Божеское и человеческое в жизни обществ

Глава II

Православный социализм 
0
478
Время на чтение 8 минут
В предыдущей главе мы выяснили, что основным критерием оценки общества является его способность помогать спасению души в вечности. Но какова вообще роль Господа в социальной жизни.

Вообще говоря, соотношение между волей Божией и волей человеческой - один из сложнейших вопросов богословия. Тем более, этот вопрос становится еще более трудным при рассмотрении воли Божией в жизни социумов. Но разобраться в этом необходимо.

«На все воля Божия»?

 Очень часто говорят: «на все воля Божия». Что под этим подразумевается? Вовсе не то, что в этом мире все происходит по воле Божией. Если бы это было так, то все люди спасались, шли в Царство Небесное - ибо такова воля Божия: Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2,4). Однако святые отцы утверждают, что это не так - спасаются далеко не все. И в православной догматике мы найдем тезис о ложности апокатастасиса, т.е. учения о всеобщем спасении, которое было осуждено V Вселенским собором. Почему же так? Потому что человеку дана свободная воля, и Господь эту волю уважает, никогда ее не уничтожая. Точнее, Бог всемогущ, и конечно же может уничтожить человеческую свободу, но по Своей благости этого не делает. Он хочет, чтобы человек был не роботом, исполняющим Его веления, а другом и соработником.

Свобода, дарованная человеку очень велика, но не абсолютна - она ограничена волей Божией и волями других тварных сил. И в результате столкновения (или сочетания) воль Бога, человека, ангельских (или диавольских) вырабатывается Промысел Божий - некий удивительный синтез волящих субъектов, определяющий путь человека в этом мире. Арх. Рафаил (Карелин) пишет: «В промысле Божьем учтено все: и потенциал зла, совершаемого на земле, и молитвы Небесной Церкви о мире, и грехи, творимые в глубине сердца, и вздох покаяния грешника. Промысл Божий включает в себя такое бесчисленное множество факторов, что все существующие в мире компьютеры не могли бы вместить и малую часть их» [3].

Поэтому смысл выражения «на все воля Божия» несколько иной - Бог всегда имеет Свою волю, предлагает Свой путь разрешения любой ситуации. Но не всегда Его святая воля в данный момент преобладает - человек поступает иначе, грешит. Именно существование в мире столь громадного количества зла и подтверждает, что не все происходит по воле Божией. Но Господь снова и снова, уже в других ситуациях предъявляет Свою волю. И в любом случае, в любой ситуации Он являет нам Свою правду.

Разумеется, в силу Своего всеведения Господь знает, что произойдет в будущем с каждым из нас. Знает, но не определяет с жесткой необходимостью, ибо даровал человеку свободу, и воля Божия предстает перед людьми как нравственный призыв. Очень точно об этом говорит В.С. Соловьев: «Мысль Бога, являющаяся безусловным роком для вещей, для существа морального только долг» [1,221]. Однако, продолжает Соловьев, эта Божия мысль «действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места. Моральное существо никогда не может освободиться от власти божественной идеи, являющейся смыслом его бытия, но от него самого зависит носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие» [1,221].

Итак, Господь всегда являет Свою волю и требует от человека выполнения ее. И в зависимости от того, принимает ли человек это требование или нет, выявляются два качественно различных вида свободы.

Есть «свобода от», когда человек пользуется своей свободой выбора для того, чтобы избавиться от стесняющих его обстоятельств и тем самым дать волю своим собственным капризам и хотениям. По сути дела «свобода от» у такого человека становится верховной ценностью, которую он всеми силами стремится сохранить. «Свобода от» ведет к своеволию и потаканию своим страстям, разрушая в конце концов личность.

Более высоким видом свободы является «свобода для», суть которой в выборе какой-либо жизненной альтернативы и стремлению затем идти по выбранному пути. Это уже отказ от «свободы от» ради какой-либо ценности, фактически обмен «свободы от» на эту ценность. И поскольку такой выбор является актом свободной воли, то его тоже называют свободой, «свободой для», хотя человек ограничивает свою свободу. Например, патриот, который решил защищать Родину с оружием в руках, становится военным, подчиняется строгому военному уставу, т.е. теряет свою «свободу от» ради обретения высшей ценности.

Однако ценность, за которую человек жертвует своей свободой, может быть как положительной, так и отрицательной. Сатанисты тоже жертвуют своей свободой дабы обрести могущество через служение темным силам. Поэтому важно, чтобы «свобода для» осуществлялась ради позитивных целей, ради исполнения воли Божией, была бы направлена на добро. И это добро и есть любовь к Богу и ближнему, ибо любовь может существовать только в паре со свободой.

Бог в высшей степени обладает «свободой для», и Своему творению Он подарил свободу, без которой человек не мог бы являться образом Божиим. Свобода - есть величайший дар Божий человеку. И Господь ждет, что человек распорядится ей в согласии с волей Божией.

Конечно, пути Господни неисповедимы, и совершенно неожиданные повороты истории дают нам понять, что иногда Господь являет Свою непоколебимую волю, проявляя Свое всесилие. Но в любом случае пространство для проявления свободной воли человека остается, и даже поставив перед нами непреодолимую преграду, Господь ждет от нас нашего согласия со Своим выбором.

 

Воля Божия и воля человеческая в судьбах общества

 

Что вносит Бог и что вносит человек в жизнь общества? И тут, в общественной жизни, как и в жизни отдельных людей, проявляется Промысел Божий. Иначе говоря, жизнь конкретного общества определяется совокупностью волений Бога, членов общества, низших тварей и надмирных сил. То, что человек должен жить в обществе и вне общества не может сформироваться как полноценный человек - это Господь положил в Своей воле: человек -»общественное животное», и это поняли еще древние (Аристотель). Но важно отметить, что в деле создания общества, в деле построения его конкретного социального строя человеку дается огромная свобода. И Господь, даруя ее, как правило, дает возможность человеку (человечеству) выстроить общество по своему усмотрению. Правда, предоставляя человеку на собственной шкуре прочувствовать все следствия своих решений. Как не спускается с неба судьба человека, так не спускается Господом и социальный строй. Поэтому православные социологи должны постоянно иметь в виду, что в Промысле Божием учитывается воля других людей, в том числе в форме выстроенных ими социальных институтов.

Статистика - упрямая вещь. Она свидетельствует, что, несмотря на, казалось бы, сугубо индивидуальный подход Господа к судьбе каждого человека, устроение общественных институтов реально влияет на нее. Например, рождаемость и продолжительность жизни зависят от качества медицинского обслуживания, и эту зависимость бесстрастно отражает статистика. Это как раз и означает, что окончательный промысел Божий о каждом человеке учитывает состояние социальных институтов общества. То есть общественный строй влияет на индивидуальную судьбу.

 

Законы социологии. Национальная идея

 

Как и любая область человеческого бытия, сфера социальных феноменов имеет свои законы. Эти законы даны Господом, и задачей христианской социологии является их познание. Но по сравнению с другими областями знания, социологические законы имеют две важных особенности.

Во-первых, как мы выяснили, их действие не имеет необходимого, принудительного характера для всех членов общества. И поэтому действие такого закона выявляется статистически. Например, закон всемирного тяготения действует абсолютно на все материальные тела, независимо от их размеров, состава и пр. Но вот сформулированный в Евангелии закон «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18,25) говорит не о полной невозможности, а большой трудности богатому войти в Царство, что и отражается в виде статистической закономерности, которую замечает св. Иоанн Златоуст: «должно знать, что только малое число богатых спасется, а бедных гораздо более».

Еще пример: часто говорят, что «спастись можно при любом строе». Это верно в личном плане - при любом строе всегда найдутся отдельные личности высокой духовной жизни. Однако при рассмотрении вопроса социальной точки зрения ситуация меняется: число спасенных зависит от социального строя - чем строй выше, тем больше спасенных. Так что состояние общества далеко небезразлично для нашего спасения. Поэтому социологические законы лучше мыслить как закономерности, что, однако, ничуть не умаляет их объективного характера.

Отсюда следует, что богословие должно воспринять и адаптировать социологический взгляд на человеческую природу, который в ряде случаев оказывается более адекватным, чем традиционный взгляд, ставящий отдельного человека лицом к лицу с Богом. Суть социологического взгляда состоит в рассмотрении человеческой природы во множестве взаимодействующих между собой индивидов с учетом всех вытекающих отсюда статистических закономерностей. Такая точка зрения позволяет более точно разобраться в ряде важных проблем.

Причиной такой ситуации, когда социологически выявляется некая закономерность, которая, тем не менее выполняется не «стопроцентно», не для каждого индивида является ограниченная свободная воля человека. С.Н. Булгаков объясняет это так: «дело в том, что свобода, по-христиански, если и дает возможность некоего самоопределения, не безгранична, не абсолютна, а в своей тварности - относительна и ограниченна. Только Божия свобода неограниченна, и она отождествляется с необходимостью. Каждый человек рождается как свободное существо, но с ограниченной свободой и жизнью. Человек не может создать свою жизнь, как хочет, он может лишь осуществить некоторые возможности» [2,818]

Во-вторых, законы социологии зависят от духовно-нравственного уровня общества. Этот уровень либо явно присутствует в формулировке закона, либо для формаций с разным уровнем надо формулировать разные законы. Иначе говоря, законы должны с одной стороны учитывать падшесть этого мира, а с другой - допускать возможность частичного преодоления падшести, которое достигается воцерковленностью социальных структур. Этот тезис есть отражение общего принципа христианской социологии, рассматривающего духовно-нравственный уровень как важнейший параметр общества.

Все законы социологии можно разбить на два типа: законы законы-ограничения и законы-долженствования. Законы-ограничения напоминают естественнонаучные законы - они выполняются всегда (еще раз подчеркнем - в статистическом смысле) в силу самой природы общественных явлений. Примеры таких законов приводятся в [4]. Законы-долженствования являются нравственными социальными максимами. Например, закон справедливости. Господь формулирует такие социальные заповеди и требует их выполнения. Но поскольку человеку (и человечеству) дана свободная воля, то он может отринуть их, живя по своей воле. Хотя игнорирование Божией воли ведет общество к деградации, а его членов - к духовной смерти.

Для нации (и вообще большого общества) Господь дает особый закон-долженствование, который обычно называют национальной идеей. Как прекрасно сформулировал В.С. Соловьев, «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [1,220]. Национальная идея одна, она неизменна и является идеалом и одновременно заданностью для нации. Далеко не всегда общество следует этой идее, но воля Божия непреложна, и, несмотря на это хроническое невыполнение, Господь обязывает общество (нацию) ей следовать. Национальная идея - и есть то «общее дело», которое связывает членов общества, являя ее духовную органичность. Нет сомнения, что всякая национальная идея несет в себе любовь и солидарность. Если это не так, то это значит, что нация выбрала себе ложную национальную идею (например, нацизм). Существует, конечно, и русская идея, и мы эту идею постараемся в дальнейшем сформулировать.

 

Литература

 

  1. Соловьев В.С. Русская идея // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: «Правда», 1989. - С. 219-246.
  2. С.Н. Булгаков. Христианская социология. // Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. - М.: Астрель, 2007. - С.813-854.
  3. Арх. Рафаил (Карелин). О воле Божией. http://www.verapravoslavnaya.ru/?Karelin_Volya_Bozhiya
  4. Николай Сомин. Границы возможного. http://ruskline.ru/analitika/2014/06/04/granicy_vozmozhnogo/

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Лебядкин:

"Существует, конечно, и русская идея, и мы эту идею постараемся в дальнейшем сформулировать."Не больше, не меньше. Вот это да .... Громкое заяление....Очевидно, мера ответственности за не-выполнение этого обещания предполагается адекватной.

Уважаемый брат Лебядкин, Вы несправедливы. Речь идет о "формулировании русской идеи". Да, не больше и не меньше, но что же здесь громкого? В общем-то, это задача всех, кто хоть немного причастен к интеллектуальной элите России.. Автор своё обещание выполняет, он верен этой идее. Или Вы имеете ввиду её воплощение? При всём желании, это не в силах одного человека. И ещё - да что же здесь нового? - ведь автор всё это уже неоднократно осветил - например, в работе "Христианский социализм как русская идея(ИПИ РАН)" - http://goo.gl/9Sl984 - а воз и ныне там - то ли народ не тот (не воспринимает), то ли идея в чем-то неверна.

Опять Вы несправедливы. Чтобы народ воспринял идею, она сначала должна до него дойти. То есть быть в общественной мысли, как минимум. Пока же в этом "поле" доминируют совсем другие "мысли". Но, с другой стороны, идею христианского социализма так или иначе уже подхватил Донбасс. И планировал, особенно поначалу, соответствующие те же социальные преобразования. Но без поддержки России их воплощение будет чрезвычайно трудным, если вообще возможным.
Ладога& / 18.06.2015, 06:39

1. Re: Божеское и человеческое в жизни обществ

"Существует, конечно, и русская идея, и мы эту идею постараемся в дальнейшем сформулировать." Не больше, не меньше. Вот это да .... Громкое заяление....Очевидно, мера ответственности за не-выполнение этого обещания предполагается адекватной. Надеюсь, автор - "... в порядке самокритики и дисциплины". как говорил Швондер - так и порступает. И ещё - да что же здесь нового? - ведь автор всё это уже неоднократно осветил - например, в работе "Христианский социализм как русская идея (ИПИ РАН)" - http://goo.gl/9Sl984 - а воз и ныне там - то ли народ не тот (не воспринимает), то ли идея в чем-то неверна.
Лебядкин / 17.06.2015, 07:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»
Лекция из цикла о русских философах
19.11.2024
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
«В Советском Союзе из социализма сделали гражданскую религию»
Если теория социализма хочет развиваться, она не должна превращаться в псевдорелигиозную догму
13.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06