Подлинная история Ильи Муромца - первого русского богатыря

0
3568
Время на чтение 5 минут

Когда я увидел камень, на который ступал Иисус, библейская история перестала быть библейской, а стала моей собственной. Когда я увидел мощи преподобного Ильи Муромского, все детские сказки, которые я любил с детства, ожили и стали историей моей страны России.

 

 

В народной памяти Илья Муромец остался как великий русский богатырь, одинаково почитаемый киевскими князьями и простым народом. Он стал насельником монастыря в глубокой старости, его нетленные благоухающие мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре и свидетельствуют о его святой богоугодной жизни.

 

 

Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю» (XVII в.) пишет: «Поидохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре) и видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копнем, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение».

Любимый герой русского эпоса до своего пострига вел жизнь воина и обладал не только могучей силой телесной, но и великой силой духовной. Во всех сказаниях о нем есть свидетельства о его истинно христианском смирении и кротости, спокойствии и мире душевном. Главные свойства духовного облика Ильи, сделали первым среди русских богатырей, и любовно сохранены народом.

«Древнерусская литература, - писал Дмитрий Лихачев, - не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного».

По мнению подлинного знатока русской народной поэзии Константина Аксакова, «в сонме богатырей, в подвигах их видится и выражается сам народ. Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец. Скопил он страшные силы, встал и понес их, но не на обиду и разорение другим, не на праздное пролитие крови, но на защиту добра и на поражение зла, на мир и тишину».

Преподобный Илья родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название села сохранилось до сих пор. Народная память сохранила имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри были витязи знатного рода: Добрыня Никитич - родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илья Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.

Это исторический факт, что от рождения самый сильный русский богатырь Илия был немощен и не мог ходить до тридцати лет. За годы немощи в нем воспитались великое терпение и смирение, великая кротость. Так Господь готовил его к тому, чтобы поставить во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе русских богатырей. «Под славным городом под Киевом... стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, его правой рукой - Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша». Эти слова запечатлел в своей знаменитой картине «Три богатыря» картине Васнецов.

 

 

Избранность Илии Муромца - от Бога. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и приказывают принести им воды. Он не прекословит, не говорит о болезни, а пытается исполнить их волю и... неожиданно для себя встает. Сидевший до этого на печи тридцать лет Илия встает и приносит им целое ведро воды. Выпей сам, - говорят старцы. Он послушно выпивает. Что ты в себе слышишь? Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли. Принеси еще ведро. Илия приносит. Выпей и это ведро, - говорят ему старцы. Что в себе слышишь теперь? Если бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илья, - я бы повернул землю. Это много, - говорят ему. Принеси третье ведро. Выпив из третьего ведра, силы у Ильи стало меньше. Будет с тебя и этого, - говорят старцы и уходят.

Получив чудесном образом здравие и невиданную силу уже в зрелом возрасте, Илья был огражден от гордости и обратил ее на служение всему народу, которому бессменно и бескорыстно до глубокой старости служил.

С благословения родителей Илья отправляется в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Встретив на пути разбойников, Илья не стал с ними драться, а пустил стрелу «в сыр-кряковистый дуб», и дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал им свою силу, и те с поклоном пропустили его. Соловей-Разбойник, которого затем Илья взял в плен, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой богатырь был призван очистить Святую Русь. Во многих песнях говорится, что копье Ильи украшено был крестом Христовым.

Илья Муромец приехал в Киев к князю Владимиру Мономаху (1053-1125г.) (а не к равноапостольному князю Владимиру, как изображается в былинах). Это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси и глубоко вросло в народную душу и быт, что не могло сразу осуществиться при святом князе Владимире. За столом рядом с киевским князем сидит владыка Черниговский, и в Ростове Великом стоит собор, где давно служит старый отец сидящего здесь же Алеши Поповича.

В летописях говорится, что дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Усилиями русских богатырей, предводителем которых стал святой Илья Муромец, борьба с половцами от стен русских городов переместилась вглубь степей.

Освободившийся от языческого ига степной орды, народ строит монастыри и храмы, крепости и посады, растит хлеб и слагагает величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в помощи Божьей и защите народа. «Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота-океян-море, широко раздолье по всей земли!» пелось в русской песне времен богатырей. «В этих словах, - пишет Константин Аксаков, - ставит себе размеры русский человек, - и какие размеры!» Получив новое божественное измерение в вере Христовой, русский народ обращает все силы, чтобы в домоправительстве своем воплотить Правду Божию.

Западный путешественник Лассота, бывший в Киеве в XVI веке, описывая Церковь святой Софии, писал, что «там была гробница Ильи Муромца, о котором народ рассказывает много легенд. Гробница его ныне разрушена». Историки предполагают, что после кончины, как всенародного любимца, Илью похоронили в главном храме государства - святой Софии, а уже позднее его мощи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря, где покоятся до сих пор. Здесь же хранится дубовая колода, ставшая гробом первого русского богатыря.

 

 

Самый большой бомбардировщик русской армии в Первой мировой войне

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Подлинная история Ильи Муромца - первого русского богатыря

Спасибо, очень интересно
РоманС / 25.03.2015, 22:23

1. Re: Подлинная история Ильи Муромца - первого русского богатыря

Достойный материал. Думаю, что русский автор (в духе современных русских обычаев) так не справился бы. А завёл бы по привычке что-либо заунывно-либерально-патриотическое вроде "влияний кровавого режима большевиков на историю древней Руси".
ortodox / 24.03.2015, 12:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Дионисий Ахалашвили
Он ушёл на Казанскую…
На день рождения схиархимандрита Власия (Перегонцева)
09.02.2022
«Мы 19 раз в Москву ездили, чтобы Церкви Покровский собор вернули»
Беседа с протоиереем Игорем Балабановым. Часть 1
16.11.2020
Все статьи Диакон Дионисий Ахалашвили
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12