«Отдавайте кесарю - кесарево, а Божие Богу». Мф.22,21.
«Посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их Милость же Мою не разорю от них». Пс. 88.
2/15 марта 1917 года, в день вынужденного отречения Царя-страстотерпца Николая II от престола, всю Россию облетела весть о явлении новой иконы Божией Матери. Она явилась в селе Коломенском под Москвой в запасниках Вознесенского храма. Вот что об этом событии говорил в своей проповеди священник Сергий Степанов из Коломенского: «Изображение Божией Матери дано на этой иконе как бы в полном тумане, на темном, черном фоне. Сажу и грязь, которую мы видим на иконе, не отмыть. Она так была исполнена, так задумана промыслительно. Это та сажа и грязь, что разлилась по России и марает всех христиан их ложью, блудом, подлостью. Люди не в силах справиться с этой грязью греха и страстей. Божия Матерь изображена вся в красном. Кровь оросила, напитала Ее одежды. На крови мучеников нового века созидалась Церковь в исторических условиях ХХ века». («Русь державная» N 3(17), 1995). Икону эту православный народ наименовал «Державной», потому что она изображена с атрибутами земной Царской власти - державой и скипетром. Перед иконой сразу же стали происходить чудеса. Через некоторое время она чудесным образом обновилась. Духовный смысл явления «Державной» ясен всем: сама Царица Небесная взяла на себя отринутую народом царскую власть. Народ, как и высшие сословия России, с восторгом встретил разрушение православной русской государственности. Безумие того времени было так велико, что большинство дворян и духовенства России сочувствовали врагам Русского Царства, а народ равнодушно принимал творимое беззаконие, как некую данность.
Любимец удмуртских прихожан протоиерей Михаил Елабужский в демократической газетке «Малмыжская жизнь» от 6 марта 1917 года написал о свержении Царской Богоданной власти статью «И мы доросли до республики». Он дерзко и неразумно сравнивал Государя с выжившим из ума стариком, место которого на печке. А еще недавно он, как и всякий человек, принимавший священный сан, клялся на верность Государю даже до смерти. Вспомнил ли он об этой статье, когда претерпевал гонения от долгожданной «новой власти»? В Ижевске, сразу после получения известия о свержении Царя, заводские чиновники во главе с духовенством, Крестным ходом пришли от собора св. Александра Невского к Свято-Михайловскому, отслужили благодарственный молебен и среди Великого поста начались народные, подобные масленичным, гуляния. «Образованные» люди страстно хотели «новой жизни». И она не замедлила явиться. Без Царя они, при всех своих амбициях, оказались неспособными поддерживать даже элементарный порядок в стране.
«...Я помню февральские дни: рождение нашей великой и бескровной, - какая великая безмозглость спустилась на страну. Стотысячные стада совершенно свободных граждан толклись по проспектам Петровской столицы. Они были в полном восторге, эти стада: проклятое кровавое самодержавие - кончилось! Если бы им кто-нибудь тогда стал говорить, что в ближайшую треть века за пьяные дни 1917 года они заплатят десятками миллионов жизней, десятками лет голода и террора, новыми войнами, и гражданскими, и мировыми, полным опустошением половины России, - пьяные люди приняли бы голос трезвого за форменное безумие. Ведь они считали себя совершенно разумными существами...» Такое впечатление произвели дни «февральской революции» на Ивана Солоневича.
Это самая печальная в нашей новейшей истории дата. Никто не противостоял уголовному беззаконию, никто не заступился за своего Государя. От взбунтовавшегося народа были взяты «и князь, и воин, и старец». А всего лишь за четыре года до этого Россия пышно отпраздновала трехсотлетие Династии Романовых. Очевидцы того празднования вспоминали: «Когда Их Величества отбыли на императорскую яхту, то...лишь только народ увидел Государя, раздалось могучее, непрерывное «ура!», шапки полетели вверх, женщины махали платками, многие плакали. Государь снял фуражку и низко поклонился народу, глаза у него были влажны. Тронулась императорская яхта... Толпа народа следовала вдоль берега, многие вошли по грудь в воду и стремились приблизиться к царскому пароходу, продолжая свое неистовое «ура!» и бросая вверх шапки, пропадавшие затем в волнах... Присутствовавший на торжествах инкогнито Герцог Мекленбургский не мог удержать слезы умиления, созерцая эту невиданную нигде в Европе картину народных оваций своему Монарху.
Но уже в то время любимец публики Ф. Шаляпин пел: «И на бар, на господ, на попов, на Царя он поднимет покрепче дубину». И господа почему-то аплодировали. И вот всего лишь через четыре года В.В.Розанов с горечью записал: «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три. Даже «Новое Время» нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей... Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтó же осталось-то? Странным образом - буквально ничего».
Из глубокой древности предупреждает Господь все народы: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, если презрите Мои постановления, если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих и нарушите Завет Мой, то и Я то же сделаю с вами. Пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, которые повредят глаза и измучат душу, и вы будете побиты врагами вашими. Я всемерно увеличу наказание за грехи ваши, сломлю гордое упорство ваше, напрасно будет истощаться сила ваша и наведу на вас мстительный меч отмщения за Завет. Хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас, и будете есть плоть сынов ваших и плоть дочерей ваших. Разобью высоты ваши и разобью статуи ваши, и повергну трупы ваши на трупы идолов ваших и возгнушается душа моя вами». И Псалмопевец Давид предупреждает нас: «Не прикасайтесь помазанным моим и во пророках моих не лукавнуйте».
Или вспомним лишь одну строчку из Святого Евангелия, где Господь учил иудея отдавать Богу Богово, а кесарю - кесарево». В 1917-м году люди не захотели отдать ни Богу Богово, ни кесарю кесарево - никому и ничего! Все желали жить по своей воле, и в этом случае Господь оставил людей один на один с их собственным произволом. Россия была вознесена на Крест. Для высших сословий это не был Христов Крест вольных страданий за свой народ. Это был крест, составленный из серпа, символизирующего в Библии Божие наказание ворам и клятвопреступникам, и молота - символа переделки мира, которой с такой страстью добивались люди. Но и этот Крест, принятый с покаянием и смирением, оказался спасительным.
В условиях массовых репрессий Русская Церковь сумела в целости сохранить свое ядро и дух жертвенной любви. На крови целого сонма новомучеников возросла могучая духовная сила, как никогда возвеличившая Русскую Церковь. Соловецкий узник архиепископ Иларион (Троицкий) писал: «Соловки - замечательная школа нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия». «Мне кажется, - писал из арзамасской ссылки епископ Герман (Ряшенцев), - происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святее святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и проверок, образуются новые формы, облегчающие проникновение в них и заполнение именно таким духом и жизнью, какие отрицаются часто их творцами. Посмотрите, как жизнь фактически стала аскетична, как самоотреченна, небывалое самоотречение становится не исключением, а правилом всякого человека, все разрозненное и почти во всех самых разнородных по содержанию областях жизни идет к единству через коллективизм.... Вы скажете, но все это не во имя Его, а против Него. Это верно, но также несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиальной идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему». И это пророчество Владыки очень скоро сбылось - вместо партийных съездов в 40-е годы И.В.Сталин созывал церковные Соборы. А новое колхозное крестьянство, в отличие от «освобожденного» единоличного крестьянства 1917 года, бросившего фронт, оказалось таким же самоотверженным и стойким, как и крепостное крестьянство в 1812 году. Колхозники не занимались грабежом имений, а собирали многомиллионные пожертвования на армию и разгромили общеевропейскую агрессию фашистов. В Удмуртии, только за 1942 год, колхозники собрали на танковую колонну 41 миллион рублей (танк Т-34 стоил в то время 263 тыс. руб.).
Многочисленные представители дворянского сословия, не захотевшие покинуть Родину даже под страхом смерти, видели, что Россия, оставшись без Царя, по-прежнему стоит преградой на пути мирового зла. Это помогало им преодолеть пережитки узкосословного «элитарного» понимания своей роли в России и прийти к пониманию необходимости самоотверженного служения, чего так недоставало в 1917 году. Вот что писала И.В.Головкина, внучка великого композитора Н.А. Римского-Корсакова: «Россия в муках рождает новые государственные формы и новых богатырей, для которых все классовое уже должно быть чуждо, как дворянское, так и пролетарское одинаково». Русский дворянин М. М.Пришвин, продолжавший жить в деревне даже в самом суровом году коллективизации - 1930-м, пророчески сказал: «Коммунизм погибнет не ранее, чем будет совершенно разбит идеализм всемирного мещанства - фашизм». Упорно внедряемая в массовое сознание либеральная речевка о том, что в «советское время были убиты или изгнаны из страны миллионы лучших людей» не вяжется с действительностью. Возникают вопросы. 1.Как же эти «миллионы лучших людей» допустили свержение Государя, крушение Русского Царства и поражение в войне всего лишь с тремя государствами германского блока? 2. Как оставшиеся «худшие люди» из обломков возродили государство в прежних границах, за 10 лет создали могучий военно-промышленный комплекс, победили Германию и всех ее союзников(280 млн. чел.), в кратчайший срок восстановили страну и первыми вышли в космос? Очевидно, что И.В.Сталин, которого выбрала Пресвятая Богородица из всех пришедших к власти людей, стал по сути дела «мужицким царем», без остатка и бескорыстно отдавшим себя служению России. Он смог показать всему миру, на что способны народы, освобожденные от оков ростовщического капитала, частной корысти и неуемной вражды местных князьков-пигмеев. А красный цвет облачения Пресвятой богородицы неожиданно для всех стал цветом знамени Победы! А как, должно быть радовали Государя одетые в форму царской армии воины-победители на Красной площади в праздник Святой Троицы в 1945 году!
В дни революции В.В.Розанов жил внутри событий и потому, как и большинство их участников ошибался в оценках. Не «слиняла» Русь, она «затаилась на время». Русский корабль в феврале 1917 года потерпел крушение. Вот как прозревал это накануне революции оптинский старец Анатолий (Потапов): «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются...Явлено будет великое чудо Божие....И все щепки и обломки Волею Божией соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо». Советский союз в 1945 году взял реванш за все поражения России и вернул все отнятые агрессорами земли.
История показала, что когда народ остается «без Царя в голове», то отнимается у народа царство и ему дается какой-нибудь вождь. Если не нравится вождь - власть деградирует во временную и малосильную президентскую. Если и эту власть не научимся уважать и хранить, то она может рассыпаться на власть атаманов разбойничьих шаек с их безграничным произволом. В последнее время нам часто показывают различных «царственных особ» европейского происхождения. Но это все потомки изменников, в дни революции 1917 года ходивших с красными бантами, а впоследствии некоторые из них даже служили Гитлеру. Сердце не принимает их в качестве царственных особ, как не принимает оно пресловутых «екатеринбургских останков». На память приходят строки Игоря Губермана:
«Темна российская заря,
И смутный страх меня тревожит:
Россия в поисках царя
Себе найти еврея может».
А русский Царь, если на это есть Божие благословение, быть может, подобно пастушку Давиду, где-то трудится или воюет в народном ополчении. С момента Крещения Руси всю русскую историю пронизывает чудо. Вспомним дивное возрождение Храма Христа Спасителя, которое начиналось с таких вот незаметных в московской толчее и суете объявлений: «В Москве ежедневно в 17 часов, а по воскресеньям в 14 часов у Закладного камня часовни во имя Державной иконы Божией Матери возле метро «Кропоткинская», с северной стороны того места, где находился Храм Христа Спасителя, читается Акафист». Это объявление 1993 года. Тогда молилась небольшая группа людей, и на первый взгляд казалось, что возрождение грандиозного Храма - дело отдаленного будущего. Ведь и при православных государях Храм Христа Спасителя возводился 46 лет! Но «Сила Господня в немощи совершается». По нашей немощной молитве происходит пересечение обыденной жизни с невидимой, высшей реальностью, и обыденность начинает искриться самоцветами чуда! Невозможное прежде, становится легко достижимым, и вот по Милости Божией при Б.Ельцине Храм построен почти в 10 раз быстрее! Не помешало ни мощное противодействие многих власть имущих, ни безобразные шабаши, устраивавшиеся воинствующими сатанистами на этом святом месте. То же самое произошло в Ижевске: в течение четырех с половиной лет группа прихожан по благословению правящего архиерея ежедневно читала акафист у закладного камня перед Казанской иконой Божией Матери и грандиозный Свято-Михайловский собор был восстановлен всего за три с половиной года. И этот процесс идет по всей России! Мы как бы возвращаемся во времена, когда наши деды перестали слушаться наших прадедов, и вновь духовно связываем прерванную традицию. Из предреволюционных «окаянных дней» взывает к нам оптинский старец Анатолий: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь - возрадуется и Россия. Заплачет Царь - заплачет и Россия». Мы видим, как плач Царя Господь претворил в радость: на всей нашей необъятной земле к Богу восходят, по слову Серафима Саровского, дымы покаянных молитв. Они соединяются с благоуханными молитвами Государя у Престола Господня. На просторах России множатся храмы во имя Державной иконы Божией Матери, святых Царственных страстотерпцев. Это залог того, что заступничество Пресвятой Богородицы и Святых Небесных сил всегда с нами. И это заступничество составляет главную военную тайну России на все времена.
Владимир Шкляев, Ижевск