В последнее время мой родной город не раз становился объектом интереса различных средств массовой информации. И это было бы совсем неплохо, если бы вниманию к нему не предшествовали события со скандальным оттенком. То люди, еще не разучившиеся отличать черное от белого, выходят протестовать против гастролей заезжих рок-сатанистов и вызывают хорошо организованную истерику местных и не местных оппозиционеров, вплоть до создания в городе «антиправославного движения». То «молодое дарование», ничтоже сумняшеся перекраивающее мировую и отечественную классику, с той же дерзостью и отвагой замахивается уже на само Имя и Личность Спасителя. И, получив отпор от все той же нравственно здоровой части новосибирцев, с детской обидой заявляет: «А что тут такого?»
Вот и 12 июня не обошлось без скандала. Точнее, кому-то, видимо, очень хотелось, чтобы он состоялся. Небольшой такой, локальный скандальчик, который затем можно было бы посмаковать, например, на известных своей махровой желтизной местных сайтах НГС.Новости и Тайга.инфо. А потом подкинуть информацию о нем и на другие, общероссийские медиа-ресурсы.
Дело в том, что в День России мэрия ухитрилась согласовать проведение в Первомайском сквере города в одно и то же время двух совершенно разных мероприятий - праздничную программу фестиваля художественных ремесел «Артания» и митинга Национально-освободительного движения «День зависимости». Вожделенного кем-то скандала не произошло лишь потому, что и с той, и с другой стороны организаторы - нормальные, адекватные люди, которые сумели договориться между собой и не стали портить настроение собравшимся как на митинг, так и на «дефиле сарафанов».
Впрочем, на первый взгляд может показаться, что никакой осознанной провокации и не было. Ну, обычное головотяпство чиновников мэрии, что ж, бывает... Хотелось бы верить в то, что так оно и есть, но мешают два обстоятельства.
Дамский поединок
Фестиваль «Артания», который его основательница Анна Наволоцкая каждый раз превращает в настоящий праздник народного творчества, с некоторых пор стал вызывать сильнейшее раздражение у «продвинутых» сотрудников городского департамента культуры, спорта и молодежной политики. У тех самых, кто благословлял и всячески приветствовал приезд в Новосибирск М. Гельмана с его, мягко говоря, неоднозначными выставками, группы «Синие носы», эпатажного перформансера О. Кулика и прочих представителей современного, прости, Господи, «искусства». Я уже не говорю о трепетной поддержке департаментом «невинно оскорбленного» Тимофея Кулябина, прославившего (вернее, ославившего) наш город на весь мир. Так что сделать в День России неприятность Анне Валерьевне, неутомимому пропагандисту традиционной культуры, - вполне в духе «мэрских» защитников «свободного творчества». И дело тут даже не в личной неприязни к Наволоцкой ее тезки Терешковой, главы этого департамента. Причина гораздо глубже и гораздо серьезнее: Анна Валерьевна и Анна Васильевна являются проводниками совершенно разных идеологий.
Если первая кладет все силы на то, чтобы приобщать людей к русским традициям, возвращать их к родным истокам, то вторая не менее активно работает на продвижение западных ценностей, воспитание новосибирцев (особенно молодых) в духе идей контркультуры. В нынешнем противостоянии председателя Фонда «Культурно-просветительский и выставочный центр художественных ремесел «Сибирский Вернисаж» и бывшего директора Новосибирского общественного фонда «Сибирский центр современного искусства» слышны отзвуки все того же, давнишнего, двухсотлетнего спора славянофилов и западников. Сегодня, как мы знаем, этот спор возобновился с новой силой, поскольку Россия начинает постепенно приходить в себя от морока западничества и ощупью ищет дорогу, ведущую на столбовой, русский путь.
Но - не у нас в Сибири. Уже много лет Новосибирск исподволь готовят к «особому», НЕ русскому пути. Да, есть энтузиасты, кто, как и Наволоцкая, стремятся привить людям вкус к истинной культуре, истинному искусству, возродить любовь к русским культурным традициям. Их немало, и они проводят очень большую работу. Но рычаги власти не у них. И не они определяют политику в этой сфере жизни огромного мегаполиса. Сегодня у Терешковой и ее команды, продолжающих медленное, но неуклонное превращение Новосибирска в «заповедник» чужеземных культурных и нравственных ценностей, гораздо больше возможностей добиться своей цели, чем у их идеологических противников. И они, естественно, вовсю пользуются предоставленным им правом, получая, в итоге, неплохой результат. Тем более что местные СМИ в этих вопросах на стороне власти, а не «православных экстремистов», устраивающих митинги против приезда культовых (для определенного круга почитателей) рок-музыкантов и современных прочтений устаревших опер.
Как это ни печально, но правда в том, что жители города, и в первую очередь молодежь, в основной своей массе тяготеют сегодня не столько к патриотизму, сколько к либерализму и космополитизму. Не столько к нравственным идеалам, сколько к свободе от моральных установок и толерантности к извращениям. Не столько интересуются духовной жизнью, сколько испытывают равнодушие - если не открытую неприязнь, - к православной вере. Все это - плоды неустанной многолетней деятельности предшественников Анны Васильевны на властном Олимпе, а также ее самой и ее единомышленников на ниве «современного окультуривания» горожан. Ежегодные «безобидные» шествия «монстрантов» по главной улице Новосибирска и веселые посиделки юных и не очень юных хэллоуинских «упырей и ведьм» в ночных клубах не могли пройти даром, как и приглашения в столицу Сибири на гастроли практически всех сколько-нибудь известных отечественных и зарубежных «голубых» певцов и музыкантов, проведение пусть немногочисленных, но знаковых мероприятий типа ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок» (2012 г.), выставок «Когда художник берет фотоаппарат» (2011 г.), «Родина» (2012 г.) и др. «Творческие эксперименты» режиссера Тимофея Кулябина на площадках городских театров - из той же серии.
Действуя в полном соответствии с поговоркой «капля камень точит», новосибирская культурная элита в добром согласии с властями предержащими постепенно переформатировала сознание наиболее образованной, интеллектуальной части новосибирцев. Оттого-то сегодня различные неформальные «тусовки», все те же пресловутые «монстрации» и публичные выступления противников традиций (моральных, культурных - любых), вызывают у местных жителей гораздо больше сочувствия, чем митинги и пикеты защитников нравственности. Поэтому и акции национально-освободительного движения собирают максимум пару-тройку сотен человек. Вот о причинах этого мы и поговорим, поскольку они и являются тем вторым обстоятельством, которое мешает считать провокацию 12 июня случайной «накладкой».
События, которых не было...
Непопулярность НОД в Новосибирске вытекает из целого ряда причин. Одна из них, - и, наверное, самая важная, - заключается в том, что некоторые чиновники не последнего ранга, являясь членами оппозиционных партий, не испытывают, мягко говоря, симпатии не только к курсу правительства, но и к главе государства, который является неформальным лидером национально-освободительного движения. Среди них - вице-мэр Новосибирска, председатель комитета постоянного представительства мэрии города в Москве Иван Валентинович Стариков. Тот самый, бывший депутат Госдумы и член Совета Федерации, бывший заместитель министра экономики РФ, бывший дважды кандидат на пост губернатора Новосибирской области и единожды - на пост мэра, бывший активный участник «оранжевой революции» в Киеве, а в настоящее время - член Федерального политсовета Объединенного движения «Солидарность» и кандидат в депутаты Законодательного собрания от партии «Яблоко». Он еще известен у нас в городе своим участием в антиправославном митинге, организованном ОПД «РЕформация» летом прошлого года в ответ на выступление противников проведения концерта М. Мэнсона.
Вторым ярким оппозиционным политическим деятелем в стенах мэрии является все та же Анна Васильевна Терешкова, бывший руководитель региональной организации партии «Правое дело», бывший член федерального политсовета и экс-глава Новосибирского отделения партии «Гражданская платформа», вышедшая из «ГП» вслед за его лидером М. Прохоровым в знак протеста против участия членов партии в акции «Антимайдана». Так что уповать на то, что чуть было не сорвавшийся митинг НОДа «День зависимости» - результат несогласованности действий чиновников администрации города, не приходится. Политика и идеология определяют культуру, а начальник департамента культуры наглядно определила свои политические и идеологические приоритеты: протестовать против иностранного влияния можно, но - за счет фестиваля, пропагандирующего русские национальные традиции...
Впрочем, организаторы провокации не учли одного весьма важного обстоятельства. По большому счету, и митинг НОД, и фестиваль художественных ремесел «Артания» - события одного порядка. Было очень трудно посчитать, сколько людей присутствует на политической акции, а сколько пришли полюбоваться красотой истинно русских женских нарядов. Георгиевские флаги развевались и возле транспарантов с лозунгами национально-освободительного движения, и возле находящегося в 20 метрах от них импровизированного подиума, ограниченного тюками с сеном, по которому прохаживались сударушки в сарафанах.
Терпеливо дождавшись окончания дефиле, а потом и совместного хоровода его участников и гостей праздника, с опозданием на полчаса, организаторы «Дня зависимости» все-таки провели митинг.
P.S. Упомянув в самом начале о том, что, случись скандал, его осветили бы местные «желтые» СМИ, я несколько погорячилась. Ни НГС.Новости, ни Тайга.инфо, ни прочие новосибирские средства массовой информации ни словом не обмолвились как о проведенной нодовцами акции, так и о самом фестивале. И эта полная информационная блокада оказалась красноречивее всяких слов. Замалчивание патриотических мероприятий - тоже элемент политики, еще один штрих в тщательно создаваемом либеральной оппозицией образе Новосибирска. Впрочем, это тема отдельного большого разговора, к которому мы еще вернемся.