Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Свет в конце тоннеля

Николай  Валуев, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 30.01.2015


Доклад на семинаре «Реабилитация наркозависимых - ключ к гуманной наркополитике» …

Доклад члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи Н.С. Валуева на семинаре-совещании председателей Общественных Советов региональных управлений ФСКН России 27.01.2015 г. об итогах рабочего совещания «Реабилитация наркозависимых - ключ к гуманной наркополитике. Выработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых», прошедшего 21 ноября 2014 года в здании Государственной Думы

 

 Уважаемые участники!

Поскольку я являюсь членом Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, в первую очередь позвольте обратить Ваше внимание на всё возрастающую роль участия в реализации программ молодёжной политики негосударственных, общественных организаций. Без их участия реализация социально-ориентированных проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях кажется уже невозможной. При этом далеко не все из них являются благотворителями в полном смысле этого слова. Хотя они и пытаются утверждать обратное, заявляя о своей патриотически ориентированной пророссийской позиции. Здесь важно научиться, как говорится, отделять зёрна от плевел. От того, в каком духе мы воспитаем молодежь, какие ценности и нормы жизни предложим им как базисные, в какие кружки и секции привлечем, авторитет каких исторических фигур и современников будет принят за безусловный, насколько молодому человеку удастся принять, освоить и соотнести со своими личностными установками многовековой культурный и религиозный опыт своего народа, этноса, от всего этого зависит степень восприимчивости нашей молодёжи к социальныо опасным вирусам. В том числе к потреблению наркотиков.

Особое внимание к этому вопросу возникло после утверждения на правительственном уровне программы создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. Она заложена в подпрограмму 3 «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» и является частью Государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N299. Одной из главных задач в соответствии с Программой является создание региональных сегментов и впоследствии единой инфраструктуры этой Системы. Ключевыми для ее быстрого запуска и эффективной работы в дальнейшем заявлены принципы государственно-общественного партнерства. Но кто будет иметь право стать партнером государства и кого категорически нельзя включать в неё, пока не может объяснить никто. Ведь велика опасность попадания в создающуюся Систему организаций из числа тех, кого принято называть «волками в овечьей шкуре», чья деятельность не соответствует декларируемой. А создавать надо и нужно делать это в кратчайшие сроки. Наркоситуация в связи с появлением в России «синтетических наркотиков» типа «солей для ванн» и «спайсов», выпуском на российский фармацевтический рынок всё новых и новых «аптечных» наркотиков, продолжает ухудшаться. Создание и развитие инфраструктуры Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, способно стабилизировать ситуацию.

И здесь я полностью согласен с Виктором Петровичем Ивановым. 6 октября 2014 года, выступая на заседании Государственного антинаркотического комитета, посвященном данному вопросу, он отметил, что в случае полномасштабного запуска Государственной программы по созданию Национальной системы, наркозависимые, потоком направляемые на длительную, от года до полутора, реабилитацию, исключаются, как минимум на этот срок, и из процесса потребления, и из процесса уличной продажи наркотиков. Как следствие, жертв наркотиков становится кратно меньше. То есть, снова цитирую Виктора Петровича, создающаяся Система - это действенный инструмент повышения социального иммунитета общества против наркомании и преступности в целом. И кто войдёт в эту Систему, вопрос чрезвычайно серьёзный. Процесс реабилитации наркозависимых - это процесс перевоспитания поврежденной личности человека через обязательное включение в него духовно-нравственного и спортивно-патриотического компонентов. Задачей любой программы реабилитации является формирование на выходе из нее нравственно, физически и духовно оздоровленной личности с последующим возвращением в общество. Это длительный, единый и неделимый процесс. Не учитывая один из компонентов, игнорируя его роль, либо подменяя его на искусственный заменитель, например, духовный суррогат в виде нетрадиционного религиозного движения, мы рискуем не получить никакого результата на выходе, то есть, потерять человека.

Естественно, приоритет здесь должен отдаваться профессиональным реабилитационным программам, а также тем, кто работает во взаимодействии с традиционными религиозными конфессиями. Обращение к традиционным историческим, культурным и духовным корням ставшего наркозависимым человека, способно дать ему серьезный шанс на благополучный исход. Ключевое слово здесь - патриотизм.

На этом моменте постоянно акцентирует внимание и Президент России Владимир Владимирович Путин. В своих выступлениях из года в год он возвращается к вопросам духовно-нравственного состояния современной молодежи, отмечает ключевые «точки приложения» для формирования чувства патриотизма в молодежной среде, фиксирует «болевые точки».

Так, выступая 12 сентября 2012 года в Краснодаре на встрече с представителями общественности, традиционных религиозных вероисповеданий, спортивных и военно-патриотических клубов региона, президент в своем выступлении отметил вот что. Цитирую: «Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жесткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства и хорошо срежиссированной пропагандистской атаки... Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы... Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур».

По его мнению, для этого необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное взаимодействие. В этом он видит залог успеха для будущего страны и предлагает развивать механизмы грантовой поддержки положительно зарекомендовавших себя организаций: «В последние годы мы много делаем по линии так называемой грантовой поддержки различных направлении - это и есть, собственно говоря, возможность организовать так называемый госзаказ. Но если государство платит за что-то, то оно вполне вправе и ориентировать, во всяком случае тех, кто эти деньги от государства получает, на необходимость соответствующего конечного продукта». Конец цитаты.

И это закономерно. Если начинают выделять деньги в рамках государственно-общественного партнерства, этот процесс нужно контролировать. Если есть угроза национальной безопасности, в создаваемую Систему желают вклиниться чужаки, оставлять без внимания и контроля источники угрозы, также невозможно. При этом нетрадиционные религиозные движения, оформившиеся в общественные реабилитационные организации неправомерно называть «иностранными агентами». Ведь они «де юре» не финансируются из-за рубежа, это уже в прошлом, так было в начале их появления в России, следовательно, не подпадают под соответствующий закон об НКО. Вместе с тем, «де факто», они являются «иностранными агентами», представляя интересы Запада, закладывая абсолютно противоположные по духу ценности нашей молодежи. В органах юстиции при этом они регистрируются как религиозные и/или реабилитационные организации с российской пропиской и к ним не может быть по закону никаких претензий. Причина проста - нет законодательного и нормативно-правового обеспечения регулирования работы по этому направлению.

Очень много вопросов, которые и стали причиной проведения в стенах Госдумы при поддержке думского Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи 21 ноября 2014 года расширенного рабочего совещания под моим председательством. К участию в заседании были привлечены представители профессионального экспертного и журналистского сообществ, руководители имеющих хорошую репутацию негосударственных учреждений, реализующих программы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, специалистов министерства здравоохранения России, Государственного антинаркотического комитета, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Атмосфера в зале во время развернувшейся дискуссии, надо отметить, неоднократно накалялась и временами эмоционально была крайне насыщенной. Это показало реальный масштаб проблемы - отсутствие у присутствующих экспертов единого мнения в отношении понятия «секта», легитимности тех или иных психотехник, применяемых в процессе реформирования мышления попавшего в капкан зависимости человека, критериев оценки качества и стандартов реализации программ реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Нет единой нормативно-правовой базы, до недавнего времени не был определен и субъект, способный координировать этот сложный социальный блок.

На сегодняшний день он наконец-то определен. 10 июля 2014 года вышел в свет указ Президента Российской Федерации N507, который наделяет ФСКН России полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркопотребителей. ФСКН России также наделена полномочиями по организации поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации наркозависимых. Значит, весь этот сектор с того времени находится в сфере компетенции службы, состоящий как из благонадёжных, так и недобросовестных организаций.

Участники ноябрьского совещания в Государственной Думе приводили многочисленные примеры, как некоторые из известных им сомнительных организаций, предоставляли контролирующим органам и общественности информацию о, якобы, высокой эффективности своих проектов и их уникальной социальной значимости. На самом же деле, экспертный анализ их деятельности, изучение архивных документов, фото- и видеоматериалов подтверждали не раз - их лидеры преследуют абсолютно иные, неуставные цели, которые идут в разрез с реализуемой сегодня стратегией государственной политики в области духовно-нравственного и спортивно-патриотического воспитания детей и молодежи. В том числе при реализации социальных программах поддержки, реабилитации и ресоциализации лиц в трудной жизненной ситуации.

На заседании экспертами также было особо отмечено, что по данным многолетних наблюдений за выпускниками таких программ, обеспечить постоянную тренировку и укрепление навыков ведения образа жизни без приема психоактивных веществ, развить собственные личностные, а не групповые ресурсы, стать в полном смысле слова независимым, в стенах подобных учреждений невозможно. Их сотрудники лишь создают видимость реабилитации, обеспечивая трезвость, но, не освобождая человека от зависимой модели поведения, не делая его свободным. Вместо возврата в общество, ресоциализации ставших зависимыми лиц, лидеры-программисты таких организаций по определенной схеме, целенаправленно, методично, поэтапно формируют у своих подопечных мощнейшую зависимость иного рода - микросоциальную, от группы, закрепив ее психологически и духовно. Адепту не нужна свобода, он целиком и полностью принадлежит группе и ее лидерам и готов на все, чтобы в ней остаться. То есть, проще говоря, мы имеем дело с зомбированием - превращением участника такой программы в безвольного адепта, готового на выполнение любой ставящейся перед ним руководством организации задачи. Даже выходящей за грань здравого смысла. Будет ли это выход на антиправительственный митинг, устранение мешающего развитию организации оппонента, или просто готовность пойти на обман любого человека ради сохранения безопасности группы. Это может быть кто угодно: чиновник любого уровня, политик, депутат, врач, родственник наркомана, участковый, журналист и даже священнослужитель. У таких организаций как на войне - все средства хороши, ведь цель оправдывает средства

По итогам проведения рабочего совещания его участниками было предложено выйти с законодательной инициативой к председателю Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания VI созыва о принятии следующих первоочередных мер:

1.         Инициировать на уровне Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации создание межфракционной рабочей группы по анализу деятельности в стране нетрадиционных религиозных движений, в первую очередь неопятидесятнического (харизматического) толка и аффилированных с ними реабилитационных структур, для разработки и утверждения законодательных мер противодействия нарастанию в них экстремистских настроений;

2.         Провести доработку предложенного рядом участников совещания варианта критериев оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, созданных на основе утверждённых Государственным антинаркотическим комитетом 25 июня 2014 года критериев в целях повышения качества оказания реабилитационных услуг наркозависимым лицам, а также исключения участия в предоставлении социальных услуг населению представителям тоталитарных деструктивных культов (сект) из числа нетрадиционных религиозных движений;

3.         Способствовать общественной и юридической поддержке инициативной группы депутатов Государственной Думы по введению в правовое поле понятия «секта» и внесению ряда способствующих оздоровлению религиозного пространства изменений в соответствующие законодательные акты, в первую очередь в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

4.         Исключить из Федерального закона от 26 сентября 1997 года N125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» понятие «религиозная группа», которой закон позволяет не иметь юридической регистрации. Все религиозно-ориентированные группы граждан должны быть подотчетны органам юстиции.

Также дополнительно было подготовлено 20 предложений по совершенствованию координации реабилитационных организаций по различным направлениям.

Таковы основные мысли, если вкратце, высказанные на совещании 21 ноября 2014 года. Если мы не научим специалистов отличать банальную вербовку в нетрадиционное религиозное движение (секту), индоктринацию, от профессионально организованной программы реабилитации и уж тем более ресоциализации наркозависимых, не пропишем на законодательном уровне предельно выверенные определения, о перспективах наведения порядка в данной сфере, формирования здоровых региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в единую федеральную сеть можно даже не думать. В таком случае остановить волну наркотизации молодёжи единичными, локальными общественными инициативами вряд ли удастся.

Мы готовы и дальше содействовать становлению и развитию инфраструктуры Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. На 18 февраля 2015 года при содействии Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи запланировано проведение второго рабочего совещания, посвящённого доработке критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Предыдущая версия критериев разработана сотрудниками Научно-исследовательского центра ФСКН России весной 2014 года и включала в себе 47 пунктов, часть из которых, по мнению участников совещания 21 ноября 2014 года должна быть исключена в силу невозможности их соблюдения, либо доработана с последующим повторным утверждением на заседании ГАК.

Николай Сергеевич Валуев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва, член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме