Православнофон

Глупый кич или умная провокация?

Новости Москвы 
0
1009
Время на чтение 7 минут

Появление на рынке телефонов iPhone 6 с золотой иконой «Троица», выгравированной на корпусе, не прошло незамеченным. Соцсети почти мгновенно запестрели ехидными комментариями об «архиерейском гаджете», сделанном якобы по заказу Московского Патриархата. Эта бесстыдная ложь, разумеется, была опровергнута, но как водится «осадочек остался». Так зачем выпускаются подобные неуместные вещи? Ничего личного, просто бизнес? Или очередной виток в подмене понятий, «золотая пуля» по русскому историческому самосознанию?..

Итальянская компания Caviar (икра - англ.), созданная синьором Джакометти с некими российскими партнерами уже отметилась ранее продажей эксклюзивных ювелирных айфонов с портретом Владимира Путина, а также «русофонов» с гравировкой российского герба. Окрыленные успешными продажами, бизнесмены выпустили смартфоны к 70-летию Победы и «религиозную серию» из двух моделей. «Исламская» Credo Medina содержит на задней крышке изображение мечети пророка Мухаммада в Медине (Масджид ан-Набави) внутри полумесяца и «шахаду» - мусульманскую формулу веры. «Православная» Credo Trinità украшена бессмертной иконой Андрея Рублева, выполненной глубокой гравировкой по золоту. Стоят оба религиозных айфона всего-то по 157 тысяч рублей. Дешевка - за ручную итальянскую работу!

На сайте компании приводится заключение специалистов, «входящих в Гильдию экспертов по религии и праву»: кандидата философских наук Романа Лункина и доктора юридических наук Анатолия Пчелинцева. В гламурно-корректном стиле они разъясняют, что изображение иконы на смартфоне «не может являться оскорблением религиозных чувств представителей той или иной христианской конфессии». Затем соавторы пускаются в умилительные рассуждения: «С христианской точки зрения, перед иконой принято молиться, а значит, верующий владелец может читать молитвы перед этим изображением, а также осознавать необходимость вести христианский образ жизни, и поскольку это телефон, то не разговаривать бранными словами, не творить зло, не говорить недобрые вещи». Чтобы предупредить подобные безобразия, эксперты предлагают выпустить «аннотацию с рекомендациями, разъясняющими содержание и смысл изображения, а также особенности использования и почитания икон в православной традиции».

Каково! Вот так взять и разъяснить все в компактной инструкции для «несильно-православных». Судя по благому напутствию «специалистов», подобные гаджеты способны реально улучшать нравы и распространять веру среди обеспеченных россиян. Перед вами три в одном: культовый гаджет с надкусанным яблочком, роскошное ювелирное изделие из драгметаллов плюс натуральная «русская духовность». Одним словом, «солидный Господь для солидных господ».

Сам стиль подобного благостного простодушия задает на сайте компании ее итальянский создатель. Он описывает начало своего предприятия после поездки в Москву в 2010 году на традиционную Ярмарку Миллионеров (Millionaire Fair) по приглашению русского друга. Длинную цитату из воспоминаний ювелира Джакометти стоит привести полностью:

«Я хотел, чтобы коллекция отражала связь с Россией. Моими первыми заказчиками стали русские, так что, создавая эту коллекцию, я беспрестанно думал об этой стране. Но я не стал расписывать телефон в традиционных этнических мотивах. На мой взгляд, это было бы слишком банально и отнюдь не ново. Я обратился к воспоминаниям о том вечере, что провел в Москве. Как красивы были люди вокруг меня, как пылали огни, пестрели наряды, как звучал смех и прекрасные русские песни! Какие щедрые подавались угощения! И тут меня осенило: Caviar! Это, пожалуй, даже вкуснее, чем паста. Боже, только не говорите итальянцам, что я произнес это! В общем, так и было найдено идеальное название и логотип для телефона, собранного под впечатлением от Русской щедрости».

Казалось бы, мало ли вокруг нас кича, безвкусицы и глупого гламура, чтобы посвящать этому поводу газетный материал? Не знаю как с исламскими святынями на смартфоне, а вот православному, да и просто русскому национальному сознанию итальянскими смартфонными изысками явно брошен вызов. Ведь, что просительно умиленному русской «икрой-водкой-матрешкой» итальянцу, то, не слишком-то прилично нам самим.

А с другой стороны, спрос-то явно есть. Иначе не было бы и предложения.

Тонкий совет поданный вовремя, дорогого стоит. Что-то в таком духе говорил, кажется, Талейран. Возможно, конечно, это моя болезненная фантазия, однако, если предположить, что кто-то «умно» посоветовал Джакометти поместить икону на айфон, то цели дискредитации православной духовности и Церкви он добился. Точнее сделал еще один шажок в этом направлении. Вам не нравятся похабные танцы в храме? Возмущаетесь играми с Распятием на театральных подмостках? Так вот вам «православнофон» - все чин-чинарем - с заключением экспертов. Никакого глума, одна «приличная» карманная духовность в крутом исполнении.

Впрочем, может быть, столь жесткие выводы надуманы, предвзяты? Мы попросили прокомментировать это малое «коммерческое событие» двух видных священнослужителей РПЦ.

 

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества:

- В этом товаре, как и во многих других, на которых изображают святые образы, не чувствуется уважения к церковной традиции. Согласно решениям древних Соборов, иконам воздается особое преклонение: их всегда размещали в храме или в достойном месте человеческого жилища. По сегодняшним реалиям нет ничего плохо, когда икона находится в автомобиле или в офисе. Но образ Бога на телефоне, это, по крайней мере, нелепица. Не думаю, что в задумке авторов «айфона-иконы» было кощунство. Но для православного человека получилось очень близко к тому. Я с трудом могу представить себе верующего, который, допустим, поставит ночью этот золотой гаджет на тумбочку у кровати и будет на него молиться. Хотя, конечно, внешнее исповедание православия порой не спасает от бескультурья и дурного вкуса.

Удивительно, почему производители айфона обратились за экспертизой к религиоведу и юристу, а не в Московский Патриархат, где им авторитетно и исчерпывающе разъяснили бы неуместность подобных новаций. Одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви поручено исследовать вопрос и подготовить рекомендации о современных правилах использования священных изображений.

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ, миссионер, богослов, православный писатель и публицист:

- В наше время главным и всеобщим культом стало поклонение золотому тельцу. К сожалению, даже многие христиане придерживаются так называемой теологии процветания. В этом контексте золотой смартфон с золотой же иконой - возможно, попытка навязать околоцерковным людям новый (а на самом деле старый) тип религиозного мышления, когда золотой блеск считается признаком благочестия. Подобное «новое христианство» полностью соответствует идеологии, господстствующей в США и Евросоюзе. Это тот тип духовности, которая царила в ветхозаветные времена, когда праведность и богатство воспринимались как понятия тождественные. В том же ряду стоит концепция «золотого миллиарда», предполагающая выживание и полноценную жизнь на земле лишь истинных «избранников Бога» - богатых и успешных людей. Остальных же можно и должно угнетать или даже «оптимизировать».

Глумливая формулировка «Солидный Господь для солидных господ» отнюдь не нова. Из ветхозаветных времен она перешла в протестанство, а сегодня активно проникает в католическое и даже православное богословие. В нашей Церкви мы имеем священнослужителей, архиереев, которые нас убеждают, что «для представительских целей», для привлечения «внешних людей» нужна роскошь, блеск сокровищ а также высокий комфорт на бытовом уровне.

В Евангелии говорится совсем о другом: "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою"(2Кор.8:9). Надо понять очень простую истину. Наши богачи иногда, особенно под большие церковные праздники начинают заниматься публичной «благотворительностью». Но бедные трудящиеся люди, кровью и потом которых создано богатство всего мира, нуждаются не только в снисходительном «милосердии» со стороны богатых, но прежде всего - в справедливости.

«...Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест». (2 Фес. 7-10) - сказал апостол Павел, который, кроме того, что нес Слово Божье постоянно трудился руками. Сам Христос в своем человеческом воплощении, как известно, был плотник по профессии.

В наши дни стремительно обесценивается такое понятие как «честный труд», подрастающие поколения не видят никаких преимуществ в таком образе жизни. Сегодня - чем более ты бесчестен, тем более успешен. Золотой айфон стоит, как сказано почти 160 тысяч рублей. На такую сумму можно на целый месяц обеспечить едой какой-нибудь детский дом или приют для бедных, купить лекарства и вещи для голодающих на Донбассе, наконец, существенно помочь бедному сельскому приходу в восстановлении храма. Огромное число людей на земле засыпают голодными, томятся от жажды, не могут купить элементарных лекарств. Я не знаю, какой верующий человек может приобрести подобную «вещицу» и не стыдясь показываться с ней на людях!

В день Страшного Суда Господь будет выяснять только один вопрос: были ли мы милосердными к своим собратьям - именно в смысле справедливости, а не «праздничных» подачек. Мы всегда должны помнить о соборной коллективной отвественности друг за друга. Не зря Христос учил нас молиться «Отче наш», а не «Отче мой» - то есть даже в личном интимном обращении к Богу мы не должны отделять себя от других. Эгоизм же процветания - обогащения как раз противостоит духу соборности. Буржуазные ценности «напоказ» - это вызов нищете Христа, которой Он обогатил нас всех.

Мир постоянно провоцирует христиан. Провокаторы хотят нас втянуть в бесконечные споры по каждому такому поводу, чтобы потом «поймать на слове». Таким же образом фарисеи старались «уловить» Христа в нарушении ветхозаветных религиозных или светских законов. Церковь и не обязана реагировать на все вызовы мира, иначе нам некогда будет благовествовать нашу святую веру. «Не дать повода ищущим повода», - призывает Апостол Павел (2Кор. 11:12) Эти слова должны быть всегда девизом христианина, так как мир ищет повод для очередной волны нападок на Святую Церковь. Надо дистанцироваться от таких дискуссий.

Это не значит, что православным надо «молчать в тряпочку», замкнувшись на «личном контуре» отношений с Богом. Так некоторые в православной же среде предлагают - мол, не лезьте в общественную жизнь, пока со своими личными грехами не справились! Но это, по-моему, не настоящее христианство. Последнее всегда исходит из того исторического контекста, в котором существует. Мы живем ныне в период глубочайшего кризиса - экономического, политического, нравственного. Вокруг страдают и гибнут люди. И на таком фоне выпускать, покупать и пользоваться столь вызывающим телефоном значит противопоставлять себя христианству, стремящемуся к правде и справедливости. Только стоит всегда помнить, что на другом конце «провода» будет вечный плач и скрежет зубовный.

В сокращенном виде опубликовано в газете «Культура» 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Дурдом.

Больше ничего не скажешь
Анна де Бейль / 30.04.2015, 20:01

3. Re: Православнофон

Кому айфон, кому Афон.
рудовский / 30.04.2015, 08:13

2. Не лоханёмся

Ради прибыли. Обычный прием маркетинга - охватить неохваченный электорат, желательно православных лохов и околоправославных богатеев. Но они плохо их знают.
Никос / 29.04.2015, 22:20

1. Re: Православнофон

Если покусывают нашу церковь,значит она жива.
Журка / 28.04.2015, 08:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Протоиерей Всеволод Чаплин
Все статьи Протоиерей Всеволод Чаплин
Андрей Самохин
Возвращение к корням
О корнесловии
07.11.2024
«Педагогика возвращения к истинной сути вещей»
В Переславской православной гимназии прошёл семинар «Корнесловно-смысловой подход к воспитанию и обучению детей»
28.10.2024
Все статьи Андрей Самохин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 12:54
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26