Госпиталь для русских беженцев в Лоборе (Хорватия). 1923 год

Страстная седмица и Светлая Пасхальная Заутреня

0
325
Время на чтение 9 минут

Ниже мы помещаем часть записок Дмитрия Васильевича Краинского (см. о нем: «Хотелось бы вернуться домой, увидеть своих и послужить Родине. Памяти Дмитрия Васильевича Краинского (23.10/5.11.1871-13.03.1935)»)

В публикуемом фрагменте и приложении речь идёт о Гербовецком госпитале для русских беженцев в имении Лобор возле г. Златар (Хорватия), начальником которого был выдающийся русский учёный с мировым именем, врач, общественный деятель, публицист, писатель, участник Русско-японской, Великой (Первой Мировой) войн, член Особой комиссии при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков Николай Васильевич Краинский (1869-1951) (см. о нем).

Державная комиссия по приему русских беженцев в Королевстве сербов, хорватов и словенцев открыла три русских госпиталя. Главный хирургический госпиталь на 100 чел. был открыт в Панчеве; затем такой же госпиталь открыли еще во время эвакуации в Макошице (бухта Которская) и третьим считался Гербовецкий госпиталь на 60 человек. Кроме этого, в Словении, в Вурмберге, был открыт санаторий для больных туберкулезом.

Свои записи Д.В. Краинский вел в соответствии с досоветской орфографией и по юлианскому календарю. В нашем издании орфография приближена к современной. Название, подготовка рукописи к публикации, примечание - составителей (О.В. Григорьева, И.К. Корсаковой, А.Д. Каплина, С.В. Мущенко).

+ + +

В госпитале не было постоянного священника. Священник приезжал периодически по вызову. Иногда приезд его совпадал со смертью кого-нибудь из больных, и тогда у нас бывали торжественные похороны. В большинстве случаев хоронили без священника и это производило удручающее впечатление. Деревянный гроб, ставился на госпитальную повозку, запряженную в этих случаях парою лошадей. В подворотне, где всегда собиралась публика, чтобы проводить покойника, иногда образовывался импровизированный хор из больных и служащих, и покойника провожали пением «вечная память».

Публика провожала покойника обыкновенно до мостика, а дальше шли по назначению сестра милосердия и заведывающий хозяйством. В Лоборе процессию встречал местный жупник (ксенз) и читал возле гроба молитву. Так хоронили без отпевания громадное большинство умерших.

Только после, когда приезжал священник, он служил панихиду и ездил на кладбище служить по тем, кто погребен без отпевания.

Приезд священника был всегда большим событием в Лоборе и вызывал большую радость. Столовая принимала вид храма, украшенного зеленью цветами, ельником и можжевельником. У иконы зажигалась лампада. Горели восковые свечи. Столы выносились из комнаты, так что комната становилась громадная. Хор составлялся обыкновенно из больных и служащих, и всегда находились люди, которые знали церковную службу и прислуживали священнику.

Этот храм едва вмещал в себе всех молящихся. К службе некоторых больных выносили на руках. Выходили из палаты и такие больные, которых никогда не было видно.

Всенощная служилась обыкновенно после ужина и по своей обстановке она вызывала более глубокое молитвенное настроение, чем литургия. Молились исступленно сосредоточенно, простаивая на коленях пол службы. Здесь люди отдавались своему горю всем своим существом и глубоко переживали те испытания, которые выпали на их долю. Каждое слово священника, каждый напев, проникали в душу, заставляя глубоко чувствовать ту утрату, которую нельзя ничем заменить. Вспоминалась Родина, родные, убитые, замученные, умершие и томительно выражалась беспокойство за тех, кто остался в России. В сознании ужаса своего положения и полной неизвестности неприглядного будущего молились и за себя.

Эта скорбь и выражение застывшего на лице горя, а иногда и отчаяния, были на лице почти у каждого, но в молитве на тех же лицах была видна покорность, смирение и решимость претерпеть испытания до конца. И в безсилии люди сосредоточенно крестились широким крестным знамением и клали глубокие земные поклоны.

Выходили из церкви с опухшими глазами, сморкаясь и вытирая невысохшие слезы.

На литургии утром после сна настроение бывало спокойнее, и служба казалась торжественнее. Особенно радостно бывало, когда через решетчатые окна в столовую проникали лучи солнца, освещая сверху и сзади толпу молящихся. Литургия носила кроме того, если можно так выразиться, более деловой характер. Нужно было не забыть поставить свечку. Нужно было подать священнику поминальную записку и достать просфору. После литургии нужно было причастить некоторых больных и пойти по палатам с крестом, а потом ехать на кладбище служить по тем, кто похоронен без отпевания. Люди были заняты этими заботами.

В течение всей службы к столу возле алтаря подходили и клали поминальные записки и о здравии. Издали было видно, как эти бумажки постепенно возрастали в числе и ко времени поминания обращались в целую кучу бумажек. Быстро потом священник брал поочередно эти бумажки и также быстро читал с припевом за упокой бесконечного множества умерших, умученных, убиенных и на брани свой живот положивших.

Страшно было слушать этот мартиролог погибших людей. И молились за них не только те, кто подал записку, но и посторонние им лица. Долго читал священник имена этих жертв и много молящихся выслушивали эту выстаивая подолгу на коленях. Я спрашивал потом священника отца Михаила Слуцкого [1], и он сказал мне, что каждую службу ему приходится поминать от 100 до 150 имен.

Священник обыкновенно говорил проповедь и, конечно, почти всегда на одну и ту же тему - об испытаниях, ниспосланным русским людям. Тяжело было слушать эту проповедь. Она не облегчала наших душевных страданий и, напротив, заставляла еще сильнее чувствовать то горе, которое в прочувственной проповеди подчеркивал проповедник. Но это состояние, вызывавшее на глазах слезы, продолжалась недолго.

Спокойно и хорошо, как после сознания исполненного долга, становилось на душе после обедни и хотелось опять и еще быть в церкви и без конца слушать молитву. И всем было жаль, когда на следующий день уезжал священник.

С необыкновенным настроением прошла Страстная неделя и заутреня в ночь на Светлое Христово Воскресенье. Погода была весенняя, теплая, солнечная. Говели почти все. Служба бывала ежедневно утром и вечером по расписанию. Вся жизнь госпиталя сосредоточилась в церкви. Было грустно, но чувствовалось что-то свое, родное. Далеко от госпиталя не уходили. Даже в парке было мало народу. Все толпились на скамеечках у ворот, греясь на солнце. Дамы и детвора собирали тут же на полянке фиалки и постоянно носили их в церковь, освежая ими завядшие цветы.

К службе обыкновенно звонили в госпитальный колокол и это придавало особую торжественность службе. В коридорах стоял еще дымок после службы и пахло ладаном. Этому настроению, которое бывает всегда на Страстной неделе, много способствовало еще то обстоятельство, что в госпитале пахло постной пищей. Сестра-хозяйка Наталия Ивановна Давид отлично готовила постный борщ и делала вкусные пироги с кислой капустой.

Кухня - это было единственным местом в госпитале, где чувствовалась жизнь. Там готовили пасхи и красили яйца. Даже поздним вечером там был слышен властный голос сестры. Там кипела работа и пеклись куличи. В госпитале была другая жизнь - спокойная, тихая, ровная. И я знал, что многие пишут письма своим родным в Россию.

Оживление проявилось лишь в субботу, перед заутреней, когда начали готовиться к Светлому празднику и накрывать пасхальные столы. Поражало необыкновенное количество фиалок, которыми были убраны столы и украшен храм-столовая. Даже в коридоре на окнах стояли в баночках букеты фиалок.

К 10 часам вечера все были уже одеты. Военные надели свою форму с погонами. Дамы одели свои платья. У некоторых оказались белые платья. Особенно чисто были одеты сестры милосердия в своих новых платьях и необыкновенной белизны фартуках и косынках. Мужчины были тоже парадно одеты, в чистых воротничках и в новых, у кого были, пиджаках. Одним словом, все приняли парадный вид и только меньшинство осталось в больничных халатах. К 12 часам начался крестный ход вокруг замка.

Это было море огней. Каждый нес в руках зажженную свечку, а путь освещался факелами. Шли по темным дорожкам парка в чаще высоких елей и выходили затем к воротам, у которых беспрерывно звонил госпитальный колокол. Трижды крестный ход обошел здание госпиталя с отличным пением хора, который образовался еще на Страстной неделе. Затем священник крестным ходом обошел здание всего госпиталя по его длинным коридорам и потом началась служба.

Заутреня была торжественная, величественная, совсем так, как в России. Мы были как дома. Это был уголок России и настоящий русский праздник. В церкви было тесно и жарко, так что многие стояли в буфетной и даже в коридоре. Множество огней от горящих в руках у каждого свечей, придавало особый праздничный вид службе.

И, тем не менее, и здесь у многих стояли слезы в глазах и каждый раз, когда хор пел «Христос Воскресе», они опускались на колени и подолгу стояли с опущенной головой...

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мне грустно вспомнить этих живых когда-то людей, с которыми судьба столкнула меня в последние дни их жизни. Для меня было ясно, что это все жертвы переживаемого нами тяжелого времени - жертвы революции и большевизма. За полтора года в госпитале умерло более 30 туберкулезных и все они похоронены на католическом кладбище в Лоборе, в четырех с половиною километрах от госпиталя. На каждой могиле стоит деревянный высокий крест с жестяной дощечкой, на которой моей рукой масляными красами написаны: даты смерти, имя, отчество, фамилия каждого умершего, а также воинская часть, в которой он служил.

По просьбе заведующего хозяйством, полковника Духонина, я делал эти надписи взамен тех, которые были сделаны первоначально химическим карандашем.

Мне часто приходилось бывать на этом кладбище и я могу сказать, что это та же картина бесконечного русского горя, о котором мы несколько раз говорили в своих записках.

На высокой горе, в стороне от могил местных жителей, в левой от входа части кладбища возле г. Лобор, отведен небольшой участок для русских. Здесь в тесноте друг возле друга лежат русские люди, в большинстве еще молодые, которым не посчастливилось увидеть свою Родину. Это былое добровольческое кладбище, где нашли вечный покой далеко от своей Родины борцы за свою Родину и те, кто ушел вместе с ними, не желая оставаться в советской России. Всего на кладбище около 50 могил. <...>

Я решил приобщить к своим запискам список погребенных на этом кладбище, может быть он пригодится, если мы вернемся на Родину.

Список похороненных на католическом кладбище

в г. Лоборе (Хорватия).

Антон Алексеевич Барановский врач, умер 15 ноября 1921 г.;

Даниил Федорович Коликов - 2 декабря 1921 г.;

Дмитрий Николаевич Иоветич, кадет - 14 дек. 1921 г.;

Юлия Сергеевна Тимофеева - 24 февраля 1922 г.;

Евгений Яковлевич Шмотков - 31июня 1922 г.;

Иван Федорович Носенко - 5 декабря 1922 г.;

Владимир Михайлович Фирсов - 19 января 1923 г.;

Евгения Степановна Уманец 14 ноября 1922 г.;

Василий Иванович Коссов - 18 июля 1922 г.;

Михаил Константинович Левицкий - 28 июля 1922 г.;

Татьяна Федоровна Стрекозова - 17 сентября 1922 г.;

Павел Александрович Пашков-Облесимов - 29 сентября 1922 г.;

Алексей Никитич Игнатьев - 25 марта 1923 г.;

Иосиф Яковлевич Скрипницкий-Скрипченко - поручик - 24 мая 1922 г.; Георгий Александрович Рюмин - 11 июля 1922 г.;

Иван Иванович Биязи - 29 мая 1923 г.;

Георгий Жибер - 9 декабря 1922 г.;

Михаил Васильевич Максимович-Васильковский - 24 апреля 1923 г.;

В.А. Тарасов - 4 мая 1923 г.,

Тимофей Степанович Боровой - 11 апреля 1923 г.;

Александр Маркович Горьковой - 31 марта 1923 г.;

Петр Николаевич Малюга - 14 июня 1923 г.;

Анатолий Мечиславович Ходасевич - 10 июля 1923 г.;

Николай Тихонович Клопов - 10 сентября 1922 г.;

Валерия Сергеевна Стерлигова - 7 апреля 1923 г.;

Андрей Михайлович Юркин - 7 апреля 1923 г.;

Яков Тимофеевич Москаленко - 26 мая 1923 г.;

Михаил Никитич Колесников - 3 июля 1923 г.;

Яков Иванович Потапов - 12 августа 1923 г.;

Прокофий Ефемович Четвериков - 28 августа 1923 г.;

Леонтий Николаевич Капустин - 3 ноября 1923 г.;

Александр Павлович Лимберг - 21 июля 1923 г.;

Евгений Александрович Шмидт - 16 июля 1923 г.;

Георгий Евтихиевич Лобков -7 июня 1923 г.;

Николай Дмитриевич Дикий - 22 июля 1923 г.;

Николай Нарцисович Чепурковский - 23 сентября 1923 г.;

Виктор Павлович Плужников - 8 октября 1923 г.;

Ефим Евстафиевич Охрименко - 10 октября 1923 г.;

Лидия Васильевна Савицкая -30 ноября 1923 г.;

Константин Захарьевич Петров-Джелалиев - 20 декабря 1923 г.;

Владимир Валерианович Ролич -20 декабря 1923 г.;

Константин Михайлович Любимов - 26 декабря 1923 г.;

Василий Ефимович Осташков - 9 ноября 1923 г.;

Елена Андреевна Резникова - 9 ноября 1923 г.;

Николай Николаевич Степанов - 22 ноября 1923 г.;

Куликова - 23 ноября 1923 г.;

Петр Семенович Адамовский - 22 января 1924 г.;

Зинаида Петровна Голицинская - 10 января 1924 г.

Примечание

[1] Слуцкий Михаил Иосифович (1873 - после 1923) - протоиерей.

Закончил духовную семинарию. В 1897 г. рукоположен в священника. С 1902 г. служил в Харьковской Александро-Невской церкви при Богоугодных заведениях, сначала в старой церкви - священником, затем настоятелем в новой (с 1907 г.), принимая самое активное участие в её строительстве. Законоучитель фельдшерской школы.

Эмигрировал во время гражданской войны в Константинополь затем в Королевство сербов, хорватов и словенцев. В 1921 г. был рекомендован для участия в Русском Зарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах.

Автор различных сочинений духовного содержания: Школа без Бога // Мирный труд. 1908. N 2; Народная школа и Церковь // Мирный труд. 1909. N 10; Смысл жизни человека по произведениям Андреева, Сологуба, Горького, Метерлинка и решение его в христианстве. X., 1910; Светлой памяти М. В. Ломоносова, величайшего ученого, поэта и христианина. X., 1911; Русская интеллигенция перед вопросом веры // Мирный труд. 1911. N 2 и др.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Краинский
«Прощайте, милые русские девочки... я был свидетелем не только последних минут жизни Харьковского института...»
Записки. 1926-1932 гг. Сербия. Харьковский институт благородных девиц. Часть 12
03.05.2018
«Хотелось бы еще увидеть своих, свои родные места и умереть на Родине...»
Записки. 1926-1932 гг. Сербия. Харьковский институт благородных девиц. Часть 11
27.04.2018
«А молодежь свежее и чище нас...»
Записки. 1926-1932 гг. Сербия. Харьковский институт благородных девиц. Часть 10
23.04.2018
«Обвиняя учащуюся молодежь, мы совершенно упускаем из вида самих себя...»
Записки. 1926-1932 гг. Сербия. Харьковский институт благородных девиц. Часть 9
19.04.2018
«Теперь девочки слишком рано начинают понимать жизнь...»
Записки. 1926-1932 гг. Сербия. Харьковский институт благородных девиц. Часть 8
16.04.2018
Все статьи Дмитрий Краинский
Последние комментарии