Когда мне говорят, что в нашу Церковь ходят одни старушки, вспоминаю, как в двухтысячных, когда я был редактором православной молодежной газеты «Покров» в Екатеринбурге, ко мне пришла профессор одного из старейших английских университетов, университета в Сасексе, профессор Стелла Рок. Профессиональный историк специально приехала в Россию изучать христианские молодежные движения. По ее мнению, это российский феномен новой молодежной культуры, способной вернуть христианские корни целому поколению, противопоставляющему себя глобализации, культуре потребления и эгоизма поколения «Пепси». Мы ездили с ней в молодежные клубы при храмах, были в университетских православных братствах и православных клубах рукопашного боя. И везде нас встречали современные, образованные, успешные молодые люди. Они учились, у кого-то был свой бизнес, кто-то занимался наукой, кто-то работал. В отличие от сверстников их интересовали не ночные клубы, деньги и прожигание жизни, а жизнь с Богом и будущее своей страны, откуда они никуда не собирались уезжать...
Настоятель Пафнутьева Боровского монастыря, архимандрит Серафим (Савостьянов), тоже из этого поколения. Ему сорок три, он окончил Московскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию, учится в магистратуре Калужского Государственного института на факультете юридической психологии. Председатель комиссии по религиозному образованию и катехизации Калужской митрополии; член Координационного совета при Губернаторе Калужской области по разработке и реализации региональной Стратегии в интересах детей; автор богословских работ и статей на духовно-нравственные темы.
Настоятель одного из древнейших монастырей России родился в маленьком уральском городке Серове в семье рабочих. Когда большинство его сверстников пошли зарабатывать деньги, он устроился алтарником в храм пророка Ильи. Я тогда учился в Тюменском Государственном Университете и хорошо помню те времена. Начало девяностых, время малиновых пиджаков, ваучеров и разграбления великой страны. Свобода обрушилась на Россию как цунами, моральные законы оказались на свалке вместе с советской идеологией. Новая мораль говорила: Homo homini lupus est. Человек человек - волк, а счастье в деньгах! Зарабатывай любыми средствами, бери, сколько можешь, делай, что хочешь, ибо сегодня живы, а завтра умрем! Наркотики продавались на крыльце главного корпуса нашего Университета, а людей расстреливали прямо на улицах. Мы с другом, будущим главным тренером взрослой сборной России по карате Георгием Хижняковым охраняли нашего старосту Пашу, когда он ходил за стипендией для группы, чтобы его не ограбили по дороге. А через дорогу от Тюменского Университета был Знаменский кафедральный собор и никогда я не видел на службах столько народа как в те лихие времена.
В смутные времена, во времена испытаний, очень многие стали ходить в храмы. Когда вокруг тьма, одни учатся жить в темноте, а другие идут в Церковь. Мой друг, окончивший Юридическую академию с красным дипломом, уехал на Валаам и стал монахом. А будущий настоятель Пафнутьева монастыря поступил на первый курс Московской Духовной семинарии. Уже через год в храме Корсунской иконы Божьей Матери Свято-Никольского Черноостровского монастыря митрополитом Калужским и Боровским Климентом он был пострижен в монашество с именем Серафим, в память преподобного Серафима Саровского. С 1994 года отец Серафим преподавал в Калужской духовной семинарии литургику, историю Церкви и нравственное богословие. Почти десять лет заведовал канцелярией Калужского епархиального управления.15 октября 1999 года владыка дал ему новое послушание - его поставили наместником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.
Отцу Серафиму исполнилось двадцать восемь лет, и он наместник древнего монастыря. С мирской точки зрения - головокружительная карьера успешного молодого человека. С духовной - крест от Бога и новые испытания. Быть продолжателем дела великого угодника Божия - огромная ответственность. Монастырь - это Небо на земле, где царят совсем другие законы, чем за его древними стенами.
Вот что Василий Великий писал о монастырях: «Восхваляю совершенное житие монастырей, изгнавших свою собственность, освобожденного от всякого разногласия, всякого смятения, попирающих упрямство и споры; там все общее, души, мнения, тела, и тем лелеются и питаются тела их; общий Бог, общее благочестие, общее спасение, общие подвиги, общие болезни, общие венки, один во всех и один не одинок, но все. Что может сравниться с этим житием, что может быть блаженнее его? Один другому слуга, один другому господин, их любовь свободна от подчинения одного другому».
Чтобы воплотить в жизнь эти прекрасные возвышенные слова, нужны многие труды, поты и кровь. Отец Серафим вспоминал, как непросто шло восстановление обители. Кругом бесконечная стройка, не хватало самого необходимого, и нужно было платить какие-то огромные деньги за электричество. А денег не было. И взять их было совершенно негде. Отец-наместник и к властям ходил, и благотворителей просил, но все напрасно. И в последний день, когда должны были отключить в монастыре свет, и остановились бы восстановительные работы, и электропечи пекарни и кухни бы погасли, он пошел к преподобному Пафнутию, упал на колени перед его святой ракой и просто заплакал. А когда вышел из храма, его догнала какая-то женщина, сунула в руки конверт и скрылась в толпе. Когда настоятель открыл конверт, там оказались деньги. Ровно столько, сколько нужно было заплатить за электричество.
Преподобный Пафнутий всегда укреплял, наставлял и посылал помощь молодому игумену в его служении. Выполняя завет преподобного о странноприимничестве, в голодные годы кормившего в монастырской трапезной до тысячи человек в день, отец Серафим открыл в монастыре цех фасовки «Народных обедов», где вместе с молодежной дружиной обители сам фасует продукты. Потому что монах это не тот, кто говорит, это тот, кто делает. И нет лучшего способа научить, чем показать на личном примере.
Конечно, во многом отцу Серафиму помогает духовник обители, батюшка Власий. Без него Боровский монастырь также невозможно представить, как храм без людей. Вроде бы все красиво, а главного не хватает. Он - продолжатель духовного делания преподобного Пафнутия и живое свидетельство Пасхальной радости нашей веры. Но как сам батюшка говорил: что толку, если я буду за тебя молиться, а ты ничего делать не будешь?
Боровский игумен освящает спортивные клубы, пишет статьи и выступает на конференциях. Поздравляет ветеранов и проводит встречи с главами муниципальных объединений. Может быть, именно поэтому Основы православной культуры в школах Боровского района стали неотъемлемой частью образовательной программы абсолютного большинства школ, на которых уже выросли несколько поколений. Школьники, курсанты и солдаты близлежащих военных частей всегдашние гости монастыря, а паломники сюда едут круглый год со всего света. Даже американские индейцы приезжали. А что такого? Тем более это не какие-нибудь индейцы, а индейцы из форта Росс на Аляске, родине русских колонистов.
Сегодня это кажется невероятным, но пятнадцать лет назад об Пафнутьевом Боровском монастыре мало кто знал. А сейчас, например, глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Илларион начинает свою паломническую поездку по России с Боровской обители. Здесь проходит секция всероссийского форума «Дети! Россия! Будущее!», где выступал Уполномоченный Президента России по правам ребенка Павел Астахов и приезжают «Виртуозы Москвы». Но главное, это конечно, не это. Главное украшение монастыря и его сокровище - это братия, монахи. А их в монастыре только за последний год стало больше на несколько человек. И это притом, что отец Серафим - настоятель строгий, и просто так подрясники не раздает. Много нужно потрудиться и посмиряться, чтобы быть принятым в воинство Христово.
Когда отца-наместника и отца-духовника, схиархимандрита Власия, выбрали почетными гражданами Боровска, получая награду, отец Серафим сказал: «Сейчас мне дарят цветы и поздравляют, будто это мои заслуги. Но это заслуга людей нашего монастыря. Они работали, они старались, а я здесь, получается, сливки собираю. Высокая награда, которой вы меня удостоили - это признание трудов всей нашей обители: братии, трудников и всех, кто нам помогает. Спасибо вам всем, дорогие братья во Христе и соработники, за ваш добросовестный и самоотверженный труд на благо нашего монастыря!»
И лучших слов о месте православного наместника в жизни монастыря и его отношении к жизни, трудно найти.
Правила жизни отца Серафима (из интервью и выступлений):
Когда пятнадцать лет назад меня назначили в монастырь, отовсюду неслись поздравления: «Поздравляем тебя, такая должность высокая в Церкви!» - и только один человек мне сказал: «Сочувствую». Время показало, что он был прав.
Мой знакомый рассказывал, что когда учился в школе, учитель истории говорила им о том, что только Церковь является хранителем веры, традиций и русского языка. Это в советской школе сказал учитель истории своим ученикам. Сказал так, что слова запали в душу мальчика, который запомнил их на всю жизнь. Вот, что значит быть учителем.
Когда меня спрашивают про знаковые события, я говорю, что само возрождение монашеской жизни в монастыре - это уже знаковое событие. 70 лет пытались уничтожить Церковь, но Церковь выжила. И то, что мы сейчас возрождаем обители, восстанавливаем нормальную монашескую жизнь там - это знаковые события. Вы посмотрите, сколько в монастыри приходит людей! И молодых и старых, и с детьми и поодиночке. Вера - вот что самое важное для человека. Верующий человек - это знаковое событие, это важно. То, что Церковь расцветает - это для меня самое знаковое событие.
К нам в монастырь на Пасху приехали школьники. И среди них был один мальчик-цыган. Дедушка его возит из Жуковского района именно в эту школу, где преподают православие и этого ребенка никто не заставляет. Он сам так захотел. Жить со Христом. Вы понимаете, какой это все-таки сложный народ? Своя определенная культура у них, все свое. А этот мальчик говорит: Я хочу быть православным! Разве это не чудо?
Еще святые отцы нам говорили: «Если говорят вам, что в монастыре все хорошо и спокойно, то или врут, или монастырь не истинный»
Поначалу отношения монастыря с властями были очень сложными. Но постепенно - Господь ведь все дает не сразу человеку, все изменилось. Как Иоанн Златоуст говорит: «Господь не сразу чудодействует в жизни человека». Он доводит до определенного момента, когда человек уже не видит выхода из сложившейся ситуации, а когда прибегает человек к каким-то чисто человеческим решениям проблем, которые возникают у него, когда он не видит уже выхода - все, уже все ресурсы человеческие испробованы - ничего не помогает, когда человек обращается к Богу, вот тогда Господь начинает чудодействовать. Перепробовав все человеческие факторы, обратился к Богу и как результат - у нас прекраснейшие отношения сейчас и с руководством района, и с руководством города, и множество совместных проектов и мероприятий.
15 лет назад, когда я был назначен настоятелем, для меня было удивительным открытием, что о Боровском монастыре не знают.
Возрождение обители началось, когда 29 декабря 1990 года исполком Калужской области удовлетворил ходатайство митрополита (тогда архиепископа) Калужского и Боровского Климента о возвращении Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии Русской Православной Церкви. С первых дней восстановления обители первостепенное значение придается духовной жизни братии и распорядку дня. В этом секрет расцвета обители преподобного Пафнутия.
Монастырская жизнь и просвещение были нераздельными понятиями, так как древние русские обители были очагами просвещения и письменности, центрами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на русский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения (причем не только духовного содержания), летописи.
Книгопечатания на Руси началось благодаря церковному просвещению. Ведь первыми книгами первопечатника диакона Иоанна Федорова (принадлежавшего, кстати, к окружению святителя Макария, подвизавшегося в том числе и на Калужской земле) были богослужебные «Апостол», «Евангелие» и «Псалтирь».
Когда в далеком десятом веке при князе Владимире мы приняли христианство, мы приняли не просто какую-то другую религию, другую веру. Мы приняли другой закон общения человека с Богом, общения человека с человеком, построенный на принципах любви и прощения. Мы стали русскими, такими которыми нас знает сегодня весь мир.
Евангелие дает для человека главное - цель в жизни, и средства для ее достижения. Цель заключается в единстве с Воплотившемся Богом, Спасителем нашим Иисусом Христом, благую весть о Котором нам и возвещает Евангелие.
В принципе неверно отделять духовную мудрость от повседневной жизни, ведь человек живет духовной жизнью, только когда реализует ее на практике, а не когда он накапливает в памяти определенную информацию по этому вопросу.
Нагорная проповедь - это то основание, заложенное в великую русскую культуру, без которого она перестает быть и русской, и культурой, примеры чего, к сожалению, у всех у нас перед глазами.
Никогда не было легких времен. Было трудно тогда, трудно и сейчас. Когда не будет трудностей - развитие прекратится и начнется застой.
25 лет возрождения Русской Православной Церкви можно сравнить с половиной сорокалетнего периода хождения евреев в пустыне. Хотя мы и перешли рубеж двадцати лет, нашему обществу, которое 70 лет воспитывалось в совершенно другой идеологии, тяжело измениться.
В своей прощальной беседе Господь сказал ученикам: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34). И вот на такой жертвенной святой любви, предающей себя до Крестной смерти за всех нас, основывается все христианство.
Культура везде и всегда была выражением жизни народа, выражением его бытия. В первую очередь, она определяет повседневный уклад жизни человека, определяет его духовный мир и систему его ценностей.
Возвращение к духовным истокам отечественной культуры, их сохранение и развитие является непременным условием выживания любой нации и любого государства. Попытки их заменить, всегда обречены на провал и прямо ведут к деградации общества.
У нас в районе предмет «Основы православной культуры» преподается с середины 90-х. Пусть качество тогда было не таким, как сейчас, но у нас это было. И когда мы говорили, к примеру, еще пять лет назад, приглашая другие районы к сотрудничеству, чтобы помочь им организовать Чтения или конференцию провести, они говорили: «Простите, но у нас такого опыта нет. Это у вас есть, а у нас этого опыта нет». За этим опытом преподавания «Основ православной культуры» приезжают к нам не только из других районов, приезжают из совершенно отдаленных, из Сибири, в общем, очень издалека приезжают люди.
Ценность традиции состоит в том, что она представляет собой отобранный на протяжении веков положительный опыт народа, приобретенный в результате преодоления им различных проблем и трудностей, причем свойственных, что важно отметить, именно этому народу, а не некоему абстрактному человечеству, чьим именем и интересами часто прикрываются различные идеологии современного мира.
Сегодня Калужский регион - это экономически стабильный и успешно развивающийся регион. Но далеко не все связывают материальные успехи с духовностью людей здесь проживающих, а также с той культурной нормой церковно-государственных отношений, которая обеспечивает экономическое процветание региона.
Хорошо, конечно, что у нас в стране возрождаются и строятся новые храмы и монастыри. Однако главное - не закрыться в этих стенах, чтобы это не стало целью. Стены, как были стенами, так и останутся. Возрождение Святой Руси - это, прежде всего, возрождение души человека.
Во время крестного облета на МИ-8
1. Re: Отец Серафим