Не могу вспомнить, когда я впервые колядку услышала. Но точно помню, когда впервые узнала об их существовании: в первом семестре на первом курсе, на занятиях по русскому фольклору.
Бабушки мои, мамина мама Прасковья и её старшая сестра Наталья, как теперь рассказывает мне тётка, ходили колядовать, и их сильные звонкие голоса, говорит она, были слышны с крыльца дома, пока они ходили по соседям по нижним приднепровским улицам. Я этого не помню. Помню, как в сочельник в печке томилась кутья, и перед сном бабушка давала нам её попробовать и говорила, что можно завернуть в салфетку и под подушку положить, что мы и делали.
Церкви не было, поста не было. Вернее, церковь-то была в городе, маленький деревянный храм, но нас с братом отец не дал бабушкам крестить, и мы так и росли нехристями. На зимние каникулы нас у бабушек собиралось четверо, привозили нас с Серёжкой родители из Минска, из Вильнюса приезжала Алёна, а Натуля, чей отец, самый младший мамин брат, уехал с женой на заработки в Якутию, постоянно у бабушек жила.
В уборную в огороде мы перед сном все вместе ходили. И вот однажды вышли, во дворе темновато было, видно, тучи закрыли месяц и звёзды, а на нас из-за угла - медведь! Приплясывает, рычит и что-то поёт. Мы с братом как спортсмены закалённее (да и постарше) были, а у сестриц от испуга случился нежданчик, бабушке потом пришлось к бабке их водить от заикания лечить. Или только у одной, не помню точно.
Как бабушке пришло в голову без подготовки такой сюрприз нам устроить - она и сама потом не могла понять. Показывала нам свой вывороченный тулуп, успокаивала, но без бабки не обошлось.
Вот, собственно, и все мои детские рождественские воспоминания: пышет жаром печка, из чугунка накладывается в миску румяная кутья и пахнет из-под подушки чем-то сладким и волшебным. А на дворе мороз, яркие звёзды, и так жалко бабушкиного Лимончика, рыжеватую собачку, сидящую во дворе на цепи. Уговоры не действуют, бабушки придерживаются архаических взглядов:"Сабаку (в белорусском это слово мужского рода) у хаце не месца", всё, на что они соглашаются - чтоб мы сбегали для него в магазин за ливерной колбасой, и выдают нам монетки.
Мы бежим по звёздному морозу в магазин на улицу Первомайскую, бывший Малевический шлях, как раз напротив магазина - церковь, но мы пробегаем мимо и, довольные, бегом же возвращаемся домой с колбасой кормить Лимончика. Он умильно щурится от удовольствия и быстро виляет хвостом, ещё быстрее заглатывая мягкую колбасу...
Потом я недолгое время пела в университетском фольклорном ансамбле и, главное, некоторое количество виниловых пластинок с записями насобирала, Пушкинский Дом их готовил для "Мелодии". Сейчас пылятся, некому проигрыватель починить, днём с огнём не найти мастера.
Но я позже и кассеты, и диски с колядками покупала, но это уже после 88-го года было, и не деревенские исполнители в записях фольклористов, а церковные хоры и профессиональные ансамбли их пели.
Ну а теперь-то вообще красота, можно найти и скачать в сети всё, что угодно. Только вот как-то не вмещает душа много нового, люблю слушать то, к чему привыкла уже. Колядовать у нас ходят дети накануне Васильева дня, вечером 13 января. Колядок традиционных не знают, или поют "Падай, гаспадзiн, я у бацькi адзiн", или просто новогодние стишки читают, нарядившись более-менее традиционно.
Была мысль не давать им конфет, прежде чем не выучат одну хоть самую короткую колядку, но потом подумала, что невольник не богомольник, выйдут за дверь и забудут, так что слушаю их, хвалю и даю конфет, сама не созрела ходить колядовать.
Бабушки мои милые, братик дорогой, где-то вы теперь. Родители первое время на могилке у брата на новый год ставили ёлочку, теперь уже не садится отец за руль и не так часто на кладбище они бывают.
А у нас в этом году такой красивый вертеп в церкви, сплетена из еловых ветвей "пещера", в ней младенец в яслях и возле него овечки, стоит корзина, и приносят люди "дары". Народу на Рождественской службе много было, негде яблоку упасть, я почти в самом вертепе стояла, дышала еловым духом.
На небе полная луна, звёзды сияют в ясном морозном небе, и вспоминается и Лимончик, и то место из Шмелёва, где он пишет, как маленький думал, что "волсви со звездою путешествуют" - это про волков поётся, раз Христос родился - все волки добрые теперь...
Вот несколько колядок моих любимых.
1. Пастушкам Анёл сказаў: /
"Нарадзіўся Хрыстус вам, /
у месцы тым,
у Бэтлееме святым, /
нарадзіўся, людзі, усім
стварэнняў Валадар.
2. Каб пасланне то спазнаць, /
трэба ў Бэтлеем спяшаць. /
Вось яны
хуценька туды прыйшлі, /
у жолабе Дзіця знайшлі, /
Марыю з Юзафам.
3. Годны славы, моцны Бог /
знізіцца з вышыняў змог. /
I Сабе
Ён палацаў не прыдбаў, /
а ў стаенцы празябаў /
Збаўца і Божа наш...
Спи , Иисусе, спи ,
Сыне мой , усни.
Спи , Младенец Мой прекрасный ,
С неба смотрит месяц ясный ,
С неба смотрит месяц ясный...
Спи , Иисусе , сладко спи.
Спи , Смиренный , спи ,
Рученьки сложи.
Ты не ведаешь , что будет ,
Крест Тебе готовят люди ,
Крест Тебе готовят люди...
Спи , Иисусе , сладко спи .
Спи , Сладчайший , спи ,
Глазоньки сомкни ,» -
Тихо Матерь напевает ,
Колыбель Твою качает ,
Колыбель Твою качает...
Спи , Иисусе , сладко спи .
НЕБА I ЗЕМЛЯ
Неба i земля,
Неба i земля,
Радасна спяваюць.
Анёлы свету,
Анёлы свету
Дзiва абвяшчаюць.
Прыпеў:
Хрыстос нарадзiўся,
Бог аб'явiўся,
Анёлы спяваюць,
Пастушкi iграюць,
Дзiва-дзiва абвяшчаюць.
У Бэтлееме,
У Бэтлееме
Вясёла навiна
Чыстая Дзева,
Чыстая Дзева
Нарадзiла Сына.
Прыпеў.
А мы Дзiцятку,
А мы Дзiцятку
Богу паклон дайма.
Славу на вышынях,
Славу на вышынях
Яму заспявайма.
Прыпеў.
НОВА РАДАСЬЦЬ СТАЛА
Нова радасьць стала,
Яка не бывала.
Над Бэтлемам звезда ясна,
Светла засіяла.
Там Хрыстос радзіўся,
З Дзевы ўцелавіўся,
На нябесі і на землі
Нам дабраславіўся.
Ангелы спяваюць,
Ісуса вітаюць,
На нябесі і на землі
Мір правазглашаюць!
УЧОРА З ВЯЧОРА
Учора з вячора*
Засвяціла зора.
Зора засвяціла,
Свет узвесяліла.
Свет узвесяліўся:
Хрыстос нарадзіўся.
Хрыстова раджэньне
Людзям на збаўленьне.
Людзі, выбягайце,
Хрыста прывітайце.
Хрыста прывітайце,
Нам каляду дайце.
* Кожны радок спяваецца двойчы.
"Спи, Иисусе, спи", - это украинская не то колядка, не то колыбельная, во всяком случае, как видно из текста, это не колядовщики хозяевам поют, а Пречистая Дева - Сыну, дала в русском переводе, чтоб не наделать в украинском тексте ошибок.
Вот ещё одна белорусская колядка:
1. А ў свеце нам навіна была,
Святы вечар! (пасля кожнага радка)
Там Прачыстая Сына радзіла,
2. У небе зорачкі засвяціліся:
Прышлі мудрацы пакланіліся.
3. Каб забіць Дзіця, Ірад сам пайшоў,
Ды да ясляў шлях ніяк не знайшоў.
4. Узрасло Дзіця Госпад Хрыстос Бог,
Праўды свет знайсці Ён нам дапамог!
Когда дочка маленькая была, мы часто Рождество вместе с православными следопытами в Ульяновском монастыре встречали. Это 160 километров от Сыктывкара вверх по Вычегде, на высоком речном берегу, и центральная церковь необычная, многоярусный храм-колокольня, первые два яруса - одна над другой две церкви, на первом ещё и большая трапезная, а выше - колокольня, залезешь, посмотришь - одна тайга до горизонта, по коми "парма".
И раза три, наверное, мне приходилось как "старшему следопыту" за Вифлеемским огнём в Москву на Крутицкое подворье ездить с масляной лампой. В Москве всё проходило очень скромно, туда привозили через Европу и Беларусь скауты Вифлеемский огонь, а мою лампу от него зажигали в Никольском храме без большого стечения народа. Зато на севере, в коми, столько людей приходило и к поезду встречать, и потом в церкви, по которым мы этот огонь развозили.
Некоторых батюшек тоже уже не стало, Царство им Небесное. Дороги на севере длинные, и в машине я любила воткнуть наушники и с плеера колядки слушать: в ушах колядки, а за окном - бесконечные северные леса, ели в снегу...
У Алексея Ремизова есть "Рождество" в реалиях русской революции, Ирод там пулемётную команду посылает в Вифлеем, и Иосифу с Богородицей на санях по метели приходится спасаться от него. Как тут не вспомнить: " В Рождество все немного волхвы, в продовольственных слякоть и давка, из-за банки кофейной халвы производит осаду прилавка грудой свёртков навьюченный люд, каждый сам себе царь и верблюд..."
Я почти весь этот стих помню, немножко только путаюсь. "То и празднуют нынче везде, что Его приближенье, сдвигая, все столы. Не потребность в звезде пусть ещё, но уж воля благая, в человецех видна издали, и костры пастухи разожгли. Валит снег. Не дымят, но трубят трубы кровель. Все лица - как пятна. Ирод пьёт. Бабы прячут ребят. Кто грядёт - никому не понятно. Мы не знаем примет, и сердца, могут вдруг не признать пришлеца. Но когда на дверном сквозняке из тумана ночного густого возникает фигура в платке, и Младенца, и Духа Святого различаешь в себе без стыда, смотришь в небо и видишь - Звезда".
Это как раз в то время написано, когда мы маленькие мимо церкви пробегали, и теперь мне кажется, что "фигура в платке" - это про мою бабушку, и про всех наших бабушек, "белые платочки". Моя бабушка, правда, больше на ту похожа, что на фотографии - в центре в синем платке решительно так шагает, ну просто вылитая, то же и лицо, и походка.
Но я уже и раньше замечала, что она мне часто чудится даже просто на улице или в церкви, как увижу похожую старушку, кажется - это она. Не знаю, как закончить.
Ну разве что колядку спеть : "А у свеце нам навина была, святы вечар..."
Вчера мы с Тишкой гуляли в парке. Там было совершенно безлюдно, даже и следов почти не было на свежем снегу, только птичьи, и я забралась на пустую сцену и спела колядку. На Ивана Купалу с этой сцены всегда много песен звучит, приезжают фольклорные ансамбли и поют до утра, на берегу Днепра зажигают огромный костёр, и полон парк народа.
А на Рождество тихо и пустынно, только деревья стоят, слушают. "И речка подо льдом блестит"...
24. Богоявление
23. ерусалимцу
22. Ответ на 20., РодЕлена:
21. Ответ на 15., Ксения Балакина :
20. Ответ на 19., ерусалимецъ:
19. Ответ на 18., РодЕлена:
18. Ответ на 16., ерусалимецъ:
17. Ответ на 15., Ксения Балакина:
16. автору
15. Re: «Каляды»