Научно-практические конференции, организованные Институтом политических исследований уже давно перешагнули пределы Сербии. И речь идёт не только о выложенных в сети Интернет научных публикациях, доступных для бесплатного пользования любым заинтересованным исследователем, но и о том, что в работе конференций принимают участие ученые из самых разных стран мира. Это обусловлено - в числе прочего - солидным уровнем научных сотрудников института, преподносящих работы в виде качественно подготовленных текстов.
В этом, 2015, году, в центре внимания нашей конференции - вопросы национальной идентичности и международной интеграции. Что станется с традиционной идентичности, и, следовательно, с культурой, если глобализация требует формирования наднациональной политической и культурной идентичности?
В Европе - Европейской. Другими словами, интеграция в Европейский Союз и НАТО должна в конечном итоге сделать нас абстрактными европейцами, позабывшими о национальной идентичности. Дабы «стереть» то, что является воплощениями национальной идентичности, применяются несложные по своей сути социальные технологии. Манипуляция сводится к тому, что традиционное позиционируется в качестве «устаревшего», а унифицированное - в качестве «передового» и якобы «воплощающего современность».
При этом навязываемый культурный код позиционируется не как шаг вперед, а как шаг в противоположную сторону. Таковы антисербские идентичности сербских окраин, сформированных теперь в новые политические нации, такова и Украинская политическая идея по отношению к России.
Наряду с социальными технологиями, используется также насилие и средства политического и экономического шантажа, которыми пользуются для достижения переламывания так называемых «непокорных наций». (Об этом успешно сообщает, точнее, напоминает Кирилл Шевченко в работе «Военные репрессии как средство трансформации идентичности Карпатских Русинов во время Первой мировой войны»). Обо всём этом и сербам есть что сказать.
Особенно, по поводу агрессии НАТО в 1999 году, для «оправдания» которой манипуляторы развернули кампанию демонизации сербов, навязывания «геноцидной идентичности». Теперь же, под предлогом освобождения от мнимой «геноцидной идентичности» сербов вынуждают отказаться от своего прошлого и, по сути, от своего будущего.
Сербские мыслители не единодушны относительно того, каким будет избранный путь. Кто-то изыскивает аргументы в пользу вхождения в англосаксонскую культуру, кто-то отчаянно отстаивает национальную самобытность. Институт политических исследований не избежал этого разделения: среди исследователей есть представители обоих направлений. Одни уверенно опираются на Запад, другие надеются на то, что Россия обратит внимание на своих друзей.
Пользуясь случаем, хотел бы остановиться подробнее на этой группе, которая в нынешних условиях воспринимается едва ли не как эксцентричные бунтари.
Но бунт этот обусловлен вовсе не националистическими мотивами, и уж никак не шовинистическими. Я хотел бы напомнить вам, что сербы создали государство, где ни одна нация, ни даже самое малое меньшинство не было уничтожено этническими чистками или ассимилировано. В Сербии свободно и беспрепятственно развивались албанцы, венгры, русины, и по сравнению с нашими славянскими соседями у нас наибольшее число цыган, которые имеют оговоренные в Конституции права. И другие выжили среди нас, а посмотрите: что происходит по-соседству. В отличие от хорватов мы не стремились к этнически чистой державе, но созидали - выражаясь словами Рустема Вахитова - государство-цивилизацию.
Практически точно так же ведут себя и русские по отношению к тем народам, которые населяют Россию - что во времена Империи, что во времена Союза ССР, что нынче. У нас (и в России) мусульмане создают балет и театр, а там, где господствуют силы, служащие глобализационным проектам, растет и приумножается экстремизм - религиозный и общественный, дабы при некоторых условиях превратиться в терроризм.
И Югославия была родиной для всех, как средневековая сербская держава была государством сербов, греков, албанцев и других. А разве Югославия не была Сербским проектом, созданным сербский кровью, пролитой во время Первой и Второй мировых войн?
И, что государство вовсе не развалилось само по себе - как нам теперь внушают западные пропагандисты, - но было разрушено профессиональными американскими и евросоюзовскими разрушителями при посредстве националистов и шовинистов.
Вот почему некоторые коллеги (Mirovic, Степич) из Института политических исследований, после такого мрачного опыта Югославии, тем не менее, отстаивают убежденность в том, что сербы склонны к созданию наднациональной идентичности. То есть подтвердили тезис Вахитова (или наоборот: Вахитов подтвердил то, что было сказано ими). Эта тенденция к созданию государства-цивилизации является выражением наследства православной Византии.
И если Византия передала славянам свой многовековой опыт умения выстраивать мирный и цивилизованный порядок среди различных народов, в первую очередь методом соборности, то есть уважая интересы всех политических субъектов и сословий, становится ясно, что все последователи этой логики: кто рационально, кто иррационально, стремятся к обновлению этой формы сосуществования различных народов. Стремятся восстать против слепого принятия иностранных идей, присущих иной ментальности.
Если бы мы попытались объяснить это современным языком, то мы должны были повторять мантры про «международную интеграцию», как это сейчас принято. И давайте не забывать, что тот же Запад, проговаривая одно, имеет ввиду совсем иное. Так, говоря о «мультикультурализме», речь идет не о сочетании культур, но о фабрикации усредненной англоцентричной глобализации.
Эта модель государственной организации требует способных лидеров, сильных институтов, мощную интегративную идеологию, хорошие законы, добросовестную интеллигенцию и обозначенные миссией задачи. В этой модели, экономика не должна быть самоцелью.
Экономика подчинена общей миссии и призвана решать в первую очередь социальные задачи.
***
Но если это так, то, государство-цивилизация, к которой склонны и сербы, и русские, - это путь к евразийским интеграциям? Если это так, то почему этот путь интеграции не исследуется?
Как вы можете видеть, вопросов больше, чем ответов. И если социологи пытаются внести какую-то систему, которая бы позволила начать разбираться с темой, то работы таких исследователей игнорируются, а сами ученые - маргинализируются. Во всяком случае, в Сербии именно такая ситуация. Дискуссии нет, есть игнорирование или высмеивание. Средства массовой информации свою работу знают.
И эта конференция начинает работу, несмотря на противодействие по всем фронтам. Для организации конференции потребовались невероятно скромные средства (даже стыдно озвучивать порядок суммы), однако, не факт, что эти средства будут изысканы для организации последующей конференции.
Перевод - П.Тихомиров