День святого Трифона Печенгского и всех Кольских святых - праздник всей нашей Мурманской области. Сегодня - престол у храма преподобного Трифона Печенгского на Зеленой в Мурманске, у храма святого Трифона на Траловой 22, в Трифонов Печенгском монастыре, в Трифоновском храме Никеля, в маленькой церкви Мончегорска... И, соответственно, проходили везде воскресные Литургии, пение молебнов Преподобному, крестные ходы. В этот день на архиерейском подворье после Причастия иеромонах Геронтий тепло поздравил всех с днем святого Трифона и сказал, что Преподобного издавна именуют «лапландским дедом морозом». В связи с этой древней традицией детишкам в храме после причащения по благословению отца Геронтия монахи раздали довольно-таки увесистые пакеты с подарками. Была и нота печали. Отец Геронтий говорил о том, что с большим трудом был заново отстроен практически на пустом месте монастырь в Луостари, но теперь там проблемы и духовные, и материальные. Можно добавить, что сам отец Геронтий вложил много труда в строительство монастыря, как и настоятель Печенгской обители игумен Даниил (Топоев).
В 15 часов духовенство и прихожане мурманских церквей собрались в актовом зале МГГУ на праздничный концерт, посвященный Преподобному - в зале была большая старинного письма икона святого Трифона, крестителя лопарей.
Святые Кольские и Крымские
Стоит напомнить, что 28 декабря - не только собор Кольских святых и день кончины святого Трифона, но и собор всех Крымских святых. И оба эти собора - многочисленны, включают в себя десятки тысяч угодников. Почему? Из-за особых исторических условий. Крым - место особенно страшного красного террора в 198-1921 годах. Мурман, как район крайнего Севера, - место особенно страшных концлагерей и спецпоселков в 1930-е годы: для раскулаченных крестьян с их детьми, духовенства, царских офицеров (дворян). Потому кроме апостола Андрея, епископов Херсонеса, священномучеников Климента и Мартина и многих других угодников, мы чтим в сонме крымских святых многих и многих новомучеников и исповедников. Вспомним хотя бы, что коммунисты распинали в Крыму священников на крестах. Или о том, что расстреляли белого офицера, участника Первой Мировой, Сергея Шмелева, не смотря на все слезные просьбы его отца, известного писателя Ивана Шмелева. Коммунисты просто нагло нарушили обещание пощадить добровольно сдавшихся белых, которым красные обещали помилование. Об этом в своих стихах рассказал очевидец тех событий классик русской литературы Максимиллиан Волошин (кстати, он часто пытался спасти белых от расправы):
БОЙНЯ
(ФЕОДОСИЯ, ДЕКАБРЬ 192O)
Отчего, встречаясь, бледнеют люди
И не смеют друг другу глядеть в глаза?
Отчего у девушек в белых повязках
Восковые лица и круги у глаз?
Отчего под вечер пустеет город?
Для кого солдаты оцепляют путь?
Зачем с таким лязгом распахивают ворота?
Сегодня сколько? полтораста? Сто...
Как Преподобный вымолил царя
Но вернемся к нашим северным Кольским святым. Очень хорошо, что отец Сергий Поливцев вместе со всеми собравшимися спел тропарь святому Трифону. Светлый, добрый лик Преподобного смотрел на всех с иконы, и вспоминалось радостное пение ирмосов Рождественского канона: «Христос раждается, славите». Отец Сергий рассказал кратко, но довольно ярко о преподобном Трифоне и почитании его на Мурмане. Согласно каноническому церковному житию, Преподобный родился в Торжке в семье священника, детство и юность провел в смирении, чистоте и молитвах - в церкви и в пустыне. Во время церковной молитвы его поразили слова песнопения «Пустынным живот блажен есть...» ( в переводе: жизнь иноков - блаженство). А во время уединенной молитвы в лесу Сам Господь призвал своего избранника гласом свыше: «Иди в землю жаждущую...». Исполнив волю Божию, подвижник пришел на Мурман, построил церковку Святой Троицы на Печенге, принял монашество с именем Трифон и основал монастырь в 1533 году. Преподобный крестил в реке Печенга около 2 тысяч лопарей, просветив Православием целый народ. Скончался святой Трифон 28 декабря 1583 года. С той поры Трифонов Печенгская обитель была и является форпостом Православия и вообще всей России на Севере Европы. Мученическую смерть за Христа и Отечество приняли 116 монахов Печенгских через 6 лет после смерти Трифона. В советские десятилетия обители не существовало. Но теперь она возрождена, туда совершаются паломничества. Преподобному у его могилки в Луостари паломники молятся о умножении любви, помощи морякам и рыбакам в их опасной работе, от различных болезней и пьянства. Кроме того, святой Трифон - молитвенник о всей нашей Державе. Первым чудом по смерти Преподобного было явление его царю Феодору Иоанновичу во время Ливонской войны. При жизни святой Трифон совершил путешествие в Москву, был принят Иоанном Грозным, одарившим северную обитель. Но самое первое пожертвование ( свои шитые золотом одежды на облачение для священников) даровал старцу Трифону сын царя, кроткий Феодор Иоаннович. Бог щедро воздал за эту милостыню. Царь спал в шатре и не предвидел опасности. А враги уже направили на шатер пушки. И тут во сне царю явился дивный старец и повелел быстро уйти из шатра. Старец сказал: «Я тот Трифон с Печенги, которому ты пожертвовал свои драгоценные одежды». Вот и акафисте святому Трифону поется: «Радуйся, яко тобою небесное царей наших познася соблюдение». Что значит: русские святые молили Бога за русских царей, защитников Православия и Отечества. Святой Трифон - небесный покровитель всего Кольского Севера, как, например, святой князь Довмонт - покровитель Пскова, а святители Митрофан и Тихон - Воронежа.
Хочется напомнить, что 28 декабря стоит помолиться за упокой души пока еще не прославленного северного подвижника - иеромонаха Паисия (Рябова), последнего настоятеля монастыря на Печенге. Коммунисты арестовали отца Паисия и расстреляли на полигоне в Левашово под Петербургом 28 декабря 1940 года. Таким образом, его мученическая смерть пришлась на день памяти святого Трифона.
О святом Трифоне, монастыре и его возрождении можно прочитать в книге священника Сергия Поливцева «Трифонов Печенгский монастырь» (она продавалась на празднике, ее можно приобрести во Введенском, Трифоновском и других храмах). В книге, например, рассказывается о том, как возрождали древнюю обитель до революции. Способ был самый распространенный в то время. Возродить обедневшую обитель (или создать заново) - значит, взять 8-10 хороших монахов из большой процветающей обители. В данном случае направили 10 иноков из Соловков, и долго Трифоновская обитель была приписана к Соловецкой. Не знаю, насколько такой вариант возможен в настоящее время. Правда, когда возрождали Оптину в 1988 году, то первых иноков перевели туда из Данилова монастыря Москвы. Будем надеется, что и у нас свято место не запустеет. Ведь в Луостари и на Печенге под спудом почивают мощи святого Трифона и 116 преподобномучеников монахов Печенгских. Есть надежда, что если будет продолжаться народное почитание в виде паломничества на Печенгу, появятся со временем и новые иноки.
Песни Севера
Вся культура Кольского края неразрывно связана с именем святого Трифона. Вот и выступление Поморского народного хора стало настоящим северным сиянием в полярной ночи. Радостно звучали слова северных русских песен - взрослые и дети в красивых национальных одеждах Русского Севера своим жизнерадостным пением согрели сердца слушателей.
Священник Сергий Поливцев и матушка Ирина исполнили под гитару песни на стихи мурманских поэтов. Очень трогательно прозвучали строки о любви на стихи Ирины Андреевны.
В перерыве между выступлениями матушка Ирина награждала от имени митрополита Симона и Паломнического отдела митрополии сотрудников (это в основном молодые, очень энергичные и образованные люди): бакалавра теологии и экскурсовода Марию Новоселову, самого преданного и старого, (хотя и молодого по возрасту) сотрудника Надежду Зорькину, мурманского поэта Николая Колычева, регента Алексея Кулешова, руководителей Поморского хора.
На вечере читал свои стихи поэт Николай Васильев. Он также с большим вдохновением рассказал о паломничестве в 2012 году в Торжок, на родину Преподобного. Коммунисты разрушили там полностью Крестовоздвиженский храм, где мальчонкой молился будущий просветитель лопарей. Теперь церковь восстанавливается буквально из руин. Начиная с 1990-х годов на Руси в огромном количестве возрождаются русские храмы, разрушенные, оскверненные или взорванные коммунистами в советское время. Сегодня по статистике на огромных просторах России каждый день строится храм или часовня. Это говорит о том, что русское национальное возрождение, возрождение Православной России, возможно после безбожного и интернационального советского строя при СССР.
Очень понравилось небольшое, но сердечное поздравление с праздником, произнесенное иеромонахом Трифоном (Михайловским), батюшкой из Никольского собора Мурманска. На сегодняшний день только один священнослужитель нашей митрополии носит это святое имя в честь Преподобного.
Мурманский поэт Николай Колычев исполнил под гитару несколько своих песен, а также прочел с большим чувством стихи о Трифонов Печенгском монастыре. Исполнитель авторской песни Александр Базанов представил песню о паломничестве на Печенгу на стихи матушки Ирины.
По окончании концерта все пропели «Достойно есть», а потом было непринужденное общение в конце зала с чаем и пирожками. Отрадно было видеть, как мурманская молодежь весело теснится, стараясь поближе подойти к батюшкам, берет у них благословение, беседует. Слава Богу, что были на концерте и школьники, и студенты, и молодые семьи. Так в России крепнут наши вековые русские православные традиции. Одна их них - Трифоновский день. Полярная ночь пока что над Мурманом до конца января. В свете фонарей на сильном морозе на синем бархате ночи сказочным кружевом белеют тонкие березы, в свете фонарей из-под пушистого снега сверкают алые гроздья рябин. Чувствуется приближение Рождества Христова, что и хотелось мне выразить в этих поэтических строках:
Ранние, тихие сумерки -
Город Романов-на-Мурмане...
К вечеру синими вьюгами
Сопки и крыши укутаны,
В воздухе - изморозь, будто бы
Медлит с морозами лютыми
Днями холодными, трудными
Эта пора безрассудная.
Иней на всем. Безмятежные
Взоры сияют надеждою.
А на душе - ожидание:
Праздник ли, пост ли, страдание...
И Рождество отдалённое
Вновь обретут утомлённые
Люди. Здесь встретят Спасителя
В храмах, на море, в обители.
Галина Сиротинская, журналист пресс-службы Введенского храма г. Мурманска