С утверждением, вынесенным в название данной статьи, сложно не согласиться. Вопрос в другом? Какая идеология способна объединить людей? Ведь Россия - гигантское государство, занимающее 1 /6 часть суши. Многонациональна страна, в которой поживают множество различных народов.
Очевидно, что между жителями Ленинградской области и республики Якутия, Республика Дагестан существуют различия.
Конституция России (Статья 13) установила «идеологическое многообразие». Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Однако современный петербургский исследователь И.В. Солонько обращает внимание на тот факт, что с точки зрения теории управления данное положение 13 статьи Конституции может быть «неоднозначно истолковано». Следует согласиться с утверждением И.В. Солонько, что «управлять государством вообще без идеологии невозможно, она присутствует всегда, если не по оглашению, то по умолчанию - обязательно»[1]. А также И.В. Солонько точно констатирует: «декларированное отсутствие государственной идеологии де-юре может использоваться теневой властью в обход интересов общества де-факто»[2].
В Российском государстве, если рассмотреть его исторически, предпринималась попытка объединить на общей политической и религиозной платформе в целый организм еще Владимиром Святым. Но попытка оказалась неудачной. После смерти Ярослава Мудрого Россия быстро раздробилась на удельные княжества, и поэтому при первом батыевом походе монголо-татарам удалось быстро оккупировать Русь и установить иго. Полное установление татарской власти над русской землей произошло с 1257 года[3].
В течение 250-летнего ига Русь крепла, объединяясь вокруг Московского княжества, куда митрополит Петр перенес свою резиденцию. Потомкам Ивана Калиты и московским митрополитам Феогносту, Алексею, Фотию, Ионе, Макарию, Преподобному Иосифу Волцкоому удалось создать единую государственную идеологию, семена которой, через церкви, через проповеди русских подвижников, через царские указы, проникли в политическое сознание разрозненного русского народа. И после стояния на реке Урга (1480 год) московское войско вернулось в столицу, не вступив в бой с войсками монголо-татар. Именно этот год считается, что Русь окончательно сбросила с себя ненавистное иго. Именно с этого года правомерно говорить о восстановленном государственном суверенитете. Именно с этого года объединитель русского народа Великий князь Московский Иван III Васильевич стал Государем всея Руси. И не просто Государем, а Самодержцем.
Если рассмотреть данную дефиницию этимологически, что это означает, что Глава государства Сам держит русскую Державу. Он политически независим. Он сузерен. Вот подлинный суверенитет!
Так что же это была за идеология? Это была идеология Русского Самодержавия как системы православной государственной власти.
Что такое государственная идеология? Что означает это понятие? Это есть система ценностей, религиозных, политических, социальных, этических, моральных, разделяемых большинством социальных групп общества и пропагандируемых правительством.
Общество никогда не бывает единым. Но общество состоит из социальных групп. А семья (муж, жена и дети) есть первичная ячейка общества. Множество семей, различных по своему социальному статусу, сливаются в единый социальный организм. Государство есть политически организованное общество. Общество объединилось в государство для достижения общих целей.
У любого государства есть свои цели и задачи. У большинства государств и народов они совпадают. Народы объединились в государства для того, чтобы выжить в мире, в котором постоянно идет борьба. Том числе и борьба идей. Идей религиозных и политических. Борьба идеологий.
Согласно философии истории Карла Маркса, единый исторический процесс переполнен классовой борьбой. Она проходит красной нитью через мировую историю. Карл Маркс является основателем так называемого «формационного подхода» объяснения истории.
По мнению Освальда Шпенглера, сторонника так называемого цивилизационного подхода», мир состоит из локальных цивилизаций. Шпенглер отрицает европоцентричность истории. Это означает, что мировой исторический процесс не сосредоточен исключительно в Европе. Но он также проходит в Индии, Китае, Японии, Таиланде. И на эти государства европейские революции не оказывают никакого существенного влияния. По мнению Шпенглера, мировая история переполнена войнами религий, наций и рас. И в любой войне, происходящей между государствами, он видит, прежде всего, религиозный аспект.
Выдающийся ученый современности, философ и политолог Александр Сергеевич Панарин (умерший в 2003 году) написал книгу «Православная цивилизация в глобальном мире» (2002 г.)
Россия как самобытное суверенное государство образовалась и сохранилась в первую очередь, благодаря Православию, а во-вторых, благодаря, Самодержавию.
Монархическая идеология - очень мощное наше оружие. Правда, его научное осмысление началось лишь в XIX столетии. В работах Н.М. Кармазина, славянофилов, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, В.П. Мещерского, Л.А. Тихомирова, Д.А. Хомякова, С.Ф. Шарапова, П.Е. Казанского, А.С. Вязигина, Н.И. Черняева и других авторов.
Февральская революция 1917 года сокрушила историческую форму власти - Самодержавие. Сейчас часть ученых России (доктор исторических наук П.В. Мультатулли и др.) считают, что Государь Император Николай II не отрекался от престола. Его просто свергли. В феврале произошел государственный переворот. Российская Империя держалась на Верховной власти Николая II. И когда у Николая II власть отняли февралисты, сторонники революционной, либерально-демократической идеологии, а монархисты оказались политически слабы, бессильны, то Российская Империя посыпалась как карточный домик. Потому что из её конструкции был выдернут главный идейно-политический и религиозный стержень, вокруг которого объединялись народы и территории в единой государство. Этим стержнем была Верховная власть Государя Императора.
Царь есть главное понятийно-философское ядро Русской государственности. А «Указ о Престолонаследии» - есть центральный законодательный акт Монархической государственности, написанный Императором Павлом I, который оказался куда дальновиднее своего прадеда Петра I.
Как только Верховная власть была отнята у Государя Николая II, из состава Российской Империи отделилась Польша, Финляндия, Украина, прибалтийские народы. Все они поспешили объявить себя независимыми государствами.
Февралисты управляли страной всего полгода. А.Ф. Керенский 1 сентября 1917 году провозгласил Россию республикой. Однако эти республиканцы оказались бессильными для удержания власти, приведя государство в состояние сильнейшего многоаспектного кризиса.
Большевики, возглавляемые Лениным и Троцким, захватили власть. И удержались они благодаря кипучей энергии, политического террора, жестоко подавлявшим любые попытки инакомыслия, и благодаря выстраиванию сильнейшей социалистической идеологии. Во много, большевики победили в силу политической слабости русских монархистов, не сумевших создать сильную конкурентно-способную монархическую партию или общественное объединение. Монархисты не смогли добраться до Тобольска и Екатеринбурга и спасти Царскую Семью, которая обладала сакральной властью и могла стать Живым и понятным Знаменем русского народа. Царская семья и часть Династии была жестоко расстреляна. Большевики устранили своего главное идейного врага - Династию Романовых, которая всегда могла стать основой возрождения обновленного русского монархического государства. Но в течение 74 лет большевики путем сильнейшей антимонархической пропаганды формировали у советского общества республиканское правосознание. Вторым главным врагом большевиков оставалась русская Православная Церковь.
Сталин долго шел к власти, ведя сложнейшую подковерную борьбу, вербуя и увеличивая своих сторонников в ВКП (б). Зачистив своих политических противников, оно сосредоточил к концу тридцатых годов колоссальную политическую власть. И выстроил мощнейшую советскую идеологию, временно отказывавшись от троцкистского курса на «мировую перманентную революцию», но сосредоточив усилия нации «на построении социализма в одной стране». Небывалый «культ личности» Сталина способствовал объединению советского государства и советского народа вокруг своего Вождя. Но Вождь не вечен. Вождь смертен. К сожалению, Вождь не сумел подготовить и обеспечить себе достойного преемника. Вождь согрел на своей груди идейных гадюк и скорпионов, которые, воспользовавшись его старостью и болезнью, сделали все, чтобы ускорить его смерть.
Однако слабость сталинской власти заключалась в отсутствии сакральности. Диктатура в отличие от Монархии основана на республиканском принципе. Сакрализации власти секуляризированное сознание нации не могло принять.
Среди народа и партии с республиканским сознанием всегда и легко найдется харизматичный конкурент, который поставит под сомнение таланты и заслуги «Гениальнейшего», «Величайшего».
Иван Солоневич, великий теоретик Народной Монархии, на один месяц переживший Сталина, в госпитале Монтевидео (столице Уругвая) написал последнюю статью «Отец по наследию» (апрель 1953 год), в которой пророчески предсказал великую пролетарскую и партийную резню коммунистических скорпионов в банке. Кроме того, в статье Солоневича содержались заслуживающие внимание слова о том, что в лице Сталина умер последний «идейный социалист» мира. Все остальные оказались конъюнктурщиками.
Политическая система Советского государства, так долго, с тщательной методичностью выстраиваемая Сталиным, оказалась крайне хрупкой, ибо не продержалась даже 40 лет после смерти «гениальнейшего». Политический каркас СССР рухнул в 1991 году под ударами переродившихся коммунистов.
А.С. Панарин, обративший внимание «на те силы внутреннего подполья, которые сидят в самом человеке»[4], считал, что к моменту крушения Советского Союза советский народ перерос коммунистическую идеологию. «Юноша Эдип» неофрейдизма победил СССР. Человек гедонистического «Досуга» победил «Человека Труда», характерного для эпохи Сталина.
Солоневич считал, что главная ошибка Сталина была том, что он сделал ставку на «сволочь».
«Сволочь», в виде ставленников Андропова, вылезла наверх к 1985 году. Именно Андропов был тайным идейным «архитектором перестройки», как это убедительно показал И.Я. Фроянов в своей книге «Погружение в бездну». Горбачев просто продолжил «дело Андропова» и претворил его в жизнь.
В 1991 году Горбачев стал отработанной «политической картой» в колоде «мировой закулисы» (выражение И.А. Ильина). Он был заменен новым «политическим вальтом» из колоды мировых политических шулеров - Б.Н. Ельциным. Свою «профпригодность» (то есть готовность к уничтожению русских ценностей) Ельцын продемонстрировал в 1976 году, когда позволил снести Ипатьевский Дом (символ Русской Голгофы).
В октябре 1993 года был расстрелян парламент. В декабре 1993 года в успешных условиях народы России быстро проголосовали за новую Конституцию (интересно, кто автор ее текста?), в которой нет места идеологии. См. 13 статью.
Но отсутствие идеологии есть тоже идеология. И следует согласиться с И.В. Солонько, что России следует формировать «свою концептуальную власть», либо мы подчинимся власти чужих политических концептов, разработанных бзежинскими, киссенжерами, хангтигтонами и другими...
Что это будет за идеология?
Политическая партия «Единая Россия» устами своего лидера Б. Грызлова в 2008 году четко обозначила, что решающей идеологией ближайшего десятилетия будет российский консерватизм.
Председатель комиссии по идеологической и агитационно-пропагандисткой работе Центрального совета сторонников ВВП «Единая Россия» С.Г. Волобуев пишет: «современный российский консерватизм призван продолжить интеллектуальную линию русской религиозной философии общества, государства и права, основные представители которой, несмотря на часто существенную разницу в подходах и выводах, заложили основы для развития именно консервативной политико-правовой и социальной мысли новой, посткоммунистической России»[5].
Однако идея консерватизма не мыслима без идеи монархии.
Так какая именно идеология нужна России? Какая идеология способна объединить многонациональный российский народ? Идея православной Империи с сильным Президентом во главе? Обновленная идеология Советской (Красной) Империи? Монархическая идеология? Если да, то какая именно - легитимистская или соборническая? Или же нам необходима идеология, основанная на симбиозе либеральных, социалистических и консервативных идей? Идеология здорового национализма? Или идеология космополитического интернационализма?
К сожалению, «Единая Россия» четкого ответа на поставленные вопросы не дает. А хотелось бы...
Быть может, ответ даст Президент?..
Будем ждать...
Александр Беляев, соискатель кафедры философии Балтийского Государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Литература:
Войцеховский С.Л. Завещание И.Л. Солоневича // Наша страна. N 180. 27.06. 53.
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.: Изд-во академии наук СССР, 1950.
Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в ХХI веке. - М.: Алгоритм, 2003. - 560 с.
Солонько И.В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография / И.В. Солонько. - 3-е изд.,перераб. И доп. - М., 2011. - 304 с.
Современный российский консерватизм: сборник статей. - Москва, 2011. - 140 с.
[1] Солонько И.В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография / И.В. Солонько. - 3-е изд.,перераб. И доп. - М., 2011. - С. 75.
[2] Там же. С. 76.
[3] Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.: Изд-во академии наук СССР, 1950. С. 221.
[4] Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в ХХI веке. - М.: Алгоритм, 2003. С. 97.
[5] Волобуев С.Г. К верному пониманию консерватизма // Современный российский консерватизм: сборник статей. - Москва, 2011. С.9.
4. о сакральности власти
3. Re: Современная Россия нуждается в сильной государственной идеологии
2. Re: Современная Россия нуждается в сильной государственной идеологии
1. автору статьи: