В 2014 году исполнилось 75 лет со дня рождения и три года со дня кончины протоиерея Алексия Тумина, любимого многими кинешемцами священника, с 1979 года и до самой смерти служившего настоятелем Успенского кафедрального собора города Кинешмы. Он стал священником, будучи в прямом смысле слова еще мальчиком и достойно прошел более чем полувековой пастырский путь, не сворачивая с него, не взирая ни на какие трудности.
***
Я познакомился с отцом Алексием Туминым в 1996 году, когда начал работать в Ивановском епархиальном управлении. Мне и до этого приходилось видеть настоятеля кинешемского кафедрального собора, но я как-то робел к нему подойти. Его благообразный и величественный вид внушал мне почтение и трепет. Казалось, что это человек из другого времени, что он является таинственным связующим звеном с прошлым нашей Русской Православной Церкви, что он один из тех, кто обеспечивает во все времена преемственность ее традиций.
Близко же мы познакомились с отцом Алексием, когда в 1999 году по приглашению лютеранской общины города Ганновера ездили в Германию в составе делегации, которую возглавлял архимандрит Зосима (Шевчук). И с этого времени я обрел в его лице мудрого наставника и старшего товарища; наша дружба сохранилась до самой кончины батюшки.
Он много мне рассказывал о себе во время наших длинных бесед. Жалею, что не записывал, а память сохранила лишь урывки, из которых, тем не менее, складывается цельный образ этого доброго пастыря, всей душой любившего Бога, Церковь и Россию.
Алексей Иванович Тумин родился 8-го марта 1939 года в семье служащего, в деревне Покровка Стерлитамакского района, Башкирской АССР. Его отец, Иван Андреевич Тумин, в 1941 году погиб на фронте. Семья переехала к дедушке, который был церковным старостой Николо-Татьянинской церкви г. Стерлитамака БАССР.
Детские годы отца Алексия связаны с дедушкой, который был церковным старостой и глубоко верующей бабушкой. С раннего детства Алексей был при храме; богослужение, храмовое пространство, жизнь приходской общины - все это органично не только вошло в его сознание, а просто стало онтологически ему присуще. С семи лет Алексей уже прислуживал в алтаре. Церковное пение, чтение будущий священник полюбил с детства.
Сам он вспоминал об этом так: «настоятель взял меня в семилетнем возрасте во Св. Алтарь. Я помогал в Алтаре священнослужителям, исполняя различные алтарные послушания, делал я это с любовью, большим желанием и неленостно. В семилетнем возрасте я уже начал читать «Трисвятое по Отче наш» по «Ныне отпущаеши». Так постепенно по мудрому наставлению о. настоятеля, я приучился к церковному чтению: осмысленному, благоговейному, неторопливому. И когда я постиг это малое, о. настоятель благословил меня читать- 1-ый Час. А затем «Шестопсалмие» и прочее... И в 12 лет я читал уже все, особенно запомнилось мне чтение канона с о. настоятелем в воскресные дни. В 16 лет я уже прекрасно знал Церковный устав и мог помогать тем священнослужителям, которые плохо в нем разбирались, потому что, в то трудное время рукополагали в сан священника или диакона людей «взятых от сохи». И когда исполнилось мне 18 лет, по рекомендации того же богомудрого о. настоятеля, я был рукоположен в сан диакона и оставлен в кафедральном соборе г. Уфы, одновременно исполняя обязанности казначея Епархиального управления».
Отец Алексий очень рано женился, ему было всего 17 лет. И на протяжении более чем полувекового пути семейной жизни, они с матушкой Евгенией сумели сохранить трепетное отношение друг к другу, которое внешне, впрочем, ими не проявлялось. Я всегда любовался ими, когда приходилось бывать у отца Алексия в Кинешме. Зачастую в священнических семьях бывает, что попадья пытается командовать мужем, все силы прилагая к тому, чтобы стать «первой леди» на приходе. Так вот у матушки Евгении таких глупостей не было. Она всегда держалась в тени мужа, даже за столом во время официальных приемов с ним рядом не садилась. Но при этом была очевидна та огромная поддержка, которую матушка оказывает супругу, как она за него переживает, насколько понимает специфику пастырского служения, что ее муж принадлежит не только ей, но и, в первую очередь, Церкви. И их семья была малой церковью; все сыновья отца Алексия стали священнослужителями, а теперь и внук уже священник.
Батюшка умел найти общий язык с любым человеком. Он умел и пошутить, мог и одним своим видом заставить собеседника почувствовать свою неправоту. Всегда был доброжелателен. Помню, какое большое впечатление произвел отец Алексий на немцев, когда мы были в Ганновере. Их очень заинтересовала та пастырская деятельность, которую настоятель кинешемского собора начал проводить в одной из местных колоний, когда это стало возможным. Они даже приезжали специально из Германии, пришлось тогда организовывать им посещение этого учреждения, так их это заинтересовало.
В восемнадцать лет епископ Илларион (Прохоров) рукоположил его в сан диакона, а через год в сан священника, сделал его своим помощником по епархиальным делам. Это был 1958 год - начало антицерковных репрессий, инициированных Н.С. Хрущевым и продолжавшихся вплоть до 1964 года. Один Господь знает, как тяжело было молодому священнику, почти мальчику не только не сломаться, но и сформироваться как пастырю в эти годы огромного прессинга на каждого открыто исповедующего свою веру.
Когда епископа Иллариона перевели в Ивановскую епархию, отец Алексий поехал за ним. Это был 1960 год. И более полувека он прослужил на ивановской земле, из них свыше тридцати лет в качестве настоятеля кинешемского кафедрального собора. Конечно, собор за эти годы стал для него вторым, а то и первым домом. Здесь он постоянно находился, а матушка Евгения во всем ему помогала. Двое сыновей стали протодиаконами и служили вместе с отцом, еще один сын стал настоятелем прихода в Юрьевце, а четвертый - протодиаконом в Шуе. Настоятеля кинешемского собора очень любил и ценил архиепископ Амвросий, в 1977-2006 годах управляющий Ивановской (Иваново-Вознесенской) епархией.
Отец Алексий не был «книжным» человеком. Но те немногие его записанные работы, которые по моей инициативе были изданы в 1999 году под общим названием «Православное пастырство и монашество», каким-то неуловимым образом передают то восприятие и понимание церковности, которое было ему присуще.
В предисловии к этой книге протоиерей Алексий Тумин не просто пастырь, он и учитель пастырства; не только словами, но и всей своей жизнью. Для каждого пришедшего к нему он находит слово доброго духовного назидания и утешения, успокаивает мятущихся духом, утешает малодушных, поддерживает немощных. Свой пастырский путь отец Алексий начал в восемнадцать лет, сейчас у него за плечами уже сорок два года священнического служения. Все его четыре сына - примерные священнослужители. За свою благородную деятельность протоиерей Алексий неоднократно награждался светскими и церковными орденами и медалями, был избран Почетным гражданином города Кинешмы».
Когда в Иваново открылась семинария, отец Алексий стал преподавать в ней литургику на первом курсе. Своей главной задачей он видел привить семинаристам любовь к православному богослужению, хотя и соглашался, что на лекциях это сделать невозможно. Сам он очень любил служить, вокруг этого и строилась его жизнь.
В президиуме конференции. 2003 год.
Архиепископ Амвросий награждает о. Алексия знаком «За заслуги перед Ивановской епархией» І степени. 2002 год.
К сожалению, года за три до кончины отца Алексия, в силу разных жизненных обстоятельств наше общение прервалось. Но однажды я почувствовал, что должен ему позвонить. Оказалось, что он в больнице. Мы стали перезваниваться, я все хотел его навестить, но отец Алексий отказывался. Он прожил совсем немного после этого. Скончался он 26 июля 2011 года. И увидел я его уже в гробу на отпевании в кинешемском кафедральном соборе. Храм был переполнен молящимися, одних священников было более двадцати. Возглавлял это соборное служение протоиерей Сергий Арбузин. В ограде родного ему собора протоиерей Алексий Тумин и был похоронен.
Троицкий и Успенский кафедральные соборы города Кинешмы
Светлый образ отца Алексия, доброго пастыря, неизгладимо запечатлелся в моей памяти, являя собой пример священника и семьянина, патриота своей Родины.
Алексей Федотов, доктор исторических наук, профессор Ивановского филиала института управления, член Союза писателей России