Протоиерей Алексий Тумин

Памяти пастыря

0
434
Время на чтение 6 минут


 

В 2014 году исполнилось 75 лет со дня рождения и три года со дня кончины протоиерея Алексия Тумина, любимого многими кинешемцами священника, с 1979 года и до самой смерти служившего настоятелем Успенского кафедрального собора города Кинешмы. Он стал священником, будучи в прямом смысле слова еще мальчиком и достойно прошел более чем полувековой пастырский путь, не сворачивая с него, не взирая ни на какие трудности.

 ***

Я познакомился с отцом Алексием Туминым в 1996 году, когда начал работать в Ивановском епархиальном управлении. Мне и до этого приходилось видеть настоятеля кинешемского кафедрального собора, но я как-то робел к нему подойти. Его благообразный и величественный вид внушал мне почтение и трепет. Казалось, что это человек из другого времени, что он является таинственным связующим звеном с прошлым нашей Русской Православной Церкви, что он один из тех, кто обеспечивает во все времена преемственность ее традиций.

Близко же мы познакомились с отцом Алексием, когда в 1999 году по приглашению лютеранской общины города Ганновера ездили в Германию в составе делегации, которую возглавлял архимандрит Зосима (Шевчук). И с этого времени я обрел в его лице мудрого наставника и старшего товарища; наша дружба сохранилась до самой кончины батюшки.

Он много мне рассказывал о себе во время наших длинных бесед. Жалею, что не записывал, а память сохранила лишь урывки, из которых, тем не менее, складывается цельный образ этого доброго пастыря, всей душой любившего Бога, Церковь и Россию.

Алексей Иванович Тумин родился 8-го марта 1939 года в семье служащего, в деревне Покровка Стерлитамакского района, Башкирской АССР. Его отец, Иван Андреевич Тумин, в 1941 году погиб на фронте. Семья переехала к дедушке, который был церковным старостой Николо-Татьянинской церкви г. Стерлитамака БАССР.

Детские годы отца Алексия связаны с дедушкой, который был церковным старостой и глубоко верующей бабушкой. С раннего детства Алексей был при храме; богослужение, храмовое пространство, жизнь приходской общины - все это органично не только вошло в его сознание, а просто стало онтологически ему присуще. С семи лет Алексей уже прислуживал в алтаре. Церковное пение, чтение будущий священник полюбил с детства.

Сам он вспоминал об этом так: «настоятель взял меня в семилетнем возрасте во Св. Алтарь. Я помогал в Алтаре священнослужителям, исполняя различные алтарные послушания, делал я это с любовью, большим желанием и неленостно. В семилетнем возрасте я уже начал читать «Трисвятое по Отче наш» по «Ныне отпущаеши». Так постепенно по мудрому наставлению о. настоятеля, я приучился к церковному чтению: осмысленному, благоговейному, неторопливому. И когда я постиг это малое, о. настоятель благословил меня читать- 1-ый Час. А затем «Шестопсалмие» и прочее... И в 12 лет я читал уже все, особенно запомнилось мне чтение канона с о. настоятелем в воскресные дни. В 16 лет я уже прекрасно знал Церковный устав и мог помогать тем священнослужителям, которые плохо в нем разбирались, потому что, в то трудное время рукополагали в сан священника или диакона людей «взятых от сохи». И когда исполнилось мне 18 лет, по рекомендации того же богомудрого о. настоятеля, я был рукоположен в сан диакона и оставлен в кафедральном соборе г. Уфы, одновременно исполняя обязанности казначея Епархиального управления».

Отец Алексий очень рано женился, ему было всего 17 лет. И на протяжении более чем полувекового пути семейной жизни, они с матушкой Евгенией сумели сохранить трепетное отношение друг к другу, которое внешне, впрочем, ими не проявлялось. Я всегда любовался ими, когда приходилось бывать у отца Алексия в Кинешме. Зачастую в священнических семьях бывает, что попадья пытается командовать мужем, все силы прилагая к тому, чтобы стать «первой леди» на приходе. Так вот у матушки Евгении таких глупостей не было. Она всегда держалась в тени мужа, даже за столом во время официальных приемов с ним рядом не садилась. Но при этом была очевидна та огромная поддержка, которую матушка оказывает супругу, как она за него переживает, насколько понимает специфику пастырского служения, что ее муж принадлежит не только ей, но и, в первую очередь, Церкви. И их семья была малой церковью; все сыновья отца Алексия стали священнослужителями, а теперь и внук уже священник.

Батюшка умел найти общий язык с любым человеком. Он умел и пошутить, мог и одним своим видом заставить собеседника почувствовать свою неправоту. Всегда был доброжелателен. Помню, какое большое впечатление произвел отец Алексий на немцев, когда мы были в Ганновере. Их очень заинтересовала та пастырская деятельность, которую настоятель кинешемского собора начал проводить в одной из местных колоний, когда это стало возможным. Они даже приезжали специально из Германии, пришлось тогда организовывать им посещение этого учреждения, так их это заинтересовало.

В восемнадцать лет епископ Илларион (Прохоров) рукоположил его в сан диакона, а через год в сан священника, сделал его своим помощником по епархиальным делам. Это был 1958 год - начало антицерковных репрессий, инициированных Н.С. Хрущевым и продолжавшихся вплоть до 1964 года. Один Господь знает, как тяжело было молодому священнику, почти мальчику не только не сломаться, но и сформироваться как пастырю в эти годы огромного прессинга на каждого открыто исповедующего свою веру.

Когда епископа Иллариона перевели в Ивановскую епархию, отец Алексий поехал за ним. Это был 1960 год. И более полувека он прослужил на ивановской земле, из них свыше тридцати лет в качестве настоятеля кинешемского кафедрального собора. Конечно, собор за эти годы стал для него вторым, а то и первым домом. Здесь он постоянно находился, а матушка Евгения во всем ему помогала. Двое сыновей стали протодиаконами и служили вместе с отцом, еще один сын стал настоятелем прихода в Юрьевце, а четвертый - протодиаконом в Шуе. Настоятеля кинешемского собора очень любил и ценил архиепископ Амвросий, в 1977-2006 годах управляющий Ивановской (Иваново-Вознесенской) епархией.

Отец Алексий не был «книжным» человеком. Но те немногие его записанные работы, которые по моей инициативе были изданы в 1999 году под общим названием «Православное пастырство и монашество», каким-то неуловимым образом передают то восприятие и понимание церковности, которое было ему присуще.

В предисловии к этой книге протоиерей Алексий Тумин не просто пастырь, он и учитель пастырства; не только словами, но и всей своей жизнью. Для каждого пришедшего к нему он находит слово доброго духовного назидания и утешения, успокаивает мятущихся духом, утешает малодушных, поддерживает немощных. Свой пастырский путь отец Алексий начал в восемнадцать лет, сейчас у него за плечами уже сорок два года священнического служения. Все его четыре сына - примерные священнослужители. За свою благородную деятельность протоиерей Алексий неоднократно награждался светскими и церковными орденами и медалями, был избран Почетным гражданином города Кинешмы».

Когда в Иваново открылась семинария, отец Алексий стал преподавать в ней литургику на первом курсе. Своей главной задачей он видел привить семинаристам любовь к православному богослужению, хотя и соглашался, что на лекциях это сделать невозможно. Сам он очень любил служить, вокруг этого и строилась его жизнь.

 

В президиуме конференции. 2003 год.

 

Архиепископ Амвросий награждает о. Алексия знаком «За заслуги перед Ивановской епархией» І степени. 2002 год.

 

К сожалению, года за три до кончины отца Алексия, в силу разных жизненных обстоятельств наше общение прервалось. Но однажды я почувствовал, что должен ему позвонить. Оказалось, что он в больнице. Мы стали перезваниваться, я все хотел его навестить, но отец Алексий отказывался. Он прожил совсем немного после этого. Скончался он 26 июля 2011 года. И увидел я его уже в гробу на отпевании в кинешемском кафедральном соборе. Храм был переполнен молящимися, одних священников было более двадцати. Возглавлял это соборное служение протоиерей Сергий Арбузин. В ограде родного ему собора протоиерей Алексий Тумин и был похоронен.

 

Троицкий и Успенский кафедральные соборы города Кинешмы

 

Светлый образ отца Алексия, доброго пастыря, неизгладимо запечатлелся в моей памяти, являя собой пример священника и семьянина, патриота своей Родины.

Алексей Федотов, доктор исторических наук, профессор Ивановского филиала института управления, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Федотов
«Экспертное мнение»: 95 лет со дня рождения
профессора В.Н.Латышева
21.10.2024
Светлана Шмелёва: Мы принимаем обращения
на незаконные действия властей регионального и местного уровней...
22.07.2024
Все статьи Алексей Александрович Федотов
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18