Конференция, посвященная этой знаменательной дате, состоялась недавно в УРГЭУ-СИНХ Екатеринбурга. «Литературно-художественное творчество М.Ю. Лермонтова в формировании патриотизма гражданина России» - эту тему обсудили преподаватели вузов, работники библиотек, студенты, представители общественных организаций города, а также комиссии по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественной палаты Свердловской области.
Ведущий круглого стола академик РАН и РАМН Черешнев В. А. рассказал немало интересного из биографии Михаила Юрьевича Лермонтова, отметив его воинскую доблесть, заслуги перед Отечеством. Затем разговор перешел в плоскость обсуждения проблемы: какой именно патриотизм в лирике поэта и можно ли его взять как пример для подражания?
Одни высказывалась за то, что у Лермонтова традиционное понимание патриотизма - это любовь к Родине без всяких условий и оговорок. Это готовность к любым подвигам и жертвам ради интересов своего Отечества. Другие доказывали, что патриотизм у Лермонтова вовсе не означает однозначной любви к отчизне. Он какой-то «странный», не очень понятный. Например, в стихотворении «Родина» поэт говорит: «Люблю отчизну я, но странною любовью, не победит ее рассудок мой ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой»...Ну, и где же здесь патриотизм? Почему рассудок борется с любовью? - вопрошали они. Приводилось в доказательство «нелюбви к родине» и другое его стихотворение: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ».
Сторонники видения патриотизма в творчестве Лермонтова в традиционном понимании (а это мнение высказало большинство присутствующих в зале) привели веские аргументы и доказательства того, что не только творчество, но и вся жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, человека и гражданина, были направлена на служение Родине. «Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал»), - писал Лермонтов. И он действовал: служил в армии императора и участвовал в боевых действиях на Кавказе, откликался своими стихами на трагические и героические страницы нашей истории, воспевал славу России и героический характер русского народа. Уже эти факты могли бы служить примером подрастающему поколению в воспитании патриотизма. Но не только этим притягательно для нас творческое наследие Лермонтова.
Тема патриотизма в его творчестве является составной частью его духовности, неотделима от православного мировоззрения поэта. И только в контексте православия можно понять смысл его произведений.
В частности, журналист И.Барановская (представитель комиссии по защите семьи и традиционный семейных ценностей Свердловской общественной палаты) обратила внимание присутствовавших на то, что русское самосознание, впитавшее в себя православную веру, было духовным стержнем и нравственным смыслом жизни поэта.
-Вот почему мы не можем сегодня рассматривать его творчество так, как нас учили в советскую пору, -подчеркнула она,- вне контекста православия, которым оно было пронизано. Именно о таких людях, как Лермонтов, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Русский человек всегда отличался особым, как теперь говорят, менталитетом: открытостью ко всему доброму, светлому, живому, сердечной привязанностью к домашнему очагу, к святыне».
Она ознакомила присутствующих с очень интересной работой - основными главами диссертации литературоведа, доктора филологических наук Горланова Г. Е. «Творчество Лермонтова М.Е. в контексте русского духовного самосознания».
По мнению Горланова идея патриотизма понималась Лермонтовым не только как любовь к Родине, к «отеческим гробам», но и как некое мессианство, - уверенность в том, что наше Отечество имеет особую историческую судьбу. И далее он развивает эту мысль: «Русская идея есть идея сердца» по мнению философа А.И. Ильина. Об этом говорил Лермонтов «задолго до Ильина, когда сравнивал свою судьбу с байроновской: «Нет, я не Байрон, я другой, как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой.» Это признание поэта означает, что сама жизнь в Отечестве подсказывала ему свои темы, свои сюжеты, поиски духовной истины, национальную принадлежность и свою русскую идею. И в прозе, и в стихах Лермонтов, как истинный мыслитель, ставит вопросы, связанные с вечными категориями свободы и необходимости, смерти и бессмертия, важнейшей роли идеала в развитии общества, духовной сущности человека, рожденной Божественным началом.
Героико-патриотический смысл стихотворения «Валерик» подтверждает мысль о том, что самое значительное единение людей возникает из духовной однородности, когда каждый ведёт себя как все, когда «герой всегда становится опорой других людей, их побудителем.
В стихотворении «Родина» Лермонтов смотрит на свою Отечество не глазами стороннего наблюдателя, а глазами её коренного жителя, сына своей Отчизны, связанного делами своими и помыслами с народной Россией. Чувство Родины помогает Лермонтову оставаться в литературе, при всей его противоречивости, цельным и до конца последовательным. Без любви к малой Родине не может быть любви и к большой - это одна из характерных черт русского человека: почитать родителей, родительский дом и землю, на которой родился и провёл своё детство...
Именно так, «пламенно и нежно» Михаил Юрьевич Лермонтов любил свою Родину, свой народ, свою семью, свое любимое село Тарханы, где его бабушка построила церковь. Эта любовь давала ему силы жить и творить...
Что же касается приписываемого поэту стихотворения «Прощай, немытая Россия», вызвавшего споры на конференции, следует заметить, что до сих пор не найдено ни одного доказательства подлинной принадлежности этого стихотворения Лермонтову. Последние исследования указывают на возможное авторство этого стихотворения Дмитрия Минаева, ярого русофоба. Именно в пореформенную эпоху среди интеллигенции и полуобразованщины стало модным ругать не только правительство, но и Россию...
Подводя итоги конференции, один из ее ведущих ректор УРГЭУ - СИНХ М.В. Федоров сказал о том, что молодежи, студентам необходимо давать больше прав самим определять ценностные ориентиры: что такое патриотизм, в чем он проявляется, анализировать и судить самим о творчестве великих русских классиков. На это ему возразил из зала один из преподавателей: что же получается, значит, и воспитывать теперь молодежь не нужно?..
Академик В.А. Черешнев подчеркнул, что свобода выбора человека все - таки - главное, и именно к ней надо стремиться. Он рассказал об одном из случаев с российскими учеными. Когда финансирование их научной деятельности у нас на родине прекратилось, ученые уехали за границу и там продолжили свою работу. У них была свобода выбора, и они ей просто воспользовались,- подвел он итог.
После окончания конференции многие не хотели расходиться, обсуждая затронутые вопросы, и я решила узнать у участников конференции, что им дала эта встреча? Как они оценивают итоги дискуссии?
Светлана Вохмянина (координатор регионального отделения АРКС и Областного родительского комитета):
- В целом конференция была нужной и полезной. Но настораживают многие моменты. Например, один из студентов предложил вообще изъять из определения слова патриотизм «любовь к своему Отечеству и народу». Что же тогда останется, если каждый начнет вкладывать в него свое содержание?.. Понятие «патриотизм» означает преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Слово "патриот" и производные от него слова в русском языке всегда были наделены «святым смыслом", сохраняя и значение жертвования собственной жизнью во благо Отечества.
Однако в ходе дискуссии прослеживалось явное желание оторвать Лермонтова от его народных корней, объявить его позицию «белоленточной», «разобраться в комплексах и фобиях национального самосознания, особенно - в «парадоксах патриотизма» - эти тезисы были заявлены в преамбуле к конференции.
На мой взгляд, нельзя смешивать « в кучу» любовь к своему Отечеству и отношение к власти. На Руси были разные времена смут (как скажем, при Лжедимитрии), разные правители и формы правления государством, но Родина у человека всегда была одна. И считалось долгом чести служить ей.
Достаточно посмотреть на историю святой Руси и
современную российскую историю, где не было захватнических войн, а были Отечественные, оборонительные, охранительные, национально - освободительные, защищающие и освобождающие свое Отечество от интервентов! И не русские нападали и вызывали войны, а интервенты, имеющие всегда целью поживиться за счет России, захватить ее богатства и уничтожить народ....
И Лермонтов как сын своего народа велик именно своим православным мироощущением, где патриотизм, русский дух, русская идея - это как воздух, которым мы дышим.
Поэтому вряд ли можно согласиться в качестве итога конференции с предложением предоставить больше прав молодежи самим решать, что патриотично, а что нет. Что главная ценность - это человеческая свобода и что ее надо оберегать...Разве понятие свободы не должно ограничиваться во имя блага других? Во имя общественной безопасности и уважения к духовно - нравственным ценностям и нормам традиционной общественной морали?
Посмотрите, что происходит сейчас на Украине? Одурманенное «либеральными ценностями» молодое поколение помогло западу привести эту страну к фашизму, развалить страну, и только малая ее часть (истинные патриоты) сражается за свободу и независимость своей Родины.
Клавдия Морева (учитель):
-Президент Путин недавно на одной пресс-конференции сказал про Лермонтова, что он, безусловно, был патриотом Родины, хотя порой и не соглашался с правительством, иногда даже жестко высказывался и критиковал его, но он имел на это право, поскольку искренне любил Россию. Да, был оппозиционером, но не надо путать оппозицию Лермонтова с оппозицией так называемой «пятой колонны», которая тоже видит недостатки и критикует, но не любит Россию, потому что ее цель - развал нашей страны. Я думаю, что Лермонтов был очень смелым человеком. Когда все боялись сказать об убийстве Пушкина, он написал стихотворение "Смерть поэта", за которое попал в ссылку. Вообще не люблю трусов, поэтому восхищаюсь такими людьми, как Лермонтов, которые, не боясь ни ссылок, ни смерти, «болеют» за родину, показывают ее величие, мощь и красоту, несут слово правды. Он защищал на дуэли свою честь и пострадал за это, а мог ещё жить. Очень талантливым был человеком во всем! Кроме божественных стихов и прозы писал прекрасные картины!..»
Александр Усольцев (юрист):
- Главное достижение этой конференции в том, что она прошла на хорошем уровне, привлекла внимание общественности и к творчеству Лермонтова, и к обсуждению понятия «патриотизм».
Лермонтов - наше национальное достояние, которое сплачивает Российскую нацию. Искать в его творчестве недостатки или неправильное понимание патриотизма - это все равно, что искать на солнце темные пятна. Его творчество многогранно, оно достойно восхищения. Многие, кто пришел на эту конференцию, заново перечитали его произведения, вновь открыли для себя этого великого поэта. И это очень хорощо.
Считаю, что в дальнейшем подобные конференции надо проводить обязательно. Вопросы могут быть разные, к примеру, можно обсудить тему «Что такое наши традиционные национальные ценности», как они дают жизнь и развитие нашему обществу? Что надо сделать, чтобы национальные ценности усваивались обществом?
Православие как национальная ценность привела с Куликова поля к Русскому государству. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской запустили механизм объединения Руси на основе православной веры. Но не само собой все свершилось. Столетиями в Храмах совершался молитвенный труд. Православная вера и культура дали народу возможность выстоять в столь страшных испытаниях. Отход от этих ценностей привел к распаду Русского государства.
Сегодня нам необходимо поднять идею сплочения российского общества и русского народа на основе традиционных национальных ценностей: православия, православной культуры, патриотизма. И здесь внимание к творчеству таких писателей и поэтов, как Лермонтов и память о нем играют очень важное значение.
***
Остается только поблагодарить организаторов - УРГЭУ СИНХ и всех участников этой интересной во всех ее аспектах конференции.
Марина Евсеева, журналист