Из школьных учебников мы знаем и помним о победе русских полков на Куликовом поле. Тогда басурмане потерпели поражение. Однако при огромном количестве научных публикаций, статей, очерков и книг посвященных битве, это историческое событие до сих пор хранит немало загадок. И тайны заключаются не только в месте нахождения могил павших воинов, но, даже в том, почему именно Куликово поле было выбрано для битвы? Согласитесь, вопрос уместный и интересный, особенно, накануне празднования 635-летия битвы.
Есть еще одна загадка, которая уже связана с конкретной исторической личностью. Это великий князь Олег Рязанский. Древний летописец назвал его изменником и это утверждение повторяется до наших дней. Кем же на самом деле был великий князь Олег? В начале марта на страницах РНЛ по этой теме интересно и подробно высказался Игорь Евсин, за что ему - отдельная благодарность.
Для того, чтобы разобраться в исторических хитросплетениях и иметь некий ориентир, возьмем за основу летописное "Сказание о Мамаевом побоище" или как еще называют «Сказание» - "Начало повести о том, как даровал Бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как молитвами пречистой богородицы и русских чудотворцев православное христианство - Русскую землю бог возвысил, а безбожных агарян посрамил". Именно в этом письменном памятнике князя Олега назвали предателем. Действительно, основываясь на летописной повести, не возникает сомнений в измене великого князя Олега Рязанского. Летописец прямо указывает на факты, где князь повел себя неподобающим образом. " Прознал же о том князь Олег Рязанский, что Мамай кочует на Воронеже и хочет идти на Русь, на великого князя Дмитрия Ивановича Московского. Скудость ума была в голове его, послал сына своего к безбожному Мамаю с великою честью и с многими дарами и писал грамоты свои к нему так: "Восточному великому и свободному, царям царю Мамаю - радоваться! Твой ставленник, тебе присягавший Олег, князь рязанский, много тебя молит. Слышал я, господин, что хочешь идти на Русскую землю, на своего слугу князя Димитрия Ивановича Московского, устрашить его хочешь. Теперь же, господин и пресветлый царь, настало твое время: золотом, и серебром, и богатством многим переполнилась земля Московская, и всякими драгоценностями твоему владению на потребу. А князь Димитрий Московский - человек христианский - как услышит слово ярости твоей, "то отбежит в дальние пределы свои: либо в Новгород Великий, или на Белоозеро, или на Двину, а великое богатство московское и золото - все в твоих руках будет и твоему войску на потребу. Меня же, раба твоего, Олега Рязанского, власть твоя пощадит, о царь: ведь ради тебя я крепко устрашаю Русь и князя Димитрия. И еще просим тебя, о царь, оба раба твои, Олег Рязанский и Ольгерд Литовский: обиду приняли мы великую от этого великого князя Димитрия Ивановича, и как бы мы в своей обиде твоим именем царским ни грозили ему, а он о том не тревожится. И еще, господин наш царь, город мой Коломну он себе захватил - и о всем том, о царь, жалобу воссылаем тебе".
В представленном эпизоде повествуется об обращении князя Олега к беклярбеку Мамаю. Есть ещё один интересный отрывок из «Сказания», который подробно рассказывает об обращении князя Олега к великому литовскому князю Ягайло. С целью уточнения следует заметить, что летописцем допущена незначительная ошибка - князя Ягайло он в «Сказании» называет Ольгердом. Но предательские действия князя Олега от этой ошибки по своей сути не меняется. "И другого послал скоро своего вестника князь Олег Рязанский со своим письмом, написано же в грамоте было так: "К великому князю Ольгерду Литовскому - радоваться великою радостию! Известно ведь, что издавна ты замышлял на великого князя Димитрия Ивановича Московского, с тем чтобы изгнать его из Москвы и самому завладеть Москвою. Ныне же, княже, настало наше время, ибо великий царь Мамай грядет на него и на землю его. И сейчас, княже, присоединимся мы оба к царю Мамаю, ибо знаю я, что царь даст тебе город Москву, да и другие города, что поближе к твоему княжеству, а мне отдаст он город Коломну, да Владимир, да Муром, которые к моему княжеству поближе стоят. Я же послал своего гонца к царю Мамаю с великою честью и со многими дарами, так же и ты пошли своего гонца, и что у тебя есть из даров, то пошли ты к нему, грамоты свои написав, а как - сам знаешь, ибо больше меня понимаешь в том".
Что же, все очевидно и понятно! Князь Олег Рязанский стал союзником Мамая и Ягайло, и втроем они замыслили недоброе по отношению к московскому князю Дмитрию. Отрицать факт предательства глупо. Но так ли уж все очевидно и просто, как повествует об этом древний летописец?
Олег вступил во владение рязанским княжеством в 1350 году несмышленым отроком 12 лет, после смерти отца- князя Ивана Александровича. И до 1402 года князь Олег, как мог, укреплял свое княжество! Более полувека! За годы правления пришлось испытать немало невзгод, разорений и набегов, порою доводивших крестьян до обнищания, до оскуднения земли рязанской. Со стороны Дикого поля Рязанским землям угрожали басурмане, с запада бряцала оружием дружина Великого княжества Литовского, а с севера усиливало давление Московское княжество, пытаясь расширить свои владения, в том числе, и за счет более слабых соседей. Как при таких обстоятельствах было поступать князю Олегу? Стать вассалом и сдаться на милость сильнейшего? Продолжать несмотря ни на что вести независимую политику, отстаивая интересы рязанцев? Несомненно только одно, в силу сложившихся внешних условий князь Олег был вынужден вести себя крайне осторожно, что нашло отражение в его гибкой внешней политике. Конечно, чтобы сохранить и защитить княжество, Олег временами заключал военные союзы, как с басурманами, так и с молодым московским князем Дмитрием. Правда, в отличии от великого князя Дмитрия у Олега не было таких мудрых советчиков и друзей-единомышленников, как Митрополит Московский, Киевский и Всея Руси Алексий или Преподобный Сергий. Приходилось о многом думать и многое решать не уповая на понимание или поддержку, даже не рассчитывая на толковый совет. Отсюда та настороженность и недоверие князя Олега к своим союзникам. Да и как тут тягаться с московской казной? Набеги басурман да разорения от соседей не позволяли наживать богатство. Многое приходилось восстанавливать, а то и совсем - строить заново. И все же, даже в такой, казалось бы безвыходной ситуации, князю Олегу столько лет удавалось стойко выдерживать удары судьбы.
Сейчас, накануне знаменательной даты 635-летия победы на Куликовом поле историки - исследователи внимание в основном уделяют вопросам битвы в 1380 году. Безусловно, это важное и знаменательное событие в истории нашего Отечества! Однако именно сейчас за предпраздничными приготовлениями нельзя забывать, что школьникам и студентам о битве на Куликовом поле необходимо рассказывать ярко и интересно, незаметно, без всякого принуждения направлять и подталкивать подростков к собственным исследованиям этой темы, более глубокому изучению письменных источников, повествующих о битве. Даже прочтение «Сказания о Мамаевом побоище» и последующее осмысление прочитанного, непременно, сформируют благодатную почву для жарких дискуссий и споров. А если этим же школьникам выпадет случай непосредственно побывать на Куликовом поле, так сказать, воочию увидеть легендарное место битвы, можно не сомневаться, интерес к истории битвы у них не только не пропадет, а, напротив, укрепится и разовьется. И как знать, может быть, спустя годы именно они откроют всем нам доселе неизвестные страницы истории...
Так вот, возвращаясь к летописному «Сказанию» и личности великого князя Олега не стоит упускать из поля своего внимания события, предшествующие битве 1380 года и во многом оказавшие значительное влияние на победоносный исход битвы. Я имею ввиду такие события, как разгром русских ратей на реке Пьяне в 1377 году и битву на реке Воже в 1378 году, за два года до битвы на Куликовом поле. Разгром дружин на Пьяне потребовал переосмысления «военной доктрины» и жесткого укрепления дисциплины через единоначалие. Битва на реке Воже, собственно, в какой-то степени стала репетицией битвы на Куликовом поле, «боевой подготовкой» с практической отработкой задач по взаимодействию полков. Но главное - битва на Воже произошла на рязанской земле, за пределами Московского княжества! Великий князь Дмитрий перешел Оку и двинул полки по рязанской земле! Князь Олег не мог не понимать всех негативных последствий этого, как в случае поражения войска Дмитрия, так и в случае его победы. И вдруг, спустя каких - то два года, князь Олег становится изменником? Здесь явно что-то не так.
Попробуем разобраться во всем этом, тем более, что размышления дилетанта не ограничены общепринятыми понятиями классической истории. И если я ненароком вдруг допущу ошибку - не судите строго.
Великий князь Дмитрий Иванович (Донской) выступая на далекое Куликово поле собирал свои рати в Коломне. Не знать об этом князь Олег не мог. Переправившись через Оку в районе древней Лопасни, полки- дружины князя Дмитрия пошли на Куликово поле по Рязанской земле. И князь Олег, несомненно, был об этом тут же оповещен. И здесь возникает уместный вопрос: - А зачем дружинам князя Дмитрия надо было идти Бог весть куда, в далекое и полное опасностей Дикое поле, чтобы дать бой никому неизвестном на Куликовом поле? Разве мало пригодных для битвы мест было поблизости? Неужто дружинам нельзя было встать на окских бродах и, тем самым, воспрепятствовать басурманам выйти на московский берег? Вот то-то и оно, что можно было всё это сделать. А великий князь Дмитрий отчего-то двинулся на Куликово поле, во враждебные земли.
Читая «Сказание о Мамаевом побоище» постоянно подмечаешь, что летописец, может сам того не понимая, рассказывает о действиях князя Дмитрия, как о логически хорошо продуманном и целенаправленном плане. В повествовании явно просматривается определенный замысел, в который в те далекие от нас годы мало кто был посвящен, а из числа тех, кто знал - все крепко держали язык за зубами.
Но в таком случае роль князя Олега накануне и в момент битвы приобретает иной, возможно скрытый от летописца, смысл. Например, летописцем в "Сказании" прямо указано: " Князь же великий (Дмитрий), распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и приказал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле,- не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей...". Записать-то он это записал, а вот задуматься, с чего это московскому князю Дмитрию проявлять заботу о благополучии рязанского князя Олега, который стал изменником, летописцу видимо времени не было.
Получается, что перейдя Оку и двигаясь к Куликову полю, князь Дмитрий должен был озаботиться о запасах провианта и фуража, а значит вести с собою большой обоз. Грабить рязанских крестьян не дозволялось, а кормиться ратникам как-то надо было. Следовательно, еще в Коломне загодя должны быть приготовлены запасы на всех ратников?
Двигаясь к Куликову полю русские полки совершили очень рискованный маневр. С юга, навстречу, медленно, но уверенно двигалось войско беклярбека Мамая. С запада, по правую руку, шли дружины великого князя Ягайло, а с восточной стороны располагались дружины великого князя Олега Рязанского. В случае разгрома шансов бежать почти не было! На Оке имелось не так много бродов и, скорее всего, там были выставлены засады. Не понимать риска военного похода на Куликово поле князь Дмитрий не мог! И, тем не менее, он повел войска неизвестно куда. Получается - навстречу погибели! Может ли такое быть? Маловероятно! Значит, князь Дмитрий знал что-то такое, что вселяло в него уверенность и сводило к минимуму риск окружения или же сражения с превосходящими силами союзников. Сейчас можно сожалеть, что навсегда утрачены документы, из которых можно было узнать об истинном замысле князя Дмитрия. Я не ни сколько не сомневаюсь что они существовали.
И так, продолжим наше исследование. Летописец рассказывает, что войско Мамая двигалось к окским берегам неспешно, иногда кочуя на одном месте по несколько дней. Можно предположить, что скорее всего войско Мамая кормилось подножным кормом - лошади на выпасах, а воины за счет охотничьей добычей. От того и двигалось войско медленно. Однако, почему князь Дмитрий был уверен, что беклярбек Мамай придет на Куликово поле? Войско Мамая не скорый поезд, который должен точно прибыть в конечный пункт в назначенный час. Мамай запросто мог продолжать кочевать вблизи от русских полков, дожидаясь прибытия дружин Ягайло и Олега. Ну, завязали бы скоротечные стычки, изматывали московских ратников стремительными наскоками. Ни что не мешало дождаться объединения трех войск для решающего сражения. И тогда на стороне Мамая и войск союзников был явный перевес! А вот еще один возможный вариант развития событий - Мамай не вступает с сражение с войском князя Дмитрия, а просто обходит его стороною и стремительно бросается вперед на разграбление беззащитного московского княжества. Незначительные отряды басурман вполне могли сдерживать войско князя Дмитрия, пока союзники безнаказанно грабили и разоряли города и веси.
И так, князь Дмитрий был твердо уверен, что Мамай выйдет на Куликово поле и вступил в бой, а не обойдет стороной русские полки. Откуда у него была такая уверенность и на чем, собственно, она основывалась? Загадка?!
Есть в «Сказании» один любопытный эпизод, в котором рассказывается о решении князя Дмитрия перейти Дон у Куликова поля. «Князь же великий стал совещаться с братом своим и со вновь обретенною братьею, с литовскими князьями: "Здесь ли и дальше останемся или Дон перейдем?" Сказали ему Ольгердпвичи: "Если хочешь твердого войска, то прикажи за Дон перейти, чтобы не было ни у одного мысли об отступлении; о великой же силе врага не раздумывай, ибо не в силе бог, но в правде: Ярослав, перейдя реку, Святополка победил, прадед твой, князь великий Александр, Неву-реку перейдя, короля победил, и тебе, призывая бога следует то же сделать. И если разобьем врага, то все спасемся, если же погибнем, то все общую смерть примем - от князей и до простых людей Тебе же, государю великому князю, ныне нужно забыть о смерти, смелыми словами речь говорить, чтобы от тех речей укрепилось войско твое: мы ведь видим, какое великое множество избранных витязей в войске твоем". И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться.
Переход войска за Дон, конечно, смелый и решительный шаг. Правый берег в месте слияния Непрядвы с Доном крутобокий и если придется бежать с поля боя, ноги и шею там точно можно сломать. Но в этом есть и преимущество выбранного для битвы места. Крутые склоны не позволят неприятелю обойти и внезапно ударить в спину. А басурмане могли применить именно такую тактику. Кроме того, можно осторожно предположить, что князь Дмитрий глубоко в душе всё же имел опасения возможного обхода и удара с тыла. И, ожидать такого мог не только от басурман.
Давайте зададимся вопросом: - Какие цели и задачи имел засадный полк, укрытый в Зеленой дубраве? Для чего укрывать тяжело вооруженных дружинников- профессиональных воинов? Только ли ради удара по басурманам? А что, если предположить, что пред засадным полком стояло несколько задач? Например, в случае явного поражения дружинники должны были спасти князя Дмитрия и оторваться от погони. Может быть, засадный полк являлся резервом на непредвиденный случай? Например, внезапного нападения с тыла? Вероятнее всего на полк возлагались в первую очередь именно эти задачи, а при благоприятном стечении обстоятельств, полк должен ударить в спину ничего не ожидающим басурманам и, тем самым, решить исход битвы. Все может быть... Сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть этого невозможно.
Настало время рассмотреть такой важный эпизод из «Сказания», как сообщение о приближении басурманского войска к Куликову полю. «Разведчики же поторапливают, ибо уже близко поганые и все приближаются. А в шестом часу дня примчался Семен Мелик с дружиной своей, а за ним гналось множество татар: нагло гнались почти до нашего войска, и лишь только русских увидев, возвратились быстро к царю и сообщили ему, что князья русские изготовились к бою у Дона. Ибо божьим промыслом увидели великое множество людей расставленных и сообщили царю: "Князей русских войско вчетверо больше нашего сборища". Тот же нечестивый царь, распаленный дьяволом себе на пагубу, вскричав вдруг, так заговорил: "Таковы мои силы, и если не одолею русских князей, то как возвращусь восвояси? Позора своего не перенесу!" - и повелел поганым своим половцам готовиться к бою.
Семен же Мелик поведал князю великому: "Уже Мамай-царь на Гусин брод пришел, и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдет до Непрядвы. Тебе же, государю великому князю, следует сейчас изготовиться, чтоб не застали врасплох поганые".
Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим, князем Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять».
Из представленного отрывка следует, что оба войска почти одновременно пришли на Куликово поле, как- будто между ними имелась договоренность. Не кажется ли это странным? Не имея в те годы ни карт, ни компаса, оба войска, тем не менее, сходятся не только в определенном месте, но почти в то же самое время. Допустим, у Мамая и у князя Дмитрия были хорошие проводники, превосходно знавшие эти земли. Тем более они могли двигаться разными дорогами и тогда войска точно разминулись бы. А тут мы видим, что все рассчитано «тютелька в тютельку». Опять же, беклярбек Мамай запросто мог уклониться от битвы и начать кочевать в ожидании своих союзников. Куда торопиться, если через день-два союзники объединятся?
А получилось так, что вопреки здравому смыслу, а надо заметить, что Мамай глупцом не был, он неожиданно принимает роковое решение и выступает на Куликово поле. Почему? Как мне кажется, за этим судьбоносным решением в тени безвестно стоит князь - герой, настоящий патриот православной Веры и Русской земли - великий князь Олег Иванович Рязанский! Незаслуженно оскорбленный, необоснованно обвиненный в измене и на века опороченный летописцем.
Почему - князь Олег Рязанский?
Да потому что только он мог вынудить Мамая сделать последний роковой шаг - изготовиться и вступить в битву в том месте, которое ему навязал князь Дмитрий!
А что, если осторожно предположить, что еще в 1378 году, во время битвы на реке Воже, великий князь Олег Рязанский возможно тайно встречался с митрополитом Алексием и с Преподобным Сергием. Вот они - то, Святители земли русской, и открыли князю Олегу глаза на будущее Руси, доходчиво пояснив, что личные амбиции и гордыня, тщеславие и заносчивость князей русских, вылившиеся в княжьи междоусобицы, не только разоряют и ослабляют землю русскую, но веду к гибели. И князьям пора преступить чрез гордыню и объединяться вокруг Москвы, как законной преемницы престольного Владимира. Настало время гнуть свою, независимую ни от кого линию, в том числе, и от митрополии Византии. Настал час сбросить басурманский хомут со своей шеи!
В чем историческое значение битвы на Куликовом поле? В том, что князья и бояре переступили через своё тщеславие, через грех гордыни и зависти и объединившись, подчинились единоначалию великого князя Дмитрия. И летописец прямо об это говорит нам - « Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим, князем Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять.»
Нет никаких сомнений, что только благодаря энергичным и мудрым действиям митрополита Алексия, удельные князья и знатные московские бояре подчинились воле малолетнего князя Дмитрия, признали его над собою, склонили пред ним свои седые головы и поддержали все его начинания. Князь Олег не мог не понимать правоту сказанного. В одиночку ему было не удержаться. И он смиренно, как богобоязненный христианин принял предложение послужить Вере православной и Святой русской земле.
Когда же от купцов-сурожан стали известны намерения Мамая пойти походом на Русь, великие князья, ставшие к тому времени единомышленниками - Олег и Дмитрий - разработали хитроумный план, по которому князь Олег и «встал на путь измены»! Только благодаря его действиям удалось вывести войско Мамая на Куликово поле в обозначенный день. Мамай двинулся именно той дорогой, что привела его на Куликово поле, навстречу русским полкам. Когда же оба войска сблизились, князь Олег послал к Мамая гонца и решил сыграть «ва-банк», предложив Мамаю собственный план: Не ожидая Ягайло, начать бой, а дружины Олега тайно от Дмитрия ударит в тыл и, таким образом, Мамай с Олегом наголову разобьют слабое московское войско. И что удивительно, Мамай повелся на это!
Только этим можно объяснить уверенность князя Дмитрия при движении на Куликово поле. Да и переход русских полков за Дон тоже можно объяснить. По этой причине князь Дмитрий запретил своим дружинникам грабить рязанских крестьян.
Как упоминается в памятнике древнерусской литературы в «Задонщине» на Куликовом поле в составе русскихъ полков сражались и погибли рязанские ратники. «...Тогда отвечает Михаиле Александрович, московский боярин, князю Дмитрию Ивановичу: "Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамавм двести пятьдесят три тысячи. И помиловал бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество".
Вот и окончено повествование о мужественном герое, истинном христианине, настоящем патриоте Земли русской и Веры православной - Великом князе Олеге Ивановиче Рязанском!
Вне сомнения, он является русским национальным героем и заслуживает благодарности и уважения наравне с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским, князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и многими-многими боярами и ратниками, положившими свои жизни за свободу и независимость Русской земли!
Будет правильным, если имя князя Олега Ивановича наконец-то прекратят очернять, а в память о нем и его великом подвиге на Куликовом поле, по соседству с памятником Дмитрию Донскому, установят памятник князю Олегу Ивановичу Рязанскому!
Переступить через собственную гордыню и тщеславие во имя Веры православной и Святой русской земли удавалось немногим.
Одним из первых был великий князь Олег Рязанский!
Князь-герой, князь- патриот!
Куликово поле - Рязань - Москва