Война в Донбассе и дальние геополитические расчеты касательно украинского кризиса в некоторой мере отодвинули на второй план настроения и чаяния самих жителей Донбасса - настолько высоки ставки в этой войне. А между тем учет местных настроений всегда полезен. Чего же на самом деле хотят в Донбассе?
Результаты февральского опроса жителей ДНР однозначно показывают: Донбасс не видит свое будущее в составе Украины. Это и понятно: после всего произошедшего было бы странно получить другой результат. Так, 75% опрошенных вообще не представляют свое будущее в составе Украины, и только 19% не против быть отдельным субъектом с высокой степенью автономии в составе федеративной Украины. Но это в целом. А как обстоят дела в мировоззренческом плане? Попытаемся это обозначить, находясь внутри, прямо по пунктам.
1. Идеология. Кроме идеи большого Русского мира, в Донбассе огромный отклик находит идея социальной справедливости. Поскольку в Донбассе в основном живет трудовой народ, то это неизбежно подразумевает новую индустриализацию, которая, кстати, только укрепит общерусскую идентичность, ведь предприятия Донбасса связаны со всеми регионами России.
В Донбассе мечтают об антиолигархическом и РУССКОМ государстве - без бандеровщины, «свидомизма», украинизации и прочих болезней. Русском - не в смысле только для русских, а как часть Русского мира, для всех этносов. Донбасс в этом отношении очень терпимый, здесь смотрят не на происхождение, а на человека.
Кстати сказать, принято считать, что протест в Донбассе начался под антиолигархическими лозунгами, а больше народу будто бы ничего не нужно, поэтому Донбасс - якобы продолжатель «идеалов майдана». Это совершенно не так. Сам протест начался исключительно под русскими и антибандеровскими лозунгами, ярко вспыхнув первый раз 23 февраля. Только потом, когда губернатором бывшей Донецкой области вместо всенародно избранного Павла Губарева хунта назначила олигарха Таруту, русские лозунги соединились с антиолигархическими в один мощный протест. В Крыму это просто не успело произойти, ибо русский импульс сразу был подхвачен Россией.
Конечно, народ ненавидит олигархов, но понимает, что быстро окончательно от них не отделается. Но если они, как в России, будут отодвинуты от прямого государственного управления, то на фоне сближения с Россией это уже будет воспринято как промежуточная победа.
То, что было до 2013 года, можно охарактеризовать так. Народ стремился сохранить одновременно единство с Россией, но не порывая с Украиной. Но когда вопрос стал ребром - бандеровская Украина или Россия (даже со всеми нынешними недостатками) - все сомнения отпали. Поэтому, подводя итог идеологическим воззрениям в Донбассе, можно констатировать мощный запрос на воссоединение с остальной Россией, в том числе из нижеследующих соображений.
2. Политика. В основе политических воззрений жителей Донбасса - те, которые укрепляют промышленность и экономику в целом. Поэтому Донбасс естественно ориентирован на жесткую вертикаль власти, а не на выборно-перевыборный спектакль. В этом смысле популярность Путина, которого в Донбассе всегда уважали за стабильную внутриполитическую ситуацию и твердую внешнеполитическую позицию, легко объяснима. И это при том, что после 2004 года российские телеканалы были практически изгнаны из эфира. Так что все вопли либералов и бандеровских неонацистов о том, что Донбасс находится под «российской пропагандой», не имеют никаких оснований. Скорее наоборот, все последние годы мы были придавлены именно киевской пропагандой.
После неонацистского переворота большинство тех, кто хотел автономии Донбасса в составе Украины, вообще перестали видеть себя в составе Украины - на каких угодно условиях. Именно под этими лозунгами в Донецке выходили на митинги десятки тысяч человек в марте и апреле 2014 года. Они ни в коей мере не были «сторонниками федерализации», как передавали российские СМИ, кстати, почему-то всегда занижавшие численность митингов. Как участник всех митингов, могу это сказать со стопроцентной уверенностью. С марта месяца большинство жителей Донбасса желало только одного - независимости от фашистской Украины и воссоединения с Россией, ибо Донбасс - органическая часть Русского мира.
Выбор в пользу политического воссоединения с Россией является вполне сознательным. Никакие либеральные «свободы» Донбассу не нужны, не считая кучки голосистой «прогрессивной общественности». Главная свобода для Донбасса - это свобода трудиться на благо страны. А она - и это очень хорошо понимают в Донбассе - может быть обеспечена только крепкой политической системой. При этом сами жители не питают иллюзий относительно российской политической системы. Что такое «Единая Россия», все прекрасно понимают, но порыв в Россию базируется на идеологии (п. 1), причем зачастую бессознательной. Как говорится, люди «чувствуют сердцем».
Как и на Украине, в Донбассе устали от бесконечных перевыборов, после которых начинается новая раскачка и эскалация напряженности в отношениях с Россией. Даже «пророссийского» Януковича уже через год-полтора называли не иначе как предателем, кем он в итоге и оказался.
Во внешней политике народ Донбасса подавляющим большинством поддерживает российскую линию на евразийскую интеграцию, включая все экономические, политические и военные союзы. НАТО однозначно воспринимается как враг, а с недавних пор и ЕС, поскольку тот претендует на узаконенный разрыв с Россией в виде «ассоциации». Она не поддерживается даже большинством граждан Украины, а обусловлена региональными отличиями. Дело в том, что традиционно «пророссийские» юг и восток Украины были в основном за Россию, но НЕ против Европы, а проевропейский запад Украины - за Европу, но в основном ПРОТИВ России. И Запад это умело использовал. И до сих пор еще удается водить за нос население Украины, воображающее себе ту Европу, которой никогда не было. А что касается Донбасса, то общественное сознание развернулось в сторону России уже необратимо.
3. Экономика. Так как Донбасс - промышленный регион, то существенную роль в региональной идентичности жителей всегда играла промышленная составляющая. Наладить работу промышленности Донбасса - значит завоевать сердца людей. Идентичность Донбасса там, где будет работать промышленность. А она может заработать только в союзе с Россией. Народ Донбасса нисколько не боится мифической угрозы вторжения российского капитала, а наоборот, приветствует на том основании, что он поможет восстановить экономические связи с Россией (снова п. 1).
Олигархат же вызывает у народа двойную ненависть - из-за своей грабительской сущности и антироссийской ориентации. Хотя ему и удавалось долгое время кормить народ байками про «европейский уровень жизни», сейчас этот номер уже не пройдет. В ДНР и ЛНР прекрасно понимают, что значит «экономическая часть ассоциации с ЕС».
Взгляды Донбасса направлены на Россию еще потому, что машиностроение Донбасса почти целиком зависит от экспорта в Россию еще с советских времен. Характерный пример: в 2007 году, когда довелось побывать на одном крупном машиностроительном заводе Донбасса, в кабинете главного инженера висел портрет Путина. У Донбасса, как и у Украины, нет и не может быть будущего в ЕС. Просто на Украине, где многие мыслят представлениями на уровне огорода, это поймут позже.
Что касается форм собственности, то в Донбассе поддерживают только государственную собственность всех ресурсов и крупных предприятий, а к мелкому и среднему бизнесу более равнодушны. Но непременное условие - жесткий государственный контроль. Это прямо предполагает и жесткую вертикаль власти (п. 2).
4. Культура. В связи с фальсификацией киевской статистики степень русскости Донбасса сильно недооценивается. Этот вопрос тесно связан с идеологией, которая, как было показано, имеет ярко выраженный русский характер.
В вопросах культуры главное для Донбасса - это русский язык, который является родным почти для 100% населения. И он уже законодательно закреплен в Конституции ДНР как государственный язык (кстати, наряду с украинским). А что до других языков, то отношение очень простое: если хотите - да используйте на здоровье. УкроСМИ ошибочно и наверняка намеренно все эти годы обвиняли Донбасс в неприязни к украинской мове и культуре. Это ложь. Такого в Донбассе никогда не было и нет. Донбасс лишь против насильственного НАВЯЗЫВАНИЯ мовы и культуры. Вот с этим мы никогда не согласимся. А что касается культурного многообразия, то для Донбасса это его естественное состояние, и никаких конфликтов на этнической почве это не вызывает, ведь здесь проживают десятки этнических групп, объединенных вокруг русских. В ДНР живет много греков, татар, кавказских этносов, не испытывающих никаких притеснений. В этом смысле Донбасс очень спокойный регион.
5. Религия. Поскольку Донбасс ощущает себя неотъемлемой частью Русского мира, то его верующие жители не мыслят себя иначе, кроме как в рамках РПЦ. Естественно, ни о каком лжепатриархате из Киева верующие и слышать не хотят. При этом люди других исповеданий абсолютно не испытывают каких-то притеснений. Ссылки на социологические опросы предыдущих лет о том, к какому патриархату вы принадлежите - Московскому или «киевскому» - неуместны по одной простой причине. Опросы прошлых лет, как и все на Украине, включали всех подряд и самой постановкой вопроса описывали скорее политическую ориентацию опрашиваемых.
Верующие Донбасса связывают свое будущее только с РПЦ и единой Святой Русью. Этот факт закреплен в ст. 9 Конституции ДНР: «В Донецкой Народной Республике первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский Патриархат). Исторический опыт и роль Православия и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) признаются и уважаются, в том числе как системообразующие столпы Русского Мира».
Евгений Чернышёв, Донецк
30. Re: Чего хочет Донбасс?
29. Re: Чего хочет Донбасс?
28. Re: Чего хочет Донбасс?
27. Re: Чего хочет Донбасс?
26. Re: Чего хочет Донбасс?
25. Re: Чего хочет Донбасс?
24. Re: Чего хочет Донбасс?
23. Re: Чего хочет Донбасс?
22. Re: Чего хочет Донбасс?
21. Re: Чего хочет Донбасс?