Детки

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
456
Время на чтение 9 минут

Пишу 28 мая, в день памяти благоверного царевича Димитрия. Десять лет назад в этот день моя бабушка Прасковья умерла. Ей уже почти 97 лет было, и к этому времени в живых из её восьми детей четверо оставалось: три дочери и сын. А троих сыновей и дочь похоронила она.


  Бабушка к смерти просто и традиционно относилась: сколько помню, держала на видном месте в шкафу "смертное", наказывала, как её обряжать и хоронить, и добавляла, что дело это - покойников обряжать - богоугодное, сама она 12 покойников обрядила, вот они её и будут ТАМ встречать, замолвят за неё словечко.

  Уверена, что одно с другим связано напрямую, только при таком полном доверии Промыслу, как у многодетных матерей, можно так к смерти относится.

   А у меня просто ум за разум заходил, когда я об этом думала. В войну ввели звание матери-героини, и во время работы в "Покаянии", есть до сих пор такой фонд в Республике Коми, я составляла списки награждённых для издания.

   Сидела в архиве и читала наградные документы. Нередко бывали случаи, когда награда не доходила, поскольку пока то да сё, один ребёнок или несколько детей у награждённой умирали от голода и болезней. А награждали только за живых.

   Бабушку почему-то не наградили, хотя маленьким у ней только один мальчик умер, семерых вырастила. Это по маме моя бабушка. Отец один был у матери, дед погиб в начале войны и больше не вышла бабушка Марфа замуж.

  Медаль материнства у меня от её матери, моей прабабушки Елизаветы Гавриленко, есть. Серебряная, "за рождение и воспитание шестерых детей". На лицевой стороне склонившаяся к ребёнку мать, два профиля анфас, между ними пятиконечная звёздочка шлёт лучи, внизу подпись "СССР", на обороте серп и молот.

  Ну, к рождению Елизаветой Гавриленко шестерых детей СССР никакого отношения не имел, самая младшая дочь у неё как раз в последнем, 1916-м, году Империи родилась, и после войны, когда наградили прабабушку, уже взрослой была.

  Сейчас за пятерых дают такую медаль и если есть 10 лет стажа (без отпусков по уходу) - в 50 назначают пенсию, остальные льготы относятся не к самой матери, а ко всей семье. Начиная с троих дают статус многодетной семьи, и государство помогает погашать кредиты за жильё (за 4-х - полностью), льготная коммуналка, бесплатное питание в школе, льготное поступление в вузы, материнский капитал в 10 тысяч долларов на каждого ребёнка с третьего.

   Если деревенская семья многодетная - дают социальную квартиру в городе до совершеннолетия детей. Насколько я могу судить, кое-какие плоды такая политика даёт, в той небольшой деревенской школе, где я сейчас работаю, на пару сотен учащихся три десятка - из многодетных семей, в основном в младших классах.

    Пособие по уходу за ребёнком до 3-х лет сопоставимо с зарплатой (моей как педагога), и если в городских условиях бывает, что легче работать, чем дома с ребёнком особенно на одну мужнину заплату сидеть (в России же только до полутора платят и гораздо меньшее пособие, а я со своими в России сидела), то здесь, в Беларуси, доярке, например, всё-таки легче сидеть дома с ребёнком, чем мотаться затемно и дотемна на ферму. Живи - не хочу.

   Возможно, у меня специфический взгляд на вещи. Я же социальным педагогом работаю. Сейчас есть специальные факультеты, в моё время не было, что это за профессия - я на практике узнаю. Прочла в "Хрестоматии для соцпедагогов", что возникла эта профессия в середине XIX века в Западной Европе и США " в связи с индустриализацией и утратой влияния церкви в обществе". А в постсоветских странах в постсоветское время и появилась, до этого не было, хотя, казалось бы, оба фактора - и индустриализация и "утрата влияния церкви в обществе" - были.

   Но вот как-то справлялись. Как - я хорошо представляю, в Сыктывкаре был, да и до сих пор есть такой интернат Католикова. Сам Сан Саныч в 1996-м году умер довольно молодым ещё, на 55-м году жизни. Успел принять Патриарха Алексия, приезжавшего в мае на празднование 600-летия кончины равноапостольного Стефана Пермского, и спустя месяц после этого скоропостижно скончался. В Сыктывкаре его все знали, в том числе и я - преподавала одно время у него православную культуру детям.

   Вообще-то Католиков был последователем Макаренко: труд делает человеком, а не одни благочестивые разговоры. Под Сыктывкаром, в Межадоре, у школы-интерната при нём появилось своё опытное хозяйство, где дети всерьёз работали на поле, на грядках, на ферме и в свинарнике. Что-то продавали, но в основном на их же стол всё и шло, то есть воспитание трудом у Католикова было - как в традиционной крестьянской семье. Вот откуда, казалось бы? Сам он был горожанином из Новосибирска, отец на войне погиб, растила мать, закончил физмат в Москве.

   Со школы подрабатывал пионервожатым в летних лагерях, в институте стройотрядом командовал, и вот быстро дошёл до мысли, что интернатовским детям надо самим себя кормить учиться - а как же иначе?

   Интересно, кто его без отца учил разнообразным мужским навыкам. Мне этот вопрос и с отцом Павлом Адельгеймом не раз в голову приходил. У  него отца с дедом расстреляли, тоже мама одна растила, да и то не сразу, тоже отсидела, а батюшка в детдоме был.

   А оба они - и отец Павел, и Александр Католиков - несмотря на свою безотцовщину, городское происхождение и соответствующее образование, нормальными такими были мужиками. Всё сами умели: и за рулём, и за прочими инструментами, - и мальчишек могли этому научить, необходимым считали...

   Это я к тому, что льготы многодетным семьям - это прекрасно, но не панацея, на практике, когда нету вот таких мужчин, как о. Павел или Католиков, отцов по сути своей, получается, что многодетная мама замужем за государством.

  Ох, насмотрелась уже я на них. Опишу довольно типичную ситуацию. Живёт молодая женщина, рожает детей. С сожителем не расписывается, одинокой маме больше льгот. Но когда выясняется, что жить сожителю осталось недолго, или при иных форсмажорных обстоятельствах - он "устанавливает отцовство"(это без оформления брака можно сделать), умирает (от спида, как правило) мама получает на каждого ребёнка пенсию по потере кормильца, что в деревенских условиях делает её вполне обеспеченной женщиной - и вскорости находит себе нового сожителя, начинается новый виток.

  У одной такой, например, семеро детей, старших её мать к себе забрала, с ней остались четверо мальчишек, двое от прежнего сожителя, двое от нового. Пенсия на старших и пособие на младших позволяют и сожителю на работать, казалось бы - будь доволен и помогай с детьми. Ан нет, периодически запивают оба двое.

   Учительница, с которой шли мы в эту семью, говорит:

 - Никакие государственные меры тут не помогут.

    Я:

 -  Да. Страшное зло алкоголь. Я как посмотрела лекции в сети, увидела, как крыса после шампанского не может найти из лабиринта выход, а трезвая - сразу нашла, то раз и навсегда сделала выводы.

   Учительница:

 - Это точно. Хочешь жить - умей вертеться. То есть быстро выход из лабиринта находить.

    Я:
 
 - Видела где-то намедни тестплакат "Проверьте себя на алкоголизм", первый пункт: что вы делаете, когда у Вас возникает проблема?

     Учительница:

 - Вот то самое и делают. Поднятием цен тут тоже ничего не добьёшься, самогонку будут гнать. Стерилизовать надо. А то ведь невозможно потом учить этих детей, сейчас ведь их в общих классах нужно учить.


    Это точно. С диагнозом "отставание в развитии" сейчас только "трудности в обучении" дают, то есть несколько дополнительных часов с дефектологом и два года в первом классе, а потом - как хочешь, так и учи. И я понимаю учительницу, сидела у неё на уроке математики: работает она прекрасно, профессионал, ведёт урок в таком темпе, что расслабится некогда, даёт детям подвигаться на уроке, на чётное - нечётное то приседали они у неё, то прыгали. Вообще сипматичная.

   Но в классе у ней половина детей вот из таких многодетных, со всех сторон обложенных льготами и пьющих семей, некоторые уже отсидели два года в первом классе, больше не положено на второй год их оставлять, и со следующего года, с третьего класса, хочешь - не хочешь, а надо какие-то оценки выводить, хотя бы единицу. Единица переводная, не переводят только с нулём (система оценок десятибалльная).

   На практике - не на второй год оставляют, а отправляют в коррекционный интернат, случаи эти очень редкие, в основном стараются дотянуть до 9 класса, а там - пусть идёт в училище получать рабочую специальность.

  Я-то понимаю, что стерилизация - это фашизм. Ну а что делать-то? То есть по-моему - нечего развращать народ льготами за одно рождение, нужно ввести какие-то критерии ответственного родительства. В идеале. А на практике - не знаю.

  Рассказывала коллега, соцпедагог из городской школы, что в её практике для неё шоковым был случай, когда одна "мамаша", у которой старших детей уже забрали всех, рожала очередного ребёнка в состоянии сильного алкогольного опьянения, чуть не родила на улице, но когда появился-таки на свет это малыш, успела приехать Скорая и довезти до больницы - то автоматом оставить его в роддоме не получилось, надо было массу всяких "процедур" совершить, то есть сильно побегать с бумагами по инстанциям, чтоб ребёнок остался в роддоме до лучших времён, а не вернулся с мамашей в её логово.

   Вот это самое слабое место белорусской системы: что нету реабилитационных центров для алкоголичек с детьми. Ребёнка забирают сначала в больницу, потом в приют на полгода, и если за полгода мама не социализируется, то есть не приведёт в божеский вид квартиру (дом) и не устроится на работу - лишают её материнских прав и передают ребёнка до совершеннолетия в приёмную семью, где платят родителям не только пособие на него, но и зарплату как педагогам (полную за двоих, за одного полставки).

    В 18 лет ребёнок или возвращается в семейную квартиру (при лишении родительских прав жильё закрепляют за ребёнком и пропить его родители не смогут, разве что загадят), или, если оно признано непригодным для проживания на момент изъятия ребёнка - ставят его на очередь и дадут государственное жильё.

   Вот такая система.  Примеряла её к себе - нет, лучше я буду на работу ездить чужие проблемы решать, чем возьму к себе в дом двоих чужих детей, у которых рядом будут пьющие родители, с которыми я  обязана буду обеспечивать общение ребёнка.

  Если детей несколько и всех никто не берёт - разлучают. У меня есть в школе такой мальчик в приёмной семье, там их четверо было - всех раскидали, кого в интернат, кого по семьям. Маму с папой пролечили в ЛТП принудительно, но, судя по тому, что выйдя из ЛТП, восстанавливаться в правах они не стали (условия те же: привести в порядок жильё и работать) - не сильно им это принудительно лечение помогло.

   Я на работу в электричке езжу. В каждом вагоне висит плакат, картинка та же, что и в Save Donbass children, подпись другая : " Мама и папа, перестаньте пить! Я боюсь вас потерять". Реклама платного нарколога.

   У меня одна мама ездила к такому. Девочку чуть не забрали у неё, с предыдушей работы не раз за пьянство увольняли, в доме ещё трое пьющих мужчин (два старших сына и новый муж), и первое впечатление у меня было жуткое от дома и семейства. Но потом присмотрелась, увидела, что к дочке мама привязана, и для девочки страшным потрясением будет в приюте оказаться. Общими усилиями маму закодировали (никогда не могла понять, что за кодирование такое) и устроили на работу, пока вроде держится.

   Попала как-то к ним домой встревоженная, названивала мне эта мама без конца и показалась нетрезвой, пришла: во дворе никого, в доме никого, всё настежь, собака брешет, ничего не пойму.

   Потом откуда-то вынырнул мамин новый муж, пьяный, и стал меня стыдить:
 
  - Я прораб, вот расписался и закодировал её. Оставь девку в покое, мне стыдно, что ты в контору ходишь (я ходила в совхохную контору за справкой - подтверждением, что взяли на работу, и просила девочке на лето, если можно, дать в санаторий путёвку, она очень слабенькая и худенькая). Сколько тебе надо дать, чтоб отвязалась? Я пьяный, да, работа такая...

   Мне показалось, что мама успела от меня спрятаться и выслала его на переговоры, но не пойман - не вор, а объяснять пьяному прорабу, что у меня тоже работа такая, что порой тянет выпить - я не стала.

   То есть я могла бы ему объяснить, какую я нахожу замену. Чаще всего просто в церковь иду. Или читаю, когда лето и тепло - поеду в парк на велике и читаю у реки или на пристани. Или смотрю экранизации классики, на ютубе сейчас всё можно найти. Или вожусь по хозяйству под музыку, я со школы собирала класссику сначала на виниле, потом на кассетах и дисках, сейчас скачиваю в сети или просто радиоканал "Культура" слушаю. С Тишкой гуляю. Помогаю тётке в бабушкином саду и одной знакомой одинокой старушке. Реже всего в бассейн хожу, хотя надо бы чаще - из-за спины и вообще.

   Это когда одна, а прежде-то всего - всем этим со своими детьми занимаюсь. Или просто играю с ними, у меня в начале воцерковления был приятель - детский психиатр, он мне тогда ещё объяснил, что есть  целое направление такое реабилитации взрослых - вспомнить себя детьми. Детские занятия помогают стрессоустойчивость повышать. И поэтому когда у меня болела голова, что мы завтра есть будем - во время разных там дефолтов и прочего - я шла и на последние деньги раскраски или мультики покупала. И всё как-то образовывалось, удавалось дотянуть до лета и зарплаты.

   Но пьяному всё это не объяснишь, да и трезвому - вряд ли, мужчины вообще не любят, когда их женщины поучают. И помогут ли плакаты в электричках - трудно сказать. Если и есть надежда - так на Господа одного, что управит всё как-то.
 
   Хотелось бы, чтоб не так, как на Донбассе, там, уверена, нету сейчас столько пьяниц, как у нас в Беларуси. Но на всё, Господи, воля Твоя.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 7., Наталья Чернавская:

Ох, я не возьмусь об этом судить. Знаю только, что порой завидую беззаботным как птицы родителям. Той маме семерых детей, о которой я в статье написала, сейчас 37, старший у неё уже сидит, как водится "ни за что", а точней, за коноплю, в Беларуси реальные сроки за неё дают, младший ещё по полу ползает, шестеро из семи детей мальчики, и кто из них вырастет - мне вот страшно думать. А ей нет. Местный белорусский отзыв, между прочим, на мой текст, такой, что я устала и (или) озлобилась, нечего писать о проблемных семьях, а то потом порядочным многодетным семьям после таких публикаций трудно свои льготы получать. И мне так захотелось посмотреть на такую (многодетную, порядочную, работящую и стыдливую) семью! Есть же такие! Вот только мне почему-то не попадаются в силу специфики моей должности.

Я таких множество знаю. Но то, о чем Елена пишет, тоже знаю не понаслышке. Очень близко с этим сталкивалась. Ненужные дети бывают и в малодетных семьях. Развелись папа-мама, чадо не нужно. Вот оно и ночует на лестницах, а признаться кому-то стыдно; чего стоит делать хорошую мину! А однокурсники и не знают, что человек с голоду помирает и на лестничных клетках и учится и ночует. Настоящая бедность стыдлива.
Lucia / 02.06.2015, 01:58

9. Ответ на 8., Наталья Чернавская:

Я ещё на Прозе прочла, Елена, Ваш рассказ "Три Саши". Но у меня как-то не клеится отзыв, пишете Вы очень художественно и поэтому кажется, что всё это вымысел. "Мальчика у Христа на ёлке" напоминает. Меня, бывает, пробивает, вот Ваня Воронов зимой пробил, а сейчас уж его выписывают, выделил Следственный комитет служебную квартиру в Москве, приняли его в свой кадетский корпус, и вообще не обделены они с мамой вниманием, наоборот, кто только у них не бывает и где только они не бывают. Получается, что даже руки-ноги потерять - не самое страшное , самое страшное, действительно, как в Вашем рассказе - когда никому не нужны дети. Но поскольку в моей жизни не раз уже были уже случаи, когда не слишком успешно пыталась я отогреть или пристроить таких вот никому не нужных детей, у которых родные родители спились (погибли), а приёмные (опекуны) от них устали и рады сплавить - то как-то со своей колокольни и восприняла Ваш рассказ, со "скорбным бесчувствием".

Ну, это пока лично не коснулось.
РодЕлена / 02.06.2015, 01:37

8. Ответ на 6., РодЕлена :

Я ещё на Прозе прочла, Елена, Ваш рассказ "Три Саши". Но у меня как-то не клеится отзыв, пишете Вы очень художественно и поэтому кажется, что всё это вымысел. "Мальчика у Христа на ёлке" напоминает. Меня, бывает, пробивает, вот Ваня Воронов зимой пробил, а сейчас уж его выписывают, выделил Следственный комитет служебную квартиру в Москве, приняли его в свой кадетский корпус, и вообще не обделены они с мамой вниманием, наоборот, кто только у них не бывает и где только они не бывают. Получается, что даже руки-ноги потерять - не самое страшное , самое страшное, действительно, как в Вашем рассказе - когда никому не нужны дети. Но поскольку в моей жизни не раз уже были уже случаи, когда не слишком успешно пыталась я отогреть или пристроить таких вот никому не нужных детей, у которых родные родители спились (погибли), а приёмные (опекуны) от них устали и рады сплавить - то как-то со своей колокольни и восприняла Ваш рассказ, со "скорбным бесчувствием".

7. Ответ на 5., Lucia :

Ох, я не возьмусь об этом судить. Знаю только, что порой завидую беззаботным как птицы родителям. Той маме семерых детей, о которой я в статье написала, сейчас 37, старший у неё уже сидит, как водится "ни за что", а точней, за коноплю, в Беларуси реальные сроки за неё дают, младший ещё по полу ползает, шестеро из семи детей мальчики, и кто из них вырастет - мне вот страшно думать. А ей нет. Местный белорусский отзыв, между прочим, на мой текст, такой, что я устала и (или) озлобилась, нечего писать о проблемных семьях, а то потом порядочным многодетным семьям после таких публикаций трудно свои льготы получать. И мне так захотелось посмотреть на такую (многодетную, порядочную, работящую и стыдливую) семью! Есть же такие! Вот только мне почему-то не попадаются в силу специфики моей должности.

6. Ответ на 4., Наталья Чернавская:

Проблема социального иждивенчества - везде проблема и, кажется, везде нерешенная.Я намеренно не сравнивала нынешнюю систему с дореволюционной, поскольку всех тонкостей той системы не знаю, имею только общее представление, что тогда состояние сирот имело значение. Их либо брал под опеку состоятельный человек, либо назначался опекун следить до совершеннолетия за состоянием ребёнка, либо сирота без состояния и состоятельного опекуна помещался на казённый кошт в приют или в крестьянскую семью. Наверняка и у той системы были огрехи, знаю только, что сироты были настоящие, а не при живых родителях, у живых, хоть и пьяниц, государство детей не отбирало - а вот как это выглядело на практике, судить не возьмусь, равно как и в целом о советской системе интернатов (разные они были, у Католикова - один из лучших). Современную жебелорусскую систему я вижу изнутри, вижу, как государство стремится подменить собой и общество, и семью - и меня это, прямо скажу, пугает.

Наташа, в России то же самое: забирают детей из откровенно пьющих семей и отдают под опеку в зачастую скрыто пьющие . Ничего хорошего из этого не получается, дети растут в нелюбви, ненужные никому. Вырываются с корнем из родного гнезда и не приживаются на новом месте.
РодЕлена / 01.06.2015, 15:51

5. Re: Детки

Наташа, как написали товарищи под статьей "Православные и демография" - такая тенденция - жить, не обеспечивая свою семью - очень хороша и евангельского духа. Речь о подражательности птицам, хотя, если понаблюдать за птицами, то из них только кукушки подкидывают своих детей, а так в поте лица кормят сами.
Lucia / 01.06.2015, 14:42

4. Ответ на 3., Lucia :

Проблема социального иждивенчества - везде проблема и, кажется, везде нерешенная.

Я намеренно не сравнивала нынешнюю систему с дореволюционной, поскольку всех тонкостей той системы не знаю, имею только общее представление, что тогда состояние сирот имело значение. Их либо брал под опеку состоятельный человек, либо назначался опекун следить до совершеннолетия за состоянием ребёнка, либо сирота без состояния и состоятельного опекуна помещался на казённый кошт в приют или в крестьянскую семью. Наверняка и у той системы были огрехи, знаю только, что сироты были настоящие, а не при живых родителях, у живых, хоть и пьяниц, государство детей не отбирало - а вот как это выглядело на практике, судить не возьмусь, равно как и в целом о советской системе интернатов (разные они были, у Католикова - один из лучших). Современную же белорусскую систему я вижу изнутри, вижу, как государство стремится подменить собой и общество, и семью - и меня это, прямо скажу, пугает.

3. Ответ на 2., Наталья Чернавская:

Впечатления зависят от круга общения, и у меня он сейчас весьма специфический, поскольку в зону моей профессиональной ответственности как социального педагога входят только проблемные семьи. Я далека от того, чтобы делать глобальные выводы, тем более по российской ситуации, не знакомой мне с этой точки зрения, знаю только, что основная масса российского населения вряд ли живёт лучше и пьёт меньше, чем при социализме. Особенно в глубинке, в деревнях. В столичном приходе, конечно, картина будет другая. Как известно, быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. Собственно, я о другом писала: что есть реальная проблема социального иждивенчества в Беларуси, но как её решать - я не знаю, поскольку для воспитания нормальных детей прежде всего отцы нужны - тогда и мамы пить перестанут, а вот где их взять - большой вопрос. А так, конечно, православные многодетные семьи, где родители руководствуются верой, а не какими-то иными соображениями, по определению должны выгодно отличаться от "случайных семейств" ( по Достоевскому). Другой вопрос - что за вера у нынешних горожан, подлинная или горе от ума. Когда больше фарисейства, чем веры.

Проблема социального иждивенчества - везде проблема и, кажется, везде нерешенная.
Lucia / 30.05.2015, 20:13

2. Ответ на 1., Lucia :

Впечатления зависят от круга общения, и у меня он сейчас весьма специфический, поскольку в зону моей профессиональной ответственности как социального педагога входят только проблемные семьи. Я далека от того, чтобы делать глобальные выводы, тем более по российской ситуации, не знакомой мне с этой точки зрения, знаю только, что основная масса российского населения вряд ли живёт лучше и пьёт меньше, чем при социализме. Особенно в глубинке, в деревнях. В столичном приходе, конечно, картина будет другая. Как известно, быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. Собственно, я о другом писала: что есть реальная проблема социального иждивенчества в Беларуси, но как её решать - я не знаю, поскольку для воспитания нормальных детей прежде всего отцы нужны - тогда и мамы пить перестанут, а вот где их взять - большой вопрос. А так, конечно, православные многодетные семьи, где родители руководствуются верой, а не какими-то иными соображениями, по определению должны выгодно отличаться от "случайных семейств" ( по Достоевскому). Другой вопрос - что за вера у нынешних горожан, подлинная или горе от ума. Когда больше фарисейства, чем веры.

1. Re: Детки

При социализме тоже пили. Более того - при социализме многодетной считалась семья от 5, кажется, детей, и почти все они были неблагополучными. Помню, в конце социализме случилось небольшое чудо - целый дом выделили многодетным. Кошмарные дети. все почти, включая девочек стриженные под ноль. Ивсе отправились в местнуюшколу. Там учились знакомые брат с сестрой, их рассказы об этой школе напоминали самые мрачные книги о зоне или тюрьме. А сейчас все многодетные семьи, которые я знаю лично - их больше 10, совершенно не такие. Дети учатся, ходят в церковь, занимаются спортом, поют в церковном хоре. Воспитанные и милые.
Lucia / 30.05.2015, 10:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Бывший СССР
День памяти автора гимна Российской Империи А.Ф.Львова
Сегодня мы также вспоминаем кинорежиссера А.А.Тарковского
29.12.2024
Не тратьте силы на уныние!
О главных промыслительных событиях уходящего 2024 года: куда качнётся Чаша весов?
28.12.2024
«Советский период сменился бледной немощью»
Сегодня нам не хватает творчества – исторического, культурного, управленческого, экономического
28.12.2024
Механизм регулирования общественных отношений, не соответствующий реалиям, приводит к катастрофе
Анализируя события на Украине, впервые с 1917 года мы реализовали возможность учиться на чужих ошибках, занять в новом социальном эксперименте позицию наблюдателя, а не морской свинки
28.12.2024
Борьба за возвращение памятника Сталину в Перми
Советский вождь по-прежнему остаётся символом нашей Победы, поэтому так актуально возвращение его в народной памяти
28.12.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45