Держава-цивилизация против глобализации

Вступительное слово на открытии научной конференции «Национальная идентичность и международная интеграция» Института Политических Исследований. (Белград 25-26 мая 2015 года)

0
372
Время на чтение 5 минут

 

Научно-практические конференции, организованные Институтом политических исследований уже давно перешагнули пределы Сербии. И речь идёт не только о выложенных в сети Интернет научных публикациях, доступных для бесплатного пользования любым заинтересованным исследователем, но и о том, что в работе конференций принимают участие ученые из самых разных стран мира. Это обусловлено - в числе прочего - солидным уровнем научных сотрудников института, преподносящих работы в виде качественно подготовленных текстов.

В этом, 2015, году, в центре внимания нашей конференции - вопросы национальной идентичности и международной интеграции. Что станется с традиционной идентичности, и, следовательно, с культурой, если глобализация требует формирования наднациональной политической и культурной идентичности?

В Европе - Европейской. Другими словами, интеграция в Европейский Союз и НАТО должна в конечном итоге сделать нас абстрактными европейцами, позабывшими о национальной идентичности. Дабы «стереть» то, что является воплощениями национальной идентичности, применяются несложные по своей сути социальные технологии. Манипуляция сводится к тому, что традиционное позиционируется в качестве «устаревшего», а унифицированное - в качестве «передового» и якобы «воплощающего современность». 

При этом навязываемый культурный код позиционируется не как шаг вперед, а как шаг в противоположную сторону. Таковы антисербские идентичности сербских окраин, сформированных теперь в новые политические нации, такова и Украинская политическая идея по отношению к России.

Наряду с социальными технологиями, используется также насилие и средства политического и экономического шантажа, которыми пользуются для достижения переламывания так называемых «непокорных наций». (Об этом успешно сообщает, точнее, напоминает Кирилл Шевченко в работе «Военные репрессии как средство трансформации идентичности Карпатских Русинов во время Первой мировой войны»). Обо всём этом и сербам есть что сказать.

Особенно, по поводу агрессии НАТО в 1999 году, для «оправдания» которой манипуляторы развернули кампанию демонизации сербов, навязывания «геноцидной идентичности». Теперь же, под предлогом освобождения от мнимой «геноцидной идентичности» сербов вынуждают отказаться от своего прошлого и, по сути, от своего будущего.

Сербские мыслители не единодушны относительно того, каким будет избранный путь. Кто-то изыскивает аргументы в пользу вхождения в англосаксонскую культуру, кто-то отчаянно отстаивает национальную самобытность. Институт политических исследований не избежал этого разделения: среди исследователей есть представители обоих направлений. Одни уверенно опираются на Запад, другие надеются на то, что Россия обратит внимание на своих друзей.

Пользуясь случаем, хотел бы остановиться подробнее на этой группе, которая в нынешних условиях воспринимается едва ли не как эксцентричные бунтари.

Но бунт этот обусловлен вовсе не националистическими мотивами, и уж никак не шовинистическими. Я хотел бы напомнить вам, что сербы создали государство, где ни одна нация, ни даже самое малое меньшинство не было уничтожено этническими чистками или ассимилировано. В Сербии свободно и беспрепятственно развивались албанцы, венгры, русины, и по сравнению с нашими славянскими соседями у нас наибольшее число цыган, которые имеют оговоренные в Конституции права. И другие выжили среди нас, а посмотрите: что происходит по-соседству. В отличие от хорватов мы не стремились к этнически чистой державе, но созидали - выражаясь словами Рустема Вахитова - государство-цивилизацию.

Практически точно так же ведут себя и русские по отношению к тем народам, которые населяют Россию - что во времена Империи, что во времена Союза ССР, что нынче. У нас (и в России) мусульмане создают балет и театр, а там, где господствуют силы, служащие глобализационным проектам, растет и приумножается экстремизм - религиозный и общественный, дабы при некоторых условиях превратиться в терроризм.

И Югославия была родиной для всех, как средневековая сербская держава была государством сербов, греков, албанцев и других. А разве Югославия не была Сербским проектом, созданным сербский кровью, пролитой во время Первой и Второй мировых войн?

И, что государство вовсе не развалилось само по себе - как нам теперь внушают западные пропагандисты, - но было разрушено профессиональными американскими и евросоюзовскими разрушителями при посредстве националистов и шовинистов.

Вот почему некоторые коллеги (Mirovic, Степич) из Института политических исследований, после такого мрачного опыта Югославии, тем не менее, отстаивают убежденность в том, что сербы склонны к созданию наднациональной идентичности. То есть подтвердили тезис Вахитова (или наоборот: Вахитов подтвердил то, что было сказано ими). Эта тенденция к созданию государства-цивилизации является выражением наследства православной Византии.

И если Византия передала славянам свой многовековой опыт умения выстраивать мирный и цивилизованный порядок среди различных народов, в первую очередь методом соборности, то есть уважая интересы всех политических субъектов и сословий, становится ясно, что все последователи этой логики: кто рационально, кто иррационально, стремятся к обновлению этой формы сосуществования различных народов. Стремятся восстать против слепого принятия иностранных идей, присущих иной ментальности.

Если бы мы попытались объяснить это современным языком, то мы должны были повторять мантры про «международную интеграцию», как это сейчас принято. И давайте не забывать, что тот же Запад, проговаривая одно, имеет ввиду совсем иное. Так, говоря о «мультикультурализме», речь идет не о сочетании культур, но о фабрикации усредненной англоцентричной глобализации.

Эта модель государственной организации требует способных лидеров, сильных институтов, мощную интегративную идеологию, хорошие законы, добросовестную интеллигенцию и обозначенные миссией задачи. В этой модели, экономика не должна быть самоцелью.

Экономика подчинена общей миссии и призвана решать в первую очередь социальные задачи.

***

Но если это так, то, государство-цивилизация, к которой склонны и сербы, и русские, - это путь к евразийским интеграциям? Если это так, то почему этот путь интеграции не исследуется?

Как вы можете видеть, вопросов больше, чем ответов. И если социологи пытаются внести какую-то систему, которая бы позволила начать разбираться с темой, то работы таких исследователей игнорируются, а сами ученые - маргинализируются. Во всяком случае, в Сербии именно такая ситуация. Дискуссии нет, есть игнорирование или высмеивание. Средства массовой информации свою работу знают.

И эта конференция начинает работу, несмотря на противодействие по всем фронтам. Для организации конференции потребовались невероятно скромные средства (даже стыдно озвучивать порядок суммы), однако, не факт, что эти средства будут изысканы для организации последующей конференции.

 

Перевод - П.Тихомиров

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зоран Милошевич
Все статьи Зоран Милошевич
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48