народе) отмечать этот праздник...
Остается только надежда на то, что Господь провинциальных украинских газет не читает, а читает только наши сердца...
Впереди - Воскресение Христово, Пасха. А Пасха - это уже Русская весна. Возможность Русской весны, Русского воскресения...
(Продолжение следует)
[1] Антоневич Н. И. Наше нынешнее положение (эпизоды из новейшей истории). Львов. 1907, с. 61. Цит. по кн.: Каревин А. Русь нерусская. М., 2006, Имперская традиция.
2. Re: Дикое поле в смутное время
1. Нынешнее украинское "эхо" окаянного февраля 1917 года.