19 мая 2015 года в Институте проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям (г.Москва) состоялась презентация книг Дмитрия Авдеева. Презентация была приурочена к 10-летию создания Института. Это событие и послужило поводом для беседы с директором Института, врачом-психиатром и психотерапевтом, профессором Д.А. Авдеевым.
- Дмитрий Александрович, в 2015-м году Институту проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, который Вы возглавляете, 10 лет. Поздравляем Вас и Вашу организацию с круглой датой! Хотелось бы сегодня вместе с Вами подвести некоторые итоги деятельности Института. Что удалось сделать за эти годы?
- Спасибо за поздравление! Да, Институту 10 лет. Много это или мало? Наверное, это достаточный отрезок времени, и можно подвести некоторые итоги. А прежде вспомним, с чего все началось. В 2000-м году Собор Архиереев Русской Православной Церкви принял документ, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В этом документе содержится большой параграф о психических заболеваниях. Параграф, на мой взгляд, очень выверен. В нем указаны три главных направления, по которым развиваются психические болезни: а именно - естество человека, то есть индивидуально-биологические причины, и две другие причины духовного порядка - это греховные страсти и демоны, которые в недрах этих духовных страстей. Более того, духовных причин, по которым развиваются психические болезни, во много больше биологических.
Какие болезни возникают, в основном, по духовным или духовно-психологическим причинам? Это, к примеру, неврозы, всевозможные зависимые состояния, огромное количество депрессий, определенные группы психопатий и другие расстройства. На их формирование оказывают влияние многие факторы: воспитание, окружающая среда, семейные традиции, привычки. Большинство мною перечисленных недугов возникают под влиянием греховных страстей, которые хозяйничают в душах людей. И лишь немногие знают пути исцеления от страстей, так как, к сожалению, далеки от Бога и Его Святой Церкви.
К чему это приводит? Это, нередко, несчастные, искореженные судьбы, разбитые семьи... Сложно переоценить шлейф социальных последствий, которые связаны с душевным здоровьем людей. Именно поэтому, на мой взгляд, крайне важно формировать в обществе правильное, а для меня правильное - это христианское, отношение к происхождению и развитию психических заболеваний. Все эти обстоятельства побудили меня в 2005 году создать Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Не ошибусь, если скажу, что это главное дело моей жизни. В составе Института: Центр православной психотерапии, научный и издательский отделы.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о каждом отделе Института.
- Что такое Центр православной психотерапии? Психотерапия - это лечение словом, душевная поддержка. Но не все равно как душу врачевать, поддерживать и куда ее вести. Основываясь на богатейшем святоотеческом наследии, на непреходящих Евангельских ценностях, можно помогать страждущим душам. И помощь эта будет истинной, настоящей. Так как подает душе не только исцеление, но, что очень важно, приводит ко Христу. Когда я сам стал воцерковляться и начал читать творения святых отцов: Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, я для себя открыл огромный, прежде мне неведомый, мир духовных сокровищ, который, конечно, ни в вузе, ни на профессиональных курсах не преподается. Нигде и никто об этом не говорил.
Я часто говорю о том, что мы, психологи, психотерапевты, да, зачастую, и прочий крещеный народ, оказываемся «Иванами не помнящими родства», людьми, как бы сидящими на мешке с золотом с протянутой за милостыней рукой. После того как «железный занавес» приподнялся, мы стали огульно черпать разные методы и направления психотерапии - оттуда, отсюда, с Запада, с Востока, из своего собственного «подполья». Ничем хорошим это не закончилось. Общество не стало ни нравственнее, ни здоровее.
Каждый день у нас в Центре православной психотерапии ведется прием. За десять лет принято более 15 тысяч пациентов. Можно уже говорить о сложившемся направлении - православной психотерапии, которая оказалась востребована.
Научный отдел занимается изданием статей, подготовкой конференций, выступлений. Назову самые главные выступления. Доклад в Александро-Невской Лавре на совместном форуме Санкт-Петербургского Института им. В.М.Бехтерева и духовенства города; выступление в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Доклад о православной психотерапии на круглом столе «Россия без наркотиков» в Московском Свято-Даниловом монастыре. Доклады на Рождественских, Знаменских, Свято-Михайловских научно-богословских чтениях. География поездок по стране и ближнему зарубежью была и остается достаточно насыщенной.
Много было и зарубежных поездок. В Румынии я закончил докторантуру по богословию, там издано девять моих книг и еще одну готовят к публикации. Были изданы книжки на сербском, английском, немецком, испанском, македонском, болгарском языках. Я принимал участие в форуме «Православная книга» в Болгарии - там вышло пять моих книг. В Швеции мы организовали и провели семинар «В помощь страждущей душе». Проходил он в Гетеборге, в приходе Сербской Православной Церкви, в котором духовно окормляются и русские прихожане. С докладом о формировании христианского отношения к психическим заболеваниям выступал на всемирном форуме «Диалог цивилизаций» в Бахрейне. Ездил с лекциями в Кыргызстан, Беларусь. Выступал на Кипре, в Германии, в Македонии. В Македонии являюсь профессором Международного университета им. Г.Р.Державина. Нередко выступаю на радио и телевидении.
За эти годы подготовлено и издано 30 моих книг и брошюр. Кроме этого, мы занимаемся изданием мультимедийной продукции. 12 лет работает сайт «Православный психотерапевт». Вот, наверное, краткий перечень того, что с Божией помощью удалось сделать за эти годы.
Но самое главное - это души обращающихся людей. Если с Божией помощью удается помогать людям, не только утешать, успокаивать, исцелять, но указывать дорожку к Богу, в храм, к покаянию - значит, наша деятельность не напрасна.
- Дмитрий Александрович, Вы сказали, что ежедневно ведете прием. С какими проблемами к Вам обращаются?
- Проблем настолько много, что их и не перечислишь. Наверное, большинство проблем психологического характера сводятся к одной тяжелой духовной болезни на букву «г». Может быть, Вы подумаете что это «гадость»? На самом деле это «гордость». Вот только сегодня утром был телефонный звонок. Звонила молодая пара: «Здравствуйте, доктор. Мы православные супруги. Недавно поженились, обвенчались. Не можем найти взаимопонимания, конфликтуем, скандалим. Семья на грани развода. Что нам делать? Помогите...». Что нужно делать в этих случаях? Забыть о себе. Подумать: чем же я могу помочь своей семье в этой ситуации? В чем же мои ошибки? Не обвинять другого, а попытаться исправиться самому. Попробовать найти верные доводы в пользу выдержки, спокойствия, самообладания. Дарить любовь, радость друг другу. Ласково общаться. Быть внимательнее к своему избраннику (избраннице). Лишний раз позвонить, написать смс-ку. Принести цветочек. Обнять и поцеловать свою супругу (супруга)... Глядишь, и семья сохранится.
Вспоминается один случай. Приходит женщина и говорит: «Страдаю неврозом уже несколько лет. Не разговариваю пять лет со своей мамой. Лечусь таблетками, гомеопатией, ставлю иголки...». А метод-то лечения в этой ситуации какой? Подойти к маме, попросить прощения, обнять, поцеловать - и болезнь пройдет, растворится, как сахар в стакане горячего чая. Подобных случаев очень много. Греховные страсти зачастую движут нашим поведением, формируют неверные поступки и даже приводят к болезням.
Другая большая группа - это зависимые состояния. Науке сегодня известно о химических и нехимических зависимостях. Увы, мы уже не удивляемся пьянству, наркомании. Это страшно и больно. Но, к сожалению, стало привычно... И совсем незаметно, сегодня набрали «обороты» нехимические зависимости: компьютерная, игровая, зависимость от телевизора, социальных сетей. Зависимые, или, как их еще называют, аддиктивные расстройства - это, конечно, проблемы, духовного порядка.
Третья группа - это депрессии. Многим сегодня знакомы состояния тоски, безрадостности. Отчего они наступают? Часто от безблагодатной жизни. Нередко из-за не реализованных жизненных планов. Если во главу угла поставить богатый особняк на Рублевке, «Лексус», бриллиантовое колье, обучение детей в Англии и еще что-то тому подобное - и ничего этого не получить, вот вам и депрессия.
Есть, конечно, депрессии, которые связаны с биохимией мозга. Я о них сейчас не говорю, их меньшинство, всего 3-4 процента от общего числа. А в большинстве случаев это депрессии как порабощение души страстями уныния и печали.
Следующее направление - душевная поддержка психически больных людей. За годы работы я был свидетелем того, как люди по разному переносят тяжелую болезнь. «Доктор, то положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня», - это слова одного пациента с тяжелым психиатрическим диагнозом, который относится к болезни как к кресту от Господа.
А недавно, молодая девушка сказала, что для нее «болезнь как спасительное страдание». Когда слышишь такие признания, то понимаешь, что психическая болезнь приводит человека к Богу, духовно преображает его, спасает. Увы, я встречаюсь, конечно, и с примерами иного отношения к болезни. Когда человек в ропоте, отчаянии, унынии. В таких случаях человеку нужно помочь.
Обращаются к нам в Центр православной психотерапии и с вопросами правового характера. Есть в Российской Федерации Закон «О психиатрии», который регламентирует и встречу больного в стационаре со священником наедине, и разрешает крестик носить, и иконочки иметь, и даже пост соблюдать по согласованию с администрацией и когда позволяет состояние здоровья. Вопросов и проблем очень много, и мы с Божией помощью стараемся их разрешать.
- Дмитрий Александрович, Вы часто даете интервью в СМИ по различным актуальным вопросам. Скажите, пожалуйста, на какие темы Вы откликаетесь и готовы давать комментарии?
- Один из последних примеров: недавно звонят с телевидения и говорят: «Доктор, Вы видели, сегодня показывали, как школа танцев в Оренбурге учит совсем юных барышень 11 - 13 лет всяким непотребствам. Они демонстрировали со сцены танец - тверкинг. Что Вы можете сказать?». Я посмотрел это видео. То, чему научили этих девчонок - страшно. Создалось впечатление, что из них готовили стриптизерш или блудниц. Знаете, так можно исковеркать личность человека? А врачевать будет потом очень и очень сложно...
Обращаются ко мне и из печатных СМИ. Недавно вышло интервью «Лекарство от стресса» в женском православном журнале «Славянка». Слово «стресс» сейчас у всех на слуху. Но каковы его духовные корни, какие действенные «лекарства» можно предложить от этого недуга? Об этом я подробно рассказываю читательницам журнала.
На днях в православном издательстве «Лепта» вышла книга моих интервью под названием «Как сохранить душевный мир». В этой книге собраны самые важные, по моему мнению, интервью на разные темы, которые были опубликованы светским и церковным СМИ. Это и проблемы пьянства, наркомании, игромании. В книге рассматриваются причины психических заболеваний, духовные корни невроза, маски депрессии, душевный мир ребенка, семейные ценности.
Не так давно был опубликован мой комментарий в Интернет-издании «Русская народная линия» о том, как помочь тяжело больным людям. Потому что в последнее время, среди онкобольных, к великому сожалению, участились случаи самоубийств. Конечно, очень часто анализ причин депрессий во время тяжелых болезней грешит односторонностью. В тени оказывается широчайшая группа проблем, связанных с духовными факторами. А когда речь идет о тяжелой болезни, духовные вопросы почти всегда выходят на первое место. Ради чего живет человек? Ради чего он терпит страдания? Если у человека правильные духовные ориентиры, то у него выстраивается и правильная иерархия ценностей. И человек знает, что можно противопоставить болезни, ведь Господь говорит о бессмертии, Господь говорит о вечности. «Смертию смерть поправ» - так поем мы Воскресшему Господу в Пасхальном тропаре. И верующий человек с детских лет просит у Господа мирной, непостыдной кончины и доброго ответа на Страшном Судилище.
- На презентации, посвященной 10-летию Института, были представлены Ваши книги православного издательства «Лепта», а также книги, вышедшие в 2015 году в светском издательстве «Феникс». Вы впервые вышли к светскому читателю? Есть ли какие-нибудь отзывы?
- Проект со светским издательством - это была планируемая акция. Вы знаете, в последнее время появилось ощущение, что мы пишем книжки для самих себя. Мои книги раньше продавались лишь в крупных церковных лавках и специализированных православных магазинах. Их в Москве-то немного, а в других городах и вовсе может не быть. Поэтому возникла идея выйти на светский рынок. Ведь моя тема - как бы «пограничная». Кто-то через неврозы, болезни, страдания, проблемы с детьми придет к первопричине возникновения этих состояний, откроет для себя святое Православие. Слава Богу, откликнулось крупнейшее региональное издательство «Феникс» и в течение года было издано пять книг.
Наша совместная работа началась с небольшой брошюры «Неврозы и психотерапия: православный взгляд». А потом вышли в свет еще четыре книги: «Сто вопросов православному психотерапевту», «Врачевание душевных ран», «Душевное здоровье ребенка. Советы православного врача», «Если душа плачет. Неврозы. Депрессии. Зависимости». Отклики я уже стал получать. Их еще не так много, но эта тема, надеюсь, постепенно начала «завоевывать» умы читателей. Мне известно, что книжки хорошо продаются - теперь их можно купить везде: от Калининграда до Курил, в обычной книжной сети.
А на презентации было несколько книг и нашего издательства. То есть издательства Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Мы уже к настоящему времени издали 20 книг. Среди них и небольшие брошюры, и солидного объема книги и даже иллюстрированные альбомы. А иногда бывало и так, что Институт оперативно издавал какую-то книжку, и она была так востребована, что, вскоре, переиздавалась крупным издательством.
Например «Лекции по основам православной психотерапии» сначала были изданы в Институте, а потом издательство «Феникс» подхватило эту идею и выпустило в свет книгу «Врачевание душевных ран». Лекции уже переведены на английский язык. Есть издательство в Германии, которое издает книги под заказ. Так вот они взяли эту книгу лекций, и теперь англоязычный читатель в любой точке земного шара может книжку заказать и в течение 7 - 10 дней он получит это издание.
- Дмитрий Александрович, в конце прошлого года вышла Ваша книга рассказов «Память сердца». Почему возникло желание написать рассказы? О чем эта книга?
- В прошлом году мне исполнилось 50 лет. Как сказал мне духовник: «это немало». Честно говоря, я не планировал эту книгу, она родилась сердцем. Просто пришло какое-то время - и я стал писать рассказы один за другим. Мне очень хотелось оставить на бумаге воспоминания о тех духовных встречах, поездках, и даже чудесных обстоятельствах, которым я был свидетель. В книге и эссе, и письма, и дневниковые записи. Насколько она интересна - судить читателю. Но мне самому она дорога.
В книге представлена «Афонская» серия рассказов: «Земной удел Пресвятой Богородицы», «Пояс Матери Божией». В рассказе «Молись Богородице» я вспоминаю свое первое паломничество на Святую Гору. Как-то один паломник, возвращаясь с Афона, сказал мне: «Молись Матери Божией. Она там Игуменья и всем управляет. Будешь молиться усердно - управит и твое путешествие». Я потом много раз посещал с паломническими поездками Святую гору и убеждался в истинности этих слов многократно.
В книге большое эссе о великомученике Димитрии Солунском, моем Небесном покровителе. Я старался писать об удивительных ночных службах - агриппниях, о его мироточивых святых мощах, о величественном храме, который является сокровищницей не только Греции, но и всего православного мира.
Вошел в книгу и рассказ о посещение мужского монастыря Ставровуни на Кипре, который расположен на самой вершине горы. Там Афонский устав. А главная святыня - Крест с частицей Животворящего Креста Господня, который парил в воздухе до пятнадцатого века.
В книге «Память сердца» рассказ о поездке к святому праведному Петру Великодворскому. Исповеднику, дивному батюшке. Он отошел ко Господу в 1972-м году. Прошел пытки, лагеря, тюрьмы, страдал за веру. А потом долгие годы в глухой деревне на Владимирщине окормлял паству. Собрал вокруг себя подвижников веры, монахов, монахинь. Батюшка исцелял людей, был прозорливым. Причащал в те времена по 500 человек. Этот святой угодник Божий, мне грешному, недостойному, явился во сне...
Рассказ «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его подарки» получился как бы автобиографическим. Я не был лично знаком с батюшкой, но очень многое меня с ним связывает, и в жизни моей отец Иоанн сыграл очень большую роль.
Есть рассказ о том, как чудесным образом, через много лет ко мне вернулся крест, благословленный мне духовным отцом, митрополитом Варнавой (Кедровым).
- Вы рассказали, что много выступаете на конференциях. Также за годы своей деятельности Вы неоднократно выступали перед священнослужителями с лекциями. Насколько важны такие встречи со священниками?
- Жизнь показала, что эти встречи важны и для священников, и для меня. Мы взаимно обогащались. Я делился с батюшками знаниями по психологии, психиатрии, психотерапии. Слушал их вопросы, пожелания, случаи из пастырского душепопечения. Пастырские семинары на эти темы я проводил не только в России, но и в других странах.
Авторитет Церкви сегодня растет, слава Богу. Храмы строятся, люди устремляют свои взоры к Богу. Пастырь становится тем человеком, который, может быть, впервые заговорит с человеком о его душе. Он, конечно, должен знать какие-то закономерности - не только с позиции святоотеческой, антропологической, но и вообще представлять здоровую и больную душу.
Самый простой пример. Депрессия сегодня распространена очень широко. На исповеди человек может жаловаться на упорное уныние, тоску, отчаяние, и даже желание покончить собой. Подобные высказывания пасомого могут быть, в ряде случаев, следствием болезни. Священнику это нужно знать. В этих случаях, наряду с духовной помощью, будет уместна и помощь врача.
К священнику может подойти за советом и психически нездоровый человек - когда уже не составит труда батюшке определить болезнь. Но возникают другие проблемы. Как с ним обращаться, что ему рекомендовать, какие духовные требования к нему предъявить?
А если подошел алкоголик и просит благословения закодироваться, например, или еще на что-то? У священника должно быть четкое понимание того, что алкоголизм - это болезнь духовная и лечится она на пути воцерковления. Такие знания для священника - составная часть пастырства.
Везде, где мне приходилось встречаться с батюшками (очередная лекция не так давно была в Рыбинской епархии), это всегда вызывало большой интерес: полный зал слушателей, вопросов на несколько часов.
- Дмитрий Александрович, Вы пишите книги, а сами что-то читаете? Какие в последнее время книжки Вы прочитали?
- Недавно прочел книгу архимандрита Софрония (Сахарова) «Видеть Бога как Он есть». Она произвела на меня большое впечатление. Прочитал замечательную книгу по православной антропологии протоиерея Вадима Леонова. Закончил читать великолепный, на мой взгляд, сборник «Христианство: век за веком», где описана вся история Церкви. Всегда на моем рабочем столе самые разнообразные книги. Святоотеческая литература, Жития святых. Ну и другие книги: проза, поэзия. Это и Чехов, и Куприн, и Лесков. Из зарубежных авторов - Диккенс, О'Генри. Много книг профессиональных, поскольку быстрыми темпами идет развитие психиатрии, психологии. Так что нужно поспевать за жизнью.
- Некоторые Ваши неверующие коллеги, возможно, не вникнув в суть Вашей деятельности, пишут, что Вы призываете «только молиться», говоря о проблеме психических болезней. Насколько они правы?
- Прежде чем писать о моей деятельности, надо внимательно почитать, что написано в моих книгах. Я повторю, что выделяются три причины психических заболеваний. И каждой причине требуется соответствующее врачество. Я всегда говорил и говорю, что в случаях, когда главные причины болезни генетические, биологические, конечно, нужно лечиться. Молиться нужно всегда. Но здесь удельный вес медицинской помощи (особенно на первом этапе) будет главенствующим. «Дай место врачу... и да не удаляется он от тебя», как сказано в Библии. Здесь нет никакого противопоставления.
А вот в случае, когда болезнь является следствием поработивших душу греховных страстей (скажем, человеком движет зависть или лютая гордыня, или он не может простить обидчику какую-то неприязнь) - тут переусердствовать с клиническими методами будет большой ошибкой. Назначить человеку успокоительное по таблетке три раза в день и поставить галочку, что проблема решена - это неверно.
За всю свою практику я никогда не говорил «не обращаться к врачу, не лечиться, не пить таблеток, не употреблять необходимых медикаментозных средств лечения». Нет в моих книгах таких призывов.
Понимаете, православный взгляд дополняет и завершает представление о личности. Согласно православной антропологии, человек - это дух, душа и тело. Не видеть духовного в человеке, значит невероятно умалить, извратить его природу. Научная медицина (в частности психиатрия, психотерапия) и духовный путь должны находиться в гармонии, тогда наше общество будет стремиться к тому, чтобы стать духовно богатым и душевно здоровым.
Яна Беседина
1. Re: «Это главное дело моей жизни»