Все мы с детства помним замечательную советскую песню: «С чего начинается Родина?..» А вот протоиерей Алексей Успенский, известный православный публицист, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала сегодня спрашивает у нас: «С ЧЕГО ПРЕКРАЩАЕТСЯ РОДИНА?» В своём материале он исследует этот вопрос: отчего в человеческой душе умирает любовь к Родине? Отец Алексей пишет: «Денница, сын Зари, - ослепительного совершенства Архангел, властелин стихии света, сделался мрачным сатаною, противником истины, «отцом лжи», «человекоубийцей от начала». Именно он был первым из тварей, кто лишился своей Родины. За ним последовали прочие бывшие небожители, которые, надо сказать, никогда уже не смогут смириться с потерей Небесного Отечества... «Родное пепелище» не может не любить всякий нормальный человек. Зародыш этой любви заложен в каждом. Он доложен развиваться, расти, цвести, приносить плоды, и плоды эти должны достигать зрелости. Когда невидимая пуповина, соединяющая душу человека с тем, что мы называем Родиной, начинает истончаться, тлеть, надрываться, названное чувство слабеет, иссякает, сменяется равнодушием, потом раздражением, а порой превращается и в непримиримую ненависть. И в этот момент происходит окончательный разрыв, и драгоценный зародыш святого чувства страшно перерождается в свою противоположность. Тогда беда родной земли уже не вызывает в отщепенце ничего, кроме злорадства, а её успех и благоденствие порождает в нём только недоверие, неудовольствие и насмешки».
О том же самом пишет и другой знаменитый публицист православного Санкт-Петербурга, доцент Исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик, хотя тема его статьи («В ПРОПАСТЬ ИЛИ В НЕБЕСА?»), на первый взгляд, кажется более узкой: судьбы Русской культуры в XIX-XXI веках. Отец Владимир пишет: «Я бы сказал, что одно из самых разрушительных для культуры явлений - это модерн и постмодерн. Главная цель модерна, если отбросить всё второстепенное, - это оправдание Иуды, оправдание предательства и богоубийства. Такое оправдание можно найти и в творчестве Леонида Андреева, и в стихах Блока, и, наконец, в трудах протоиерея Сергия Булгакова. Для о. Сергия Иуда был возвышенным героем, который не смог заставит Христа стать царём и с отчаяния удавился, - но тем не менее, он ждёт Христа в преисподней. Так из модерна в литературе и искусстве вырастает религиозный модерн, который в конечном счёте породил Парижскую школу с её жуткими гностическими учениями, с её софианством, с ересями, ложным пониманием Христа и Божией Матери... Все эти ереси сегодня бурно проросли - и в кочетковщине, и в творчестве некоторых петербургских богословов. Ближайший тому пример - творчество прот. Георгия Митрофанова с его оправданием Власова. Вот оно - воспевание Иудина греха и продолжение того самого еретического парижского богословия, которое о. Георгий так любит».
О противостоянии двух культур, двух пониманий святости говорит и настоятель храма Воскресения Христова архимандрит Исидор (Минаев): «Католики всё время пытаются договориться с Богом: «Что, Господи, я должен сделать, чтобы Ты меня не наказал за грех?» А в Православной святоотеческой традиции грех - это не столько преступление, сколько повреждение. Вот мой любимый пример с серной кислотой. Её, как известно, нельзя пить. Но представьте себе, что отныне объявлено: пить серную кислоту - это грех. И тут некий свободомыслящий человек объявляет: «А я не признаю такого понятия, как грех! Я должен всё в жизни попробовать! Я свободная личность, мне ничто не указ, - подумаешь, какие-то традиционные ценности!.. Я сейчас всем докажу свою свободу!..» И выпил полстаканчика кислоты... И теперь, страдая, говорит: «Вот как жестоко Бог меня наказывает за мой грех!..» Так это Бог тебя наказывает, или ты сам вверг себя в страдание?
Особенность всякого греха в том, что он сам по себе причиняет мучение. Грешить - это всё равно, что ходить по битому стеклу, лизать языком острое лезвие... Никто ведь не говорит, что если ты будешь лизать бритву, то Бог накажет тебя порезами языка!.. В грехе самом содержится наказание, как естественное следствие. Ты блудишь, мошенничаешь, обманываешь - и в результате тебя терзает совесть, у тебя появляется постоянный нервный срыв, вечный страх, агрессия, истерика, - это разве не наказание?»
Интервью с о. Исидором называется «КОНФЕТКА ИЛИ ТАБЛЕТКА?», потому что в нём обсуждается вопрос: как относиться к Святому Причастию - как к награде за нашу праведность или как к лекарству от грехов?..
И как всегда в новом номере «Православного Санкт-Петербурга» читатель найдёт очередную былинку Александра Ракова. Сегодня она называется «МОЛОДАЯ СНАЙПЕРИЦА МЕЖ КАМНЕЙ СВИЛА ГНЕЗДО» и посвящена судьбам женщин на войне. Все мы знаем героинь Великой Отечественной, - но ведь были и те женщины, которые выбирали противоположную сторону. Пример тому - Чеченские войны. Александр Григорьевич пишет: «Когда в бою была убита 24-летняя Наташа из Волгограда, воевавшая на стороне чеченцев, её матери Марии Григорьевне бандеролью переслали документы, записную книжку и дневник дочери. Там же было вложено небольшое письмо от солдата: «И как вы могли воспитать такую гадину, из-за денег решившуюся убивать своих братьев по крови и по национальности? На прикладе её винтовки я насчитал 11 насечек. Это же 11 убитых русских ребят! Чему вы только её учили?..»