Для полноценного понимания проблемы, следует сразу поставить акцент, на том, что цивилизацию как понятие историческая и политологическая науки всегда определяют по базовым принципам, которые скрепляют государственность и на которые эта государственность всегда опирается. Кроме того, мы сразу должны хорошо понимать, что любая цивилизация зависит от формы и размеров иерархической лестницы и от принципов ее построения. В третьих, для нас должно быть бесспорным, потому как науке это хорошо известно, что ранняя средневековая государственность держалась за счет силы власти, силы закона и силы веры, гарантами мощи которых выступали, как правило - монархия и ее судебные органы, а так же религия с ее поместными всепроникающими конструкциями влияния. Здесь же стоит добавить, что для новых стран - пополняющих ту, или иную цивилизацию чрезвычайно важным являлась и четвертая ипостась - культура митрополии во всех ее проявлениях, начиная от государя и заканчивая простолюдином.
История последних двух тысяч лет показывает отчетливо, на фактах, что государства, возникшие в этот письменно зафиксированный период, определили свой дальнейший общий вектор развития в основном благодаря тому, что конкретно определились с выбором и усвоением конкретной же формы религиозности (если хотим, то можно сказать идеологии). Конкретная религия во всех её проявлениях, стала трансформатором и силы власти и силы закона, основ народной культуры и даже иерархической лестницы. Но этот вывод мы сделали уже с высоты ХХ - ХI вв, т.е., уже на финише, а например для Киевского князя Владимира Святославича из рода Рюриков предпочтение, отданное всей Русской землей восточному типу христианской религии, в начале своего цивилизационного пути, диктовалось далеко не самой религией, а целым рядом известных ему объективных внешних факторов и обстоятельств в то время окружающих конкретную религию - идеологию (если хотим, то тем, что явно бросалось в глаза князю и его народу).
Арабские и Западные исторические хроники отчетливо зафиксировали интерес больших политических игроков того времени к восточно-славянским землям. Эти территории с их антропологически родственным Европе и Ближнему Востоку населением, в условиях царившего тогда экстенсивного способа производства, могли бы стать той необходимой экономико-популяционной опорой, которая могла бы надолго продлить их могущество и усилить их в конкурентной борьбе. Историческая наука совершенно уверена в миссии епископа Адальберга (при правлении княгини Ольги в Киеве), посланного к славянам германским императором Оттоном Великим, в реальности посольства князя Владимира в Хорезм и в сведениях о посольстве на Русь имама для перевода всех славян в ислам. Постоянные конфликты с хазарами принявшими в середине Х- го века иудаизм, свидетельства о посольствах от хазар проживших в Киеве, позволяют исторической науке считать научно возможной и саму миссионерскую проповедь евреев на Руси, как в прочем и других представителей сильных средневековых религий - католицизма, мусульманства и иудаизма. Исходя из этих знаний у науки вообще нет оснований ставить под сомнение летописное повествование о том, что князь Владимир выбирал веру. Он точно ее выбирал. А значит он много и долго думал, соотносил и сравнивал, отвергал и спорил сам с собой о целесообразности.
Для русских и Азия и Европа со всеми их населенными и не населенными ойкуменами были, как на ладони. Занимая промежуточное географическое положение, восточные славяне по своему координировали мировые политические и экономические процессы и конечно же имели о них неплохое представление. Но разглядывая карту средневековой Евразии мы видим, что значимые политико-экономические и культурно-религиозные центры средневековья были очень удалены от древнего Киева, за исключение Восточно-Римской империи, а вот это уже подтверждает летописные сведения об обширных связях русских и ромеев - византийцев и о уже сложившейся взаимозависимости. Отстраниться от этих трех вековых связей было очень не просто, тем более, что князь Владимир знал о выборе своего прадеда князя Олега полностью перенесшего все силы государственного влияния из Новгорода в Киев (в тепло и поближе к цивилизационному центру), как он прекрасно знал и житие своей бабки Ольги самостоятельно принявшей крещение в Константинополе и породнившейся через таковое с Византийским императором. Он так же видел уже действующие православные храмы в самой своей столице построенные при Ольге и Игоре и знал о степени их влияния на людей.
Здесь стоит отметить, что перспектива принятия именно восточной формы христианства, для осведомленного князя Владимира, имела и очевидный всем минус - духовная и политическая зависимость от Константинополя. Он таковой зависимости не желал, потому, как не желал этого и весь восточно-славянский этнос, который он представлял. Но ведь и Западно-Римский вариант уже не представлялся идеальным? Так религиозно - политические перипетии на крайнем Западе Европы, всего Х-го века, были на слуху у всех европейских государей. Папы Лев IX, Николай II, Александр II и Григорий VII в ожесточенной политической борьбе с имперскими чиновниками полностью вышли из под государственного контроля, став при этом еще и земными владыками управляющими Римом. И сам князь Владимир и его двор и его армия видели в папстве только форму государственной власти и отказывали ему в совершенной религиозности, а значит в сакральной легитимности и необходимости.
Если говорить о мире ислама, язычества и иудаизма, то мир большого ислама находился в то время за двумя морями, т.е., на южных побережьях Каспийского и Черного морей, что делало торговые, военные и политические связи с мусульманами этих территорий незначительными, а мусульманские очаги образовавшиеся к этому времени в южном Поволжье были еще рудиментарны и вторичны по отношению к прочим исламским странам и не чем не привлекали к себе славян. Хазары, по вере иудеи, уже были разгромлены, рассеяны и обесславлены отцом Владимира князем Святославом, что совершенно выбрасывало их иудейскую культуру и форму гос. организации, а вместе с ними и религию явных неудачников из конкурентной борьбы. Язычество же, давно потерявшее доверие народа, после кровавого провала Владимировой попытки его реставрировать, вообще не воспринималось элитой князя Владимира и им самим, как вариант.
Получается, что Восточное Христианство - Православие, неумолимым ходом самого времени и его истории, было оставлено один на один с выбором Руси. В Православии принято называть это Промыслом Божьим, от века - через века подготовлявшего Русь именно к такому выбору. Все, что наработало Православие за тысячу лет в Византии, вполне устраивало тогдашние славянские вкусы и отвечало на все потребности сиюминутной истории. Государь и государство оставалось ведущим звеном, Церковь безболезненно для ее внутреннего самоустроения выполняла функции соведущего, спасающего, научающего правде Божьей и поддерживающего людей и их государя. Народ был уже подготовлен и без особой боли готов был принять самую лучшую по тому времени концепцию, идею, технологию устроения мира и сосуществования Божественного и человеческого начал в этом мире, которая подняла Византийскую империю на недосягаемую другими народами с их верами духовную, экономическую и культурную высоту. Князь Владимир это видел и логично понимал неизбежность и необходимость, но медлил. Почему?
С одной стороны, как пишут наши летописи, он искал способ сохранения независимости от Византии, чтобы избежать превращения его страны в провинцию со всеми вытекающими из этого понятия невыгодными для народа последствиями, а с другой стороны он разумно понимая, что в Константинополе тоже люди живут и правят, не доверял им. Он был воином сызмальства, а политиком стал позднее. Ему все детство читали привезенные книги о рыцарях и рыцарской отваге скрепленной особой честью. Для воина тех времен, долг и честь, верное слово и товарищество не пустые слова, а необходимость для выживания и победы. Он не мало видел за свою жизнь разных людей приходивших в Киев, он даже судил их и наказывал. Он на личном опыте и опыте своего народа совершенно не доверял мусульманам, католикам и иудеям, так как они уже были проверенны временем и их жизненное кредо оказалось категорически неприемлемым для руссов. Он хорошо знал людей и опасался большого обмана, который не только навредит стране, но который убьет в нем и в его людях новое понимание и веру в Того, в Кого так верила его великая бабка Ольга и которую она так упорно ему прививала с младенческих ногтей. Он не хотел разочарования, а потому так долго медлил, да и честь его не должна была пострадать...
Чем была честь для простолюдина того времени? Не чем особенным. Она была необходима человеку языческого склада мышления, только для того, чтобы безболезненно приобретать средства к существованию, но если вставал выбор между честью и жизнью, язычник низших сословий чаще всего выбирал жизнь. Князь Владимир хоть и сделал огромную ошибку в юности пытаясь восстановить язычество, но он был воспитан Ольгой на чести дедов и отцов воспитанных в средневековом рыцарском духе и стал человеком чести в понятиях своего времени, которая не знала компромиссов с совестью, что одно и дало ему силы мгновенно прекратить языческий эксперимент начатый им самим, когда он увидел его первые неудавшиеся, но уже пропитанные кровью невинных людей результаты.
Русь пред князем Владимиром и в его время постоянно сражалась с соседями желающими поживиться за счет нее. Ни кто из соседей Руси, кроме Византии, понятия не имел о той чести, которой его научила бабушка. Но эту же честь он ежедневно видел у своих соплеменников уже принявших христианство, а среди них были и его воеводы и начальники, его верные советники. Для них честь была равна их Богу Иисусу Христу, она была одним из его имен, для них она была святыней.
Именно, чтобы не разочароваться самому, не разочаровать соратников и свой народ и при этом не ввести в соблазн обмана византийских императоров (а тогда в Константинополе правил дуумвират), князь Владимир так странно обставил свое неизбежное крещение. И мы тут, по обычаю нашему, не беремся осуждать его. Да, воцерковление князя, а за ним и всей Руси выглядело странно и при этом пострадали люди. Но чудо его ослепления и чудо его исцеления после выхода из крещальной купели, показали его современникам и нам сейчас живущим в христианской вере, что он был истинным харизматиком - ведомым по жизни Духом Святым и финал его исканий и многовекового блуждания руссов в языческих потемках - святое крещение его самого и его Руси, было именно предуготовлено Богом испокон веков. Прославленный во святых князь Владимир Красное солнышко стал десницей Божьей и проводником Его истории благодаря предварительной многовековой работе Духа Святаго, расположившего, постепенно, судьбы восточных славян - русских людей так, что в нужное время и при нужных обстоятельствах, без особых помех они смогли подхватить и с христианской честью понести знамя Иисуса Христа Спасителя в вечность. Христианство дало русским все, к чему они стремились. Православное Христианство не просто сохранилось после падения Византии под мусульманами, но приумножилось и получило себе народ Богоносец, который до скончания мира будет сохранять и защищать веру всеми допустимыми в Святом Евангелии силами. Итак, - логика всего выше сказанного доказывает нам, что цивилизационный выбор Князя Владимира Был неизбежным и полезным, как утро нового дня. Спасибо!
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, г. Иркутск
2014 год