Особое внимание «Наша нива» уделяла тем акциям священников, которые ограждали избирателей и выборщиков от революционного и оппозиционного влияния. Причём журналисты газеты чётко расставляют оценки. Для них священники не являются (за редким исключением) положительными персонажами, т.к. они не проповедуют идеалы, разделяемые газетой. Пропагандистов антигосударственных взглядов газета называла «хорошими людьми». Противниками «хороших людей», по мнению газеты, были «попы и разное начальство» или «попы и некоторые крестьяне, которые купили землю без банка». Наряду с черносотенцами «попы», «начальство» и «некоторые крестьяне» обвинялись газетой в том, что после их пропаганды крестьяне «сами не знают, чего придерживаться» [1, с. 4].
Православные священники принимали участие в предвыборной агитации. В частности, в Минске всех православных выборщиков - крестьян поместили в архиерейском доме, где с ними, по мнению «Нашей нивы», беседовали «враги свободы народной» [6, с. 6]. Также с крестьянскими избирателями по поводу выборов говорил архиерей. Он устроил крестьянам обед, потом объяснил, кого нужно выбирать, после чего крестьяне целовали крест и евангелие, что будут выбирать, как обещали. Накануне отъезда архиерей каждому дал денег [9, с. 7]. В Бобруйске, как писала газета, «попы готовятся к выборам», чтобы сделать то же самое, что и при выборах во Вторую Думу - провести от крестьян правых. [11, с. 5].
В Гродно православный архиерей не только беседовал с крестьянами, объясняя последствия поддержки революционизированных городских выборщиков, называя это «предательством святого креста, родного края и православной веры», но и встал перед крестьянами на колени. Крестьяне были поражены, что священник не самого низкого звания стоит перед ними на коленях. Когда крестьяне рассказали ему, что с городскими уже договорено о взаимодействии, архиерей сказал, что подобные договоренности можно и не выполнять. Газета была возмущена таким поведением священника, поскольку крестьяне отказались от союза с городскими выборщиками [8, с. 2]. А священники г. Бельска Гродненской губернии хотели видеть гродненского архиерея депутатом архиерея [10, с. 6-7].
Помимо этого авторы «Нашей нивы» вкладывали в уста православных священников такие слова, которые вряд ли бы последние говорили. Так, гродненский архиерей, по информации газеты, говорил, что «наилучшие друзья мужиков одни помещики и призывал их выбирать именем Христа» [6, с. 7]. Однако в другом номере газета утверждает, что «и поп в церкви, и земский начальник в волости уговаривали всех, чтобы выбирали попов да старшин» [8, с. 3]. Последнее утверждение более реалистично, поскольку православные священники не призывали голосовать за помещиков, т.к. последние в подавляющем большинстве были католиками. Православные священники призывали голосовать за консервативно настроенных православных крестьян, крестьянскую администрацию или собственно священников, но не за помещиков. Наивные представления о том, что все противники левых сил являются союзниками друг друга, не позволяли газете реально оценивать ситуацию.
Тем не менее, несмотря на достаточно активную левую агитацию, крестьянская масса проголосовала в основном за правых кандидатов. Как констатировала «Наша нива», описывая итоги выборов в Витебской губернии, большая часть выборщиков-крестьян «послушали попов и ксендзов», объединились с помещиками и провели в Думу правых [7, с. 2]. Православные и католические священники «окружили тёмного мужика, запугали его пеклом, и мужик не выдержал, сдался...», - утверждала газета, обвиняя священнослужителей в использовании некорректных приёмов пропаганды [8, с. 2]. Левые пропагандисты оцениваются газетой положительно. В частности, «Наша нива» описывает один из таких образчиков пропаганды «прогрессивных лиц» в г. Лиде, где некий крестьянин угрожал остальным, что если те проголосуют за правого кандидата, тогда дома им переломают ноги и разобьют головы. Автор заметки, в которой упомянут эпизод, не даёт такому способу пропаганды отрицательной оценки, но с удовольствием подчёркивает, что крестьяне за правого кандидата не голосовали [5, с. 6]. Таким образом, беседы священников с крестьянами однозначно оцениваются газетой как «задуривание головы», а угрозы жизни со стороны оппозиционных пропагандистов воспринимаются как вполне нормальное явление.
Тем не менее, в массе консервативные настроения крестьянства поддерживались не только священниками, но ещё и крестьянским пониманием нагрузки слов. Так, в Гродненской губернии Софийское православное братство, агитирующее за правых кандидатов, столкнулось с тем, что крестьяне охотнее склоняются именно к ним, по причине того, «что тёмные люди думали, будто "правый" значит "правдивый"». В итоге в Гродно «мужики на всех выборах выбирали черносотенцев и верили, что это есть самые "правдивые", справедливые. В губернии так же, как бараны, пошли мужики под команду братства» [12, с. 3]. Видимо, агитация священников именно за правых, придавала крестьянам ещё больше уверенности в том, что они выбирают наиболее справедливых людей. А «Нашей ниве» оставалось лишь называть всех, кто не поддерживал оппозиционные взгляды, темными людьми.
И в качестве достаточно яркого примера отношения «Нашей нивы» к проблемам религии можно привести ответ на ненапечатанное письмо. Некто, проживающий в Петербурге и скрывшийся за псевдонимом «Халимон» написал в редакцию «Нашай нивы» статью, в которой, видимо, описал, что депутаты с белорусских территорий стараются соблюдать православную обрядность. В рубрике «Пачтовая скрыня» редакция ответила Халимону: «нужно ли печатать о том, что депутаты белорусы научились петь "Отче наш" перед обедом, живя с духовными депутатами. Пишите лучше, как "поют" мужики по деревням» [13, с. 8]. Т.е. какой-то позитив, связанный с Православной Церковью, газетой явно не приветствуется.
В целом, сами журналисты газеты указывали, что роль священника для принятия решения крестьянами являлась достаточно важной. Священники смогли противостоять пропаганде левых сил, не смотря на то, что события происходили в 1907 г., когда Первая русская революция уже клонилась к окончанию, но затишья с стране ещё не наступило.
Доклад на конференции, посвященной тысячелетию преставления св. князя Владимира, состоявшейся 14-15 мая 2015 г. в Жировичском монастыре,: «Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира».
Литература и источники
- Наша ніва. 1907. № 1.
- Наша ніва. 1907. № 2.
- Наша ніва. 1907. № 3.
- Наша ніва. 1907. № 4.
- Наша ніва. 1907. № 5.
- Наша ніва. 1907. № 6.
- Наша ніва. 1907. № 7.
- Наша ніва. 1907. № 8.
- Наша ніва. 1907. № 13.
- Наша ніва. 1907. № 27.
- Наша ніва. 1907. № 29.
- Наша ніва. 1907. № 32.
- Наша ніва. 1907. № 36.
Впервые опубликовано на сайте Западная Русь
1. Церковь вне политики?