Только что прочитал книгу «Ставка на сильных», которую написал монах Лазарь (Афанасьев). Она повествует об одной из самых ярких личностей русской истории, о пламенном патриоте нашего Отечества, для которого ее безопасность, процветание и могущество составляли смысл всей его жизни. П. А. Столыпин является прекрасным примером для каждого русского человека, особенно для тех, кто стоит у руля государства, - вот как нужно работать, вот как нужно заботиться о нуждах русского народа, вот как нужно решать задачи государственного строительства, вот как нужно радеть о спасении Отечества, вот как нужно карать предателей и изменников, вот как нужно изводить революционную крамолу!
Петр Аркадьевич нес свой крест в смутное тяжелое время, у него было множество (это сказано слишком мягко) врагов, которые желали его смерти; на него было предпринято восемнадцать (!) покушений; он, можно сказать, ходил по острию ножа. Когда его спрашивали, как может он спокойно жить в виду постоянной опасности, он отвечал с чарующей простотой и откровенностью: «Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву, я смотрю на предстоящий день как на последний в жизни и готовлюсь выполнить все свои обязанности, устремляя уже взоры в вечность. А вечером, когда опять возвращаюсь в свою комнату, то благодарю Бога за лишний дарованный мне в жизни день. Это единственное следствие моего постоянного сознания о близости смерти как расплаты за свои убеждения. Порою, однако, я ясно чувствую, что должен наступить день, когда замысел убийцы, наконец, удастся».
Будучи председателем Совета министров и одновременно министром внутренних дел Столыпин решал самые главные, самые насущные вопросы нашей страны. Первым на повестке дня стоял земельный вопрос, жизнь русского крестьянина - кормильца России. Петр Аркадьевич еще со студенческих лет знакомился с проблемами сельского хозяйства и хорошо изучил их. Но книги - одно, а реальная жизнь - совсем другое, поэтому Столыпин частенько покидал свой рабочий кабинет и посещал села и деревни, чтобы лучше узнать жизнь крестьянин, их быт, заботы и нужды. В конце лета 1910 года он с главноуправляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным совершил длительную поездку по Западной Сибири. Самара, Челябинск, Омск, Павлодар, Пермь, Казань, Саратов, а также другие места - поездка была очень насыщенной. Понятно, что глава правительства знал деревню не понаслышке. Это дало ему возможность делать правильные выводы.
«Все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли, - говорил Столыпин. - Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия» (выделено нами - Н. К.).
Крестьянин должен получить землю в частную собственность, только тогда он будет заинтересован в своем труде, и только тогда Россия будет получать хорошие урожаи. Надо сделать ставку на крепких, сильных, трудолюбивых крестьян - от этого зависит успех дела, доказывал глава правительства. И он добился своего: земельный закон был принят и подписан Государем.
Вот почему автор назвал свою книгу «Ставка на сильных»; в названии, кстати, есть подтекст: в управлении государством, тем более такого государства, как Россия, нужно делать ставку на сильных, волевых, предельно честных, неподкупных, верующих, могучих духом людей.
В беседе с редактором саратовской газеты «Волга» Столыпин сказал: «Главная задача - укрепить низы. В них вся сила страны. Их более ста миллионов! Будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте, и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед всем миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа - вот девиз для нас всех русских! Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» (выделено нами - Н. К.).
В другом месте он высказал одну из своих самых любимых мыслей, свое заветное желание: «Мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права России - быть сильной!»
Террористы охотились за Столыпиным каждый день и каждый час, он знал об этом, но не боялся этих отщепенцев. Запугать Петра Аркадьевича было невозможно - это был человек редкого мужества и отваги; казалось, он был создан из стали.
В Государственной Думе, явно враждебной государству и правительству, ему приходилось вести ожесточенные баталии с недоброжелателями всех мастей. Каждая его речь, каждое его слово, сказанное со властью, каждое новое предложение, направленное на оздоровление народной жизни, встречалось дикими воплями, криками, топотом. Однако сломить этого гиганта мысли было невозможно, всем завистникам, откровенным и злобным врагам он давал железный отпор. Они его боялись, даже один вид его внушительной фигуры, его смелый и бестрепетный взор приводил их в трепет; их страшил этот богатырь духа, умный и талантливый правитель, неустрашимый патриот, рыцарь долга.
Всего шесть лет стоял он во главе правительства, но сколько успел сделать! Сколько новых идей воплотил в жизнь! Какие великие задачи успел решить! Насколько быстро и эффективно потушил разгорающийся пожар революции! Какой толчок дал России в ее экономическом, культурном и хозяйственном строительстве! Какие открыл для нее захватывающие перспективы!
«Им (врагам России) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» - эти слова великого реформатора разнеслись по всей необъятной стране, став знаменем ее лучших людей, ее патриотов, ее честных тружеников.
Убийство Петра Аркадьевича Столыпина потрясло всю Россию. Это была невосполнимая потеря. Оборвалась великая жизнь - оборвалось возрождение России. Враги ликовали, они взяли реванш. Заменить фигуру Столыпина было некому.
15 октября 1911 года в Государственной Думе ее председатель М. В. Родзянко произнес краткую речь, посвященную памяти Столыпина. «Мы все хорошо знаем, что лично для себя усопший министр никогда ничего не искал, - сказал он. - Этот рыцарь без страха и упрека жил лишь стремлением ко благу Родины так, как он понимал его своей глубокой русской душой... Захватывают душу его последние минуты. «Я рад умереть за Царя», - говорил он. Угас великий русский гражданин, угас крупный русский государственный ум, покинул нас твердый и опытный государственный зодчий. Да не угаснет память о нем и да будет его служение Царю и Отечеству, увенчанное мученическим венцом, примером доблестного исполнения своего долга грядущим поколениям».
О значении личности Столыпина (уже гораздо позже) точно и сильно сказал Г. Е. Рейн: «Многие думают, и я в том числе, что если бы не было преступления 1-го сентября, не было бы, вероятно, и мировой войны, и не было бы революции с ее ужасными последствиями. Столыпину приписывают многократно повторенное им утверждение: «Только война может погубить Россию». Если с этим согласиться, то убийство Столыпина имело не только всероссийское, но и мировое значение».
Очень хорошую книгу написал монах Лазарь (Афанасьев); она наверняка не залежится на полках книжных магазинов. Пафос этой книги близок и дорог каждому верному русскому христианину, каждому патриоту нашей Родины, которая находится сейчас в еще более сложном и трудном положении, чем в начале двадцатого века, - на кон поставлено ее само существование, - революция, еще более коварная, еще более жестокая, еще более изобретательная подтачивает корни России, ослабляя ее скрепы. Поэтому нам необходим новый Столыпин, новый кормчий, который бы железной рукой искоренил революционную заразу, гниль во всех порах российского государства и вывел бы нашу многострадальное Отечество на фарватер новой, здоровой, творческой жизни.
3. Ответ на 2., М.Яблоков:
2. Ответ на 1., Лебядкин:
1. Re: Рыцарь духа и долга