Этот праздник, эта победа - наши общие. Хотя для болгар он значит несравненно больше. Третье марта 1878 года, подписание мирного договора между Россией и Османской империей в Сан-Стефано - триумф Освобождения, возрождение из пепла и возвращениe Болгарии на географическую и политическую карту Европы.
Однако, Санстефанская Болгария - свободная страна с площадью в 170 тыс. кв. километров, имеющая выход к двум морям - Черному и Эгейскому, которая могла бы стать воплощением национального идеала, уже спустя три месяца разрезается по живому на три части на Берлинском конгрессе. Западноевропейские державы вынуждают освободительницу-Россию пересмотреть Сан-Стефанский мирный договор и принять новые условия, заложив тем самым предпосылки для будущих братоубийственных войн на Балканах.
Прошло более ста лет, и вот уже пересмотру подвергается то, что казалось незыблемым, на века: само понятие «освобождение Болгарии от османского рабства». Теперь слово «рабство» заменяют политкорректным «владычеством», «присутствием» и даже «представительством». Неугодным становится борец против духовной экспансии Запада святой благоверный князь Александр Невский, во имя которого 90 лет назад освящен центральный престол главного собора страны - храма-памятника русским воинам-освободителям. Появляются горячие радетели за переименование собора. В недавней (3 марта 2012 г.) праздничной речи президент страны ни словом не обмолвился о России, о поминаемом во всех болгарских православных храмах за каждой литургией «блаженопочившем освободителе нашем императоре Александре Николаевиче и всех воинах, павших на поле брани за веру и освобождение Отечества нашего». А для выпусков новостей этого дня праздничные интервью с народом уже традиционно нарезаются так, чтобы телезрители остались с впечатлением будто своей свободой Болгария обязана одним только ополченцам. Которые - цитирую совсем свежее высказывание известного журналиста, все-таки признавшего некоторое участие русских в освободительной русско-турецкой войне, - «спасли честь русского оружия». Как именно - журналист не уточнил.
Вот и в эти праздничные и предпраздничные дни ведущие каналы ТВ, включая национальный, существующий на средства налогоплательщиков, мобилизовали свои лучшие, хоть и уже изрядно приевшиеся «грантовые» интеллектуальные силы для очередного сеанса «освобождения от памяти» зрительской аудитории. Достаточно взглянуть на темы телепередач, чтобы понять, откуда ветер дует: «Поработители или освободители?» - это телепередача из репертуара 3 марта 2015 года. Или: «Русофилы и русофобы» - 2 марта, когда в ТВ студии одному историку-русофилу предлагалось противостоять четырем русоненавистникам, да еще под руководством ведущего, уверенно сплавляющего все в нужное русло, очерченное словами Георгия Раковского в эпиграфе к передаче: «Каждый раз, когда проклятая Россия сражалась с Турцией, она обманывала бедных простодушных болгар, что идет их освобождать! Ее всегда интересовала только собственная политика» (1881 г.). И, тем не менее, - это утверждалось даже в этой воинственной студии, - феномен русофильства в Болгарии всё ещё живёт и здравствует. Нет нужды подтверждать это примерами - их слишком много. И отнюдь не случайно, говоря о Болгарии, принято приводить примеры не русофилии, а русофобии - именно она считается в этой стране «нетрадиционной ориентацией».
В качестве же доказательства того, что теперь Болгария под надёжной и якобы желанной опекой тех, кого совершенно не интересует собственная политика - праздничная «честитка» (поздравительная открытка) в других СМИ: «В течение следующих четырех месяцев США расширят свои обязательства в учениях «Атлантическая твердость", расположив бригады в Румынии и Болгарии». В народе в последние недели вообще слово «война» на слуху. И причиной тому не только устроившая переполох недавняя и единственная за последние 25 лет проверка военных резервистов.
И все же праздник есть праздник... Для кого-то - только дополнительный выходной, а для кого-то - совсем иначе. Создаётся впечатление, что болгарское общество, по слову одного современного писателя, «равнодушное и мелочное», в последние два-три года, несмотря ни на что, становится всё неравнодушнее к тем великим и бессмертным событиям 1877-1878 годов.
В этом году в соборе святого Александра Невского на Патриаршем благодарственном молебне и панихиде по погибшим «за веру и освобождение» присутствовало больше богомольцев, чем в прошлом. Штормовой ветер и снежная метель не помешали тысячам людей преодолеть 894 ступени к памятнику Свободы на Шипке. Под проливным дождем сплелись в огромный праздничный хоровод (хоро - народый танец) варненцы. Музеи в этот день работали бесплатно и открыли множество новых, посвященных событиям тех лет, выставок. Море цветов было возложено к памятникам освободительной войны и к братским могилам.
Многотысячное (10 000 по сведениям организаторов - партии «Атака») шествие под лозунгом «От турецкого рабства нас освободила Россия, а не ЕС» в центре Софии не попало, однако, в поле зрения столь озабоченного проблемой «русофилы и русофобы» Болгарского Национального телевидения и множества других средств массовой (дез)информации.
«В наши дни - пишет болгарский публицист Александр Симов в статье «Новые поработители» - дата 3 марта ставится под сомнение организованно, профинансированно и подло, потому что она остается непреходящим знаком того, что Болгария вовсе не сделала «цивилизационный выбор», как нас в том пытается убедить оплаченная извне интеллигенция. Этот праздник продолжает мерцать, как огонек, в геополитическом мраке, снова и снова показывать нам, что наша цивилизация совсем другая, что мы принадлежим к другому пространству культуры и к обществу, где дружба измеряется не торговыми интересами и борьбой за новые рынки, а подлинным благородством и любовью» (http://www.duma.bg/node/96243).
Праздники проходят, наступают будни, а с ними - новые испытания и новые сомнения. И все-таки, отрывая в календаре страницу этого дня - 3 марта 2015 года, - можно, думаю, предположить, что День освобождения Болгарии, вне зависимости от всяких «фильств» и «фобств», запечатлен в вечности, - там, где никто перечеркнуть его уже не сможет. И он еще вернется и скажет на земле свое веское слово.
4 марта 2014 г., София, Болгария
2. Ответ на 1., Екатерина Домбровская:
1. Re: Огоньки в геополитическом мраке