Предисловие
Чем живет теперь провинциальная Украина? О чем думает, на что надеется? Как пережила эту зиму?..
Конечно, можно было бы прибегнуть к социологическому опросу, но такие возможности по нынешним временам имеются только у тех, кто в дружественных отношениях с «империей добра». К тому же то, с чем приходится сталкиваться людям нашего времени, заражает их недоверием практически ко всему, что им авторитетно внушается, в том числе и ко всякого рода социологии. Тем более что задаваемые вопросы очень легко можно подогнать под ожидаемые ответы.
Так что правду приходится собирать по крупицам.
О многом можно узнать, если выбрать для изучения какой-нибудь отдельный регион, в котором бы, как в капле воды, отражалась бы ситуация по всей Украине. С известной долей приблизительности, конечно. Не без этого...
Чтобы не обижать другие регионы, можно, не мудрствуя лукаво, довериться аполитичной геометрии и поискать упомянутую «каплю» где-нибудь возле географического центра Украины - в надежде, что где-то там, где находится «пуп» современной Украины, вполне может обнаружиться и ее «пульс».
Аполитичная геометрия приведет нас примерно в северную часть исторической Новороссии - в земли, находящиеся в пределах бывшего Дикого поля, включенные затем в Российскую империю, и граничащие в ту эпоху с Речью Посполитой, чья территория располагалась чуть севернее. То есть речь идет ни больше ни меньше как о бывшей пограничной территории между Россией и Европой: принадлежность к сторонам этого былого раздела до сих оказывает существенное влияние на электоральные предпочтения украинских граждан. Однако, несмотря на то, что в те самые времена эти земли были все-таки на российской стороне: заселение этого края, его хозяйственное освоение, строительство городов приходилось как раз на время его пребывания в Российской империи, - год назад, в бурный период «русской весны», когда области исторической Новороссии одна за другой вывешивали, где получится, российские флаги, тут наблюдалась вполне типичная для «классической» Украины «выжидательная многовекторность»... Поэтому, заглядывая в будущее и судя по тенденциям ушедшего года, приходится признать, что вряд ли этот край может рассчитывать на серьезное покровительство России. Ведь даже на гребне «русской весны», в самых смелых заявлениях ее лидеров (и тех, кто им сочувствовал в России) - области эти не включались уже в Новороссию. Так что, если дойдет таки до того, что судьба Украины будет решаться методом «перетягивания каната» между влиятельными мировыми силами - этому региону, похоже, уготовано остаться в пределах остатков украинской державы - то есть превратиться в своего рода «окраину Украины», став таким образом «Украиной в квадрате». А это дополнительный аргумент в пользу того, чтобы рассматривать избранное нами «место под солнцем» в качестве типичного для Украины.
Еще одним, довольно убедительным аргументом является то, что именно из сельских районов центральной Украины, в большей степени чем из других регионов, поступают сегодня те, кто представляет украинское государство в зоне АТО. Тогда как Юг и Восток державы, где к тому же больший удельный вес городского населения, часто демонстрируют свою политическую неблагонадежность или просто нежелание во всем этом участвовать; и даже пассионарные представители западных областей предпочитают направлять свою пассионарность на поиск способов уклониться от мобилизации.
Правда, приходится признаться, что и столь радикальное сужение предмета исследования - с целой Украины до типичного ее региона, - нас, к сожалению, не спасает (настолько «масштабны» наши «возможности»). Однако и тут можно выкрутиться. Почему бы, к примеру, для достижения обозначенных целей, не воспользоваться местной прессой. Конечно, вряд ли можно говорить о том, что эта пресса отражает самосознание проживающих в регионе людей. Тем более, что влияние упомянутых СМИ никак нельзя сравнить ни с влиянием телевизора, ни с влиянием радио, которое, еще по советской традиции, особенно в сельской местности, сопровождает всю жизнь сельского обывателя и значительную часть его хозяйственной деятельности, проводимой в зимнее время в помещении, - с утра до вечера барабаня ему по мозгам (чтобы там не могли зародиться несанкционированные мысли или, чего доброго, молитва), и вбивая туда разными способами нужную властям информацию. Однако можно вполне утверждать, что местная пресса упомянутое самосознание местных жителей в значительной степени определяет, задавая те формы, в которых этому самосознанию надлежит проявляться. Она преобразует столичные «наказы», запущенные в «эфир» по радио и телевизору, в конкретные требования к конкретному местному жителю, давая ему ответ на вопрос: «Что делать?». Тем более что в этой прессе выражена позиция местной власти (не выходящая за пределы «начальственных предписаний») и прочих сильных данного «маленького мира».
На страницах местных газет перед нами предстает своего рода «проекция на места» того, длящегося уже больше двадцати лет, «сериала» под названием «Украйинськэ дэржавотворэння», который мы видим ежедневно по телевизору и в котором благородные герои в вышыванках самоотверженно противостоят коварным злодеям с Севера, строящим всякие козни.
Конечно, все помнят совет профессора Преображенского из «Собачьего сердца», который, после революции, советовал доктору Борменталю: «Если вы заботитесь о своем пищеварении <...> не читайте до обеда советских газет». И на возражение Борменталя: «Да ведь других же нет?» - отвечал: «Вот никаких и не читайте».
Этого совета, конечно, лучше бы придерживаться и после свалившегося на нас в 1991-м году «проголошэння нэзалежности», а тем более - после прошлогодней «рэволюцийи гидности», - и не столько для пищеварения, сколько для спасения души и остатков здравого смысла. Однако беда в том, что газеты эти читают наши ближние, которых нам надлежит любить не меньше самих себя...
В рассматриваемом нами регионе выходит три газеты - городская, районная и частная - газета местного пана, поставляющего на рынок сельхозпродукцию и желающего впоследствии стать влиятельным местным магнатом - этаким «мелкокалиберным олигархом» (а там - как знать!..) Тиражи всех газет таковы, что, в общей сложности, попадают примерно в половину живущих в регионе семей. Читатели этих газет ходят затем на выборы и формируют нашу власть. А сегодня, своими смертями на поле боя, наглядно демонстрируют ближним, что действительно, как утверждают украинские СМИ, на Украину напал смертельный враг с Севера...
Добавим, все газеты - на украинском языке (и цитируются в переводе). Несмотря на то, что регион изначально заселялся православным населением из Российской и Османской империй, а также православным народом, бежавшим в этот край от «удобств» «европейской жизни» в Речи Посполитой... И даже сегодня, особенно на страницах городской газеты, количество великорусских фамилий едва ли уступает количеству украинских... Но культурная борьба за край ведется в крайне неравных условиях, когда с одной стороны - Кобзарь, - поддерживаемый государственной машиной, дурью оболваненных энтузиастов, и финансово укрепляемый всем «мировым сообществом», - а с другой стороны - разве что Кобзон, и то - проникающий к нам как-нибудь случайно по «эфиру», исключительно «на птичьих правах» (ибо реальный Кобзон - на Украине тоже уже запрещен). Пушкин, Гоголь, Достоевский, Есенин, Шукшин и Высоцкий - сидят пока в «запасных», вернее, не допущены вообще к «соревнованиям»...
Глава 1. Наступление зимы
Итак - зима - в типичном украинском регионе - в освещении трех местных газет: городской, районной и частной... Городская газета - более солидная и сдержанная в формулировках, частная - похожа на городскую, но, выпускаемая более молодым коллективом, меньше сдерживает себя условностями, часто идет вразнос... Районная же - более «популярная»: кулинарные рецепты, косметические секреты, поздравления с юбилеями, бывают даже стихи... Все газеты - на украинском языке, все - пропитаны насквозь «украинскими идеалами»...
Зима началась 1 декабря. А 1 декабря на Украине - это непростой день. Это день, когда, в 1991-м году, живущий на Украине народ «одностайно» (то есть единодушно), около 90% участвующих в референдуме, соблазненный обещанием «жить как в Европе», поддержал провозглашенную в августе Верховной Радой «независимость Украины» (хотя, в марте этого же года, на союзном референдуме, столь же «одностайно» высказался за сохранение Союза).
Вопреки ожиданиям, это событие (декабрьский референдум) в декабрьских номерах наших местных газет отражения не нашло. Возможно потому, что газеты появляются на свет один-два раза в неделю - и так выпало, что именно 1-го декабря ни одна из них не выходила. А может быть газетчики к столь «судьбоносной», как говаривал Горбачев, дате отнеслись формально: ведь в украинском «Календаре памятных дат» по этому поводу никакого праздника не значится - есть только Всемирный день борьбы со СПИДом, заболевание которым чаще всего является следствием блудного поведения. Что же касается всенародного блудного поведения, явленного 1-го декабря 1991-го года, то эта знаменательная дата на Украине официально пока не отмечается.
Так - можно и забыть, с чего все началось...
Впрочем, вполне может быть, подобное замалчивание знаменательного события предпринято для того, чтобы избежать нежелательных ассоциаций: потому что именно 1-го декабря 2014-го года с 7-и часов утра по всей территории Украины были введены в действие графики аварийных отключений электроэнергии для потребителей, - о чем пришлось сообщить газетам.
Несмотря на приход зимы, слышны еще отголоски осени. И в городской газете - помещены отчеты о проведенных мероприятиях в честь осенних памятных дат.
Под рубрикой «Патриотическое воспитание», опубликована заметка о проведенном еще 21-го ноября - в новоиспеченный праздник День Достоинства и Свободы (установленный в честь начала двух «революций» - Оранжевой (2004-го года) и Революции Достоинства - 2013-2014 гг.) - благотворительном концерте в одной из школ города. Заметка начинается словами: «Мы украинцы, мы - единая семья, мы - самая добрая, самая щедрая нация...». На концерте были исполнены литературно-музыкальные композиции «Воины света», «Молитва за Украину», «Не отнимайте солнца у детей» и другие. На собранные средства приобретены два бинокля дальнего видения и десять зимних спальников для бойцов АТО.
На другой странице - еще одна заметка, в честь другой даты, - отмечаемого на Украине 22-го ноября «Дня памяти жертв голодомора». По этому поводу в местном профлицее (бывшее ПТУ) проведено мероприятие. Ученики зажгли свечи и минутой молчания почтили память умерших от голода... Просмотрели видеофильм... Познакомились с тематической выставкой... «Так мы вспоминаем людей, которые погибли от руки тогдашней правящей власти... Мы не имеем права забывать ту страшную правду, которая долгие годы скрывалась от человечества...»
В этом же номере опубликована запись общения народа с городским головой посредством «Гарячей линии» (это когда в назначенное время любой гражданин запросто может позвонить городскому голове и получить ответ). В номере - запись трех таких разговоров. В одном из них секретарь домового комитета сообщает, что в доме, за который он отвечает: «Облюбовали первый этаж особы без местожительства, что составляет угрозу для людей...»
Однако зима уже наступила, приближается конец года. В материале «В интересах общества», секретарь городской рады подводит итоги работы этого органа за истекший год. В числе прочего сообщается о расформировании в местной раде, в связи с событиями в стране, депутатской фракции Партии регионов - прежде самой многочисленной, - представители которой впоследствии образовали две депутатские группы под другими названиями и одну группу внефракционных... Отмечается, как нелегко работать депутатам в сложных условиях агрессии со стороны России...
Отчет секретаря приурочен к открытию новой сессии городской рады, о чем сообщается на другой полосе газеты. Рассмотрено вопросов и принято решений - немало. Одно из них - «о поддержке украинского товаропроизводителя путем нанесения на ценники российских товаров обозначения «Товар из Российской Федерации»...
Все начало зимы жители города сидят без света и воды. Электричество и воду ежедневно отключают с 7-и до 12-и утром и с 16-и до 21-го вечером. На страницах городской газеты компетентные специалисты из организаций, отвечающих за подачу электричества и воды, объясняют гражданам причины возникших для них неудобств. Представитель водоканала обещает, что вода появится, как только появится свет...
Этой же теме уделяют внимание и другие газеты - частная и районная.
На 9-е декабря припадает 71-я годовщина освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. По этому поводу в городе - митинг. Присутствовало городское и районное руководство, ветераны войны, общественность. К Обелиску Славы были возложены венки. Память погибших почтили минутой молчания.... Из речи городского головы: «Более сорока братских могил на территории города и района напоминают нам о пережитом... Более двухсот сел Украины разделили судьбу Хатыни...». О митинге - и в городской и в районной газетах.
В следующем номере городской газеты - обширный материал: отчет Координационного центра под руководством городского головы - о помощи участникам АТО. Школы, учреждения, общественные организации - отчитываются, где, чего и сколько собрано... Одна из городских школ собрала благотворительных средств на сумму 20098 гривен, а местное общественное объединение "Майдан", за период с октября по ноябрь, собрало 86037 гривен... На собранные деньги закуплены экипировка, теплые вещи, медикаменты, продукты...
В следующем номере городской газеты - заметка «Внимание, дурят!» Представитель милиции информирует граждан о тех ухищрениях, к которым прибегают современные мошенники. В данный момент расследуется 9 дел по статье «Мошенничество» (а на протяжении года их было 30). Все дела похожи между собой: поверив, что близкий человек попал в беду, потерпевшие отдавали мошенникам деньги...
Перед Новым годом в домах появился свет. Но о том, от кого был получен этот «новогодний подарок», народ, в массе своей, не узнал. И местные наши газеты тоже не стали ставить в известность читателей, что свет в их квартирах появился благодаря тому, что Владимир Путин принял решение организовать с 26-го декабря поставки на Украину российской электроэнергии и угля в объеме 50 000 тонн в сутки, не дожидаясь предоплаты от украинской стороны. Подобная информация могла бы нарушить прочно установленную в головах украинских граждан «систему координат» - с ее осями «добра» и «зла», - ведь именно на ней держится та «сказочная действительность», в которой они живут...
В дни новогодних праздников городская газета опубликовала большой материал «Ротация» (мысли из первых уст). Обширное интервью с бойцами 34-го мотопехотного батальона, укомплектованного, в основном, жителями области и отправляющимися теперь на отдых после полугодовой службы.
Командир батальона, полковник Д.К., сказал: «Пребывая в условиях постоянной угрозы для жизни, некоторые из бойцов психологически не выдерживают. К сожалению, им приходится лечиться в специальных медицинских учреждениях...» На вопрос журналистки: «Чего теперь не хватает украинской армии?» - ответил: «Конкретной цели: для чего все это происходит...»
Командир взвода, А.Т., поделился наблюдениями по поводу населения Донбасса: «Тамошнее население... может сначала были разные настроения, а теперь они бояться голода, войны, плачут... просят - давайте как-нибудь быстрее освобождайте нас. Мы их подкармливаем, общаемся. Но есть и особы своеобразные...»
А.Т. - доброволец, офицер по работе с личным составом: «...Кремль уже исчерпывает свои возможности. У него есть другие проблемы, и военный потенциал фактически на грани. <...> Противник понял, что с украинцами лучше «не бороться»...
И. - рядовой: «Что самое страшное на этой войне? <...> Все там страшно. <...> Тяжело понимать, что тут, на Востоке, тоже живут такие же люди. До марта мы жили вроде бы нормально, были одним народом, одной страной, а потом вдруг стали врагами. <...> Чем быстрее вся эта война закончится, тем лучше для всех...»
А районная газета, тоже поместившая материал о пребывании на родине бойцов 34-го батальона, упомянула о его боевых достижениях, среди которых освобождение 6-и населенных пунктов (в том числе - города Дзержинска), ликвидация двух главарей ЛНР...
Районная газета на новогодние праздники порадовала своих читателей подборкой стихов десяти местных поэтов обоего пола.
Большинство стихов на тему, обозначенную в стихотворении одной из поэтесс:
Ворог кровожерний російський
Топче, плюндрує землі вкраїнські[1]...
Если к поэтическим красотам, разбросанным по стихам одних опубликованных поэтов добавить философские прозрения, разбросанные по стихам других, - и все это сдобрить щедрой душевностью большинства представленных поэтесс, то на выходе получится сливающееся воедино и крепко хватающее за душу произведение, с резким поворотом сюжета.
Поначалу в нем чувствуется некоторая поэтическая растерянность от произошедших событий:
Хто знав, що «брат» накине оком
На наші гори і лани.
Були для нас важким уроком
Ті плани з логова Москви,-
как признается один из поэтов весьма почтенного возраста, повидавший за свою жизнь многое, и, наверное, много уже написавший всяких стихов, но такого коварства явно не ожидавший; однако вскоре выкристаллизовывается общая для всех твердая поэтическая позиция, выраженная в стихотворении другого поэта:
Свою свободу, вольную Державу
Ми не дамо топтати москалям!
У некоторых, особо одаренных, служителей муз весь трудный путь от тяжкого прозрения до внутренней мобилизации перед лицом врага помещается прямо в одном стихотворении. Так другая поэтесса, в своем стихе «Война XXI века», поначалу тоже как бы удивляется:
Не віриться, що «брат» з Росії,
Ступив на землю, рідну нам,
Щоб розтоптати наші мрії,
Кидають бомби на міста.
Зривають і мости, й заводи,
Розстрілюють синів, народи...
(Как, действительно, можно в такое поверить!?)
Но к концу длинного своего стихотворения поэтесса все-таки находит адекватные слова:
Чому ти прийшов - невігласе?
Псуєш нашу Землю і суть!
Хай очі тобі повилазять!
Це наша Земля - тут Українці живуть!
(Продолжение следует)
[1] «Плюндруе» - значит, разоряет, не путать с «паплюжыть» (порочит). Вообще, разницу между этими похожими внешне словами может уловить только сильно «свидомый» украинский патриот - просто «свидомый» может и не уловить.
1. Гены не вши, гребешком не вычесать.