Вот и лето прошло...

«Когда сталкер - священник, всё понятно, а когда художник - всё непонятно и непредсказуемо»

0
409
Время на чтение 7 минут
Неожиданно кончилось лето: только раз в конце августа съездили на целый день в лес на озеро, и вдруг - тучи, холод, в больницу попали. На коляске пришлось ребёнка возить, не мог из-за артралгии наступить на ножку.

Да ещё и отобрали у нас там эту коляску, дескать, не Вам одним, нужно же на чём-то санитаркам тяжести возить. Воплотился разговор с Аней Адельгейм, я спросила её, может, вернуться сейчас, после гибели отца, из штатов в Россию. Но она ответила, что прошлым летом привозила детей к бабушке с дедушкой, и надо же - аппендицит у младшего пришлось вырезать, сама операция прошла успешно, но грубость и невежество младшего персонала, вообще обстановка в больнице так поразили и ребёнка и её, что теперь и дети не хотят, и она боится их привозить.

И ожило в памяти: дочь Сталкера на коляске, безумный индустриальный пейзаж. У нас разворочен весь город, подготовка к Дожинкам, со всей страны съедутся хлеборобы, построили для них большую новую гостиницу, и местных жителей захлестнула эпидемия благоустройства...

Громадная работа проделана, не видела бы своими глазами - не поверила, что такое возможно за один сезон, но масса старых деревьев вырублена, столбы меняли - порушили все гнёзда аистиные, благо хоть улетели они уже...

В Сталкере всё это с такой силой было передано: покалеченная природа, искалеченный ребёнок. И взрослые, которые не в состоянии ничего изменить, останавливаются на пороге заветной двери. Но хотя бы способны увидеть себя и остановиться.

Можно попытаться выразить и передать словами то состояние природы и человека, которое у Тарковского камера показывает, но мне кажется, моя фотография - больше слов попадает в то финальное настроение Сталкера, когда за дверью идёт золотой дождь. Свет за пределом страдания. "Краешек света". Я так про Соловки назвала свой старый фильм, 15 лет назад тоже пыталась выразить то, что на Соловках чувствуешь: Соловки - это и есть Зона.


Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло.
Только этого мало.

Это стихотворение Тарковского читал в "Сталкере" Александр Кайдановский. Фильм вышел летом в 1980-м году, я закончила школу в Минске, не поступила в театральный, уехала к родителям в Сыктывкар и поступила там в студенческий театр при университете.

"Сталкера" я тогда раз семь посмотрела, не меньше, и мне совершенно непонятно было, что меня может так завораживать в этой истории. О церкви и Боге я тогда ни сном не видала ни духом не слыхала. И вот прошло 33 года. Кое-что я, конечно, поняла за это время и понимаю теперь, о чём фильм и стихотворение.

Не так давно отмечалось столетие со дня рождения Арсения Тарковского, и юбилейная статья о нём называлась "Сталкер русской поэзии". Мне тоже всегда казалось, что творчество отца и сына переплетаются и перекликаются. До сих пор лежит где-то виниловая пластинка с записями Арсения Александровича и так жалко, что не послушать её теперь, никто не берётся чинить проигрыватель. 26 стихотворений, одно другого лучше. Вот только одно ещё из этих 26:

ЗЕМЛЯ

За то, что на свете я жил неумело,
За то, что не кривдой служил я тебе,
За то, что имел не бессмертное тело,
Я дивной твоей сопричастен судьбе.
К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью обнять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.

И грязь на дорогах твоих не сладима,
И тощая глина твоя солона.
Слезами солдатскими будешь хранима
И вдовьей смертельною скорбью сильна.

1944


Он не подлежал призыву, пошёл добровольцем и в декабре 43-го был ранен в ногу разрывной пулей. Это было уже на белорусской земле, на севере Витебской области, но в стихах остались Великие Луки - с той стороны шло наступление.

Ну а дальше "в условиях полевого госпиталя развилась самая тяжёлая форма гангрены - газовая. Его жена, Антонина Александровна, с помощью друзей получила пропуск в прифронтовую полосу и привезла раненого Арсения в Москву, где в Институте хирургии профессор Вишневский произвёл ему шестую ампутацию. В 1944 году Тарковский вышел из госпиталя".

Как можно пережить 6 ампутаций - невозможно понять. Равно как и то, что через 2 года старший Тарковский оставит спасшую его вторую жену ради другой женщины. Голос его трудно описать: гортанный, певучий, но сдержанный. Ключевое слово - сдержанный.

Кайдановский в Сталкере читает "Вот и лето прошло" с надрывом, можно сказать, истерично. Его Сталкер - такой и есть, хотя руки-ноги на месте, никаких 6 ампутаций. И вот сколько не пишут и не читаешь об этом, всё равно до конца не понять: почему на войне были одни мужчины, а после войны - другие.

Младший Тарковский, Андрей, в 30 лет за "Иваново детство" Золотого льва в Венеции получил, а в 54, став невозвращенцем, умер в Париже от рака лёгких. Отец пережил сына на два с половиной года. Его первая книга стихов вышла одновременно с "Ивановым детством" в 1962-м году.

Некоторые сцены из фильмов младшего Тарковского сами собой всплывают в памяти: дом отца Криса в Солярисе, дождь, длинные водоросли в холодной осенней воде, Крис возвращается к отцу, мизансцена из Блудного сына Рембрандта, камера отъезжает - дом отца на острове в Океане...

Для Андрея эта была очень важная, сквозная тема: отец, родительский дом. Ему и 5 лет не было, когда отец оставил его мать. Пронзительная сцена в Зеркале: мать сидит на жерди, ждёт отца, но его всё нет - и никогда уже он не придёт...
Мало ли у кого разводятся родители, сплошь и рядом. Выросли и забыли. А тут и в 30, и в 40 лет - всё болит эта рана. Может, потому, что и сам он  оставит своего сына...


В Питере я одно время на Фонтанке жила и любила вдоль неё гулять, особенно - смотреть  на длинные плавно волнующиеся водоросли в тёмной осенней воде. Мне казалось, что ещё немного - и я пойму их письмена. Была премьера "26 дней из жизни Достоевского" в маленьком кинотеатре на углу Невского и Литейного, перед фильмом выступал Анатолий Солоницын, и я у него спросила:

- Вот в Сталкере Писатель проходит мимо колодца, потом водопада - что это значит?

 Солоницын удивился моему вопросу:

 - Ничего не значит. Просто идёт.

А мне всегда казалось, что у Тарковского всё символично, и нужно постараться эти символы разгадать.

С годами нарастает кора, кажется, ничем её уже не прошибёшь, а в юности чужое присваиваешь, и оно становится твоим собственным воспоминанием, словно всё это с тобой было, словно семейные воспоминания Тарковских, радость и боль - и твои тоже.

Жизнь, жизнь

I

Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.

II

Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,-
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

III

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела...


   Весной 1983-го года я с подругой очутилась в гостях у вдовы Анатолия Солоницына, Ларисы. Мы устраивались на "Мосфильм", а она там работала и жила рядом, вот и зашли к ней навестить.

   Запомнилось, как жаловалась она на Андрея Тарковского: не помог, не спас её Толю от рака. Тогда Андрей только стал невозвращенцем и ей казалось, что из-за границы можно было чем-то таким-эдаким помочь. Никто же не знал ещё, что Андрей и сам болен и скоро умрёт.

   Помню, какое странное, неописумое и невыговариваемое впечатление на меня его "Ностальгия" и "Жертвоприношение" произвели - с чужими пейзажами и артистами, но со знакомым ритмом и светом в кадре. Там один Олег Янковский был русский, была с ним встреча в Минском доме кино для работников "Беларусьфилма", но я уже была научена горьким опытом и знала, что если спросить его:

 - Когда Ваш герой в "Ностальгии" идёт со свечой через бассейн - что это значит?

  Он ничего не сможет ответить. Сталкер ведёт людей в заветную комнату, но если они ни ему, а Тому, кто за ним, не поверят - он ничем не сможет им помочь. И когда сталкер - священник, всё понятно, а когда художник - всё непонятно и непредсказуемо, зыбко как тени на стене. На экране.

  Платон об этом писал. Мы сидим в пещере и видим на стене картинки, нарисованные пробившимся в наш мрак лучом света - это и есть наша земная жизнь.

  И у отца лучше получилось словом передать её смысл, чем у сына - светом, у отца больше и мужества, и надежды. А сына больше жаль, хоть и были его руки-ноги целы. Потому что он искал и остро жаждал чего-то неосязаемого, но такого, без чего нельзя жить. И неизвестно, нашёл или нет там, в Париже.

  Надеюсь, нашёл, читала, помню, лекцию его об Апокалипсисе, незадолго до смерти прочитанную там где-то, про полчаса тишины. Вспомнила пустынников соловецких, искавших и находивших эту тишину.

  Надеюсь, сейчас уже они встретились у Начальника тишины. Это из третьей песни Канона Богородице: Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити. Ты бо Богоневестная, начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая...


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18