На острове Верхний
Неоднократно мне приходилось бывать с матушкой у духовника Пафнутия Боровского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря схиархимандрита Власия (Перегонцева). Наступила наша с ним встреча после смерти игумении. Но у меня в памяти хорошо сохранилась не первая встреча её с батюшкой Власием, к которому я езжу уже много лет. А то, что можно назвать «предвстречей». Мы опоздали безнадежно к исповеди у отца Власия и даже к началу Литургии. Подвела машина. Мы надеялись, что после окончания Литургии сможем подвести матушку Елисавету к схиархимандриту Власию. Но батюшка стремительным своим шагом прошел мимо нас. Мы очень сокрушались, что встреча не состоялась. Она же была совершенно спокойна, даже не прокомментировала. И вскоре мы приехали в монастырь к половине шестого утра. И они встретились. Как два родных человека. Такими были все встречи. И она чем могла радовала старца.
Вот, что сказал отец Власий о матушке: «Ну что я хочу сказать. Слава Богу, что у матушки Елисаветы восстановление монастыря было с Божьей помощью успешным. Меня Господь сподобил с нею общаться. Она приезжала, советовалась и говорила о своих проблемах. Благодатное было время. Когда люди подвинулись и во власти, и куда-то можно было приходить и искать заступничества и помощь. Но она не очень пользовалась своими знакомствами. Она всегда брала то, что полезно для духа и для души. И для созидания обители. Были и у неё такие моменты, когда ее понуждали на сделку с совестью по финансовым вопросам, но она этого не делала. Она трудно строилась. Но зато какое великолепие она построила! Получилось, потому что она сказала, что ей помогает Елеазар. И помогает Елисавета Феодоровна! Она очень на нее уповала.
Матушка была очень искренняя и справедливая. Она не могла терпеть какую-либо ложь. Это было для нее всегда больно. Она приходила и говорила о тех сложностях и неприятностях, которые у нее были. Выскажется, и ей было легче. Я её успокаивал. И говорил, что, прежде всего, должна быть Правда Божия. Если будет Правда Божия, по ней будет ровняться правда человеческая. Она очень переживала, что для достижения цели надо было идти разными путями. Конечно ее образование, её интеллект, любовь к людям были очень знаменательны. Безусловно, она была тем сосудом, который был готов для принятия Благодати Божией.
С каким трепетом она исповедывалась, с каким трепетом она принимала Тайны Христовы! Она тяжело больная была, но она никому никогда на это не жаловалась и не говорила о своих болезнях. Она всё это оставляла Царице Небесной, которую она необыкновенно почитала. Она не только ее трепетно почитала, но и была верной Её ученицей. Она, как Мария Магдалина шла за Господом. И несла проповедь христианства, становления христианского общества, заботы о молодежи, и горела этим служением. Она переживала о тех, кто приходит в монастырь. Она говорила, приходят в монастырь часто те, кто искалечен жизнью, их трудно выправить. А когда в монастырь приходят молодые, их легче ввести в лоно монастырской жизни, хотя их никто этому не учил, и опыта у них нет никакого.
Я очень, очень доволен, что Господь сподобил меня общаться с матушкой Елисаветой. Немного у нас было встреч за эти годы, но из этих встреч я много сделал для себя выводов.
Она обладала отличительными чертами, свойствами души, которыми обладают наши духовные учителя - простотой. Они все простецы. И она была такая».
Со схимонахиней Марией (Капалиной), о.Николаем Капалиным, Л.К.Слиской
Однажды к отцу Власию с игуменией Елисаветой мы поехали с удивительной старицей и молитвинницей тогда монахиней Алексией (ныне схимонахиней Марией (Капалиной). По дороге заехали к храм Святой Троицы на Волгоградском проспекте, где настоятелем был митрофорный протоиерей Николай Капалин (Попов). Там, при храме, в доме священника на покое проживала матушка Алексия - мама отца Николая, а также архимандрита Василия (Капалина), архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Ей уже тогда было более 90 лет. Матушка Елисавета предложила монахине Алексии поехать с нами в Боровский монастырь. Матушка Алексия с радостью согласилась и, несмотря на свое нездоровье и трудность передвижения, поехала. Дорогой она говорила, что много лет собиралась к поехать к старцу Власию, что много лет с ним не виделась, что любит его как своего сына. Она дорогой рассказывала, как она осталась одна с четырьмя детьми на руках и каждую субботу ездила в Троице-Сергиеву Лавру к своему духовнику архимандриту Тихону (Агрикову).
Рассказывала, что знаменитый старец особо тепло относился к братьям Капалиным. Во время службы детей отводил в алтарную часть Трапезного храма, чтобы детей и их мать не терзали уполномоченные, потому что категорически запрещалось присутствие детей на службе. Там, в алтаре, дети частенько спали и ночью, а все прихожане - на полу в храме. Отец Тихон давал детям задание, например, за какое-то время 20 раз прочитать Евангелие, и мальчики старались во что бы то не стало это исполнить. Прозревая их будущее, отец Тихон говорил, что все они станут священнослужителями, а трое - монахами. Так это и произошло.
С этой удивительной русской православной семьей у игумении Елисаветы были особенные отношения в течение многих лет. Вскоре после этой поездки в 2007 году матушка Алексия долгое время жила в Спасо-Елеазаровском монастыре, откуда матушка Елисавета по благословению митрополита Евсевия обратилась к владыкам Клименту, Димитрию, отцу Николаю о постриге матушки в великую схиму. По возвращении из Пскова это таинство и было свершено. Матушка Алексия была пострижена в великую схиму с именем Мария.
Сама матушка Елисавета все дни своего пребывания в больнице исповедывалась и причащалась Великих Тайн у отца Николая Капалина, который постоянно посещал матушку. Это был единственный священник, которого допускали к матушке.
Многие годы матушка Елисавета также была знакома с архимандритом Тихоном (Агриковым), уже находившегося многие годы в затворе. Почитала его как великого праведника и исповедника, выдающегося духовного писателя. И была вознаграждена удивительным прощанием с новопреставленным. Как она лично рассказывала,16 ноября 2000 года она возвращалась по осенней хляби из Сергиева Посада. По дороге машина сломалась. Стояла темнота. Когда будет отремонтирована машина, было совершенно неясно. И вот монахиня Елисавета оставляет автомобиль и опускается туфлями в ноябрьскую жижу и темноту. Единственное что она видит - далекий маленький огонек. Она устремляется к этому огоньку. Идет по полю, утопая в грязи, и выходит прямо к храму Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском. Именно в этом храме накануне, 15 ноября, служа всенощную в храме, скончался старец архимандрит Тихон (Агриков, в великой схиме - схиархимандрит Пантелеимон). Его последними словами был священнический возглас на утрени: "Слава Тебе, показавшему нам свет!".
Когда матушка открыла дверь храма, то увидела гроб с новопреставленным схиархимандритом, множество свечей, цветов. В это время в храме никого не было. Так она простилась с тем, кого считала своим учителем. Она часто повторяла слова отца Тихона, что "Пастырь Церкви Христовой должен пламенеть любовью к людям и любовью к горнему миру, пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора. Любить и радовать всех, именно РАДОВАТЬ - это есть постоянное и тихое торжество истинной пастырской любви, ибо пастырь без любви, что цветок без цвета, утро без зари, день без сияющего солнца, или как по апостолу - потухшая звезда, блуждающая во мраке ночи (Иуд. 1, 13)».
Таким удивительным качеством любви была одарена и матушка Елисавета.
...Мы все думаем, что у нас есть много времени впереди. Это большое наше заблуждение. Когда матушка Елизавета начинала мне что-то говорить о дивеевских старицах, то я, по своей глупости, думала, что потом приду (или приеду) к ней с магнитофоном, и она будет мне обо всём рассказывать. Но я не успела это сделать, не поняв до конца, с каким великим человеком мне Господь благословил столько лет встречаться. Я даже иногда обижалась, что неделю-другую она мне не звонила, а если звонила, то говорила, что вот приедет в Москву, и мы с ней наговоримся обо всём. И теперь могу лишь вспоминать, как во время наших встреч матушка Елизавета рассказывала о своих духовных наставниках, в том числе и матушке Никодиме. Например, что она была очень сурового, мужского характера, пела басом в церковном хоре, была главной лаврской поварихой, часто ругалась, женщин называла змеюками подколодными. Однажды старица Никодима увидела, что Татьяна надела часы, и потребовала немедленно отдать их ей. Та стала оправдываться: мол, мне надо и туда успеть, и сюда. А матушка Никодима взяла эти часы, разбила и сказала: «Больше их никогда не носи. Ты и так везде будешь успевать». И это предсказание сбылось. Я сама была много раз свидетелем, как матушка Елизавета успевала.
Без часов. Я это видела не раз. Однажды вечером в Спасо-Елеазаровском монастыре мы сидим, чаёвничаем. Беседуем. И матушка говорит: завтра утром к одиннадцати надо быть у владыки Евсевия. И вот без пятнадцати одиннадцать, я стою у машины матушки. Она ещё не завтракала, молится, и кто-то из сестёр принёс для неё пакет с продуктами, чтобы в дороге она поела. Водитель стоит. Ждём. Одиннадцать - матушки нет. Двенадцать - матушки нет. Час - матушки нет. Она появляется в половине второго и весело говорит: «Ну, теперь поехали». Мы с шофёром друг на друга посмотрели. Ну, поехали, так поехали. Подъезжаем к епархиальному правлению, останавливаемся. И только мы вышли из машины, подъезжает старенький ЗИС владыки... Где-то задержался. Мы были просто поражены столь своевременным приездом. Владыка говорит сочувствующе: «Ну что, мать, давно ждёшь?» А она: «Да нет, только приехали». Он поглядел так на неё и сказал: «Ну-ну, проходи».
Икона прп.Серафима дивеевских сестер
Надо сказать, что мы, говоря о матушке и называя её духовных наставников, опускаем особое значение, которое в её жизни и служении занимал владыка Евсевий. Когда отмечалась вторая годовщина смерти матушки Елисаветы, он вспомнил, как впервые её увидел, как соединил их преподобный Серафим Саровский в городе игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского в бедной, но светящейся Верой избушке дивеевских сестер.
Дорога Спасителя
Крестный ход Дорога Спасителя
Так называется крестный ход, который совершается от Спасо-Елеазаровского монастыря по водам Псковского озера и Талабским островам с середины XIX века. Ход совершался с иконой Спаса Елеазаровского из монастыря на руках, потом на лодиях по водам на Талабск, там на руках до храма Чудотворца Николая, где его торжественно встречали, затем утром перевозили на остров Великий и обратно в монастырь. Всегда это происходило на праздник Петра и Павла. Отец Николай Гурьянов, прослуживший на Талабске в храме Святителя Никлая более 50-ти лет, многие годы свято исполнял ту часть крестного хода, которая проходила по его острову. Один со списком иконы и был уверен, что крестный ход в своей полноте восстановится, монастырь воспрянет из пепла, и чудотворная икона Спасителя Спасо-Елеазаровского вернется в монастырь. Эта дорожка от пристани до храма до сих пор называется Дорогой Спасителя. Более того, в храме на Талабском, у отца Николая хранилась главная монастырская святыня список XVIII века чудотворной иконы Матери Божией Цареградской.
Знакомство матушки со старцем было многолетним. О том, как оно началось, мне рассказал в 2006 году свидетель этого случая, бывший начальник пограничной заставы в районе Кобыльего Городища, того места, где проходило Ледовое побоище в 1242 году. После демобилизации он стал помогать епархии, много трудился во славу Божью. Я ехала на праздник в Творожковский монастырь, а он по просьбе друзей меня встретил у поезда и подвозил. В дороге мы с ним разговорились. Я сказала, что знаю матушку Елизавету. А он поведал мне о ней удивительную историю. Это произошло в 1991 году, на праздник Петра и Павла 12 июля.
Отец Николай Гурьянов в этот день сказал своей келейнице: «Готовь обед. Сегодня приедет настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря». Келейница на него удивленно посмотрела. Ведь все знают, что монастырь закрыт, в развалинах лежит - какая там может быть настоятельница? Ну, подумала, чудит батюшка. Однако готовить обед начала. Через некоторое время он опять спрашивает: «Ты готовишь обед, ведь игуменья скоро приедет?» Она отвечает: «Да готовлю, готовлю». Наконец, настало время, когда к острову обычно подходит катер. Батюшка говорит: «Иди на пристань, встречай настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря и приводи её ко мне». Делать нечего, келейница отвечает: «Ладно», - и идёт на пристань, где на катере не приехало ни одной монахини. Возвращается и говорит: «Батюшка, Вы ошиблись, к Вам только одна приехала - директор художественной школы из Хотьково (им тогда работала Татьяна Беляева)». А он ей: «Я же тебе и сказал, что приедет настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря...».
Матушка Елизавета мне рассказывала, как она потом приезжала к отцу Николаю Гурьянову жаловаться на владыку Евсевия. Но это было гораздо позже той истории, которую рассказал мне бывший начальник погранзаставы. В 1991 году, что она будет настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря, тогда не знали ни матушка, ни владыка Евсевий, который в то время был правящим архиереем Куйбышевским и Сызранским. А прозорливому старцу уже был известен Промысл Божий. Но тогда он не открыл его матушке. Только рассказал об этом келейнице, чему стал свидетелем бывший начальник погранзаставы.
Через несколько лет он поддержит владыку Евсевия, благословившего её возглавить восстановление Елеазаровского монастыря, находившегося в мерзости разрухи и запустения.
Но сначала она не решалась принять благословение владыки на такую миссию - игуменство и приехала пожаловаться на владыку, с которым была не согласна. Но старец ей сказал, что надо восстанавливать уничтоженные обители, где у разрушенных престолов ангелы плачут. А чтобы восстановить Елеазарово, надо было сначала вымолить решение о его открытии. И в течение нескольких лет об этом молились и владыка, и отец Николай, и будущая игуменья, и её соратницы, которые потом пришли возрождать обитель. Даже после передачи государством развалин монастыря многим казалось невозможным его восстановление.
Заканчивая разговор с будущей игуменьей, отец Николай строго сказал ей, что он никогда не обсуждает благословения владык. И считает недопустимым непослушание им. У владык святительское служение.
С. Виделебье, родина прп.Елеазара
Сам же батюшка понимал, какой тяжелый крест должна нести эта молодая женщина. Но он знал, что она сможет восстановить святыню Православия. И, как мог, помогал сначала послушнице, монахине, а потом и игуменье Елизавете: всегда молитвой, иногда утешением, а иногда и строгим учительским словом.
Меня всегда удивляло, как Господь плетёт кружева чудес, непостижимым образом соединяющие людей. Вот старец Николай Гурьянов много лет жил на острове Талабск/Залит. И у него хранились две чудотворные иконы. Одна из них - список иконы Божьей Матери «Цареградская», которую после падения Константинополя Патриарх Константинопольский Геннадий II передал в Спасо-Елеазаровский монастырь. В 1703 году его очередной раз разорили шведы, они погрузили святыни, в том числе и Цареградскую икону, и добычу на лодки, поплыли по озеру; поднялась буря и потопила все корабли. Цареградская икона не пожелала достаться иноверцам и осталась на дне озера, освящая из века в век этот удел православной земли. Но сохранился список с неё, тоже чудотворный. В 1918 году большевики разорили монастырь, монахов утопили в озере, и список пропал. Но, оказывается, его сберёг один благочестивый человек, который принёс чудотворную икону отцу Николаю. Он и хранил её много лет.
А в 2000 году, 28 мая, в день памяти основателя монастыря Евфросина и день открытия монастыря, отец Николай передал обители чудотворный список. В тот же день послушница Татьяна Беляева стала инокиней Елизаветой, а 18 июля 2000 года она была пострижена в монахини и приняла на себя крестоношение по восстановлению Спасо-Елеазаровской обители. Её восстановление было невероятно тяжелым бременем, оно требовало положить на алтарь жизнь.
Елеазаро. Матушка и древний колокол-било
Спасо-Елеазаровская обитель не простая, а монастырь, который определил самые главные, опорные точки в жизни Российского государства. С древних времён было известно: где Цареградская икона, там Сам Господь, сила Которого неодолима. И вполне закономерно, что после появления на Руси этой иконы государство начало чудесным образом возрождаться. Икона прибыла на Русь в 1458 году. А в 1480 году, собрав силы, Русь сбросила татаро-монгольское иго и стала быстро расширяться. Не случайно именно в этом монастыре была явлена государствообразующая идея Москвы как Третьего Рима, которая была положена в основание Российского государства на целых триста лет. Казалось, что после упразднения Патриаршества и превращения Церкви в государственный департамент в 1700 году Петром Первым, эта идея погибла навсегда. Но она стала чудесным образом возрождаться в третьем тысячелетии, и это в значительной степени связано с восстановлением Спасо-Елеазаровского монастыря. Если сегодня люди серьёзно воспримут идею Третьего Рима, то Россия будет могучим, неодолимым государством. Почему в гербе России двуглавый орёл? Это симфония (не симфония, а симфония) Церкви и государства. Первый русский император упразднил патриаршество, а последний русский император (Николай Второй) его восстановил.
По Указу императрицы Екатерины Второй в 1766 году был закрыт и разорен монастырь Великая Пустынь, построенный на месте чудесного обретения в 1352 году и на сегодняшний день древнейшей псковской иконы, которую мы именуем Спасом Елеазаровским. Братию разогнали кого куда, святыню перенесли в Елеазарово. А ведь это была и есть не простая икона. Эта чудотворная икона Всемилостивого Спаса спасла псковичей от мора в 1352 году. В 1426 вся псковская земля вымолила перед ней прекращение массовых пожаров и моровой язвы. Перед ней в 1506 году Псковщина молилась о прекращении 11-летней войны со шведами, даровании победы - и победа была дарована. В лихие годы Смутного времени продолжалась до 1614 года междоусобица между Псковом и Новгородом, которая ложилась невыносимым бременем на Русь. Опять общая молитва и покаяние перед Всемилостивым Спасом развеяли разбойничьи отряды литовцев и примирили Псков с Новгородом. Псковичи положили в «память этого преславного и великого чуда на все времена ежегодно совершать из Великой Пустыни в Псков крестный ход с чудотворной иконой Спаса Всемилостивого в День Преполовения Пятидесятницы». Именно в этот день Церковь поминает то событие, когда Христос сказал: «Аще кто жаждет да придет ко Мне и пиет». Более того, для приноса святыни в город специально была выделена церковь, которая и сегодня является дивным украшением Пскова - церковь Преполовения Пятидесятницы.
Империя была Российская, и она должна быть РОССИЙСКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ЦАРСТВОМ, подобно Византийской империи, которая рухнула как колосс, когда стала заигрывать с латинским Римом. Что такое латинство, хорошо понимали многие русские люди и юный псковский князь Александр Невский, которые жизни не жалели, защищая Православие. И не случайно отец Николай Гурьянов - великий подвижник нашего времени родился рядом с местом Ледового Побоища, а его отец был регентом в храме архангела Михаила, возведенном на братском кладбище русской дружины в Кобыльем Городище.
Саров. Доклад матушки Елисаветы
Но надо понимать, что «Москва - Третий Рим» не рухнула, не пропала. И пропасть не может. Это, прежде всего, понятие духовное. Духовной ответственности за всё, что ты делаешь. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Святой учит нас, что, прежде всего, надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас. Можно искать врагов и виновных вокруг себя, даже на Луне и Солнце. Но главный враг - внутри нас. С ним бороться труднее всего.
(Окончание следует)