«С 1915 года девятое марта - день Сорока мучеников севастийских, - будет вдвойне памятным для всех граждан православной России. Точно первая весенняя ласточка, прилетела в этот день радостная весть о падении вражеской твердыни в Галиции, австрийской крепости Перемышля.
Русская Православная Церковь прочно приобрела себе мучеников галицийских». (Рижские Епархиальные ведомости, 1915 г. )
Столкновение держав в Первой мировой войне несло на себе отчётливую печать конфликта цивилизаций, и славянские земли стали полем жестокого самоутверждения не только германо-австрийского блока, но и определённого образа жизни, определённого отношения к «чужим». Помешать этому самоутверждению могла только Россия. И она несла свой крест защиты славянства четыре года.
Были и тяжёлые поражения, но были и победы, и замалчивание этих побед было бы признаком неблагодарности.
Одна из главных побед России в Первой мировой войне - Отечественной войне, как её справедливо называли, - взятие древнего русского города Перемышля, со времён разделов Польши носившего немецкий псевдоним Prömsel.
...Перемышль вошёл в состав Русского государства в 981 году, при Князе Владимире Святославиче, будущем Крестителе Руси. Позднее Галицкая земля досталась в удел Ростиславичам - в Перемышле утвердился Рюрик, в Звенигороде Галицком - Володарь, в Теребовле - Василько. В 1119 году Володарь, сменивший Рюрика, выстроил в Перемышле собор Иоанна Предтечи. Галина Колпакова так пишет о нём: «Среди ранних галицких сооружений, несомненно, выделяется храм в Перемышле: у него... большие размеры (ширина подкупольного квадрата почти 9 метров), а стены и столпы очень тонкие. Если храм был крестово-купольным, то его конструкция отличалась большим совершенством...» (1). Процветание Перемышля продолжалось до монгольского нашествия. В 1340 году Галицкая Русь была отторгнута от остальных русских земель польским Королём Казимиром Великим, и на православных землях начало насаждаться католичество, а с 1596 г. - и униатство. В 1620 году православным Перемышльским Епископом стал Исайя (Копинский), сторонник единства Малороссии с Московской Русью. Сломить сопротивление православного духовенства удалось только через полвека...
В конце XVIII столетия Польшу постигла печальная участь, и Перемышль стал австрийским. Но русский дух не совсем покинул его - из этого города происходили русины-москвофилы Осип Ливчак и Кирилл Черлюнчакевич (родившийся недалеко от Перемышля в селе Вязовницы и учившийся в Перемышльской гимназии). По сведениям Осипа Мончаловского, в униатских приходах Перемышльской епархии даже в XIX веке служили по книгам, напечатанным в Почаевской Лавре, Киеве и Москве (2). Свою «филию» в Перемышле имело в начале XX столетия и москвофильское общество имени Качковского. Кирилл Черлюнчакевич в 1899 г. обращал внимание деятелей «Народного дома» во Львове на необходимость «поддерживать русскую литературу» и помогать частным лицам издавать литературные произведения, написанные «правильным русским языком», а не язычием или фонетикой (т.е. «мовой») (3). К 1914 году перемышльские русины были разделены на украйнофилов и москвофилов, причём правительство передало украйнофилам русинскую гимназию...
В 1912-1914 годах Галичина пережила голод и кампанию массовых преследований москвофилов. Черлюнчакевич был адвокатом Священномученика Максима Сандовича, а затем и сам оказался в заключении. Чтобы представить, от чего Русская Императорская армия освободила Перемышль и его окрестности, нужно обратиться к документам Русского Народного Совета Галиции. Его представители так описывали положение, сложившееся зимой 1914-1915 гг.: "Исключительно тяжёлое время переживает Прикарпатская Русь. Она разорена почти до основания войной. Лучшие её сыны невинно и без суда казнены озверевшими австрийцами или десятками тысяч томятся в мадьярских и немецких тюрьмах. Почти всё взрослое мужское население, способное к труду, уведено с австрийской армией. Остались почти одни только женщины, дети и старики. Имущество населения, если оно не было разорено и сожжено, забрано на прокормление двух миллионных армий, сражающихся уже несколько месяцев в этом крае. Особенно сильно пострадали местности на юг от Днестра, в Карпатах и западная часть русской Галичины. Тут озимые поля не обсеменены, яровые же нечем будет обсеменять. Население, уцелевшее от австрийских зверств и войны, уже теперь сильно голодает". (4). Владимирский Благотворительный комитет в Киеве и Галицко-Русское Благотворительное общество пытались помочь, но, как и в 1877 году, требовался русский штык...
Осада Перемышля, длившаяся более четырёх месяцев, по признанию немецких историков, сопровождалась разложением австрийских войск. Увеличивалось число дезертиров. Особенно «ненадёжны» были чехи, несколько солдат демонстративно пели на плацу всеславянский гимн, проклиная Австро-Венгрию.
Наконец, в марте 1915 года агония австрийского Перемышля завершилась. Если оценивать ситуацию с точки зрения Вены, то вину за сдачу крепости несёт не только её бездарный комендант, генерал от инфантерии Герман Кусманек, но и Конрад фон Гётцендорф, допустивший несколько важных ошибок при планировании деблокады.
Настоящим героем Перемышля стал русский генерал Андрей Николаевич Селиванов, избежавший ошибок своих предшественников и взявший крепость согласно канонам европейского военного искусства.
Утром 9 (22) марта 1915 г. русским воинам стало известно, что Кусманек капитулировал. «Слухи о взятии Перемышля нашими войсками пронеслись по городу (Львову) около 11 часов утра, затем с разных сторон стали поступать подтверждения. Около полудня улицы Львова огласились могучим «Ура!» проходивших войск. Корреспондент Петроградского агентства, наскоро собравшись, около часу дня отправился вместе с представителями военного и газетного мира на автомобиле в Перемышль. Отличное шоссе между Львовом и Перемышлем вплоть до Мосциска было почти пусто. Быстро пролетел автомобиль мимо селений и местечек, ещё хранивших следы жестоких сражений. Около Мосциска путь уже был загромождён двигающимися войсками. В самом Мосциске раскинулся военный лагерь. Здесь впервые навстречу попалась группа пленных австрийцев и мадьяр, сообщившая, что Перемышль уже в русских руках... Автомобиль с большим трудом пробился по мосту, от которого до Перемышля оставалось 2 версты, считая от центра города. Отсюда отчётливо видны купола церквей и крыши домов... Около железнодорожного моста стоит на рельсах уничтоженный поезд, вокруг Перемышля дымятся взорванные форты... Весь гарнизон Перемышля составлял до 170 000 человек, из них 40 000 были убиты и взяты в плен, 20 000 находились в госпиталях и 3000 в слабосильных командах.
Сам город Перемышль цел и невредим, пострадали лишь предместья. В городе осталось многочисленное гражданское население...» (5).
В русский плен, среди прочих, попали генерал Кусманек, начальник 23-ей гонведной дивизии фельдмаршал-лейтенант Арпад Тамаши, фельдмаршал-лейтенанты Карл Вейцендорфер и Вильгельм Никль и 4 генерал-майора.
Радость по поводу освобождения Перемышля охватила всю Россию и дружественные ей страны. Славянское шествие с участием представителей Славянского Благотворительного общества прошло в Петрограде. В Москве на Красной площади было совершено торжественное всенародное молебствие, после которого состоялась величественная народная манифестация (6).
В Холме по случаю падения Перемышля на Соборной горке под открытым небом при небывалом стечении публики Высокопреосвященным Евлогием, Архиепископом Волынским, и преосвященным Анастасием, Епископом Холмским, в сослужении всего соборного духовенства в присутствии военных и гражданских властей совершён благодарственный молебен перед изнесенной из собора чудотворной иконой Холмской Богоматери, с провозглашением многолетия Царствующему Дому, военачальникам, воинству и «Вечной памяти» павшим на поле брани (7)... «В Рижском кафедральном соборе в 2 часа дня было совершено торжественно-благодарственное молебствие Высокопреосвященнейшим Архиепископом Иоанном с соборным и городским духовенством...». Владыка Иоанн (Смирнов) сравнил падение Перемышля с падением Плевны. «Пусть же и нынешнее взятие Перемышля будет таким же поворотным моментом к скорому и славному окончанию нынешней войны», - сказал приснопоминаемый Владыка Иоанн (+1919) (8).
В «Воронежских Епархиальных ведомостях» появилась речь протоиерея Алексия Спасского о взятии Перемышля. «Досточтимые граждане! Господь явил нам Свою милость и благословил новым успехом оружие воинства русского. В железных тисках русской мощной армии закончилась жизнь австрийского Пржемышля, этой твердыни и оплота двуединой монархии, и началась жизнь русского Перемышля - этого древнейшего городка Червонной Руси и удельного достоянии Великокняжества Русского. Велико это дело и неисчислимы его последствия. Со взятием Перемышля открыты пути к Кракову и Карпатам и захвачены центральные узлы артерий всего австрийского государственного организма, нарушен правильный облик питания и соков этого организма, и сердцу Австрии грозит скорый и неминуемый паралич. И чем скорее начнётся агония этого организма, тем лучше для всех народов, захваченных настоящею мировою войною, и даже для самой Австрии. Скорее наступит конец этой ужасной бойни, начатой самой же Австрией, скорее освободятся от тяжёлого кошмара войны все народы Европы, скорее наступит желанный мир, и миллионы лучших жизней сохранятся для блага народов и счастья семей. И мы надеемся, что наша доблестная армия, так свято исполняющая своё назначение, с помощью Божией довершит начатое дело. Взятием Перемышля после неимоверных трудов и четырёхмесячной осады наша армия показала всему свету, что русское железо крепче заграничной стали, оно гнётся, но не рвётся, почему и «стальной австрийский клин» пржемышльского гарнизона не в силах был пробить железное кольцо русского осадного парка. Русский воин здесь явил во всей своей силе всё мужество, стойкость и терпение, столь необходимые для побеждения врага. Слава вам, подвижники-воины! Слава вам, герои-вожди! Слава вам, мудрые руководители, полководцы и правители!
Но, воздавая должное нашей армии, её доблести и выносливости, мы прежде всего должны обратить свои взоры к Тому, Кто един владеет царством человеческим и ему же хощет даст е, Кто даёт силу и крепость самим воинам и победою венчает их подвиги и труды. Посему, прежде всего мы должны возблагодарить Бога о всех благодеяниях, явленных нам в настоящую войну, и в особенности за эту милость Божию, явленную нам взятием Перемышля. А вместе будем молить Господа сил, чтобы Он и впредь пробавил милость Свою нам и даровал нам силу и крепость на прогнание всякого врага и супостата. Милость Твоя, Господи, да поженет нас вся дни живота нашего!». (9).
В Сербии и Черногории всецело разделяли радость своих русских братьев. «Цетинье, 9 марта. Немедленно по получении известия о падении Перемышля наследный королевич Данило отправился к генералу Потапову, обнял его и перед домом в присутствии толпы народа объявил радостную весть, принятую с восторгом. Город немедленно украсился флагами, раздался церковный благовест, салютовали пушки. Перед зданием Русской миссии произошла восторженная манифестация. Русский поверенный в делах Обнорский благодарил манифестантов и в краткой патриотической речи, посвящённой великой победе, заявил, что это победа всего славянства. Манифестанты с пением русского гимна отправились по улицам...
Ниш, 10 марта. По случаю взятия Перемышля в домовой церкви лазарета имени Москвы епископом Досифеем отслужено благодарственное молебствие, на котором присутствовали князь Трубецкой и члены миссии и всей русской колонии....» (10).
Священномученик Никодим (Кононов)
Москвичи собирали деньги для украшения первой за несколько столетий православной церкви в Перемышле, Священномученик Никодим (Кононов) пожертвовал на него 100 рублей (11).
Кульминацией торжеств стало посещение Перемышля в апреле 1915 г. Государем-Мучеником Николаем II. 10 (23) апреля 1915 г. Он молился в гарнизонной походной церкви, а 11 апреля прогулялся по развалинам австрийских фортов.
19 апреля 1915 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга по почину Галицко-Русского Благотворительного общества состоялось торжественное благодарственное Богослужение - Литургия и молебен в память взятия Перемышля и посещения его Государем - Императором Всероссийским. Почин Галицко-Русского общества собрал вместе Святителей Владимира (Богоявленского), Макария (Парвицкого-Невского), священномученика Философа Орнатского.
Протоиерей Философ Николаевич Орнатский
Архиепископ Антоний (Храповицкий) произнёс речь, в которой выразил отношение к освобождению Перемышля славянофильски настроенной части общества. «В защиту христианских добродетелей выступила Россия в настоящее время... Галичина, бывшая шесть веков под западным латинским игом, возвращена ныне своим прирождённым Государям... Двухсотлетняя уния, пытавшаяся исказить основные черты галицко-русского народа, не могла произвести больших опустошений в народе, ибо в Галиции сохранился восточный наш русский обряд, и те напевы, которые мы слышим из уст галичан, живо напоминают нам наши древнерусские монастырские напевы...» (вместе с петербургскими певчими в Богослужении принимали участие и народные учителя - галичане с хорошими голосами) (12).
К сожалению, политическая элита Петрограда не смогла разорвать связь с космополитическим либерализмом. Решительный порыв славянофилов поколения 1914 года был враждебно встречен деятелями вроде профессора Кизеветтера. Боязнь «победы реакции» привела к самоубийственному шагу - февральскому заговору 1917 года, отнявшему у России плоды уже завоёванной победы.
Ныне Перемышль - в составе Польши, однако Промысел Божий укрепляет Польскую Православную Церковь, и прошлогодне возвращение её к старому стилю доказывает её жизненность и способность свидетельствовать перед лицом апостасийной Пост-Европы. И потаённые святыни Перемышля, русская кровь, пролитая за Православие - да будет как зерно, брошенное в отчужденную землю и могущее дать плод во сто крат ( Мф. 13. 8)!
Нам же ничто не мешает увековечить память генерала Андрея Селиванова (скончавшегося в 1917 году после тяжёлой болезни), назвав его именем одну из московских улиц.
Алексей Поповкин, кандидат исторических наук
Примечания:
1. Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. - М.: Азбука, 2007.С. 342.
2. Мончаловский О. Положение и нужды Галицкой Руси. В кн. Библиотека карпато-русских писателей, собранная Ф.Ф. Аристовым. Пг. 1915. С. 7.
3. Общее собрание членов «Народного Дому» во Львове Киевская старина, январь 1900 г. С. 26.
4. Распоряжения Епархиального начальства. Донские Епархиальные ведомости, 11 марта 1915 года, отд. оф. С. 101-102.
5. В сдавшемся Перемышле. Сибирская жизнь, 12 марта 1915 г.
6. Отклики на взятие Перемышля. Сибирская жизнь, 13 марта 1915 г.
7. Там же.
8. Епархиальная хроника. 9 марта. Рижские Епархиальные ведомости. 1915. 15 марта - 1 апреля. Отд. неофиц. С. 208-209.
9. Спасский А., прот. Речь, сказанная 12 марта в Воронежской Городской Управе пред благодарственным молебном по случаю взятия крепости Перемышль. Воронежские Епархиальные ведомости, 1915, 22 марта, часть неофициальная. С. 313-314).
10. Отклики... там же.
11. РГИА. Л. 31. Ф. 465 Оп. 1 Д. 26.
12. Праздник Русско-Галицкого общества в Петрограде и речь архиепископа Антония. Гродненские Епархиальные ведомости, 31 мая 1915 года. С. 233.