Понятие «идеология» широко используется в общественно-политической литературе. Однако, критический взгляд на определения этого понятия и его использование показывает, что в этом деле нет строгости и точности. Часто понятие «идеология» используется как синоним понятия «общественно-политическая теория», хотя для идеологии дается отдельное определение, не совпадающее с определением понятия «теория». С целью указания этого и других противоречий и попытки их разрешения написана данная работа. Дано определение понятия «идеология» и указано место идеологии в системе общественно-политического регулирования. Показано, что Конституция - юридическая форма государственной идеологии. Автор благодарен д.соц.н., проф. Потапову В.П. за полезные обсуждения и ценные замечания.
I. История развития понятия
Общественное бытие и общественное сознание - категории теории познания. Для полноты изложения мы дадим свои определения этим и некоторым другим понятиям. Обоснования этих определений, поскольку они не являются темой данной работы, будут обсуждаться в других работах.
Общественное бытие - объективное взаиморасположение, взаимосвязь и взаимодействие элементов общественного бытия в физическом, ментальном (смысловом) и духовном пространствах. Элементы общественного бытия - индивидуумы, социальные образования, элементы культуры и элементы природы, духовные сущности (ср. с [1]).
Общественное сознание - складывающееся из индивидуальных сознаний целостное духовое явление (система), обладающее внутренней структурой, включающее научно-философское, политическое, правовое, религиозное (богословское), этическое и эстетическое знание и общественную психологию, обеспечивающих осознание, религиозное чувство и ощущение обществом самого себя (ср. с [1]). Характеристики общественного сознания: общественное мнение, ментальность и мировоззрение и мироощущение (общественная психология).
Мировоззрение - воспринятая и преломленная сознанием научная картина мира. Носители различных уровней мировоззрения - индивидуум, общность и общество.
Ментальность - способ восприятия, ощущения и мышления индивида, общности и общества,
Мироощущение - чувство самого себя: общественная психология и религиозное чувство (вера).
Общественное мнение - сложившееся на данный момент ментальное состояние общественного сознания, определяющее отношение общества к тому или иному предмету или явлению.
Взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания в чисто философской плоскости (не учитывающее метафизическое измерение) - это «кольцо причинности»: первое определяет второе, а второе определяет само себя и первое.
Сознание по самому определению является причиной самого себя, потому что это осознание себя, способность самооценки и принятия решений по адаптации к внешней среде (бытию). Это - свобода воли человека. Общественное сознание изменяет себя, принимая или отвергая общественные нормы и ценности, изменяя свое мировоззрение.
Философская проблема первичности бытия или сознания говорит скорее о моменте их возникновения, чем развития. Что касается исторической причинности, то, если сознание принципиально не может быть причиной изменения бытия, то технический прогресс не возможен.
По поводу внешних воздействий на общественное бытие и общественное сознание (культурно-исторический тип - социальная система) мы здесь сошлемся на мнение П. Сорокина: изменения культурно-исторического типа (общественного сознания) внутренне ему присущи. Внешние воздействия могут быть толчком для этих изменений, но то новое состояние, в которое переходит система, является следствием ее внутреннего устройства [2].
Термин «идеология» возник в наполеоновской Франции. Его предложил Дестют де Траси, рассматривавший «идеологию», как науку об идеях, которая, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет, тем самым, установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания. Объектом новой науки становилось общественное сознание, а целью - преобразование его через развитие идей. Однако усилия зачинателя не увенчались успехом, в наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёл пренебрежительный оттенок: «идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики. В какой-то степени объективную потребность в новой науке удовлетворила возникшая немного позже социология.
Новый научный термин, раз возникнув, по-видимому, уже никогда не исчезает из ментального пространства. Через различные интерпретации он «ищет» свое место, его примеривают на различные объекты и явления, пока, наконец, не обретается объект (или явление), соответствующий смыслу слова.
Термин идеология также не был забыт, классики марксизма использовали его в своих исследованиях социальной реальности («истории людей»). Отрицательное отношение к идеологии было воспринято ими как факт из времен наполеоновской Франции.
В первые годы советской власти среди советских марксистских теоретиков прошла дискуссия об идеологии и роли ее в марксизме. Подробный анализ развития понятия идеология в марксистской и советской науке приведен в [3], в основном соглашаясь с приведенным анализом, мы следуем изложению данной работы.
В предисловии к работе «К критике политической экономии» К. Маркс называет идеологическими формами юридические, политические, религиозные, художественные и философские формы осознания материальной действительности [4].
В специальной работе «Немецкая идеология» К. Маркс называет идеологией состояние общественного сознания, для которого характерно иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Кроме того, по мнению Маркса, это общественное сознание поставлено с ног на голову: "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни" [5, c. 25].
Кроме идеологии, как иллюзорной части сознания, в остальном, по Марксу, сознание определяется исторической наукой: "...почти вся идеология сводится либо к превратному пониманию этой истории, либо к полному отвлечению от нее. Сама идеология есть только одна из сторон этой истории" [5, c. 12]. Заметим, что то, что мы называем исторической наукой - это интерпретация последовательности событий (произвольно и даже, может быть, случайно сформированная) с субъективной расстановкой причинно-следственных связей, может быть далекая от действительного смысла и значения произошедших событий.
В других местах к идеологии Маркс относит: мораль, религию, метафизику, философию, право, политику и искусство (художественные формы), в некоторых случаях опуская некоторые понятия из этого списка. Маркс, очевидно, не стремился к строгому определению понятия «идеология», то, что он относит к идеологии - это часть мировоззрения, если не все мировоззрение, т.к. перечисляемые понятия характеризуют именно его.
То есть, Маркс понимал под идеологией состояние общественного сознания, например, идеалистическое мировоззрение современного немецкого общества. Как материалист он и критикует идеалистическое сознание, называя его иллюзией, ведь материалистическое и идеалистическое состояния сознания действительно друг для друга «перевертыши».
Необходимо, однако, отличать руководящие принципы, которыми оперирует идеология и идеи, понятия, убеждения, которыми заполнено мировоззрение.
Ленин не занимался теоретическим разбором категории «идеология». Он пользовался этим понятием в основном, когда необходимо было подчеркнуть принцип борьбы идеологий, принцип классовости, партийности.
Поскольку понятие «идеология» у Маркса имело негативный оттенок, но от связи идеологии с теорией Маркса отказаться было не возможно, то Ленин расширил понятие идеология, введя категорию «научной идеологии» и указав, что в предшествующих марксизму системах идеологии имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Т.е., научная идеология у Ленина - это общественно-политическая теория (конкретно - марксизм).
Ленин, вслед за Марксом, приписал (научной) идеологии классовый характер: в классовом обществе идеология всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. В этом случае речь идет не об общественно-политической теории в целом, а о содержащихся в теории политических принципах и установках одной политической группы по отношении к противостоящей.
Так, например, из жизнедеятельности буржуазии вырастает идеология либерализма, которая подпадает под марксову квалификацию классовой идеологии (состояния классового сознания): "иллюзии класса о себе самом". Маркс указывает на основные "политические иллюзии" либерализма: "иллюзии о государстве и правах человека" [4, c. 186].
Анализируя механизм формирования и распространения научной идеологии, Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной общественной мысли. Носителем научной идеологии является передовой и сознательный авангард революционного рабочего класса - его политическая партия. Она вносит научную идеологию в массы, в рабочее движение. Т. о., Ленин подчеркивал, что идеология является результатом теоретической разработки - это общественно-политическая теория. Носитель научной идеологии - теоретик, партийный функционер (идеолог).
Приписывание идеологии классового характера - метод пропаганды: метод внедрения идеологических положений в сознание. Кроме того, это реализация на практике идеологического принципа «разделяй и властвуй». Партия «работает» пропагандистом нужной идеологии.
В СССР развитие понятия «идеология» практически прекратилось. Это связано с негативной оценкой идеологии Марксом и не проработанностью понятия Лениным.
Приведенные выше слова К. Маркса легли в основу определения идеологии советской философией: «идеология - это система политических, правовых, нравственных, художественных, философских и других взглядов, выражающих интересы и потребности определенных социальных групп» [6]. В то время, как «мировоззрение - это система взглядов, представлений о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях природы и общества» [6]. Из этих двух определений можно сделать вывод о том, что идеология - это просто мировоззрение «определенных социальных групп». То есть, смысл введения понятия теряется.
В попытках дать определение идеологии, указать основные ее признаки советские философы неизбежно наталкивались на непреодолимые противоречия: оказывалось, что другие философские категории полностью исчерпывают ее содержание: «Идеология - совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению, развитию общественных отношений... В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса общества, отношения между классами, классовые интересы» [1, стр. 229].
Это определение, опять же, практически повторяет определение «мировоззрения», которое тоже есть совокупность идей и взглядов, в теоретической форме отражающих отношение людей к действительности и друг к другу. Таким образом, советские философы не нашли места в марксизме такому важному понятию, как «идеология».
Идеология реализуется в сознании, как система взглядов и установок, в этом отношении идеология - часть мировоззрения, но не все мировоззрение.
Почему говорится об идеологии рабочего класса и буржуазии? Потому, что из одной и той же общественно-политической теории следуют идеологические установки различных классов. Антагонистическая идеология классов возникает не сама по себе, а из охватывающей теории, в которой эти классы противопоставлены друг другу. Неизбежность борьбы идеологий следует из того, что у антагонистических классов разные цели, пути и, следовательно, разные руководящие принципы.
По мнению И. Яхонта [3], понятие идеологии проникло в советскую политическую литературу через А.А. Богданова (Малиновского) (10(22).08.1873-13.04.1928) , деятеля времен социалистической революции в России. У Богданова идеология не обязательно носит классовый характер. В изобретенной Богдановым науке «тектологии» (всеобщей организационной науке), идеология занимает почетное место. Богданов считал идеологию наукой об общественном сознании и даже отождествлял ее в целом с «духовной культурой». В тектологии: «Организационная точка зрения ..., указала действительное и необходимое место идеологии в жизни общества. Это - организующие формы для всей практики общества, или, что тоже, ее организационные орудия...» [7, стр.81].
Богданов говорит об отношениях «между идеологами и массой», о том, что «идеолог указывает массе, куда идти, что делать, и масса идет и делает» [8].
Поскольку идеология - это система руководящих принципов для достижения цели, т.е. идеология имеет целевой характер, а классовость приписывается идеологии потому, что каждый класс имеет свои цели.
Богданов исходит из своей организационной теории, согласно которой организатор, руководитель является идеологом, поскольку он вооружен определенной идеей, соответствующим знанием (теорией!). «В организаторских указаниях идеолога, - пишет Богданов, - нет общественно-принудительной силы, он убеждает, а не принуждает».
Проблеме добровольного подчинения идеологам Богданов придает большое значение. Идеолог, вооруженный знанием (теорией), - авторитет для окружающих. Авторитет, но не диктатор. Должно быть, по Богданову, не только добровольное подчинение массы идеологам, но и добровольное служение идеологов массе. Отношения идеологов и массы отличаются от обычных авторитарных отношений тем, что в них входит много элементов синтетического сотрудничества. Человек массы исполняет указания идеолога, но он разными путями сам указывает идеологу, что должен ему давать этот последний, следовательно, он не только подчиняется идеологу, но, до известной степени, также подчиняет его себе, руководит им. Богданов, все время подчеркивает, что идеолог - это выразитель чьих-то интересов, апологет теории. Есть еще один важный аспект анализа Богданова, который пишет: «Наоборот, чем больше выступает на первый план слепое подчинение, чем выше поднимается идеолог над массою, чем менее она может влиять на его организаторскую работу, тем неизбежнее их общая жизнь замирает в стихийном консерватизме. Так было в очень многих движениях, отлившихся в религиозно-сектантскую форму, с ее неизбежным преобладанием авторитарных элементов» [8, стр. 111].
Однако, поскольку в советское время все общественные науки свелись к марксизму, то и идеи Богданова не получили своего развития. И идеологии, как самостоятельной науки на данный момент не существует, поскольку наука об идеях - это философия.
В своей работе «Падение великого фетишизма» Богданов отмечает, что происходит глубочайший и самый общий кризис идеологии, которому нет подобного в прошлом. Это - не простая замена старых идеологических форм новыми, какая наблюдалась в прежних кризисах, а преобразование сущности идеологии, всего ее жизненного строения, законов ее организации. Т. е., в этой работе Богданов говорит о современном ему кризисе, как перестройке общественного сознания.
Вообще, поскольку Богданов считал идеологию наукой об общественном сознании, то иногда он говорит о нем, а иногда, как разработчик организационной науки говорит о собственно идеологических, организующих принципах.
«Только понятия и мысли, и их логическая связь принадлежат к области идеологии, которая всегда социальна, а образы непосредственных переживаний, не передаваемых человеком другим людям, не оформленных в виде понятий, относятся лишь к индивидуальному сознанию. Смешение тех и других должно быть устранено до начала всякого исследования идеологии» [9, стр. 4].
«Именно по причине рассмотрения проблемы идеологии Богдановым она не стала предметом анализа не только Плеханова, но и Ленина, в силу чего, ею вообще не занимались в 20-х годах советские философы. А то, что она привлекла внимание Богданова, могло иметь лишь отрицательное значение: один тот факт, что проблема исследовалась им, был достаточен, чтобы объявить ее ненужной, схоластической. И только через много лет, в конце 60-х годов, в связи с возрождением интереса к социологии, проблема социальной идеологии и ее отношение к социальной психологии стала постепенно возрождаться. Однако от читателя тщательно скрывается, что именно Богданов положил начало ее всестороннему анализу» [3].
В 20-х годах понятие «идеология» употреблялось преимущественно как антипод «материальному», подчеркивалось, что общественные явления делятся на материальные (базисные) и идеологические (надстроечные), причем первые определяют вторые.
Важность наличия общественной психологии Богданов специально подчеркивает: «К сожалению, в литературе русских марксистов непонимание разницы между идеологией и психологией, между социальным по самому своему существу мышлением и индивидуальным сознанием еще очень распространено» [цит. по 3].
У Н.И. Бухарина, например, понятие «идеология» не имеет самостоятельного значения: идеологическими у него называются «надстроечные» элементы. Это связано с тем, что идеологию он относит к систематизированной части общественной психологии и, кроме того, отрицает такой элемент общественного сознания, как целеполагание (телеологию): «... идеология отличается большей систематизированностью своих элементов, т.е. мыслей, чувств, ощущений, образов и т.д. Она и систематизирует то, что мало или совсем не систематизировано, т.е. общественную психологию» [11, с. 258].
Богданов же подчеркивает, что идеология представляет собой качественно более высокую ступень, чем общественная психология, являющаяся обыденным сознанием масс, хотя обыденное сознание он отождествляет с психологией.
У Богданов в книге «Наука об общественном сознании» находим также: «Духовная культура» - речь, мышление, нравственность, искусство и т.д.», «Идеология - многообразна и изменчива», «Идеология - есть выражение и понимание жизни» [12, с.10-11].
Богданов формулирует принцип социальной причинности: причины всякого развития общественных форм лежат в области производства, в частности, экономика общества определяется в своем развитии техникой; идеология определяется в своем развитии экономикой и техникой. (То же что у Маркса «Исторический материализм»). А чем же, в таком случае, определяется развитие техники? Не идеологией ли? Здесь просматривается то самое кольцо причинности, о котором говорилось вначале (как в парадоксе о курице и яйце), и в каком месте его разорвать - это произвол философа (творца).
Для Богданова развитие общества происходит в борьбе с природой: «Борьба общества с природой непосредственно протекает именно в виде технического процесса; следовательно, в его сфере и происходит непосредственное приспособление общества к внешней среде; другими словами - здесь и определяется все развитие общества. Экономический процесс протекает между людьми» [12, с.28].
Отсюда можно сделать вывод о том, что прогресс общества сопровождается регрессом, деградацией природы. Восстанавливаются ли ресурсы? Если хотя бы частично восстанавливаются (т.е. некоторые ресурсы самовосстанавливающиеся), то развитие общества возможно без деградации природы.
По Богданову еще: «Идеология - способы выражения и понимания людьми их мыслей, чувств, их воли. Сознание служит человеку для того, чтобы организовать свою жизнь: чтобы свои движения, действия согласовать с потребностями, свои ощущения связать в стройный порядок памяти. Согласовать и стройно связать - это и значит организовать. То же делает идеология в общественном процессе» [12, с.31].
А также: «Организовать нападение и дезорганизовать неприятеля - две стороны одной практической задачи» [12, с.32].
И, наконец: «В исследовании любой идеологической формы основным должен быть вопрос: какие элементы общества, и в каком отношении она организует. Идеология определяется экономикой и техникой, потому что служит для них организационным приспособлением» [12, с.33].
Процесс исторического развития идеологий (здесь господствующая идеология - «тип культуры») по Богданову выглядит следующим образом:
- эпоха первобытных культур; Формы идеологии - речь, познание, искусство, обычай существуют вначале в несвязном, неоформленном виде, не связываются в системы, не имеют объединяющих принципов, бедны и неопределенны.
- эпоха авторитарных культур; Идеологии складываются в системы с определенным строением, их объединяющий принцип - авторитарный. Всюду вносится сопоставление власти - подчинения, или сопоставления «высшего» - «низшего». Миропонимания принимают «религиозную» форму, в которой все вещи и явления рассматриваются, как подчиненные высшему, властному, божественному началу; нравственные нормы считаются велениями божества и .т.п.
- эпоха индивидуалистических культур; Объединяющий принцип есть индивидуализм: понятие о человеческой личности обособленной, противополагающейся другим людям и всему миру, как самостоятельный центр интересов, стремлений, мышления. Индивидуальное хозяйство принимается за независимую экономическую единицу; индивидуум рассматривается, как первичный деятель истории, познания, искусства; индивидуальная свобода - как основа права и нравственности и т.д.
- эпоха коллективистской культуры. Эпоха проникнута идеей трудового коллектива. Сотрудничество принимается как хозяйственная связь общества; коллективы - как первичные деятели истории, познания, искусства; развитие стройности и силы коллективов - как сущность человеческого прогресса и т.п. [12, с.34-35].
На самом деле, это описание развития элементов общественного сознания, развитие организационного принципа.
По Богданову также: «Мышление - процесс идеологический, социальный, хотя бы оно протекало в сознании отдельной личности» [12, с.44]. Это процесс скорее просто социальный, поскольку идеологическое - часть социального.
О мировоззрении: «Мировоззрение - мышление о мире, приведенное в порядок, в систему идей. Мировоззрение может быть общественное, классовое, групповое, индивидуальное» [12, с.53]. Мировоззрение - это состояние, мышление - процесс, ключевое понятие здесь - система идей, с этой поправкой это определение совпадает с данным нами в начале статьи.
Обычай - установившееся в обществе и устно передаваемое от поколения к поколению правило жизни. Передача происходит также через подражание. «Обычай - уже идеология, т.е. форма общественного сознания» [12, с.76]. Идеология описывает теоретические принципы организации жизни, следующие из общественно-политической теории, т.е. скорее желательные, чем наличные. А обычай, это реализованный предками факт общественного бытия, поэтому, обычай занимает особое место, хотя может быть и включен в общественно-политическую теорию.
У Богданова сформулировано и правильное, с нашей точки зрения, понимание: «Идеология - есть средство организации общественной жизни; в идеологических науках заключаются знания об этом организационном средстве». И более сильно: «Идеология есть орудие организации общества, производства, классов и вообще всяких общественных сил и элементов, - орудие, без которого эта организация невозможна» [12, с.7].
Опять переход к мировоззрению: «Понятие не возможно без слова, которое его выражает. Слово есть тот устойчивый центр, вокруг которого группируется все содержание понятия; а оно никогда не сводится к отдельному, конкретному представлению или восприятию, но всегда охватывает собою целые ряды таких конкретных фактов сознания и их взаимную связь; в изменчивой, текучей среде психических ассоциаций (а здесь правильная ссылка на психологию) все это содержание неизбежно расплывалось бы очень быстро, если бы для него не существовало прочного организующего центра - именно слова» [9, с.5]. Здесь главное - роль слова и важность четких понятий.
Подводя итог, можно констатировать, что понятие «идеология» прошло в своем развитии несколько стадий. Возникло оно, при попытке создания науки о развитии идей в общественном сознании. Не выдержав проверки практикой, откатилось на роль части мировоззрения и идеалистического состояния общественного сознания. Затем, получив прибавку «научная» было возведено в ранг общественно-политической теории (конкретно - марксизма). Богданов попытался возродить его как науку об общественном сознании. Однако, очевидно, науки идеологии до настоящего времени не создано. Но, начиная с Богданова и Ленина, шло использование понятия как системы организационных принципов.
II. Идеология
В каком контексте термин «идеология» употребляется в настоящее время? Мы говорим теперь: «марксизм», «марксистская идеология»; «либерализм», «либеральная теория», «либеральная идеология»; «консерватизм», «консервативная политическая идеология»; «социализм», «социалистический идеал», «коммунизм», «коммунистическая идеология»; «социал-демократия», «идеология социал-демократии», «социал-демократическая доктрина», «фашизм», «идеология фашизма»; наконец, «общенациональная идеология» и т.п.
С отменой главенства марксистской идеологии в России появляется обширная литература на тему идеологии. Однако, хотя функции идеологии уже формулируются правильно [13], однако определения идеологии похожи как капли воды. На наш взгляд, главный недостаток этих определений - их неконструктивность. Приведем некоторые определения популярных авторов:
Кара-Мурза С.Г.: «Идеология - комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и себя самого в этом обществе и мире» [14, с.5].
Зиновьев А.А.: «Идеология - ... совокупность понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т.п. обо всем том, что в данных условиях и в данном человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения» [15, с.8].
Напомним, что: Теория - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях и закономерностях развития определенной области действительности - объекта теории (ср. с [2]).
Общественно - политическая теория включает в себя вывод целей существования и научное доказательство достижимости целей.
Цель разработки теории - понимание, объяснение и предсказание развития объекта теории.
Тождественны ли понятия «либеральна теория» и «либеральная идеология», «марксизм» («марксистская теория») и «идеология марксизма» и т.п.? Обычно различий и уточнений не делается. Однако, очевидно, что эти понятия не тождественны, поскольку, в этом случае надо было бы отождествить понятия «теория» и «идеология», но мы знаем, что такое теория. Тогда, в каком отношении эти термины находятся? Теория включает в себя идеологию или идеология теорию? Частичного пересечения смыслов здесь быть не может, поскольку это означало бы, что в идеологии есть что-то, чего нет в теории. Очевидно, что если имеет место включение - то теория включает в себя идеологию. Таким образом, идеология - это часть теории. Какая же часть и для чего она предназначена? Для любой общественно-политической теории (и для любой теории вообще) на некотором этапе ее развития наступает этап «внедрения» теории в практику жизни. Именно на этапе внедрения необходимы некоторые нетеоретические приемы и действия, переформулировка теоретических положений, эмпирическая интерпретация и операционализация понятий, которые и становятся идеологической частью теории. Переформулировка теоретических положений дает набор практических руководящих принципов, следование которым необходимо для достижения целей, выведенных и провозглашенных в теории.
Т.е., идеология - система выводов и следствий общественно-политической теории о принципах устройства общественного бытия и формах его функционирования и о структуре общественного сознания, необходимых и достаточных для достижения провозглашенных целей.
В такой формулировке идеология - часть общественно-политической теории.
Идеология - система руководящих принципов организации жизни. Уже на этапе внедрения идеология становится частью общественного сознания.
То есть, понятие идеология ближе к понятию идеал, чем к понятию идея.
Идеология так относится к мировоззрению и общественному сознанию, как политическая теория к многообразию жизни. Идеология, как набор теоретических принципов является частью соответствующей теории, а как тот же набор, внедренный в сознание является частью мировоззрения. Если мировоззрение - карта местности, то идеология - дороги и дорожные знаки. Наличие целевой установки в идеологии причина «возникновения» классовости.
Охватывающая теория - общественно-политическая теория, из которой выведены данные идеологические принципы.
Как указывалось выше, А.А. Богданов подчеркивал, что идеология внедряется в сознание убеждением. Действительно, ментальные положения могут быть приняты только добровольно. Если внедрение происходит насильственно (методом пропаганды в духе Геббельса), то такая идеология непрочна и вызывает раздвоение индивидуального и общественного сознания: состояние сходное с душевной болезнью - шизофренией. Вся общественная жизнь проходит в этом случае под влиянием этого раздвоения, и это состояние не может продолжаться долго Должно произойти либо выздоровление, либо гибель: и то, и другое происходит через период кризиса. Для реализации идеологических принципов необходима также обратная связь: идеолог должен вести диалог с ведомым: услышать его, объяснить непонятные идеологические положения, выработать новые, выдвигаемые жизнью на повестку дня. Обрывание или игнорирование обратной связи ведет к авторитаризму, принуждению и потере потенциала теории. (Это происходит также, как в технической системе без отрицательной обратной связи происходит разрушение системы в критических условиях).
Таким образом, внедрение идеологии в сознание - сложный процесс обучения и убеждения.
Напрашивается вывод: для реализации идеологических принципов необходима опора на общественное сознание. Источники воздействия на индивидуальное сознание: нация, государство, собственность, право, семья, социальный слой. Сюда же относятся как более глобальные в историческом плане феномены, вроде классовой структуры, так и более приближенные к сфере духовного - религия, язык, традиции общения, мораль.
Поскольку процесс формирования общественного сознания очень сложен, то здесь есть повод для пессимизма: реализация политической теории человеческими силами практически невозможна. Идеологию надо принимать только как необходимость.
Вывод: Идеология имеет три аспекта: 1) идеология - часть политической теории, отвечающей за внедрение выводов теории в практику, включающая формулировку целей и руководящих (идеологических) принципов; 2) идеология - механизм внедрения идеологических принципов в сознание масс (например, с помощью партий и пропаганды); 3) идеология - часть мировоззрения в виде жизненных целей и принципов, как индивидуальных, так и общественных, согласованных друг с другом.
III. Конституция
Зададимся теперь вопросом: где в управлении государством используются эти практические руководящие принципы? Их мы находим сразу в основном законе государства - конституции, которая представляет собой набор декларативных и идеологических принципов. Особенно это заметно на примере конституции СССР, в которой прямо провозглашалось главенство теории марксизма-ленинизма.
Общепринятое определение понятие «конституция» принадлежит юридической науке:
Конституция - основной закон государства, первичный по отношению к другим законодательным актам и служащий источником правовых норм.
Положение даже проще, не требуется переформулировка: это определение задает форму, а содержание должна дать общественно-политическая теория.
Конституция: Констатация наличного и описание желаемого состояния общественного бытия и общественного сознания, целей и принципов их достижения и функционирования.
Здесь важно, что конституция, по-крайней мере в какой-то части, провозглашает (!) именно желаемое состояние общества. Провозглашенное в конституции состояние будет желаемым, поскольку нет механизма их принудительного установления и удержания: реальность всегда будет давать новые воздействия на общественное бытие и сознание. Наличное бытие и сознание также подвержены этим воздействиям и требуют усилий для удержания, однако, это менее сложная задача.
Идеологические принципы необходимы до тех пор, пока цели охватывающей теории не будут достигнуты или теория будет заменена на другую, с другими идеологическими принципами.
Очевидно, что емкое понятие можно определить и с точки зрения других наук и эти определения не будут противоречивыми. Например, такие определения даются различными общественными науками понятию «общество».
В частности, два приведенных определения не противоречат друг другу. Если, при формулировке положений конституции, иметь ввиду ее различные определения, то можно изложить их непротиворечиво.
На наш взгляд второе определение конструктивно, а юридическое определение можно рассматривать как дополнительное требование к форме (юридической) изложения ее положений.
Как видим понятие «идеология» очень близко к понятию «конституция». Идеология, облеченная в форму основного закона - есть Конституция.
С точки зрения охватывающей политической теории идеология - это совокупность выводов и рекомендаций по устроению общественного бытия и общественного сознания, необходимых и достаточных для достижения целей, сформулированных в теории.
Наличие рефлексивного кольца причинности для общественного сознания говорит о том, что теоретически возможно достижение желаемого общественного бытия и общественного сознания. Однако возможность практической реализации этого процесса в «демократическом» государстве и человеческими силами вызывает большие сомнения.
Например, возникает вопрос: как добиться исполнения идеологических принципов? Один способ - это включение этих принципов в Конституцию (основной закон), и обеспечение юридического (правового) контроля его исполнения. Однако этого оказывается не достаточно, поскольку, для проведения идеологических принципов в жизнь необходимо их глубокое понимание, т.е. знание охватывающей политической теории и уверенность в ее истинности. Идеально, если носитель политической теории является носителем общественного сознания. Реально, если носитель политической теории - глава власти. В демократическом государстве верховная власть распределена по некоторому слою, т.е. носителем общественной идеологии оказывается некоторая общность - узкий правящий слой.
В реальности охранять конституцию, следить за исполнением заложенных в ней принципов некому, потому, что в ней описывается желаемое состояние общества, а все образующие общественные структуры находятся в наличном бытии и имеют наличное сознание. Невозможно охранять то, чего еще нет. Наличные структуры должны формировать желаемое состояние, но это не функция правоохранительных органов, для этого необходимы специфические свойства. В этом причина возникновения в общественном бытии такого феномена, как политическая партия.
Очевидно, что для охраны конституции нужна армия идеологов, которая и существовала в СССР и существует во всех демократических странах. В СССР марксистская теория и коммунистическая партия стояли над конституцией, как и положено в такой конструкции. Партийные структуры сначала были ментально захвачены будущим общественным сознанием, когда это состояние прошло, ему на смену пришло наличное «коммунистическое» бытие в виде неограниченной власти, вседозволенности и распределителей. Поэтому партийные структуры и охраняли конституцию, как свое наличное бытие, и желаемое бытие и сознание для народа.
Реально защитить «желаемое бытие» может только тот, кто стоит над конституцией. Такое положение занимает монарх. В отсутствие монарха и при наличии конституции встать над нею стремится элита. Одно дело - контролировать исполнение конституции для себя и другое дело - для народа.
Второй вопрос: почему конституция появляется только с уничтожением абсолютной самодержавной власти? Самодержец является носителем общей цели (идеи и идеала) государства, даже если она не осознана. Исходя из этой цели, он и строит общественное бытие и формирует общественное сознание. Как говорил французский король Луи: «Государство - это я». Добавим: в том числе и Конституция, и Идеология. То есть общество идет туда, куда идет монарх.
С уничтожение самодержавной власти исчезает и основной «привод» этого движения. Власть «распределяется», центров власти становится много, движение происходит по равнодействующей всех «приводов».
В Российской империи конституции также не было. Почему? Потому, что теоретической основой существования Российской империи было христианское учение. Учение, в отличие от теории, дает целостное представление об устройстве мира. Учение основывается на знании, чувстве и вере. Роль «идеологии» в этом случае играет набор религиозных догматов. Очевидно, что христианское учение также не совпадает с этим набором, а включает его в себя. Некоторые положения учения, например, догмат о святой троице, а особенно догмат о фаворском свете и в наше время не воспринимаются верующими, не понимаются ими, и многие и не задумываются о них. Но, даже с точки зрения учения этого и не нужно. А что нужно для христианина? - Следование заповедям: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене», «Не сотвори себе кумира», «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе», «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них дела твоя, день же седьмый - суббота Господу Богу твоему», «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли», «Не убий», «Не прелюбы сотвори», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй», «Не пожелай имущества ближнего твоего». Это понятно даже не христианам и не верующим. Это и есть «христианская идеология», «желаемое бытие и сознание» - набор руководящих принципов организации жизни, следование которым приводит к определенной учением цели - к спасению души. Религиозные принципы указывают путь духовного роста, идеология - социальна.
Религиозную идеологию можно строить как систему руководящих принципов, не противоречащих религиозному учению. Например, можно строить христианскую экономическую идеологию.
Гуманитарные и общественные науки развились, когда человек дистанцировался от Бога, поэтому структура общественных наук содержит те же части - теорию и идеологию. Можно говорить об экономической идеологии, экологической идеологии и др.
Как уже указывалось: идеология это часть некоторой (охватывающей) теории.
Теперь посмотрим на Конституцию России. В ней есть некоторое странное положение, которое сразу бросается в глаза (ст.13.2), как положение советской конституции о господствующем учении - марксистско-ленинской теории: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Аналогична ей статья 14.1 «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». (Ст. 14.2 «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».)
Чем страшна идеология, что потребовалось внесение специальной статьи в конституцию для защиты от нее. Ясно, что положение направлено против возможности восстановления России в форме СССР. Интересно, что в конституции СССР слова идеология не было, были слова о КПСС, как руководящей и направляющей силе советского общества и марксистско-ленинском учении.
Поскольку конституция - это идеологический документ, все положения в ней принадлежат некоторой охватывающей теории. Какой же теории принадлежит вышеуказанное положение нашей конституции? Это вопрос, который заставляет задуматься.
Если конституция по содержанию идеология, то с логической точки зрения, указанное положение эквивалентно логическому парадоксу: «Никогда не говори: «никогда».
Отсюда следует, что это идеологическое положение принадлежит некоторой «охватывающей», стоящей над нашей конституцией, политической теории, цель которой - деидеологизация общественного сознания, лишение его руководящих принципов.
Таким образом, наша современная конституция не отвечает своей главной задаче - дать набор руководящих принципов для устроения государственной и общественной жизни. И более того, провозглашена и невозможность включения в нее таких принципов.
Запрет на идеологию означает также, что охватывающая теория ставит своей целью разъединение общества, возможно реализуя принцип «разделяй и властвуй». Возможно ли по составляющим идеологическим положениям реконструировать охватывающую теорию, некоторая индукция? Может быть, взять существующие теории и попробовать в них уложить идеологические принципы, заданные в конституции? Это уже темы следующих работ.
Найденный факт является конструктивным: национальную идею сформулировать не просто, а очень просто: следует наполнить нужным содержанием Конституцию - основной закон. Содержанием конституции должна быть общественная идеология, которая таким образом становится государственной.
По аналогии с уже рассмотренным положением о содержательном смысле конституции, можно заметить, что все законодательство тоже можно рассматривать в двух аспектах: формы и содержания («буквы и духа»). Тогда выясняется, что содержание законов, тоже в некоторой степени задается идеологией господствующей общественно-политической теории.
Литература
1. Новая философская энциклопедия
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика /пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. - М: Астрель, 2006. - 1176 с.: ил., 24.
3. Яхот И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы), Chalidze Publicatio n s. N. Y., 1981.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50т., т.13
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50т., т.3
6. Большая советская энциклопедия.
7. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука) М.: Финансы, 2003, 496с.
8. Богданов А.А. Из психологии общества, С.-Пб, 1906.
9. Богданов А.А. Падение великого фетишизма (современный кризис идеологии), М.,1910.
10. История философии, т.6, ч.1, М., 1965.
11. Бухарин Н.И. Исторический материализм: Популярный учебник марксистской социологии. - М.: Вече, 2008.-384с.
12. Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. Наука об общественном сознании (краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах), М.: МПСИ, 1999., 480с.
13. Кочетков А.П., Кочетков А.А. Нужна ли России идеология в XXI веке? М.: Ин-октавио, 2004 - 212с.
14. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. М.: Эксмо, 2002 - 256с.
15. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 - 238с.
2. Спасибо за нужную публикацию
1. Re: К вопросу об интерпретации понятия «идеология»