Пути-дороги привели меня в небольшой городок, нарекаемый Задонском, в Рождество-Богородицкий монастырь. За последние годы святая обитель похорошела, приукрасилась. Обновились интерьеры, благоустроилась территория. Прихожан и ранее было довольно много, а нынче и вовсе, когда не приедешь, всегда встретишь множество гостей. И не только из Липецка или Воронежа, есть и из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы и Рязани, Орла и Брянска. Многие приезжают, чтобы поклониться святым мощам Тихона Задонского, испросить для себя чуточку благодати.
Но рассказ сейчас не о достопочтимом монастыре, а о другой достопримечательности Задонска - скульптурной композиции Матери Марии - Марии Матвеевны Фроловой. Наискосок от монастыря, в скверике, поблизости от монастырской гостиницы расположена скульптурная группа - Скорбящая Мать и ряд обелисков с именами ее сыновей. Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр... У этой русской женщины-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей, восемь сыновей отняла война.
В свою супругу Георгий Фролов был по-настоящему влюблен до конца жизни. Из воспоминаний Анны Георгиевны, младшей дочери Фроловых: «Отец не просто любил маму, он был влюблен в нее до последних своих дней. Бывало, выйдет она вечером на улицу - он обязательно фуфайку на плечи ей накинет. Если устанет - ноги ей помоет. Очень заботился и берег ее». Двух дочерей и десять сыновей родила ему Мария. Да еще каких! Умных, красивых, заботливых. Коротая длинные зимние вечера, вся семья читала вслух книги, любовь к которым привил отец...
Шли годы, дети росли. Первой родительский дом в Задонске покинула старшая дочь Антонина, обосновавшись в Ленинграде. Следом на берега Невы потянулись и братья. Устраивались на работу, обзаводились собственными семьями, рожали внуков. Однако про мать с отцом не забывали и по возможности наведывались в родной Задонск. Когда началась война, Мария Матвеевна обречено сказала мужу: «Наши все уйдут». В это трагическое время скоропостижно умер Георгий Игнатьевич Фролов.
Страшная война не коснулась лишь двух братьев. Электросварщика Алексея, несмотря на просьбы, руководство эвакуированного завода оставило в тылу «ковать оружие Победы», а младшенький Митрофан был мал для войны. Антонине выпала горькая доля испытать все тяготы и лишения блокады, но, слава Богу, выжила. Из письма Тони 28 октября 1943 года из Ленинграда: «Здравствуйте, дорогие мама и Анета! Не писала вам давно, не могла. Была больна, да и хорошего мало - не хотела расстраивать, волновать вас. Пока что жива, а дальше что будет, не знаю. Ужасов очень много было, да и сейчас они продолжаются. Работаю с утра и до ночи. Поэтому Валерика из детского сада не беру. Он плачет, но что делать? Простудился, кашляет, но у меня выхода из этого тупика нет. Отрываю от своего обеда ему и ношу в детский сад. Как мы с ним иногда мечтаем о картошке «в мундире»! Полтора года как мы не ели ее...»
Младшая дочь Анна в войну и после нее работала учителем, вместе с матерью разделяя радость от писем и горечь утрат. Похоронки - скорбные птицы, незваными гостями прилетали в родное гнездо. Миша, старшенький, воевал на Балтике и получил смертельное ранение во время бомбежки. Умер в госпитале. Митя тоже стал моряком. Холодной осенью его корабль подорвался на мине. Спасся чудом, проведя в ледяной воде седой Балтики несколько часов. Воевал, был вновь тяжело ранен. После войны ослеп вследствие ранения и умер в 1948 году.
Костя погиб во время бомбежки эшелона, возвращаясь на фронт.
Тихон прошел почти всю войну, Смертельное ранение получил в конце апреля 1945 года, освобождая от фашистской чумы Германию. Похоронен в братской могиле. В семейном архиве Фроловых больше всего сохранилось писем от Тихона. «Здравствуйте, дорогие мама и Аня! Вчера получил письмо от Тони, в котором она мне пишет, что умерли Михаил и Нина. Для меня это слишком тяжелая новость. И во всем этом виноваты проклятые фрицы. Это они принесли преждевременную смерть очень ценному человеку нашей страны и моему брату. Это они сделали двоих малолетних детей сиротами. Но пусть они помнят: нас, братьев, десять, погиб один - на его место становится другой. Я из этого письма также узнал, что Леонид взят в армию. Это так и должно быть, страна требует этого, и каждый из нас обязан мстить за смерть погибших и за малолетних сирот. Так это и будет».
Вася погиб на Невской Дубравке, защищая любимый Ленинград.
Леня сбежал из эвакуации на фронт с эшелоном добровольцев. Служил на техником на «летучке» - передвижном ремонтном пункте. Ухитрялся ремонтировать танки прямо на поле боя. Воевал хорошо. В конце апреля сорок пятого в «летучку» попал шальной снаряд.
Коля в первый год войны окончил школу младших командиров. Воевал на разных фронтах, был не раз ранен. Умер от ран вскоре после Дня Победы.
Петя воевал под Ленинградом и доставлял донесения с фронта в штаб. Был тяжело ранен в голову, из госпиталя сбежал на фронт. Погиб в разведке в сорок третьем...
Мария Матвеевна ушла из жизни в возрасте 96-ти лет. В последние годы она больше всего любила смотреть из окна своего опустевшего домика на улицу. Анна, последняя из детей Фроловой, умерла в 1993 году, выполнив некогда данное братьям обещание - не оставлять мать. Из письма Тихона: «Аня, у нас будет к тебе одна просьба. Не забывай маму, ведь она уже в летах, и за ней тоже нужно присматривать. Тем более что ее здоровье подорвано за последние годы. Конечно, если б не война... Самый близкий из нас человек с ней - это ты».
Эту трагическую и удивительную историю задонско-ленинградской семьи первым рассказал всей России журналист и краевед Александр Косякин. Кому первому пришло в голову увековечить подвиг Матери - сказать сложно. Скульптурную композицию предложил народный художник России Юрий Гришко, совместно со скульптором Игорем Мазуром и архитектором Владимиром Дмитриевым. В год 60-летия Победы мемориал Матери Марии открыли в городском парке Победы. Многие россияне справедливо считают его памятником всем матерям России, потерявшим детей в военное время. Будет оказия побывать в Задонске, не поленитесь, зайдите к Матери Марии, положите букетик цветов...
Но в России такая семья не единственная. На Кубани, на хуторе 1-го Мая, а ныне хутор Ольховский Тимашёвского района Краснодарского края проживала семья Степановых - Епистиния Фёдоровна и Михаил Николаевич. Так вот, Епистиния Фёдоровна родила пятнадцать детей. Однако не все выжили. Четырёхлетняя Стеша, была первенцем и первой потерей семьи. Мёртвыми родились двойняшки-мальчики. От свинки умер пятилетний Гришенька. В 1939 из-за несчастного случая скончалась дочка Вера. Осталось десять детей - девять сыновей и дочь. Многие из сыновей погибли при защите Отечества.
Александр, старший сын, был казнен белогвардейцами во время Гражданской войны. Фёдор погиб в боях с японцами у реки Халхин-Гол. Николай воевал с фашистами и вернулся домой инвалидом, а вскоре умер от ран. Василий погиб на фронте в 1943 году. Похоронен в братской могиле в селе Сурско-Михайловка на Днепропетровщине. Филиппу выпала горькая доля оказаться в мае 1942 года в плену, когда произошла трагедия «Харьковского котла». Он умер в лагере военнопленных «Форелькруц» под Падерборном. Иван попал в плен и был расстрелян фашистами. Похоронен в братской могиле в деревне Драчково Смолевичского района Минской области. Илья погиб 14 июля 1943 года на Kyрской дуге, перезахоронен в братской могиле в селе Афанасове Калужской области. Павел в декабре 1941 года пропал без вести, как и десятки тысяч других солдат Великой Отечественной войны. Александр, младшенький, в 1943 году совершил подвиг. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1966 году в адрес Епистинии Фёдоровны пришло письмо от Маршала Советского Союза А.А. Гречко: «...Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена....Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени...».
Свои последние годы жизни Епистиния Фёдоровна жила в Ростове-на-Дону, в семье дочери - учительницы Валентины Михайловны Коржовой. Там же и умерла 7 февраля 1969 года. Солдатскую Мать похоронили в станице Днепровской Тимашёвского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями.
14 апреля 1974 года, спустя несколько лет, о семье Степановых рассказала газета «Комсомольская правда»...Епистиния Фёдоровна Степанова одной из первых в Советском Союзе была награждена орденом «Мать-героиня». А в 1977 году за свой материнский подвиг посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
ВЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ СОЛДАТСКИМ МАТЕРЯМ ЗА ИХ ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ!