Десять Наталий

О «прославленных и позабытых» новомучениках Земли Русской

0
820
Время на чтение 6 минут
Вчера уже поздно вечером я увидела на канале "Царьград" интервью игумена Дамаскина (Орловского) и стала смотреть. Его труды по новомученикам и исповедникам давно я знаю, несколько томов есть у меня дома.

О. Дамаскина в интервью ответил на вопросы "Царьграда", почему так мало известны и почитаются в церкви новомученики и исповедники, "прославлены и забыты". Это уже не первый год в память новомучеников возникает этот вопрос, несколько лет уже.

Ответ был такой: невозможно же принудить обращаться за помощью одну личность к другой, отношения между молящимся и тем, к кому он обращается - это отношения двух личностей. Когда говорят, что в церкви более почитаются древние святые, это не ответ на вопрос, да, в любом храме больше икон "старых" святых, но при этом далеко не каждый человек знает даже житие своего святого, имя которого носит. Что уж о прочем говорить.

И ещё одна очень важная сторона почитания святых, о которой я сама много думала. Древние жития, составленные на греческом или на латыни, потом переведённые на славянский, потом на русский язык, составленные по агиографическому канону - очень отличаются от тех жизнеописаний, которые составлял о. Дамаскин  по материалам следственных дел и воспоминаниям.

Одно дело - тот же свт. Димитрий Ростовский, который ничтоже сумняшеся не только Макарьевские (русские XVI века) Четьи-Минеи переписывал, но и латинские источники. Это была обычная практика древнерусского агиографа: простой писец мог буква в букву переписать предшествующую рукопись, разве что ошибок наделать, более грамотный и начитанный - уже кое-что изменять и редактировать в соответствии со своими вкусами и представлениями (стилистически или по существу), но и тот и другой жили в таком общем семантическом поле, которого сейчас нет.

Ну вот не знаю, как выразиться. Они как дети всему верили, даже святитель Димитрий. Его Четьи-Минеи - это крайняя точка того мира. Потом уже пошли учёные немцы, Татищев и сравнительная текстология, началось Новое время.

Я не раз уже писала, какой вывод сделала, множество древнерусских житий прочитав в рукописях. Самая достоверная часть в любом житии - это посмертные чудеса. Поскольку они необходимы были для канонизации и записывались по горячим следам с документальными подробностями. Само же жизнеописание по мере редактирования начального текста могло становиться всё более абстрактным и каноническим, отдаляться от непосредственности первоначальных записок о святом, сделанных его учениками или прочими "самовидцами" (свидетелями).

И конечный результат, особенно когда в дело включались уже типографии и цензура, бывал такой же, как в иконном деле. Вот есть фотография этого святого, вот портрет с этой фотографии, вот икона с портрета (фотографии), а на конечном этапе - напечатанные в типографии определённым тиражом бумажные "иконки".

У меня есть купленная сразу после прославления новомучеников такая бумажная икона. В центре - действительно, та икона, с которой прославляли новомучеников на Соборе 2000-го года, там есть средник с предстоящими Господу святыми и клейма по бокам с житийными сценами, точнее, не с житийными, а с расстрельными и прочих убийств. А вокруг иконы ещё один ряд "клейм", то есть попросту фотографические портреты святых: царственных страстотерпцев и убиенных святителей.

Я с благоговением отношусь к этой бумажной иконе, вставила её в застеклённую рамку, и именно добавление фотографий, родные и милые живые лица, делают её особенно дорогой.

Но вернусь к интервью о. Дамаскина. В нём он сказал о том, что стилизованные жития древних святых, часто похожие на роман, с длинными диалогами и прочими сочинёнными сценами, могут быть назидательны и тем полезны. Но по отношению к новомученикам такое невозможно, вымысел совершенно неуместен, все документы целы, и нужно им следовать. Я мысленно с ним соглашалась и благодарила за то, что так ясно и чётко расставил он всё по местам.

Назидательной может быть и совершенно вымышленная история, и в том же Прологе есть истории, о которых вот так с кондачка не скажешь - есть под ними какое-то реальное основание или нет. Да и Жития такие есть, хрестоматийный пример: переводное Евстафия Плакиды или древнерусское Петра и Февронии. Когда в основе сюжета ну явная сказка. А святые-то реальные, вот их мощи. И нужно большую текстологическую и историческую работу проделать, чтоб разобраться.

Про себя я просто скажу: когда ещё некрещёной читала я в курсе древнерусской литературы в университете Киево-Печерский патерик, а там, помимо прочих чудес, описано, как подымались на воздух монастырские церкви - я ни на секунду не озадачилась вопросом, было ли это на самом деле. Раз написано - значит, было. Если бы я по-другому это восприняла, мне кажется, я бы и в семинар по древнерусской не записалась, и агиографией не занялась. 

Не буду здесь расуждать о том, насколько вообще люди внушаемы и доверчивы к печатному слову. Скажу только, что за тридцать с лишним лет, прошедших с первого чтения патериков с житиями, я, конечно, изменилась, и самое большое изменение во мне было связано не с воцерковлением как таковым, а именно с узнаванием судеб новомучеников и исповедников.

Зверски расстрелянных, растерзанных, распятых, сброшенных в шахты, утопленных в нечистотах. Помню, в первое же (для меня) празднование их памяти в феврале 1993-го года (весной предыдущего года я стала причащаться) - я поняла, что это совершенно особенный день, великий праздник, и всегда так чувствовала. Но при этом по традиции отмечала свои именины 8 сентября в день памяти мученицы Наталии Никодимийской.

А вчера после слов о. Дамаскина, что даже житие своего святого не все знают, мне впервые захотелось про всех новомучениц Наталий прочитать. И вот что я узнала. Их было 9. Наталия Карих, Наталия Сивакова, Наталия Копытина, Наталия Ульянова, Наталия Бакланова, Наталия Козлова,Наталия Сундукова, Наталия Сипуянова, Наталия Васильева. Семеро расстреляны, две погибли в лагерях.

Две послушницы Новодевичьего монастыря, остальные мирянки. Общее место жизнеописания "родилась в деревне (селе) такого-то уезда", хотя есть и две горожанки. У меня пока не укладываются в голове все судьбы, одна поразила: Натальи Ивановны Козловой из Рязанской губернии, 1895-го года рождения, которой на момент расстрела было 42 года, мужа её убили за год до этого, и дома при аресте в деревне Чурики, где была она старостой Богоявленской церкви, она оставила четверых деток (всего было 8, но в 1937-м были живы четверо) одних, успела только сунуть в ручку дочке и велеть припрятать, чтоб не нашли, "толстую книгу", как вспоминала потом дочь - Библию.

Думала, наверное, что пожалеют, подержат, допросят и отпустят к детям. Нет, не пожалели, расстреляли 14 сентября 1937 года. Другую Наталью - 22 марта расстреляли, на память сорока мучеников севастийских. Ещё одну 31 марта. И ещё одну 11 января. А ещё у пятерых общий день поминовения - в соборе новомучеников и исповедников, как и у этих четверых, у кого известна дата расстрела.

Вот ведь что, оказывается. 8 сентября - память только одной Наталии, мученицы Никодимийской. А 8 февраля (сейгод) - память девятерых русских мучениц Наталий. На фотографии - Наталья Ивановна Козлова. На бабушку мою похожа, просто русское круглое открытое лицо.

О. Дамаскин в интервью мельком упомянул про связь переводных житий с романом как жанром. А я, когда диплом писала, сравнила структуру жития и волшебной сказки, всё пересказывать не буду, в них много общего, финал разный: волшебная сказка заканчивается свадьбой, а житие - смертью. Свадьба как смерть и смерть как свадьба - эти параллели хорошо фольклористами уже были расписаны, когда я писала диплом.

Не знаю, как закончить. Нет, знаю. Я могу себе представить, как рассказывает Наталья Ивановна деткам своим сказки на ночь. Или жития читает по толстой книге. Детки слушают, в печке гудит огонь, за окном - вьюга. Ветер, ветер на всём белом свете. И скоро сдует этот ветер её домик вместе с тёплой печкой и детками. И подымет прямо на небеса...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. уточнение

Две Наталии: Наталия Семёновна Карих из села Романово Лебедянского уезда Тамбовской губернии, 1885-го года рождения и Наталья Фёдоровна Копытина из села Парой того же Лебедянского уезда, 1885-го года рождения были приговорены к расстрелу 20 апреля 1942-го года в Карлаге по групповому делу преподобномученицы Евдокии (Андриановой), точная дата расстрела неизвестна.    Наталья Лукьяновна Сивакова, самая старшая из мучениц, 1872-го года рождения, родом из Актюбинска, была арестована и приговорена к расстрелу в январе 1937-го года в возрасте 65 лет, приговор заменён на 10 лет лагерей, скончалась в заключении от порока сердца  в феврале 1941-го года.    Самой младшей была Наталья Тихоновна Силуянова родом из села Каширское Воронежской губернии, 1905-го года рождения, расстрелянная 36 лет от роду вместе с двумя другими Наталиями 11 января 1942-го года в Карлаге. 

1. Уточнения

Прошу прощения, посмотрела сегодня уточняющие сведения: 11 января 1942 года в Карлаге по обвинению в "антисоветской пропаганде среди заключённых и котрреволюционном саботаже" были расстреляны Наталья Ивановна Сундукова, Наталья Тихоновна Силуянова и Наталья Васильевна Васильева, это их общий день памяти. А Наталья Васильевна Бакланова 31 марта умерла в лагерной больнице, в деле зафиксирована дата смерти (а не расстрела). 22 марта расстреляли послушницу Новодевичьего монастыря Наталью Николаевну Ульянову.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
100-дневный мирный план Трампа
Новый комментарий от Константин В.
27.01.2025 18:39
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от Тимофей Б.
27.01.2025 18:22
«Веруем, что Крестом мы победим»
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.01.2025 17:27
Петр Первый – церковник или антицерковник?
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.01.2025 17:25
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.01.2025 17:07