***
Древняя история каждого народа и государства сродни человеческой памяти.
Самих себя мы помним не раньше, чем с трех-четырех лет. Произошедшее после семи или десяти лет помним лучше и более последовательно. Иной раз переспрашиваем людей старшего поколения, чтобы уточнить свою детскую память. Наша память даже о самих себе складывается не только из собственных ощущений о прошлом.
Наша личная память связанна с окружающими нас людьми, а через них и со всем своим народом. И даже больше: опосредованно наша память связана со всем человеческим родом, со множеством поколений людей, живших от сотворения мiра. Память - явление общественное.
Нам хорошо известна с житейской стороны способность человеческого сознания помнить и забывать. Мы знаем, что для закрепления в памяти нужен определенный труд, усилие воли, сосредоточение внимания.
Есть у человеческой памяти и еще одно удивительно свойство: совестливый человек крепко запоминает свои дурные поступки и слова. Почему так происходит? Говорят, что голос совести в нашей душе, в нашем растревоженном сердце - это голос Самого Бога! Именно Господь напоминает о недобром в нас, чтобы мы, во-первых, постарались исправить совершенное нами зло, а во-вторых, не совершали подобного в дальнейшей жизни. Таким образом, мы видим, что наша собственная память не только хранилище информации, инструмент нашего ума.
Память - нравственное свойство души для различения добра и зла.
В этом смысле история каждого народа и страны является общенародной памятью и совестью, орудием нравственного воспитания и надежным средством различения добра и зла в личных и общественных делах.
Ещё одно важное качество памяти это благодарность за всё доброе, совершенное для нас. Проявление неблагодарности - не самый страшный человеческий грех. Неблагодарность обычно и не числят в ряду различных злодейств. Но в народе неблагодарность всегда считают постыдной - признаком отсутствия благородства и великодушия в человеке. И напротив, чувство благодарности к людскому добру, и особенно к Богу за Его благодеяния по отношению к тебе, является очевидным признаком благородства души.