Вот и лето прошло...

«Когда сталкер - священник, всё понятно, а когда художник - всё непонятно и непредсказуемо»

0
410
Время на чтение 7 минут
Неожиданно кончилось лето: только раз в конце августа съездили на целый день в лес на озеро, и вдруг - тучи, холод, в больницу попали. На коляске пришлось ребёнка возить, не мог из-за артралгии наступить на ножку.

Да ещё и отобрали у нас там эту коляску, дескать, не Вам одним, нужно же на чём-то санитаркам тяжести возить. Воплотился разговор с Аней Адельгейм, я спросила её, может, вернуться сейчас, после гибели отца, из штатов в Россию. Но она ответила, что прошлым летом привозила детей к бабушке с дедушкой, и надо же - аппендицит у младшего пришлось вырезать, сама операция прошла успешно, но грубость и невежество младшего персонала, вообще обстановка в больнице так поразили и ребёнка и её, что теперь и дети не хотят, и она боится их привозить.

И ожило в памяти: дочь Сталкера на коляске, безумный индустриальный пейзаж. У нас разворочен весь город, подготовка к Дожинкам, со всей страны съедутся хлеборобы, построили для них большую новую гостиницу, и местных жителей захлестнула эпидемия благоустройства...

Громадная работа проделана, не видела бы своими глазами - не поверила, что такое возможно за один сезон, но масса старых деревьев вырублена, столбы меняли - порушили все гнёзда аистиные, благо хоть улетели они уже...

В Сталкере всё это с такой силой было передано: покалеченная природа, искалеченный ребёнок. И взрослые, которые не в состоянии ничего изменить, останавливаются на пороге заветной двери. Но хотя бы способны увидеть себя и остановиться.

Можно попытаться выразить и передать словами то состояние природы и человека, которое у Тарковского камера показывает, но мне кажется, моя фотография - больше слов попадает в то финальное настроение Сталкера, когда за дверью идёт золотой дождь. Свет за пределом страдания. "Краешек света". Я так про Соловки назвала свой старый фильм, 15 лет назад тоже пыталась выразить то, что на Соловках чувствуешь: Соловки - это и есть Зона.


Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло.
Только этого мало.

Это стихотворение Тарковского читал в "Сталкере" Александр Кайдановский. Фильм вышел летом в 1980-м году, я закончила школу в Минске, не поступила в театральный, уехала к родителям в Сыктывкар и поступила там в студенческий театр при университете.

"Сталкера" я тогда раз семь посмотрела, не меньше, и мне совершенно непонятно было, что меня может так завораживать в этой истории. О церкви и Боге я тогда ни сном не видала ни духом не слыхала. И вот прошло 33 года. Кое-что я, конечно, поняла за это время и понимаю теперь, о чём фильм и стихотворение.

Не так давно отмечалось столетие со дня рождения Арсения Тарковского, и юбилейная статья о нём называлась "Сталкер русской поэзии". Мне тоже всегда казалось, что творчество отца и сына переплетаются и перекликаются. До сих пор лежит где-то виниловая пластинка с записями Арсения Александровича и так жалко, что не послушать её теперь, никто не берётся чинить проигрыватель. 26 стихотворений, одно другого лучше. Вот только одно ещё из этих 26:

ЗЕМЛЯ

За то, что на свете я жил неумело,
За то, что не кривдой служил я тебе,
За то, что имел не бессмертное тело,
Я дивной твоей сопричастен судьбе.
К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью обнять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.

И грязь на дорогах твоих не сладима,
И тощая глина твоя солона.
Слезами солдатскими будешь хранима
И вдовьей смертельною скорбью сильна.

1944


Он не подлежал призыву, пошёл добровольцем и в декабре 43-го был ранен в ногу разрывной пулей. Это было уже на белорусской земле, на севере Витебской области, но в стихах остались Великие Луки - с той стороны шло наступление.

Ну а дальше "в условиях полевого госпиталя развилась самая тяжёлая форма гангрены - газовая. Его жена, Антонина Александровна, с помощью друзей получила пропуск в прифронтовую полосу и привезла раненого Арсения в Москву, где в Институте хирургии профессор Вишневский произвёл ему шестую ампутацию. В 1944 году Тарковский вышел из госпиталя".

Как можно пережить 6 ампутаций - невозможно понять. Равно как и то, что через 2 года старший Тарковский оставит спасшую его вторую жену ради другой женщины. Голос его трудно описать: гортанный, певучий, но сдержанный. Ключевое слово - сдержанный.

Кайдановский в Сталкере читает "Вот и лето прошло" с надрывом, можно сказать, истерично. Его Сталкер - такой и есть, хотя руки-ноги на месте, никаких 6 ампутаций. И вот сколько не пишут и не читаешь об этом, всё равно до конца не понять: почему на войне были одни мужчины, а после войны - другие.

Младший Тарковский, Андрей, в 30 лет за "Иваново детство" Золотого льва в Венеции получил, а в 54, став невозвращенцем, умер в Париже от рака лёгких. Отец пережил сына на два с половиной года. Его первая книга стихов вышла одновременно с "Ивановым детством" в 1962-м году.

Некоторые сцены из фильмов младшего Тарковского сами собой всплывают в памяти: дом отца Криса в Солярисе, дождь, длинные водоросли в холодной осенней воде, Крис возвращается к отцу, мизансцена из Блудного сына Рембрандта, камера отъезжает - дом отца на острове в Океане...

Для Андрея эта была очень важная, сквозная тема: отец, родительский дом. Ему и 5 лет не было, когда отец оставил его мать. Пронзительная сцена в Зеркале: мать сидит на жерди, ждёт отца, но его всё нет - и никогда уже он не придёт...
Мало ли у кого разводятся родители, сплошь и рядом. Выросли и забыли. А тут и в 30, и в 40 лет - всё болит эта рана. Может, потому, что и сам он  оставит своего сына...


В Питере я одно время на Фонтанке жила и любила вдоль неё гулять, особенно - смотреть  на длинные плавно волнующиеся водоросли в тёмной осенней воде. Мне казалось, что ещё немного - и я пойму их письмена. Была премьера "26 дней из жизни Достоевского" в маленьком кинотеатре на углу Невского и Литейного, перед фильмом выступал Анатолий Солоницын, и я у него спросила:

- Вот в Сталкере Писатель проходит мимо колодца, потом водопада - что это значит?

 Солоницын удивился моему вопросу:

 - Ничего не значит. Просто идёт.

А мне всегда казалось, что у Тарковского всё символично, и нужно постараться эти символы разгадать.

С годами нарастает кора, кажется, ничем её уже не прошибёшь, а в юности чужое присваиваешь, и оно становится твоим собственным воспоминанием, словно всё это с тобой было, словно семейные воспоминания Тарковских, радость и боль - и твои тоже.

Жизнь, жизнь

I

Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.

II

Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,-
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

III

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела...


   Весной 1983-го года я с подругой очутилась в гостях у вдовы Анатолия Солоницына, Ларисы. Мы устраивались на "Мосфильм", а она там работала и жила рядом, вот и зашли к ней навестить.

   Запомнилось, как жаловалась она на Андрея Тарковского: не помог, не спас её Толю от рака. Тогда Андрей только стал невозвращенцем и ей казалось, что из-за границы можно было чем-то таким-эдаким помочь. Никто же не знал ещё, что Андрей и сам болен и скоро умрёт.

   Помню, какое странное, неописумое и невыговариваемое впечатление на меня его "Ностальгия" и "Жертвоприношение" произвели - с чужими пейзажами и артистами, но со знакомым ритмом и светом в кадре. Там один Олег Янковский был русский, была с ним встреча в Минском доме кино для работников "Беларусьфилма", но я уже была научена горьким опытом и знала, что если спросить его:

 - Когда Ваш герой в "Ностальгии" идёт со свечой через бассейн - что это значит?

  Он ничего не сможет ответить. Сталкер ведёт людей в заветную комнату, но если они ни ему, а Тому, кто за ним, не поверят - он ничем не сможет им помочь. И когда сталкер - священник, всё понятно, а когда художник - всё непонятно и непредсказуемо, зыбко как тени на стене. На экране.

  Платон об этом писал. Мы сидим в пещере и видим на стене картинки, нарисованные пробившимся в наш мрак лучом света - это и есть наша земная жизнь.

  И у отца лучше получилось словом передать её смысл, чем у сына - светом, у отца больше и мужества, и надежды. А сына больше жаль, хоть и были его руки-ноги целы. Потому что он искал и остро жаждал чего-то неосязаемого, но такого, без чего нельзя жить. И неизвестно, нашёл или нет там, в Париже.

  Надеюсь, нашёл, читала, помню, лекцию его об Апокалипсисе, незадолго до смерти прочитанную там где-то, про полчаса тишины. Вспомнила пустынников соловецких, искавших и находивших эту тишину.

  Надеюсь, сейчас уже они встретились у Начальника тишины. Это из третьей песни Канона Богородице: Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити. Ты бо Богоневестная, начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая...


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45