Пишу 28 мая, в день памяти благоверного царевича Димитрия. Десять лет назад в этот день моя бабушка Прасковья умерла. Ей уже почти 97 лет было, и к этому времени в живых из её восьми детей четверо оставалось: три дочери и сын. А троих сыновей и дочь похоронила она.
Бабушка к смерти просто и традиционно относилась: сколько помню, держала на видном месте в шкафу "смертное", наказывала, как её обряжать и хоронить, и добавляла, что дело это - покойников обряжать - богоугодное, сама она 12 покойников обрядила, вот они её и будут ТАМ встречать, замолвят за неё словечко.
Уверена, что одно с другим связано напрямую, только при таком полном доверии Промыслу, как у многодетных матерей, можно так к смерти относится.
А у меня просто ум за разум заходил, когда я об этом думала. В войну ввели звание матери-героини, и во время работы в "Покаянии", есть до сих пор такой фонд в Республике Коми, я составляла списки награждённых для издания.
Сидела в архиве и читала наградные документы. Нередко бывали случаи, когда награда не доходила, поскольку пока то да сё, один ребёнок или несколько детей у награждённой умирали от голода и болезней. А награждали только за живых.
Бабушку почему-то не наградили, хотя маленьким у ней только один мальчик умер, семерых вырастила. Это по маме моя бабушка. Отец один был у матери, дед погиб в начале войны и больше не вышла бабушка Марфа замуж.
Медаль материнства у меня от её матери, моей прабабушки Елизаветы Гавриленко, есть. Серебряная, "за рождение и воспитание шестерых детей". На лицевой стороне склонившаяся к ребёнку мать, два профиля анфас, между ними пятиконечная звёздочка шлёт лучи, внизу подпись "СССР", на обороте серп и молот.
Ну, к рождению Елизаветой Гавриленко шестерых детей СССР никакого отношения не имел, самая младшая дочь у неё как раз в последнем, 1916-м, году Империи родилась, и после войны, когда наградили прабабушку, уже взрослой была.
Сейчас за пятерых дают такую медаль и если есть 10 лет стажа (без отпусков по уходу) - в 50 назначают пенсию, остальные льготы относятся не к самой матери, а ко всей семье. Начиная с троих дают статус многодетной семьи, и государство помогает погашать кредиты за жильё (за 4-х - полностью), льготная коммуналка, бесплатное питание в школе, льготное поступление в вузы, материнский капитал в 10 тысяч долларов на каждого ребёнка с третьего.
Если деревенская семья многодетная - дают социальную квартиру в городе до совершеннолетия детей. Насколько я могу судить, кое-какие плоды такая политика даёт, в той небольшой деревенской школе, где я сейчас работаю, на пару сотен учащихся три десятка - из многодетных семей, в основном в младших классах.
Пособие по уходу за ребёнком до 3-х лет сопоставимо с зарплатой (моей как педагога), и если в городских условиях бывает, что легче работать, чем дома с ребёнком особенно на одну мужнину заплату сидеть (в России же только до полутора платят и гораздо меньшее пособие, а я со своими в России сидела), то здесь, в Беларуси, доярке, например, всё-таки легче сидеть дома с ребёнком, чем мотаться затемно и дотемна на ферму. Живи - не хочу.
Возможно, у меня специфический взгляд на вещи. Я же социальным педагогом работаю. Сейчас есть специальные факультеты, в моё время не было, что это за профессия - я на практике узнаю. Прочла в "Хрестоматии для соцпедагогов", что возникла эта профессия в середине XIX века в Западной Европе и США " в связи с индустриализацией и утратой влияния церкви в обществе". А в постсоветских странах в постсоветское время и появилась, до этого не было, хотя, казалось бы, оба фактора - и индустриализация и "утрата влияния церкви в обществе" - были.
Но вот как-то справлялись. Как - я хорошо представляю, в Сыктывкаре был, да и до сих пор есть такой интернат Католикова. Сам Сан Саныч в 1996-м году умер довольно молодым ещё, на 55-м году жизни. Успел принять Патриарха Алексия, приезжавшего в мае на празднование 600-летия кончины равноапостольного Стефана Пермского, и спустя месяц после этого скоропостижно скончался. В Сыктывкаре его все знали, в том числе и я - преподавала одно время у него православную культуру детям.
Вообще-то Католиков был последователем Макаренко: труд делает человеком, а не одни благочестивые разговоры. Под Сыктывкаром, в Межадоре, у школы-интерната при нём появилось своё опытное хозяйство, где дети всерьёз работали на поле, на грядках, на ферме и в свинарнике. Что-то продавали, но в основном на их же стол всё и шло, то есть воспитание трудом у Католикова было - как в традиционной крестьянской семье. Вот откуда, казалось бы? Сам он был горожанином из Новосибирска, отец на войне погиб, растила мать, закончил физмат в Москве.
Со школы подрабатывал пионервожатым в летних лагерях, в институте стройотрядом командовал, и вот быстро дошёл до мысли, что интернатовским детям надо самим себя кормить учиться - а как же иначе?
Интересно, кто его без отца учил разнообразным мужским навыкам. Мне этот вопрос и с отцом Павлом Адельгеймом не раз в голову приходил. У него отца с дедом расстреляли, тоже мама одна растила, да и то не сразу, тоже отсидела, а батюшка в детдоме был.
А оба они - и отец Павел, и Александр Католиков - несмотря на свою безотцовщину, городское происхождение и соответствующее образование, нормальными такими были мужиками. Всё сами умели: и за рулём, и за прочими инструментами, - и мальчишек могли этому научить, необходимым считали...
Это я к тому, что льготы многодетным семьям - это прекрасно, но не панацея, на практике, когда нету вот таких мужчин, как о. Павел или Католиков, отцов по сути своей, получается, что многодетная мама замужем за государством.
Ох, насмотрелась уже я на них. Опишу довольно типичную ситуацию. Живёт молодая женщина, рожает детей. С сожителем не расписывается, одинокой маме больше льгот. Но когда выясняется, что жить сожителю осталось недолго, или при иных форсмажорных обстоятельствах - он "устанавливает отцовство"(это без оформления брака можно сделать), умирает (от спида, как правило) мама получает на каждого ребёнка пенсию по потере кормильца, что в деревенских условиях делает её вполне обеспеченной женщиной - и вскорости находит себе нового сожителя, начинается новый виток.
У одной такой, например, семеро детей, старших её мать к себе забрала, с ней остались четверо мальчишек, двое от прежнего сожителя, двое от нового. Пенсия на старших и пособие на младших позволяют и сожителю на работать, казалось бы - будь доволен и помогай с детьми. Ан нет, периодически запивают оба двое.
Учительница, с которой шли мы в эту семью, говорит:
- Никакие государственные меры тут не помогут.
Я:
- Да. Страшное зло алкоголь. Я как посмотрела лекции в сети, увидела, как крыса после шампанского не может найти из лабиринта выход, а трезвая - сразу нашла, то раз и навсегда сделала выводы.
Учительница:
- Это точно. Хочешь жить - умей вертеться. То есть быстро выход из лабиринта находить.
Я:
- Видела где-то намедни тестплакат "Проверьте себя на алкоголизм", первый пункт: что вы делаете, когда у Вас возникает проблема?
Учительница:
- Вот то самое и делают. Поднятием цен тут тоже ничего не добьёшься, самогонку будут гнать. Стерилизовать надо. А то ведь невозможно потом учить этих детей, сейчас ведь их в общих классах нужно учить.
Это точно. С диагнозом "отставание в развитии" сейчас только "трудности в обучении" дают, то есть несколько дополнительных часов с дефектологом и два года в первом классе, а потом - как хочешь, так и учи. И я понимаю учительницу, сидела у неё на уроке математики: работает она прекрасно, профессионал, ведёт урок в таком темпе, что расслабится некогда, даёт детям подвигаться на уроке, на чётное - нечётное то приседали они у неё, то прыгали. Вообще сипматичная.
Но в классе у ней половина детей вот из таких многодетных, со всех сторон обложенных льготами и пьющих семей, некоторые уже отсидели два года в первом классе, больше не положено на второй год их оставлять, и со следующего года, с третьего класса, хочешь - не хочешь, а надо какие-то оценки выводить, хотя бы единицу. Единица переводная, не переводят только с нулём (система оценок десятибалльная).
На практике - не на второй год оставляют, а отправляют в коррекционный интернат, случаи эти очень редкие, в основном стараются дотянуть до 9 класса, а там - пусть идёт в училище получать рабочую специальность.
Я-то понимаю, что стерилизация - это фашизм. Ну а что делать-то? То есть по-моему - нечего развращать народ льготами за одно рождение, нужно ввести какие-то критерии ответственного родительства. В идеале. А на практике - не знаю.
Рассказывала коллега, соцпедагог из городской школы, что в её практике для неё шоковым был случай, когда одна "мамаша", у которой старших детей уже забрали всех, рожала очередного ребёнка в состоянии сильного алкогольного опьянения, чуть не родила на улице, но когда появился-таки на свет это малыш, успела приехать Скорая и довезти до больницы - то автоматом оставить его в роддоме не получилось, надо было массу всяких "процедур" совершить, то есть сильно побегать с бумагами по инстанциям, чтоб ребёнок остался в роддоме до лучших времён, а не вернулся с мамашей в её логово.
Вот это самое слабое место белорусской системы: что нету реабилитационных центров для алкоголичек с детьми. Ребёнка забирают сначала в больницу, потом в приют на полгода, и если за полгода мама не социализируется, то есть не приведёт в божеский вид квартиру (дом) и не устроится на работу - лишают её материнских прав и передают ребёнка до совершеннолетия в приёмную семью, где платят родителям не только пособие на него, но и зарплату как педагогам (полную за двоих, за одного полставки).
В 18 лет ребёнок или возвращается в семейную квартиру (при лишении родительских прав жильё закрепляют за ребёнком и пропить его родители не смогут, разве что загадят), или, если оно признано непригодным для проживания на момент изъятия ребёнка - ставят его на очередь и дадут государственное жильё.
Вот такая система. Примеряла её к себе - нет, лучше я буду на работу ездить чужие проблемы решать, чем возьму к себе в дом двоих чужих детей, у которых рядом будут пьющие родители, с которыми я обязана буду обеспечивать общение ребёнка.
Если детей несколько и всех никто не берёт - разлучают. У меня есть в школе такой мальчик в приёмной семье, там их четверо было - всех раскидали, кого в интернат, кого по семьям. Маму с папой пролечили в ЛТП принудительно, но, судя по тому, что выйдя из ЛТП, восстанавливаться в правах они не стали (условия те же: привести в порядок жильё и работать) - не сильно им это принудительно лечение помогло.
Я на работу в электричке езжу. В каждом вагоне висит плакат, картинка та же, что и в Save Donbass children, подпись другая : " Мама и папа, перестаньте пить! Я боюсь вас потерять". Реклама платного нарколога.
У меня одна мама ездила к такому. Девочку чуть не забрали у неё, с предыдушей работы не раз за пьянство увольняли, в доме ещё трое пьющих мужчин (два старших сына и новый муж), и первое впечатление у меня было жуткое от дома и семейства. Но потом присмотрелась, увидела, что к дочке мама привязана, и для девочки страшным потрясением будет в приюте оказаться. Общими усилиями маму закодировали (никогда не могла понять, что за кодирование такое) и устроили на работу, пока вроде держится.
Попала как-то к ним домой встревоженная, названивала мне эта мама без конца и показалась нетрезвой, пришла: во дворе никого, в доме никого, всё настежь, собака брешет, ничего не пойму.
Потом откуда-то вынырнул мамин новый муж, пьяный, и стал меня стыдить:
- Я прораб, вот расписался и закодировал её. Оставь девку в покое, мне стыдно, что ты в контору ходишь (я ходила в совхохную контору за справкой - подтверждением, что взяли на работу, и просила девочке на лето, если можно, дать в санаторий путёвку, она очень слабенькая и худенькая). Сколько тебе надо дать, чтоб отвязалась? Я пьяный, да, работа такая...
Мне показалось, что мама успела от меня спрятаться и выслала его на переговоры, но не пойман - не вор, а объяснять пьяному прорабу, что у меня тоже работа такая, что порой тянет выпить - я не стала.
То есть я могла бы ему объяснить, какую я нахожу замену. Чаще всего просто в церковь иду. Или читаю, когда лето и тепло - поеду в парк на велике и читаю у реки или на пристани. Или смотрю экранизации классики, на ютубе сейчас всё можно найти. Или вожусь по хозяйству под музыку, я со школы собирала класссику сначала на виниле, потом на кассетах и дисках, сейчас скачиваю в сети или просто радиоканал "Культура" слушаю. С Тишкой гуляю. Помогаю тётке в бабушкином саду и одной знакомой одинокой старушке. Реже всего в бассейн хожу, хотя надо бы чаще - из-за спины и вообще.
Это когда одна, а прежде-то всего - всем этим со своими детьми занимаюсь. Или просто играю с ними, у меня в начале воцерковления был приятель - детский психиатр, он мне тогда ещё объяснил, что есть целое направление такое реабилитации взрослых - вспомнить себя детьми. Детские занятия помогают стрессоустойчивость повышать. И поэтому когда у меня болела голова, что мы завтра есть будем - во время разных там дефолтов и прочего - я шла и на последние деньги раскраски или мультики покупала. И всё как-то образовывалось, удавалось дотянуть до лета и зарплаты.
Но пьяному всё это не объяснишь, да и трезвому - вряд ли, мужчины вообще не любят, когда их женщины поучают. И помогут ли плакаты в электричках - трудно сказать. Если и есть надежда - так на Господа одного, что управит всё как-то.
Хотелось бы, чтоб не так, как на Донбассе, там, уверена, нету сейчас столько пьяниц, как у нас в Беларуси. Но на всё, Господи, воля Твоя.
10. Ответ на 7., Наталья Чернавская:
9. Ответ на 8., Наталья Чернавская:
8. Ответ на 6., РодЕлена :
7. Ответ на 5., Lucia :
6. Ответ на 4., Наталья Чернавская:
5. Re: Детки
4. Ответ на 3., Lucia :
3. Ответ на 2., Наталья Чернавская:
2. Ответ на 1., Lucia :
1. Re: Детки