Общество как духовный феномен

Глава IV

Православный социализм 
0
483
Время на чтение 16 минут

 

Общество - очень сложный объект, и оно может рассматриваться с разных сторон. Однако наиболее важную, решающую роль играет духовная жизнь общества.

Органичное общество

 

Начнем рассмотрение вопроса с понятия органичного общества.

Это общество с сильными социальными связями; настолько сильными, что становится верной аналогия с организмом, в котором различные его члены выполняют определенные функции, направленные на обеспечение жизни всего организма. В органическом обществе разрыв связей влечет гибель (или инвалидность) отторженного члена. Органичное общество обладает замечательными свойствами повышенного сопротивления негативным воздействиям и наоборот, удивительной силой поддержки и взаимовыручки.

Отметим, что органичное общество не тождественно полному обществу. Верно, что связь, обеспечивающая жизнеобеспечение зачастую является сильной связью. Но это не всегда так. В капиталистическом обществе рыночные связи нельзя рассматривать как сильные, поскольку они носят индивидуалистический характер, растаскивают людей по углам и не приводят к эффекту взаимоподдержки. В этом смысле социалистическое общество является более органичным.

Далеко не любое общество - органичное. Безусловным примером органичного общества является семья. Трудовая община, в которой реализован принцип братства, тоже является органичным обществом. А вот государство - далеко не всегда органичное общество. Чем идеология общества более либеральна, тем менее оно органично.

 

Духовность как основа общества

 

Итак, органическое общество можно уподобить организму, в котором все органы - члены общества - выполняют (сознательно или неосознанно) определенную функцию, необходимую для существования целого. Отметим, что сравнение с живым организмом не буквальное, а лишь аналогия, более или менее правдоподобная. Может быть, более точным является взгляд на органическое общество как на систему. Как и организм, система состоит из компонент, подсистем, играющих свою роль в целой системе. Ценность органического общества - в его сплоченности, и следовательно - в потенциальной выживаемости. И, как правило, именно органическим обществам Господь дает особую, яркую судьбу в истории.

Но органическое общество имеет еще одно важное свойство: оно ведет душевную и духовно-нравственную жизнь, уподобляясь личности, и тем самым образуя металичность. Наш замечательный русский философ Л.П. Карсавин называл такую социальную личность «симфонической личностью», и предполагал, что над индивидами надстроена целая пирамида таких вложенных одна в другую симфонических личностей, которые в совокупности образуют всеединство и подчинены Богу [3,8].

Душевно-психическая жизнь общества сводится прежде всего к национальным особенностям и выражает «национальный характер». Но нас более интересует духовно- нравственная жизнь социума. Она безусловно существует - это реальность, причем наиболее важная с точки зрения христианства. Оказывается, к социальной металичности могут быть применены многие христианские понятия

Так, несомненно, что в истории общество (государство, народ) является актором, т.е. источником действия, начиная новый причинно-следственный ряд. Разумеется, в силу обладания свободой, акторами являются люди, осуществляющие социальное поведение. Но и все общество как целое обладает свободой и поэтому является активным действующим лицом в истории. Важно, однако, подчеркнуть, что акты, поведение общества, являясь неким результатом актов людей, носит особый характер, качественно отличный от поведения отдельных членов общества. Иначе говоря, историческое поведение общества не есть арифметическая сумма действий индивидов - у общества иные цели, задачи, формы действия. Это, кстати было давно замечено, и поэтому вождя общества оценивают и судят не как обычного человека - его поступки и решения выражают поведение всего общества, а не носят частный характер.

Исключительно важной стороной духовной жизни общества является его отношение к Богу - приход к истинному Богу, почитание Его, послушание Ему, исполнение Его воли. Или наоборот - отход от Бога, атеизм, идолослужение, богоборчество. Подчеркнем, что речь идет не об отдельных людях, а о социумах, и эти тенденции прослеживаются не только на уровне статистики религиозного поведения, но и общественной морали, в государственной идеологии и законодательстве. И надо отметить, что воздействие общества в этом вопросе весьма велико.

Ярко и многообразно эти положения подтверждается Библией. В Ветхом Завете мы можем найти массу народов и племен, которые, по библейскому сказанию, являются действующими лицами истории: Израиль, Египет, Сирия, филистимляне, гергесеи, азотяне, иевусеи и проч. При этом видно, что каждый из этих акторов является как бы одушевленным лицом со своим характером, намерениями, волей и т.д. Причем лейтмотивом изложения и по сути дела единственно важным вопросом является вопрос верности Завету и следования путями Господними.

Духовно-нравственная жизни обществ выражается также в том, что к ним применимо понятие греха. Грех - это искажение воли Божией (которая всегда присутствует в любом событии). По-гречески грех - «амартия» - промах, непопадание в цель. «Промах» может случиться (и постоянно случается) и с обществом. Греховность общества может выражаться двояко - через греховность общественных институтов и через грехи членов общества, имеющие общественный характер. При этом, как правило, имеют место оба этажа общественного греха. Например, рабство. С одной стороны оно поддерживалось законами (например, Византийской Империи), и в этом смысле можно говорить о греховности общества как такового. Но с другой стороны, никто не обязывал иметь рабов, и в этом смысле рабовладение - личный грех, хотя и имеющий общественный характер, поскольку он касался свободы других людей. Можно указать и другие грехи подобного рода: ростовщичество, торговля вредной и аморальной продукцией, проституция, социальное неравенство, неправедная война и пр.

Как и любой грех, общественный грех подлежит искуплению, причем только двумя способами покаянием или скорбями (наказанием). И все это мы воочию видим в жизни обществ. Общественное покаяние имеет разные формы. К ним можно отнести свободное обсуждение вопросов в общественных собраниях. Или публичные высказывания общественно (или церковно) значимых личностей, имеющих моральный и духовный авторитет. Возможны и некие государственные акты, от имени всего государства выражающие или иные покаянные идеи, а также акции типа сугубых постов. Результатом общественного покаяния должно быть исправление - прежде всего исправление общественных институтов.

Если покаяния нет, то следует ждать скорбей - в виде войн, революций, глобальных экологических катастроф и проч. Заметим, что наказывается весь народ, а не только отдельные личности. Господь этим самым как бы требует от нас исправления на социальном уровне.

Ветхий Завет дает нам массу примеров такого рода событий. Прежде всего - сам Израиль. Библия, и в особенности писания пророков, рисуют нам портрет иудейского общества как единого целого, как некой совокупной личности, которая ведет себя по-человечески. Израиль отвращается от Бога, и тогда разгневанный Бог наказывает его бедствиями или военными поражениями. Или наоборот, Израиль кается, снова взывает к Богу, и тот, умилостивившись, дает Израилю победу над сильными врагами или материальное благополучие. Такой антропоморфизм в отношении Израиля употребляется настолько часто, что возникает четкое представление об израильском народе как цельном организме и даже личности. И другие народы изображаются в той же манере - они грешат (прежде всего - идолопоклонством) и потому подвергаются наказанию Божиему.

Новый Завет только подтверждает это уподобление. Там весь еврейский народ Христос называет Иерусалимом. Скорбя, Он говорит: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:37,38). Как известно, Израиль так и не покаялся в убийстве Христа. И потому на Израиле до сих пор лежит печать духовного проклятия, печать отпадения от Божественной благодати.

Следует, однако, отметить, что полного тождества между духовной жизнью индивида и общества нет. Это лишь аналогия, применение которой имеет свои границы. Так, утверждать, что общества спасаются в вечности, было бы опрометчиво. Писание определенно говорит о спасении людей, но не обществ. Общества живут в истории, но не в вечности (хотя и способствуют спасению многих поколений). Наша задача преобразить общество, сделать его благодатной средой для воспитания человека для вечности. В конце времен все социальные структуры будут разрушены. Однако представляется, что уничтожено будет не все. Так, в Боге есть национальная идея каждой нации, и причастность к ней, по-видимому, сохранится и в Царстве Божием.

 

Формы социальной любви

 

Но есть еще одно дополнение к характеристике духовно-нравственной жизни общества, дополнение крайне важное: общество можно любить. И обратно - общество может любить.

Представляется, что само понятие христианской любви иногда неоправданно зауживают. Говорят только о любви между людьми, а также между Богом и человеком. Безусловно, это высшие и наиболее важные проявления любви. Но разве не является проявлением Божественной любви крещение Господне, когда Бог освятил все сотворенное Им естество этого мира? Разве не говорит апостол Павел, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8,22), и следовательно тоже ждет искупления и обожения, которое в будущем ей будет дано Христом? Поэтому границы христианской любви шире - они объемлют весь мир, и безусловно включают человеческое общество.

Любовь может выступать не только на личном, но и на социальном уровне. И такая социальная любовь, не сводящаяся к любви индивидов, реально существует. Причем она может быть подлинно христианской, несмотря на то, что общество в строгом смысле не является личностью. Дело в том, что главное в христианской любви - подвиг, это любовь жертвенная. А жертвенность может проявляться не только по отношению к индивидуальной человеческой личности, но в не меньшей мере к металичности, к обществу в целом. В связи с этим важно рассмотреть виды социальной любви.

Прежде всего, тот очевидный факт, что люди в большинстве своем любят свое общество, демонстрируется через такие коллективные понятия как Родина, Отечество. Родину можно любить всем сердцем, за нее можно идти на подвиг, отдавать жизнь. Ибо в слове Родина вмещается все - и народ, и природа, и уникальный бытовой уклад жизни, и свой, органичный для народа социальный строй. И все это оказывается достойно жертвенной любви.

Тут следует разъяснить одно мнимое противоречие: если выше человеческой личности у Бога ничего нет, то как объяснить жертву ради общества, которое является меньшей ценностью? Во-первых, почему меньшей? Ведь понятие общества включает своих членов, т.е. людей, личностей, причем во множественном числе. И в соборном обществе все они являются ближними. А сказано Господом: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). И, во-вторых, Господу угодно не просто существование души, а ее спасение в вечности. Но именно подобной жертвой и осуществляется реализация личности, достигается спасение. Поэтому жертва (в том числе - жизнью) ради общества является в высшей степени жертвой христианской любви.

Любовь к обществу в особенности выражается в защите Отечества. Это всецело любовь общественная - ее нельзя свести к любви двух личностей. Воины защищают Родину, Отечество, т.е. все общество, а не каких-то конкретных людей. И Церковь всегда и во все времена благословляет и превозносит их подвиг.

Но важно подчеркнуть, что и само общество любит. Любит прежде всего входящих в него людей. Иначе говоря, существуют формы социальной любви. Их несколько.

Прежде всего, защита Отечества, как и любая деятельность по обеспечению жизни общества, является не только любовью к целому обществу, но и наоборот - формой любви общества к людям. Таким образом, тут мы имеем яркий случай взаимной любви общества и его членов.

Другой формой любви является общественная благотворительность. Сюда относятся всевозможные некоммерческие фонды, Пенсионный фонд, социальные преференции, сестричества, социальная помощь государства и др. Да и столь обычные для советского человека бесплатные медицина и образование, бесплатное распределение квартир, путевок и пр. тоже были подобными формами общественной любви. Общественная благотворительность безусловно относится к сфере общества, которое осуществляет помощь своим членам. Развитием этой формы общественной любви является общая собственность. Именно так, когда все отдали всем всё, рассматривает коммунизм первохристианской Иерусалимской общины св. Иоанн Златоуст.

Еще одной формой любви является справедливость. О ней мы поговорим отдельно, ибо справедливость в жизни людей исключительно важна. Но справедливость - отнюдь не христианский социальный идеал. Есть более высокая форма социальной любви. Это братство. Братство - форма соборности, которая характеризуется тесными, доверительными отношениями и равенством членов такого общества. Тут уже законы справедливости преодолеваются, и больше получает тот, кто в данный момент больше нуждается. Именно братство было организовано апостолами в первохристианской Иерусалимской общине. Именно братство было реализовано в уникальной общине XIX-XX веков - Крестовоздвиженском Трудовом Братстве, созданном замечательным русским мыслителем Николаем Николаевичем Неплюевым [1;2].

Братство - это уже очень близко к идеалу христианской любви. В масштабах большого общества оно недостижимо - в большом обществе нельзя освободиться от индивидуалистов и эгоистов, которые быстро губят все дело. Но в масштабах малого общества, общины братство возможно даже в наш век всеобщей апостасии. Отметим, что братство невозможно осуществить вне общей собственности.

Анализируя виды социальной любви, мы должны указать, что все они выражают определенные формы служения. Но служения не отдельным людям, а всем членам общества. По любви человек служит общине, народу, нации, государству, Родине, государю, Церкви, Богу. И в своем служении он жертвует своими интересами ради всех остальных. И в ответ на это общество (если это общество достаточно высокого духовно-нравственного уровня) тоже ценит своего члена, обеспечивая ему достойное существование. И сейчас мотив бескорыстного служения отнюдь не редкость. Многие именно служат в армии, а не отбывают срок. Масса людей, добросовестно исполняя свои обязанности, служат Родине.

 

Любовь и закон

 

Обращает на себя внимание тот факт, что зачастую социальная любовь соединена с правовыми нормами и охраняется законом, неисполнение которого влечет те или иные принудительные санкции. Такая ситуация - следствие падшести этого мира. Многие и многие люди не хотят распространения любви а желают только своей выгоды. Поэтому возникновение правовых обществ - необходимость. Если любовь не будет защищена законом, то она быстро погибнет, будет растоптана эгоистами. Таким образом, закон предназначен Создателем для сохранения любви, для того, чтобы любовь реально действовала в этом падшем мире. И даже в высоком обществе социальная любовь по необходимости охраняется правом.

Конечно, высшие формы любви не подзаконны, они не могут быть вписаны в закон. Ибо закон имеет силу для всех, а жертвенная любовь доступна немногим. Но низшие формы любви вполне могут иметь форму закона. Это хорошо видно в Десятословии, где прописаны такие нормы, как «не убий», «не кради», «не прелюбодействуй», «почитай родителей своих». Все эти нормы есть нормы социальной любви, ибо их выполнение всем несет добро. Для Древнего Израиля эти нормы были законом, на котором стояло все общество. Некоторые из них укрепились и в современном законодательстве; иные стали лишь желательными нормами общественной морали. Фактически эти нормы общеобязательны - их невыполнение может привести к резкому падению уровня общества и даже его полному разрушению. Как говорил С.М.. Соловьев «Государство существует не для того, чтобы сделать на земле рай. Но оно нужно для того, чтобы не допустить ада». В этом смысле принуждение, заключенное в законе, несет положительную, охраняющую функцию. Поэтому ап. Павел и говорит о стажах закона как о слугах Божиих, и требует подчинения им: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим.13,4).

Справедливость

 

Все интуитивно понимают, что смысл справедливости - в воздаянии по заслугам, как в смысле суда, так и в смысле распределения ограниченных ресурсов. Тут все ясно. Однако, сложнее объяснить тот несомненный факт, что большинство людей стремятся к справедливости, добиваются ее. Почему? Ответ, по нашему мнению, один: потому что справедливость выражает Правду Божию. Чувство справедливости - это зов Правды Божией в социальной жизни. Это чувство вкоренено в сердце каждого человека, и если человек его не вытравил в себе, то он будет стремиться к справедливости. Кстати, поэтому отрицание справедливости - скрытая форма атеизма.

Отметим, что справедливость может осуществляться только в обществе, пусть даже небольшом. Справедливость - это обязательно отношение к другим, сопоставление себя с другими членами общества. И это именно любовь. Ибо сказано Господом: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк.12,33). Но эта же формула одновременно есть формула справедливости, суть которой в признании заслуг окружающих в той же мере, в какой мы признаем свои собственные заслуги. Поэтому справедливость являет нам форму общественной любви, причем форму очень высокую, до которой практически ни одно общество в истории не смогло в полной мере дотянуться. И понятно почему - справедливость возможна только в условиях общественной собственности. Частная собственность в основании своем несправедлива. Это особенно ясно выражено в евангельской притче о неверном управителе. Впрочем, виртуозную технику обворовывания с помощью частной собственности понимали и осуждали многие честные экономисты XIX-XX веков. К сожалению, основательная промывка мозгов у современного человека это понимание уничтожило почти полностью.

Итак, суть справедливости в том, что она - установленный Богом закон общежития, дающий человеку в личном плане достойное место в обществе, а всему обществу обеспечивающий согласие и стабильность. Закон предназначен для проживания в одном обществе людей разного духовно-нравственного уровня, и альтруистов и эгоистов. Разумеется, это закон падшего мира. Ибо подлинно христианский закон общежития - любовь. Но этот закон действует только при высочайшем уровне населения. А у нас, в падшем мире, торжество заповеди чистой любви невозможно. Но возможно присутствие любви в социальных отношениях. Присутствие половинчатое, неполное, но вполне реальное. И в этом смысле справедливость и есть форма существования социальной любви в падшем мире. И чтобы любовь существовала и действовала, она вынужденно сочетается с двумя факторами уже безлюбовного порядка.

С одной стороны любовь в справедливости сочетается с эгоизмом. Справедливость требует, чтобы воздание по заслугам было для всех, в том числе - для себя. Конечно, это эгоизм, но эгоизм вынужденный. Ибо в нашем жестоком мире нельзя от человека требовать любви вплоть до самоотречения. Но можно, опираясь на чувство справедливости в каждой человеческой душе и на интуитивное чувство равенства всех перед Богом, потребовать воздания по заслугам не только для себя, но и для всех остальных.

С другой стороны в большом полном обществе (государстве) справедливость должна, как мы уже выяснили, поддерживаться правом, т.е. законом, включающим аппарат принуждения. И опять-таки это вынуждено. Ибо есть огромное количество эгоистов, которые хотят закон справедливости попрать.

Поэтому и получается, что справедливость есть некий сплав любви, эгоизма и принуждения. Но повторяем, смысл этой конструкции - в осуществлении реального присутствия любви в падшем социуме.

Еще один момент, связанный со справедливостью. Зададимся вопросом: как может любить свой народ вождь, руководитель, монарх? Просто иметь приязнь к своим подданным недостаточно - люди от верховного руководителя ждут дел. Но всех осчастливить и облагодетельствовать он не может - его ресурсы ограничены. И поэтому лучшее, что он может сделать - это соблюдать справедливость, т.е. судить справедливо и справедливо распределять создаваемые обществом блага. Так что выходит, что справедливость - это прежде всего «любовь царей» и вообще любовь начальствующих. Но поскольку именно цари в наибольшей степени олицетворяют все общество, то и справедливость является формой любви, имеющей социальный характер.

Конечно, справедливость, записанная в законе, не может отобразить всех нюансов. Но может и должна охранять основные константы справедливости. В частности - справедливую оплату труда.

В силу своей падшести люди, принимая саму идею справедливости, тем не менее, искаженно воспринимают ее нормы. В результате в разных общественных формациях бытуют разные понятия о справедливости. Такая. справедливость носит относительный характер и имеет разную высоту. Каждая формация считает себя воплощением справедливости и рассматривает справедливость как консенус, обеспечивающий стабильность общества. Различаются же эти виды справедливости качеством любви, в них заложенной: более высокие формации рассматривают как справедливые (а значит -предназначенные для всех) более высокие нормы любви, в низких формациях - более низкие формы. Например, в Иерусалимской общине норма «отдай все», приводящая к общественной собственности, рассматривалась как справедливая. В капиталистической формации справедливой считается норма максимизации собственной прибыли. Разница очевидна.

Таким образом, качество справедливости в обществе является мерой любви в нем. Можно сказать и иначе: социальная справедливость - здоровье общества. А здоровье, как известно, бывает разным. Если справедливость на высоте, то общество можно считать здоровым, т.е. способным решать свои внутренние проблемы. Если же справедливость отсутствует вовсе, то такое общество рассыпается, умирает.

 

Соборность

 

Итак, общество, обладая присущей ему свободой, имеет собственную духовно-нравственную жизнь. Следовательно, можно говорить и о «свободе от» и о «свободе для» применительно к обществу в целом.

Общество, где господствует «свобода от» вряд ли может быть органическим. Даже если некоторые члены общества обладают «свободой для», то в силу их разобщенности они не могут образовывать «свободу для» всего общества. Идеология «свободы от» характерна для либерального общества. Засилье тотальной «свободы от», ведет в условиях падшести человечества к социал-дарвинизму, принципу выживания сильнейшего и наиболее приспособленного, а фактически - войне всех против всех.

Социальная «свобода для» возможна только в органическом обществе, где имеет место единство взглядов и понимание целей общества. Однако, как и в случае индивидов, возможны цели общества, направленные на зло. Например, бандитская шайка является органическим обществом со своей (очень низкой) духовной жизнью и единством целей. Но цели эти носят отрицательный характер. Поэтому важно, чтобы цели и задачи общества соответствовали воле Божией о данном обществе и были бы направлены на добро. Вот такое общество - общество органическое с высокой духовной жизнью и соединенное великой целью - можно назвать обществом высокой соборности (соборным обществом) Соборное общество удовлетворяет обоим критериям оценки социума, сформулированным в предыдущей статье - и сотериологическому критерию, и критерию выживаемости. Оно дает своим членам условия для личного спасения и благодаря органичности и единству цели является устойчивым от нападений внешних врагов. В соборном обществе человек стремится к осуществлению своей цели, и вместе с тем работает на реализацию глобальной цели общества. В нем нет противоречия между личностью и обществом.

Во избежание недоразумений в заключение отметим, что соборное общество - это не социальный строй; соборность социума - его свойство, которое может присутствовать в большей или меньшей степени. Каждый конкретный социальный строй обладает свойственной ему степенью соборности.

 

Литература

 

1. Н.Н.Неплюев. Трудовые братства. Могут ли долее обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить. Лейпциг, 1893 г. - 24 с.

2. Н.Неплюев. Жизненное значение трудовых братств: церковное, государственное и общественное. Беседа для друзей и врагов. СПб., 1905. - 26 с.

3. Карсавин Л.П. О Личности. Религиозно-философские сочинения. Т.1. - М.: «Ренессанс», 1992. - С.3-234.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»
Лекция из цикла о русских философах
19.11.2024
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
«В Советском Союзе из социализма сделали гражданскую религию»
Если теория социализма хочет развиваться, она не должна превращаться в псевдорелигиозную догму
13.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48