Жизнь постоянно сводила меня с этим замечательным писателем.
Мой отец родом из андреапольских мест, где явился на свет и начинал трудовой путь Валерий Кириллов. Нас пестовала одна «альма-матер» - факультет журналистики Ленинградского госуниверситета имени А.А. Жданова. В пору, когда я заведовал отделом в областной газете «Калининская правда», Валерий редактировал областную молодежную газету «Смена». Позже он долго был главным редактором «Калининской правды», переименованной в начале 90-х (он тогда был еще и народным депутатом РСФСР) в «Тверскую жизнь». В журналистику тверского края вписано его имя - высокого профессионала, творца. А затем заслуженный работник культуры России, член Союза писателей ещё СССР, автор многих книг, он в возрасте 54-х лет оказался безработным, выброшенным новой властью на улицу.
В эти тяжелые для России и для него годы, уехав на родину и появляясь в Твери лишь эпизодически, он продолжал трудиться. Начиная с 2000-го, ежегодно появлялись его книги - художественная проза, публицистика, стихи, вышло трехтомное избранное. Хотя и замалчиваемые местным писательским «сообществом» и уж, тем более, властью, они вызывали и продолжают вызывать большой общественный интерес.
Не переставал Валерий Кириллов заниматься и журналистикой - его статьи и очерки запомнили читатели «Советской России», где публикуюсь и я. Оба мы лауреаты премии «Слово к народу», учрежденной этой газетой.В современной патриотической публицистике это самая почетная награда.
Нынче исполняется 50 лет творческой деятельности Валерия Яковлевича Кириллова, что и стало поводом для беседы.
Геннадий Сазонов, член Союза писателей России, Вологда
***
Наступление «глобализма» на всё русское
- Валерий, насколько я знаю, тогда, в недавнем прошлом, поводом для отстранения тебя от должности редактора «Тверской жизни»« явилась пьеса-фарс «Затмение». В ней ты точно подметил суть не только «новой популяции» чиновников, но и либерал-глобализма в России.
- Да, идея пьесы в том, что нашу традиционную жизнь затмила черная демоническая туча либерал-глобализма. Абсолютно нам чуждого, враждебного, разрушительного для наших традиций и устое. Впрочем, пьеса стала лишь поводом для изгнания меня из газеты. Причина в том, что я, как и многие русские почвенники, оказался по своему духовному, мировоззренческому умострою в противоречии с насаждаемыми либеральными порядками. В особенности это проявилось после переворота 1993 года. Кстати, столь же антиконституционного, как и майданный переворот на Украине. Это замалчивается сегодня российскими политиками, историками, журналистами, но это правда. Как ты знаешь, Конституционный суд России, признавший Указ Ельцина N1400 о роспуске съезда народных депутатов антиконституционным, свое решение не отменял.
- Что касается русофобской сути переворота, это признавали сами известные либералы той поры.
- Не только признавали, а торжествовали, упивались наступившей для них вседозволенностью. Именно тогда открыто зазвучали фразы типа «место русских у параши», причем никакая уголовная статья авторам подобных высказываний не грозила. Стали попираться коллективизм, социальная справедливость. Был возведены на пьедестал хищнический индивидуализм, культ обогащения. Тогда же либеральными политтехнологами для дискредитации русских, внесших вместе с коренными народами СССР основной вклад в разгром фашизма, было внедрено в оборот понятие «русского фашизма».
- Этим дело не ограничилось. Повсеместно началось сильнейшее наступление на всё русское - русскую историю, культуру, литературу.
- Согласен с тобой. Либералы стали методично выдавливать из программ учебных заведений русский язык, повели борьбу против крестьянских основ русской литературы. Загнать в состояние внутреннего подполья приобретших известность еще в советское время почвенников Белова и Распутина оказалось непросто, с ними пришлось волей-неволей смириться. Но почему бы не «перекрыть кислород» тем, кто идет им на смену? Перекрыли. Результат - членов всевозможных писательских союзов, лауреатов разных премий и званий у нас теперь тьма-тьмущая, а национальных писателей не стало. Точнее, они есть, но неофициально. Их не увидишь на ТВ, о них не пишут газеты, они лишены государственной поддержки, издаются с огромными трудностями и мизерными тиражами. В прошлом году ушел из жизни мой давний знакомый Валерий Осипов. Окончив Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, он посвятил себя работе в родной деревне Торопаца, став для неё своего рода «визитной карточкой». Валерий играл на баяне, рисовал, писал стихи и песни. Так и стоит перед глазами, как читает он прилюдно в сельской библиотеке:
Я люблю по дождю прогуляться:
Сапоги, капюшон, плащ до пят -
Вдоль деревни, как сводные братцы,
Тополя у дороги стоят.
А ведь ни одной книжечки при жизни не смог издать. Денег в деревне платят мало, да и работать негде. Вот и Осипов долго был безработным. Тем временем в стране находятся деньги, сотни тысяч рублей, миллионы для издания всякой «лабуды», подчас откровенного плагиата. Что же это у нас за «издательская политика» такая! Впрочем, как таковой ее в нашем государстве нет. Современная литература рассматривается в «демократическом» обществе исключительно с потребительской точки зрения, а не по критериям нравственности и художественной правды.
- То есть почвенническое направление оказалось как бы в состоянии внутренней эмиграции?
- Совершенно верно. Я бы сместил акцент: оно было умышленно занано в такое состояние. Зато в массовом количестве производится одноразовая литература на потребу дня. Была взращены популяция акуниных, улицких, марининых, робски и пр., которых либеральное ТВ представляло как знамение современной русской литературы, хотя, в действительности, эта литература не имеет ничего общего с русской литературной традицией. Одержимые гордыней, заносчивостью литературные «гении» либерализма не скрывают своего презрительного отношения к почвенничеству.
Недавно в «Завтра» была напечатана статья на эту тему одного из ведущих наших критиков Валентина Курбатова, с которым я давно знаком. Валентин Яковлевич привел слова Дмитрия Быкова. Быков пишет, что «в русской литературе 70-х годов ХХ века сложилось направление, не имеющее аналогов в мире по антикультурной страстности, человеконенавситническому напору, сентиментальному фарисейству и верноподданническому лицемерию. Это направление во многом определившее интеллектуальный пейзаж позднесоветской эпохи, получило название «деревенщики», хотя к реальной деревне, разумеется, отнощения не имело... Их подмывало обличить в жидовстве и беспочвенности тот новый народ, который незаметно нарос у них под носом и в который они их не пускали, потому что в массе своей они злы, мстительны, бездарны и недружелюбны. Деревенщики отстаивали не мораль, а домостроевские представления о ней, с гениальным чутьем - вообще очень присущим низменной натуре - выбирая и нахваливая все самое дикое, грубое, бездарное».
То есть, здесь не только презрение, но и неприкрытая ненависть к почвенникам и к литературе, которая произрастает из основ народной жизни. А причина этой ненависти в том, что они выросли вне этих основ, не осознают их внутренне, раздражаются от этого и даже, как мне кажется, впадают в страх. Как впадает в страх перед загадочной русской душой Запад, на который молятся наши литературные «гении».
- И все же после 90-х Россия проделала большой путь. Ты сам подтверждаешь это вышедшей в прошлом году публицистической книгой «Национальное или глобальное». Кстати, почему ты открыл ее очерком «Разворот» о Владимире Путине? Сам по себе факт, что провинциальный писатель, далекий от большой политики, взялся за эту тему, необычен. Но дело не только в этом. Писать о Путине, по-моему, очень сложно, слишком много в нём «загадок».
- В наше время вообще рискованно давать какие-либо оценки и прогнозы. Тем более, живя в провинции, далеко от московской политической «кухни». К тому же, есть несомненный риск попасть под критику тех, кто, «видя бой со стороны», всегда «знает», как править страной. Кажется, дай им поруководить, вот уж мы заживем! Но писать о Путине надо. Хотя бы для того, чтобы было меньше погрязших в безысходности, апатии и огульном критиканстве. А подтолкнул меня к написанию очерка 2010-й год, когда Запад, его спецслужбы, ощутив опасность возрождения России, инициировали через радикально-либеральных клевретов движение «Россия без Путина». По-моему, все, кто радеет за целостность государства, любит Россию, должны были в такой ситуации, отбросить разногласия и противоречия с властью и сосредоточиться на противодействии этому. Ведь совершенно очевидно: во Владимира Путина целили и продолжают целить для того, чтобы поразить наше государство, развалить Россию. К сожалению, не все это понимают, оценивая происходящее подчас с обывательских позиций. После опубликования этого очерка некоторые тверские «патриоты» стали говорить в мой адрес - вот, мол, написал по заказу. Но это было сделано бескорыстно, искренне, с сознанием тех опасностей, которые грозили России, а сейчас грозят еще больше.
- Имеешь в виду Украину, Новороссию?
- И это тоже...
- Некоторое время назад, еще до майданного переворота, в журнале «Русский дом» была напечатана твоя статья о том, как важен для России тесный союз с Украиной и что тому мешает. Сегодня она воспринимается с особой актуальностью. Зрела борьба за Украину и Запад в этой борьбе за ценой не постоит. Как ты считаешь, почему предостережения не были услышаны во властных структурах?
- Геннадий, слышит тот, кто хочет услышать. Российская «новая элита», сформированная в конце 80-х 90-х не без участия Запада и присягнувшая ему на верность, не то, чтобы не хотела слышать об предостережениях, она сделала немало, чтобы оттолкнуть Украину от России. Ее антисоветизм, ее ненавистническое отношение к Сталину, под руководством которого была одержана победа над фашистской Германией, явились мощным стимулом реанимации бандеровщины. Посуди сам, в либерастических фильмах на российских телеэкранах сотрудники НКВД изображаются, не иначе как дебилы, негодяи, звероподобные существа. Наверное, среди этих людей были и отрицательные типы, но, с другой стороны, никто иной, как «особисты» сыграли героическую роль в разгроме бандеро-фашизма. Многие из них сложили свои головы. Таким образом, подобные фильмы играют на руку украинским националистам, поднимающему голову фашизму.
А разве не возмутительны попытки отдельных священнослужителей реабилитировать, представить героем пособника фашистов Власова? Или вот, один из церковных иерархов, обладатель государственной награды Литвы, любящий выступать с экрана ТВ с нравоучительными проповедями, договорился до того, что Сталин хуже Гитлера. Сообразно его логике, для России было бы лучше, если бы победил Гитлер. Да что там говорить, если один из руководителей страны открыто назвал Сталина преступником. Он же легкостью заявил, что наше будущее - глобализм. И это в то время, когда Патриарх характеризует глобализм как проявление антихриста.
- И все же, мало кто думал, что события на Украине приобретут столь кровавый характер, а Запад начнет втягивать Россию в войну.
- Украина - моя особая боль. Как и у большинства русских, у меня есть родственники-украинцы. На моей Родине известна фамилия Володько. В 1942-м батарея лейтенанта Максима Володько, уроженца деревни Камень Сумской области, участвовала в освобождении Андреаполя. Он познакомился с моей юной тетушкой, после Победы вернулся к ней. От него я получил первые уроки украинского языка... Частично укрепил свои познания во время срочной службы в ракетной части стратегического назначения (был оператором-заправщиком окислителя) в селе Липники Житомирской области. Все мои подчиненные в отделении были украинцы, очень певчие, между прочим. Книги в дивизионной библиотеке были не только на русском, но и на украинском языке. С библиотекарем Володей Лупиком мы были дружны. Еще и потому, что оба играли на баяне, сопровождая в свободное от службы время дивизионный хор. До сих пор помню репертуар с могучими песнями «Несокрушимая и легендарная», «Ой Днипро, Днипро».
Недавно у нас дома были гости, зашел разговор об украинских событиях, и как-то так получилось, что вместе с моим другом, полковником авиации в отставке Александром Локтевым, детство его прошло в украинском селе в Чечне, мы стали петь украинские народные песни. Когда кончили петь, одна гостья, москвичка, воскликнула: «Такие замечательные, красивые песни не может сочинять плохой, некрасивый народ».
Плохих народов не бывает. И мы, русские, не лучше и не хуже украинцев. Мы, действительно, братья по крови, она у нас, как пишут ученые, имеет единую формулу. Но следует отдавать отчет в том, что антиславянские, антихристианские глобалистские силы с их мощной информационной машиной и изощреными политтехнологиями, способны любой народ сбить с панталыку. К слову, украинцы в высшем эшелоне власти на Украине практически отсутствуют.
Зато сильна «пятая колонна», втянувшая народ этой страны в братоубийственную войну.
- Ну, у нас «пятая колонна» тоже есть. Официальная пропаганды включает в неё, как правило, одиозных личностей вроде Касьянова, Навального. Не кажется ли тебе, что это, своего рода, отводящий маневр?
- Видишь ли, тут надо понимать, кто стоит за ними, за тем же Навальным. Ректор российской экономической школы Гуриев, видимо, не случайно сбежал во Францию. Это он, говорят, курировал Навального. Да и школа интересная. Создана еще в 1992 году профессорами Еврейского Иерусалимского университета Гуром Офером, Доном Патинкиным, Майклом Бруно, «американцами» Цви Грилихесом, Барри Икесом и российскими экономистами Макаровым и Полтеровичем. Отдельные эксперты считают школу опорой синонистской организации «Бнай Брит» в России. Среди первых ее выпускников - Дворкович, который затем прошёл подготовку в Колумбийском университете США, ныне «главный животновод» страны. Кураторами Навального были также, по некоторым сведениям, либералы Ясин и Зимин, входящие в наблюдательные советы фондов Карнеги, Гайдара, «Династия», «Либеральная миссия», а также ректор Высшей экономической школы Ярослав Кузьминов - супруг Эльвиры Набиуллиной. Эти люди не ходят на митинги, они делают свое дело, находясь в тени властных коридоров. В правительстве, Совете Федерации, Госдуме. Во всевозможных подпитываемых извне фондах.
А вообще-то, к «пятой колонне» справедливо отнести всех тех представителей «новой элиты»«, что имеют кровные интересы на Западе - счета в банках, собственность, Если там учатся и живут их дети. Это мощная группировка, так как, по словам депутата Госдумы Евгения Федорова, 92-95 процентов крупного российского бизнеса зарегистрированы на Западе, и капитал продолжает массово утекать из России в оффшоры.
- Можно отметить еще один признак «новой элиты» - ее некомпетентность.
- Это смотря в чем... По части финансово-спекулятивной в ней есть большие «мастера». А вот профессионалов по части созидания в этой среде очень мало. Отсюда и результат - нулевой или отрицательный, в ущерб национальным интересам. Говорят, Чубайс уже придумал новую схему обворовывания России с помощью инноваций - так называемые «трансферты технологий». Суть в том, что инновации российских ученых передаются венчурным кампаниям. Объясняется это так: мы, де, сначала должны «проинвестировать» американцев своими инновациями, чтобы заинтересовать их сотрудничать с нами, а уж потом, может быть, они проявят взаимность. То есть, если платили Америке собственностью, уничтожением своих тяжелых ракет, эмиграцией талантливых ученых, продажей детей, теперь предлагается платить изобретениями. Что и для кого делает «Сколково», тоже озадачивает. В последнее время, после ряда разоблачительных публикаций, его деятельность покрыта мраком.
Назову еще одно существенное отличие либеральной «новой элиты» от элиты национальных интересов - масштабность замыслов и решений. Вспомни, какие вопросы «перетирают» депутаты Госдумы, они устраивают шумные дискуссии по переводу стрелок часов, по рекламе алкоголя и пива и так далее... И никаких принципиальных вопросов о развитии стратегических отраслей экономики или хотя бы местной промышленности, которая в провинции практически загублена. Готовясь к беседе, я прочел материалы семнадцатого съезда партии. За вторую пятилетку было решено построить в каменноугольной промышленности страны 178 шахт, в черной металлургии завершить строительство Магнитогорского Кузнецкого, Запорожского, Нижнетагильского, Азовского, Криворожского, Липецкого, Тульского металлургических комбинатов, в цветной металлургии - Прибалхашского и Среднеуральского медных комбинатов, Казполиметалла для производства свинца, цинковых заводов Челябинске и Орджоникидзе, Алтайполиметалла, Волховского, Днепровского Уральского алюминиевых заводоы, в машиностроении - Уральского и Краматорского заводов тяжелого машиностроения, Луганского паровозостроительного завода, Орского паровозо-и тепловозостроительного завода, Каширского электровозного завода, Кузнецкого и Иркутского вагоностроительных заводов, Харьковского турбогенераторного завода, Московского автозавода имени Сталина, Уфимского и Сталинградского автозаводов. Перечислять можно долго.
А вывод о том, почему одни обсуждают, где можно и нельзя пить пиво, переводят туда-сюда стрелки часов, а другие создавали экономическое могущество Родины, в словах Сталина, произнесенных в беседе с Гербертом Уэллсом: «Если вы говорите о людях, готовых реконструировать мир, то их, конечно, нельзя найти среди тех, кто верой и правдой служит делу наживы».
Это в полной мере относятся к российской «новой элите».
ГДЕ ВЫХОД «ИЗ ТУПИКА»?
- Попытки Президента РФ каким-то образом национализировать «новую элит», как мне видится, оказались малоэффективными, имеется масса не слишком хитрых способов формального отмежевания «элитчиков» от банковских счетов, собственности и так далее.
- На мой взгляд, чтобы у нас возникла элита национальных интересов, надо национализировать крупную, системообразующую собственность, которую «элита» умыкнула у государства. Но этого мало - надо иметь национальную Конституцию и национально ориентированные законы. Ведь ельцинская Конституция, сделананная под диктовку американских советников, и те основополагающие законы, что приняты, опять же по их лекалам, не дают России возможности вырваться из лап глобализма. Достаточно вспомнить хотя бы два конституционных положения, согласно которым России запрещено иметь собственную государственную идеологию, а международное законодательство имеет приоритет перед национальным законодательством. Международное - значит глобалистское. Надо продолжить усилия, направленные на то, чтобы вырваться из рук оккупанта под названием «доллар». Надо сокращать огромный аппарат чиновников. Приведу только один пример: в начале 2000-х автопарк Тверского Законодательного Собрания состоял из трех автомашин, сейчас их уже тридцать. Кому нужны эти, принимающие сотни местных законов законодательные собрания, с депутатским корпусом, формируемым в результате комбинаций клановых интересов, а не интересов народа? Не лучше ли вернуться к прежней форме советов народных депутатов, которая была намного демократичнее, дешевле и эффективнее.
- Так что, вернуться к практике «врагов народа» и лесоповалов?
- Люди, богатеющие на разграблении созданного предшествующими поколениями русского народа и отправляющие деньги в оффшоры вместо того, чтобы вкладывать их в развитие России, - они, для обездоленного народа - кто?! Трудно предположить, что наш народ относится к ним дружественно. А те депутаты, что по наущению Запада продвигают ювенальную юстицию, разрушающую институт семьи, уничтожили по установке Всемирного банка систему наших профтехучилищ, а по рекомендации Римского клуба внедрили ЕГЭ, направленный на дебилизацию подрастающего поколения, - они кто?!
Пора нам называть вещи своими именами. Взять ту же самую коррупцию. Носит она в России массовый характер? Носит! Криминальные кланы, созданные в 90-е годы прошлого века, продолжают править бал в большей части регионов. Главный интерес у клана не государственный, а коммерческий. Выделяются прибыльные сферы: допустим, поставка «левых» ГСМ, скупка и перепродажа злачных участков земель, сбор платежей с граждан за коммунальные услуги с переводом денег хитроумными способами за рубеж, фальшивые тендеры по закупкам. Под эти цели и задачи ставятся на руководство нужные люди (часть из них покупает должности с последующей «отбивкой»). Иной ни ухом, ни рылом в сельском хозяйстве, отставной военный, а рулит. Другой, будучи учителем истории, ведет лесную отрасль. Третьего, специалиста по фитнесу или пиару, выдвигают на руководство крупным районом, четвертому дают алкогольную сферу. Главное, чтобы человек был «свой», управляемый.
Именно кланы «обогатили» русский язык словами «распил», «занос, «откат», «бабло». Примечательно, что борьба с коррупцией у нас выливается преимущественно в борьбу кланов между собой, приобретающую порой ожесточенный характер. Помимо этого, она используется кланами как удобный повод для того, чтобы устранить из органов власти и правоохранительных органов людей, честно исполняющих свой долг. Мой давний знакомый, знаменитый в прошлом тверской следователь, полковник юстиции в отставке, прямо говорит: «Честному оперу сегодня карьеру не сделать».
Посему некоторые, склонив голову, приспосабливаются к обстоятельствам, идут в услужение к тому или иному клану, а то и «крышуют» его. Это дает гарантию безопасности, возможность избираться в депутаты, получить продвижение по служебной лестнице. Как-то я увидел на одном из телеканалов дискуссию о коррупции. Известный юрист Борщевский, человек во многих отношениях осведомленный, высказал мнение, что коррупционная система управления в России себя полностью исчерпала. В этих словах было признание того, что все двадцать лет «демократии» нашей страной управляли криминальные кланы. Управляли - значит, продвигали в исполнительную и представительную власть, суды, прокуратуры, милицию (полицию) «своих людей». И все эти двадцать лет они безжалостно расправлялись с теми, кто посягал на их монополию править. Одни были убиты, другим сломали жизнь. В числе жертв - чиновники, работники правоохранительных органов, депутаты, журналисты, предприниматели.
Поэтому, дорогой Геннадий, лесоповал, это, конечно, говоря современным сленгом, круто, но меры, способы воздействия на «новую элиту» с целью оздоровления общества все же должны быть действенными, жесткими. Нам говорят, что это может нарушить внутреннюю стабильность, а я считаю, наоборот, народ крепче сплотится вокруг Путина, как, в свое время, он сплотился вокруг Сталина. Особое внимание следует обратить на коррумпированность правоохранительных органов - судов, прокуратур, органов внутренних дел. Уголовная юстиция страшнее самих уголовников. Ведь именно из-за этого отдельные дела по коррупционерам «спускаются на тормозах». Помнится, в Твери, в структурах областной власти, обосновалась популяция «новых кочевников», пришельцев из столицы, они сразу обуздали бюджетные финансовые потоки, а после того, как запахло жареным, вызрели уголовные дела, некоторые из них слиняли обратно в Москву, а когда Крым стал российским, перекочевали туда.
- В условиях, когда коррупция так и не побеждена, когда поднял голову и угрожает нам неофашизм на Украине, Сталин должен был бы стать символом, как руководитель, разгромивший фашизм, но происходит обратное. Как думаешь, почему?
- Да уж... Стали говорить, что народ сам, без Верховного Главнокомандующего, победил Гитлера. Показывают, допустим, шоу, имитирующее парад на Красной площади в ноябре 1941-го, а о Сталине ни слова. Но кто принимал парад, кто выступал на нём? Посмотрим, на какие ухищрения пойдут, чтобы бы имя Сталина не звучало на параде в честь 70-летия Победы! За что такая лютая нелюбовь к Сталину со стороны «новой элиты», стремление любой ценой принизить его роль? Тут много факторов. Не за то ли, что он не позволил ни одной части народа возомнить себя «элитой», возвысившись над государством, приватизировав его в своих личных интересах и в интересах мировой закулисы? И не потому ли, что «новая элита» в чем-то сродни троцкистской «элите», в канун войны спавшей и видевшей, как СССР падет. Сейчас рассекречены некоторые документы НКВД, позволяющие судить, с каким нетерпением ждали некоторые из этих людей прихода Гитлера. Но поддержанный народом Сталин возьми и лиши их этих иллюзий. Вот этой-то исторической победы «новая элита» и ее кукловоды на Западе, выпестовавшие в свое время антисоветский «Евросоюз Гитлера», а теперь антироссийский «Евросоюз», не могут простить Сталину.
- Не секрет, что Запад разрушал СССР с помощью оружия нового типа, так называемого, «организационного оружия», опираясь на внутренний фактор.
- Разумеется. Проект «Миша Горбачев», как мы теперь знаем, готовился долгие годы. Можно считать, что он начал реализовываться кадровым американским разведчиком Кенаном, работавшим в Москве после войны под «крышей» дипломата. Этому способствовало то, что после смерти Иосифа Сталина система информационного противодействия замыслам наших «заклятых друзей» была резко ослаблена. Как отмечал в «Русском вестнике» Игорь Панарин, немало сделал для этого, придя к власти, «ученик английской школы в Юзовке», имевший псевдоним «Хрущев». По словам Панарина, именно Кеннан начал стратегическую информационную операцию «Анти-Сталин» с целью дискредитации прошлого и настоящего нашей страны. Отсюда вывод: те политические деятели и СМИ, которые поносят сегодня советское прошлое, являются заединщиками американских и других западных спецслужб. Черчилль когда-то изрек мудрую мысль: страна, которая воюет со своим прошлым, не имеет будущего. Таким образом, наши недруги на Западе и внутренняя «пятая колонна» пытаются лишить нас будущего. Поэтому подчеркиваю еще раз: очень важно, чтобы у нас произошла трансформация «новой» прозападной элиты в элиту национальны интересов. Только такая элита способна на массовое созидание, в том числе и в русской провинции. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин, докладывая Владимиру Путину, хвастался, какой размах у столицы, она чуть ли не в первых рядах среди столиц мира. Надо не хвастаться этим, а плакать, потому что обустройство жизненного пространства русской провинции не выдерживает никакой критики.
Скоро год, как идёт, так называемое, импортозамещения, но позитивных сдвигов не заметно, и боюсь, после реализации «антикризисного плана правительства» мы по-прежнему будем покупать вьетнамские рубашки, английские трусы, немецкие ножовки и лопаты, китайские плоскогубцы, белорусские табуретки. Дело в том, что имеющая местную юрисдикцию местная промышленность выпадет из-под внешнего влияния, она будет не подвержена мировым кризисам, станет своего рода подушкой безопасности для экономики России. Больше того, она начнет вытаскивать Россию из демографического кризиса. Здесь надо подчеркнуть вот еще что... Рассуждая о том, почему подвергается дискриминации русское слово, не замечаются русские литературные таланты, надо «зрить в корень». Можно сколько угодно произносить с высоких трибун заклинания о мерах по поддержке русского языка, принимать постановления Госдумы, но ощутимого результата не будет, пока главные носители русского языка, русские, не станут расти численно.
- Хорошо, Валерий, что ты подчеркнул эту взаимосвязь.
- Это очень важный вопрос, Геннадий... Словом человек выражает мысль, она, в свою очередь, определяет человеческое сознание, сознание определяет образ жизни и, в конечном счете, историческую судьбу нашего государства. В языке заложен культурный код народа. Нет языка - нет народа, нет государства.
Близость крестьянина к земле, которая для него не товар (как для теперешней «элиты»), а матушка, кормилица, почва, опора, постоянное нахождение в мире природы, ощущение радости крестьянского труда оказывали на языковые процессы сильнейшее влияние. «Что за прелесть народная речь. И картинно, и трогательно, и серьезно», - отметил в своем дневнике 23 января 1902 года Лев Толстой. «Где как не в провинции можно было насладиться «пленительностью русской медлительной речи», - писал Константин Бальмонт.
Я благодарен судьбе за то, что мне выпало родиться, воспитываться в этой среде. Хорошо помню, как певуче, образно говаривала моя мама Анна Дмитриевна, крестьянка по происхождению. Живут в памяти ее поговорки: «Нашему бы седню - да семеро ножек», «Плохая сбруя - несчастный выезд», «Побранка - в семье поправка». В моем «Народном словаре», который я веду уже не один год, скопились сотни местных диалектизмов, не всегда непонятных современному молодому человеку.
Разумеется, я не призываю литераторов обязательно использовать народную речь в своем творчестве. К подбору языка, стилистики в каждом случае следует относиться с пониманием того, насколько естественно она сочетается с характерами героев, с жанром произведения. Просто хочу подчеркнуть, что язык есть нечто гораздо большее, нежели выражение мысли и средство общения. Вобрав в себя коллективный опыт нашего народа, он обладает еще и удивительной способностью связывать в единое целое нашу историю, нашу культуру.
- А глобализму, Валерий, это вовсе надо? Не так ли?
- Естественно, не надо. Он нацелен на сокращение народонаселения, на разрушение тралдиционных основ, уничтожение русскости. Именно поэтому отдельные наши высокопоставленные правительственные чиновники никак не хотят (не могут) определиться не только в отношении развития местной промышленности, но даже с формами ведения сельского хозяйства, уповая на фермера, хотя столь однобокая линия давно показала свою несостоятельность. Главная ставка должны быть сделана на всемерную поддержку коллективных форм хозяйствования, кооперацию, а также на поддержку личного подворья. Это понимают те, кто хорошо знает психологию, традиции русского крестьянина. Но, видимо, не для того, чтобы прислушаться к здравомыслию многоопытных людей, село курирует бывший слушатель Колумбийского университета А. Дворкович.
По этой же причине порой у нас в России принимаются и непродуманные «языковые решения». Новый Закон об образовании справедливо подвергается критике. В нем содержатся положения, которые способствуют вытеснению русского языка, на так называемых, национальных территориях. Например, в статье 6 (пункт 6) сказано: «В Российской Федерации гражданам гарантируется получение образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации». И в том же пункте предусмотрено следующее: Граждане российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке (включая прохождение в соответствии с настоящим Федеральным законом государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе), изучение родного языка, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставленных системой образования в порядке, установленным федеральными законами».
И вот результат: глава правительства Тувы подписал поправки к региональному закону о языках, в соответствии с ними будет практиковаться двуязычное написание названий населенных пунктов, дорожных указателей. О чем это говорит? О том, что большая часть населения Тувы уже не понимает русского языка. При таком подходе думцев в ближайшее время можно, при определенных условиях, ожидать продолжения парада языковых суверенитетов, что будет способствовать ослаблению роли центра, а значит, и ослаблению государства.
ДЛЯ КОГО «СВОБОДА СЛОВА»?
- Проблема еще и в том, что русское слово может быть использовано в защиту России и против нее. В твоей книге «Кому ты так обязан», рассказывающей о партизанском движении в Калининской области в годы Великой Отечественной войны, я с больши интересом прочёл, как ты занимался расследованием одной информационной диверсии.
- Пришлось заняться таким расследованием... Помню, в канун 65-летия Победы мне позвонила бывшая партизанская разведчица Надежда Константиновна Бойдина и, плача, сказала: «Валерий, бывших партизан мешают с грязью, а защитить нас некому...». Муж Надежды Константиновны - Федор Тимофеевич, был легендарным партизанским комбригом. Почему она обратилась именно ко мне? Мой отец тоже был партизаном, он дружил с Бойдиным.
А суть истории в том, что одна из либеральных тверских газет предложила для общественной дискуссии материал «Террор за линией фронта». В нём, не гнушаясь вмешательством в личную жизнь ветеранов-партизан, автор попытался дискредитировать партизанское движение, приравняв его участников к террористам.
- Да, у либералов-глоболистов в современной России такой «подход» к истории войны в большой моде. Одна из радиостнаций в Москве договорилась до того, что наш легендарный лётчик, командир эскадрилии тяжелых бомбардировщиков ДФ-3 капитан Николай Гастелло, пожератовавший своей жизнью ради Родины, был... территористом. Во как!?
- И в моём случае что-то похожее. Но всё-таки не напрасно я четверть века руководил главными тверскими газетами, поскольку, когда я взялся за расследование, у меня сразу же обнаружилось много добровольных помощников. Примечательно, что автор статьи, положившей начало дискуссии, защитил кандидатскую диссертацию по так называемой «Локотской республике», созданной гестаповцами на стыке Орловской и Брянской областей. Мне также удалось обнаружить поразительный факт - одну из своих прежних статей, в другой, правда, газете этот человек подписал «К. Воскобойник». Поясню: Константин Воскобойников (в ряде источников Константин Воскобойник) был агентом гестапо, президентом «Локотской республики». Вот до какого цинизма дело дошло!
- И чем все завершилось?
- Автор информационной провокации из Твери тихо исчез, газету тихо закрыли люди, которые руководили ею в тот момент, тоже забрались в норы. Но лично для меня вопрос остается открытым: «Кто внедрял автора в СМИ, кто «крышевал» и направлял информационную диверсию?» В качестве постскриптума к этому факту могу сообщить: недавно суд в городе Орле взыскал с несуществующей теперь газеты за оскорбление тверских партизан немаленькую сумму, но выплачивать её некому. Ты спросишь: «Почему суд в Орле, а не в Твери?». Это тоже интересный вопрос. Зачем я столь подробно рассказываю об этом? Чтобы лишний раз подтвердить, насколько далеко и глубоко простерлась в российскую действительность длань тех, кто ведет против России информационную войну.
-Причём, она сопровождается внедрением «толерантности», можно вспомнить и другие лукавые мантры псевдодемократов - «правовое государство», «гражданское общество. Мне представляется, это делается для прикрытия вопиющего социального неравенства, сложившегося в стране.
- Как-то меня один земляк спросил, что такое «гражданское общество». «Ну, говорю неуверенно, - это когда все имеют гражданскую ответственность. А для точности посмотри в Интернете». Вечером он звонит: «Яковлич, посмотрел». «Ну и что?» «Я в гражданское общество не хочу». «Почему?» Открой работу Маркса «К еврейскому вопросу». Открыл. Маркс писал: «Гражданское общество из собственных своих недр постоянно порождает еврея. Что являлось, само по себе, основой еврейской религии? Практическая потребность, эгоизм». Нет, я ничего не имею против евреев, как и против представителей других национальностей, среди них, как и среди русских, встречаются разные люди. Многие из них внесли большой вклад в развитие науки, промышленности, культуры. Я вообще резко отрицательно отношусь к этническому национализму. Но, согласись, что приведенная выше цитата заставляет задуматься над тем, что нас, русских, прирожденных коллективистов, поборников социальной справедливости, либо заведомо исключают из «гражданского общества», либо хотят перековать, привив нам другое мировоззрение.
- Некоторых удалось перековать?
- Некоторых - может быть, но всех - невозможно. Парадокс в том, что либералы, с одной стороны, строят «гражданское общество», то есть общество для себя, а с другой, говорят о важности Православия, строят церкви. Хотя и ежу понятно, принципы гражданского общества и принципы Православия чужды друг другу. Радует, что многие это понимают. Известный в Твери философ говорит: «Я никогда не использую в своих лекциях выражение «гражданское общество» и студентов своих приучаю, чтобы они этого не делали». Почему либералы, при всей своей нацеленности на антихристианский Запад, в тоже же время, не воспрещают строить Церкви? Этому тоже есть объяснение. Они учли опыт предшественников-троцкистов. Зачем запрещать или разрушать церкви, если можно отрядить туда массу обновленцев, тяготеющих к католичеству и приемлющих либерализм, в том числе и получивших образование в США. Такой же поход и к национальной ориентированной русской интеллигенции? Зачем ее уничтожать физически, «демократичнее» уничтожать морально, сделать вид, что её не существует, как говорится, перекрыть ей кислород.
Появись ныне новые Пушкины, Достоевские, Салтыковы-Щедрины, Есенины, Беловы, их бы просто не заметили - не формат.
- А Солженицын - формат? Честно говоря, мне не по душе та громкая кампания, начатая в связи с его 100-летием, до которого еще три года. У нас в Вологде все никак не удосужатся установить памятник Василию Белову, а Солженицыну уж точно поставят на его родине или еще где-либо.
- Солженицын - проект Запада, активно использованный для разрушения СССР. В свое время я с увлечением прочел повесть «Один день Ивана Денисовича», без особого интереса - политизированные - «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом». Не дочитал тягомотное «Красное колесо».
Когда Солженицын вернулся из США, вызвала интерес его публицистика «Как обустроить Россию». Вроде толковые мысли, но слишком вычурные, есть заинтересованность в судьбе государства и народа, но претендующая на исключительность. Жил-жил человек в отрыве от России много лет, и вдруг, вернувшись, возомнил себя оракулом, взялся всех поучать. Откуда это? Видимо, от гордыни Александра Исаевича, которая, как известно, величайший грех. Она подвигла его оболгать Сталина, Шолохова, придумать фантастическую цифру жертв репрессий. Мифа Солженицына для меня давно не существует. Почему либералы навязали в наши школы изучение его творчества? За антисоветизм Солженицына.
- Люди, за редким исключением, слабо разбирается в проблематике идеологических, организационных, информационных войн. Спроси, что такое нейролингвистическое программирование или фактор «мягкой силы» (soft pover), вряд ли кто ответит. А ведь именно это коварное оружие, когда противник одолевается методами культурного, мировоззренческого, информационного воздействия, сегодня применяется Западом для разрушения национальных государств. Недавно Никита Михалков в своей программе «Бесогон» на ТВ-24 впервые кажется, сослался на так называемое «Окно Овертона», но потом эта тема заглохла. Оказывается, это изощренная технология в России и против России применялась долгие годы, с конца 80-х. Ты знаешь, в чем её суть?
- Здесь уместно вспомнить известного русского философа Ивана Ильина: «Игра в демонизм идет к концу; началось трагическое осуществление сатанизма. Приготовлявшееся в искусстве вошло в души и стало осуществляться в жизни. Целые народы порабощены людьми сатанинского нрава и дьявольской политики. И всюду - лучшие гибнут, а худшие всплывают на поверхность и губят. Но смысл этого процесса... улавливают пока немногие».
Особенность «Окна Овертона» в том, что «инновации» и их персональные носители, призванные осуществить «перекодировку» национального самосознания, запускаются либералами в русское жизненное пространство (большей частью это делается при помощи ТВ) мелкими порциями, как бы невзначай. В результате русский человек, сам того не замечая, отчуждается от традиционной христианской морали и свойственного ему прежде восприятия реальности. Следы «перекодировки» ценностей ощутимы и в тверской действительности. Есть у нас псевдокнязь, псведополитики, псевдовыдющиеся деятели культуры, журналисты, которые, одновременно, политтехнологи, краеведы, писатели, публицисты, экономисты, религеведы и т.д.. Есть четырежды доктор наук (психологических, экономических, юридических, политических), «многочлен» различных академий, он же ещё - и генерал-лейтенантом казачьих войск, удостоенный множества наград. И никто не удосужится поинтересоваться, подлинное всё это или нет, ибо общество, видимо, уже настолько привыкло к «псевдо», что воспринимает их как нормальное явление.
Через «Окно» в России насаждаются разъединяющий наш народ индивидуализм, порочные экономические модели, «независимость» от исторической преемственности, праздник «Хэллоуин», секты, ювенальная юстиция, садистские стереотипы поведения, бессовестное телевизионное заглядывание в личную жизнь. Вбрасываются для общественного обсуждения (привыкания) темы гомосексуализма, однополых браков, педофилии. «Окно» формирует для подражания в молодежной среде кумиров типа сатаниста-оккультиста Гарри Поттера.
Но оно же закрывает дорогу на ТВ патриотическим писателям и деятелям культуры. Юрию Бондареву туда нельзя, зато свободный вход - Дарье Донцовой, Борису Акунину, Людмиле Улицкой, Солженицыну. Татьяне Петровой, Евгении Смольяниновой, Жанне Бичевской незримый сторожевой также «окно» широко не откроет или откроет на самую малость, а «фанерным звездам» - пожалуйста!
Больше всего меня возмущает то, что происходит на телевидении. Президент произносит справедливые слова о защите традиционных ценностей, но ТВ пропагандирует противоположные «ценности» Да, есть отдельные качественные передачи, но в целом телевидение носит разрушительный, дебилизирующий, русофобский характер. Русский человек из провинции показывается, как в том же «Левиафане», пьяницей, придурком, пессимистом. На телеэкране он постоянно ржет на передачах пересмешников и совершает преступления, а потом его судят в передачах типа «Суд идет». Но все это циничная ложь, граничащая с преступлением.
Я много езжу по провинции, и могу говорить об этом со всей определенностью. Там живет много трудолюбивых, талантливых, духовно богатых людей. Либеральные террористы нанесли по ним страшный удар, разрушив сферу их жизнедеятельности, но они не сдаются, верят в лучшее. Где эти люди на телеэкране? Нет их.
- Согласен с тобой полностью! А где современное кино к 70-летию Победы, сделанное не с либерльно-пакостнических, а с патриотических позиций? Вот режиссер Бортко, говорят, собирался снять фильм о Сталине, а ему сказали - «не формат». Где переиздания документальной и художественной литературы о войне? Этим занимаются энтузиасты-одиночки, а государственной книгоиздательской политики нет. Почему бы, скажем, не возродить Воениздат, который занимался нужным и полезным делом?
- К сожалению, в стране продолжают действовать системы изданий, созданных по разрушительным лекалам глобализма американских советников Ельцина. Они изо дня в день либо тиражируют ужасы, либо рассказывают о гламурных нравах. Вот, мол, она, - настоящая жизнь. Тем самым подавляется воля нашего народа к созиданию, нравственному оздоровлению. Есть такие издания и у нас в Твери, и в твоей Вологде, наверное, есть. Власть говорит о традиционных ценностях, о православии, патриотизме, в то же время патриотическая журналистика, как и почвенническое направление в литературе, оказалась на задворках.
- Так что, «Окно Овертона» продолжает «работать»?
- Продолжает! Как результат, журналистская профессия в России перестала быть интеллигентной, возвратившись в то бессовестное состояние, в каком пребывала в начале ХХ века, когда Василий Розанов сравнивал журналиста с «идиотическим унтером», а Константин Победоносцев - с «торговкой на улице». Главной причиной снижения нравственного и профессионального уровня СМИ при «демократии» стала их коммерциализация. Участвуя в «круглом столе» преподавателей и студентов филологического факультета Тверского госуниверситета, я услышал от человека, которого в 90-е принимал на работу в газету «Тверская жизнь», назидание студентам, будущим журналистам: « Запомните: никогда и ничего не делайте без денег!».
«А как же душа, достоинство, служение Отечеству?» - подумал я. Эти понятия «наставник», видимо, не брал в расчет. Я же по-прежнему убежден: коммерсант от журналистики (журналюга) и Журналист - это совершенно разные профессии.
ПИСАТЕЛЬ - СОВЕСТЬ НАРОДА
- Одна из причин того, что в России действуют чуждые нам информационные технологии, по-моему, в том, что основная масса населения примитивно воспринимает понятие национального суверенитета - мол, это только лишь суверенитет территории. На самом деле, есть и образовательный, и культурный, и продовольственный, и информационный и другие суверенитеты. По все этим направлениям против России ведется жестокая борьба. Какой ты видишь в этих условиях роль русского писателя, публициста?
- Русский писатель сродни землепашцу. Как говорится в священном Писании, взялся за плуг, не оглядывайся, а то начнешь кривить борозды. Что делал русский писатель в лихую для Родины годину? Он не занимался праздной болтовней, склоками, не думал о гонорарах, премиях, не ублажался прижизненным увековечиванием своего имени. Он не утверждал, что его отношения с государством должны ограничиваться только лишь уплатой налогов. Понимая, что нравственность это не только сознание, но еще и активное действие, он находился на стремнине русской жизни, болел ею, осмысливал ее, сражался с пером в руках за свое Отечество и за свой народ. Это ли не пример для современных русских писателей! Если Родине больно, молчать нельзя! Надо возвращаться на круги своя.
Пахарям-почвенникам ныне живется трудно, их творчество, как я уже отмечал, замалчивают, у них ограниченные возможности издаваться. Исполнилось 80-лет выдающемуся вологжанину, русскому прозаику Василию Белову, автору «Лада», «Привычного дела», «Канунов», романа «Все впереди», в котором предсказано появление березовских на олимпе российской жизни. Телевидение и газеты проигнорировали эту дату. Замолчали и 90-летие со дня рождения выдающегося публициста Ивана Васильева.
Это не удивляет. Русская литература, яркими представителем которой являлись Василий Иванович Белов и Иван Афанасьевич Васильев, по своей природе атибуржуазна. Торгаш, ростовщик, предатель национальных интересов, вор, гомосексуалист в ней всегда отрицательный герой. Сейчас такое время, когда подобные «герои» ощущают себя достаточно уютно, а в культуре, литературе, журналистике, оказалось много безнравственных, примитивных типов, приспособленцев, трусов, бездарей, одержимых гордыней. Приветствуется крикливый космополитизм, смерядковская продажность.
Так уже было в истории России. Чем все закончилось, известно.
Русский писатель, если он имеет чувство собственного достоинства и здравую голову, должен не стремиться в этот «калашный ряд», чтобы найти в нём какое-то место для себя, он обязан быть со своим народом. Он должен понимать: замалчивание творчества русского писателя со стороны вороватой, беспринципной, бездуховной, антирусской «элиты» есть для него высокая награда. Тем более, что возможностей для приложения своих сил достаточно и вне этой, с позволения сказать, «элиты».
«Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна», писал Лев Николаевич Толстой. Поскольку основа русского мира - русская провинция, мы, деревенщики, хорошо знающие ее беды, должны держать их в поле зрения общественности. В моем родном краю, и так почти по всей срединной России, поля зарастают, машинные дворы разрушены. Появился позитивный пример в деревне Козлово, это километрах в пятнадцати от родины твоего отца, где за развитие животноводства взялись подмосковные предприниматели, но он - единичное явление. Массово предприниматели в село не идут, а государство держит аграрную отрасль за пасынка. Сумма, отведенная в проекте федерального бюджета на 2013-2015 годы, по сравнению со странами Евросоюза, мизерна. У нас на гектар сельхозугодий приходится около 200 рублей, у них от 250 до 350 евро.
- Приблизительно российская госдотация равна госдотации в Беларуси, но там пашни в 22 раза меньше, чем у нас.
- Представь себе - при существующем положении пройдет лет 15-20, и весь ландшафт района, как и всех районов срединной России, изменится. Не будет ни полей, ни лугов, ни школ, ни библиотек, дети не будут знать, как колосится рожь, цветёт лен. Собственно, они уже сейчас этого не знают. Из лексикона жителей деревни исчезают слова «сев», «зябь», «пары», «зерноток», «стерня», «покос», «страда». Лучшие земли по берегам рек и озер скуплены московскими нуворишами или какими-то фирмами - возможно, подставными.
Таким образом, коренные жители отторгнуты от исторических мест своего обитания. Никто и не думает, что на этих землях надо пахать и сеять. Земельное законодательство дает возможность беспрепятственно заниматься спекуляцией. Зачем сеять, если, купив за пять тысяч рублей пай в 9 гектаров, можно перепродать его за 150-200 долларов за сотку? Критерии «неиспользования» земель по назначению появились только недавно, после принятия правительственного постановления «О признаках неиспользования земельных участков с учетом ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ». Однако изъятие земель (трудно в подобное верится) в пользу государства ничего не даст, если власть не займется плановым и комплексным освоением земель. В противном случае они будут также зарастать бурьяном, как зарастали раньше. Скажу больше: идет процесс продажи русских земель иностранцам. Тихо, тайно, но идет. По разным данным, в их руках уже от полутора до двух миллионов гектаров.
У нормального русского человека это вызывает особую боль и тревогу!
- К этому можно добавить: подобное происходит и с русским лесом!
- То, что творится в лесу, можно назвать варварством. Каждый день мимо моего дома проходят до полусотни фискасов. Лесные арендаторы, которых в народе называют «лесными братьями», стремительно истощают лесные запасы моего края, где берут исток две великие реки - Волга и Западная Двина. Суммарный объем заготовок не поддается установлению.
Куда идет прибыль, в каких суммах - покрыто мраком. Знаю только, что ни копейки от лесозаготовок в бюджет дотационного района не поступает. Существуют лукавые способы, как по одному порубочному билету делать неоднократные вырубки. Если в прежние времена запрещалось рубить лес «нулевой таблицы» - диаметром менее шестнадцати сантиметров, при «демократии» на это не обращается никакого внимания. Прежде вывозка леса автотранспортом разрешалась лишь зимой, чтобы сохранить проселочные дороги. Теперь вывозят в любое время года, отчего во многие места на легковом автомобиле уже не проехать. Нет проезжей дороги в деревни и посёлки Ветошки, Конаи, Прудишенку, Плаужницу, Чересово, Воронино, Аристово, расположенные в Андерапольском районе. В прошлом году я решил побывать на погосте, где похоронен мой дед, почти четыре километрах шел по разбитому вдребезги проселку. Картина усугубляется загаживанием леса отходами заготовок и грудами мусора, вывозимого частниками из райцентра.
В целом ситуация в лесной отрасли мало отличается от той, что была лет пятнадцать назад, «эффективные собственники» громили государственные леспромхозы. И все это «осенено» новым Лесным кодексом. В нём закреплены условия, позволяющие вырубать любые площади, а затем переводить их в категории других земель. Речь о Главе 7, регулирующей продажу лесных насаждений. Поскольку лес стал недвижимым имуществом, для его заготовки не обязательно арендовать лесные участки. Можно выкупить лес на корню, затем вырубить его и оставить участок в таком виде собственнику, что и происходит. Как считают опытнее лесовики, этот кодекс очень напоминает тот, что по требованию МВФ был принят в Бразилии, приведя к уничтожению лесов в бассейне Амазонки. Мало того, он содержит скрытые механизмы, позволяющие передавать лесные земли в частную собственность иностранцам.
Очень мало у нас обо всем этом пишется, согласен?
- Да, согласен! В «Год русской литературы» твои мысли представляются особенно актуальными, хотелось бы, чтобы их услышало как можно большее число и коллег-писателей, и властьимущих.
- Знаешь, все эти «годы» русской культуры, русской литературы - новоизобретения чиновников. Литература и культура - это традиции и процесс, который нельзя уложить в какой-то один год.
- В начале литературного пути ты был сосредоточен на художественной прозе, помню книги рассказов «Путешествие одинокого человека», «Легаши-легашки», «Озеро Алоль» с их народными героями, образной народной речью. А потом вдруг перешел к публицистике. С чем это связано?
- Если Родине больно, нельзя молчать. Публицистика для меня - жанр сражения. Сражения за Россию. Но я вернулся к художественной прозе. В свое время меня увлекла трагическая история 22-й армии, которая действоввала в окрестностях Андреаполя в начале Великой Отечественной войны. Я много занимался её изучением, это и положено в основу повествования. События разворачиваются не только на фронте. Знаю, что и ты обратился к военной поре, с нетерпением жду выхода твоей новой книги.
- Вернусь к твоей замечательнгой книге «На разломе», которая выдержала за два года четыре (!) издания, а сейчас, как ты говоришь, выходит пятое... Её достоинство и в том, что в ней очень большая глава вместила в себя поэтическое творчество о событиям 1993 года.
- А почему мы должны забыть, что была такая страница в истории русской поэзии? Там представлены уважаемые, известные авторы: Василий Белов, Валентин Сорокин, Татьяна Глушкова, Станислав Золотцев, Евгений Нефедов, Игорь Ляпин, Александр Проханов, Владимир Бушин, Анатолий Пшеничный.
- Там же ты поместил печально известное письмо 42-х, под которым значится и фамилия нашего земляка Андрея Дементьева, а также же материалы дискуссии по поводу твоей статьи «Хозяева или постояльцы?», где ты крайне отрицательно отозвался о том письме.
- Я и сейчас к этому письму отношусь отрицательно.
Мне понравилось, как оценила его в газете «Завтра» Новелла Матвеева: «Призыв к расстрелу «Белого дома» со стороны других, более взрослых, скажем, интеллектуалов - это, видимо, типическое самовыражение воинствующих бездарностей. Ведь «гений» и «злодейство» - две вещи несовместимые, а эти деятели - как ни ярки их отдельные пассажи, как ни изысканны конфетки, изготовленные богачами из... мы знаем чего - все же далеко не Моцарты. Да и не моцертианцы, а завзятые сальеристы».
И к тому, что в Твери прижизненно увековечили память Дементьева, построив за семьдесят миллионов бюджетных рублей «Дом поэзии Андрей Дементьева», я отношусь отрицательно. Иван Васильев, если ты помнишь, построил в Борках под Великими Луками прекрасный музей, дом экологического просвещения, гостиницу, собрал картинную галерею на личные гонорары. И имя его музею прижизненно не присваивали. Тогда существовал определенный порядок на этот счет. Чувствуешь, в чем разница?
- Увы, грех славолюбия в понимании очень многих перестал был грехом.
- В том-то и дело.
- Все-таки хотелось бы закончить наш разговор на какой-то оптимистической ноте.
- Ну, что ж, закончим!
Одно возвращение Крыма в лоно российской государственности чего стоит. Укрепился международный авторитет России. Создано единое экономическое пространство с Беларусью, Казахстаном, Арменией, Киргизией. Все эффективнее действует Евразийский Союз. Выстроены добрососедские отношения с Китаем. Реанимирована идея стратегического планирования. Не отдана на растерзание глобализму Сирия. С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу положительные перемены произошли в армии. На ее перевооружение выделены, вопреки сопротивлению либералов в правительстве, крупные средства. Подписан указ, ужесточающий ответственность за неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Перестало быть запретным, как при Ельцине, слово «русский». Владимиром Путиным было заявлено о твердом желании России развиваться суверенно, на основе наших традиционных ценностей.
Будем надеяться, что так и произойдет.
МАРТ 2015 г.
АНДРЕАПОЛЬ-ТВЕРЬ-ВОЛОГДА
5. Россия родина моя!
4. Re: Если Родине больно - молчать нельзя!
3. Ответ на 2., Калужанин:
2. Re: Если Родине больно - молчать нельзя!
1. Re: Если Родине больно - молчать нельзя!