«Национализм осужден Голгофским Крестом»

Протоиерей Константин Аггеев о религиозном понимании национализма

Новости Москвы  100 лет с начала Первой мировой войны 
0
816
Время на чтение 10 минут

Первая мировая война, 100-летие с начала которой отмечается в этом году, как известно, вызвала поначалу мощный всплеск патриотических настроений во всех европейских странах, принявших в ней участие. Причем патриотические чувства довольно часто перерастали в националистические настроения, что у немцев, к примеру, нашло выражение в крайне высокомерном и циничном отношении к своим противникам, а в российском обществе проявилось в охватившей широкие общественные круги ярой германофобии. Рост националистических настроений заставлял российскую интеллектуальную элиту тех дней размышлять об их природе, но одни радовались всплеску «здорового национального самосознания», а другие били по этому поводу тревогу. Мы уже приводили разные взгляды на эту проблему, выказанные известным писателем и философом Д. С. Мережковским и вступившим с ним в полемику консервативным публицистом Г. А. Шечковым. Думается, что читателям будет небезынтересно ознакомиться и со статьей известного священника Константина Аггеева «Национализм и религия», опубликованной ровно сто лет назад, 9-10 декабря 1914 года, в газете «Биржевые ведомости».

Протоиерей К.М.Аггеев

Сразу же оговоримся, что предлагаемый читательскому вниманию материал не бесспорный, а личность его автора в консервативных кругах не раз подвергалась критике. Дело в том, что протоиерей Константин Маркович Аггеев (1868-1920)  - видный богослов и церковный деятель - принадлежал к т.н. демократическому крылу русского духовенства, был одним из учредителей Петербургского религиозно-философского общества и Братства ревнителей церковного обновления в Петербурге, ратовавшего за созыв Поместного собора и ряд церковных реформ.

Он родился в крестьянской семье, окончил Тульскую духовную семинарию (1887) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1893). В 1893 г. был рукоположен в священника и направлен служить в Успенский собор г.Сувалки (Царство Польское). С 1900 г. отец Константин был настоятелем  церкви Александра Невского при Николаевском институте в Киеве, а с 1903 г. служил в храмах при различных учебных заведениях Санкт-Петербурга, став в 1911 г. профессором богословия Психоневрологического института, а также профессором кафедры истории церкви Петербургских Высших женских курсов и Института высших коммерческих знаний. В 1915 г. отец Константин удостоился звания магистра богословия за труд, в котором он давал богословскую оценку понимания христианства известным русским консервативным мыслителем К.Н.Леонтьевым. Близкие отношения по литературной работе сложились у священника с такими деятелями как А.В.Карташев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Д.С.Мережковский, П.Б.Струве и другими представителями философской и литературной элиты тогдашнего российского общества. Во время Первой мировой войны священник служил во Всероссийском Земском союзе помощи больным и раненым воинам при Комитете Юго-западного фронта, иронично называя себя «земпоп». После Февральской революции он возглавил Учебный комитет при Святейшем Синоде и в апреле того же года был избран членом совета Всероссийского демократического союза духовенства и мирян. Протоиерей Константин Аггеев также являлся членом Поместного собора 1917-1918 гг., на котором был избран заместителем члена Высшего Церковного Совета. Во время гражданской войны он был расстрелян как контрреволюционер при занятии Крыма Красной армией.

Несмотря на неоднозначную репутацию этого, вне всякого сомнения, выдающегося пастыря Русской Церкви, представляется, что приводимая ниже статья не потеряла своей актуальности и сегодня и содержит хоть и полемичные, но интересные размышления автора о соотношении православной веры и националистических убеждений. Надеемся, что статья вызовет у читателей интерес и послужит поводом для дискуссии по этому не потерявшему до сегодняшнего дня актуальности вопросу.

Материал подготовлен доктором исторических наук Андреем Ивановым.

 

Священник Константин Аггеев «Национализм и религия»

I.

По современной терминологии национализмом называется извращенное национальное начало, - национальное начало, выродившееся в исключительный национальный эгоизм. Д. С. Мережковский существо национализма видит в «утверждении правды частной и относительной, как абсолютной, всеобщей и безотносительной». Также приблизительно определяет природу национализма и В. С. Соловьев, горячо боровшийся с ним в свое время.

Кн. Е. Н. Трубецкой в Москве, Д. С. Мережковский в Петрограде - люди существенно различного душевного склада, - одинаково предупреждают о возможном расцвете у нас национализма, благо и дурной пример не так близок... И что еще знаменательнее: об мыслителя выступают на борьбу с ним во имя высших религиозных ценностей.

Представляет ли действительность данные для означенных страхов, и не является ли наоборот, опасность призрачной?

Национализм есть неправда: об этом речь ниже. Но и в сфере национализма при данной его оценке могут быть и бывают различные оценки в направлении большей или меньшей лжи.

И мне кажется, прежде чем говорить о национализме перед судом религии, необходимо исключить в качестве объектов суждения такой тип националистов, который является просто невменяемым и который предусмотрен известными евангельскими словами о бисере: иначе всякая речь о национализме и религии является просто ненужной...

Я с своей стороны не могу отделаться от частого впечатления при чтении многих обличительных строк, направленных против национализма: присутствуешь при какой-то сознательной или бессознательной взаимной мистификации. Обличители и критики говорят о правде частной и абсолютной, а обличаемые в лучшем случае под шумок посмеиваются: что им «правда частная и абсолютная?!»...

Судите: в том же номере «Биржевых ведомостей», где напечатана статья Д. С. Мережковского, направленная против националистов, есть удивительные строки.

Известный писатель Побельтиц пишет в газете «Voissische Zeitung»: «мы вынуждены были расправиться с Бельгией. Иначе поступить мы не могли. Из всех воющих народов мы, германцы, самый благородный народ». А в других берлинских газетах находятся слова еще более удивительные. «Пограничные бои, к сожалению, идут с переменным счастьем, - вздыхают газеты. - Вчера мы были в Сувалках, сегодня же приходят к нам русские. Но Бог всегда находится на стороне сильных батальонов».

Ну разве не великолепны в своей непосредственности последние слова? Вот и говори тут о правде частной и абсолютной с таким националистом, когда он при воспоминании о разгроме Бельгии услаждается сознанием своей принадлежности к единственно благородному народу, а при воспоминании о варварствах в Сувалках религиозно умиляется: «Бог всегда на стороне сильных батальонов!».

Немцы - немцами: они молились своему «старому Богу», вероятно и тогда, когда чинили безобразие в алтаре православного Сувалкского собора...

Но и среди русских националистов есть такие, к которым подходить с религиозной меркой просто наивно.

Не так давно в редакцию «Нового времени» было прислано письмо по поводу травли газетой лиц немецкого происхождения. Письмо было напечатано на страницах той же газеты. В нем заключительные строки таковы: «Люди, у которых подымается перо для травли несчастных, не достойны носить звание литератора и христианина».

«Недостойны носить звания христианина!» Нашли чем попрекнуть! Сотрудник «Нового времени» наставительно поучает наивную: «Оставим, - говорит он, - в стороне христианство: за ним легко укрыть что угодно, когда нет доводов».

Что может быть яснее и короче? Разве только - связь Бога и сильных батальонов в немецких головах...

Вот говори и здесь о «правде частной и абсолютной»!

В указанных националистах - явный налет цинизма в отношении религии.

Но есть националисты и невменяемые по убожеству религиозной мысли.

«Утро России» в статье «Петроградские туманы» не жалеет сильных слов по адресу Д. С. Мережковского за его доклад о национализме в религиозно-философском обществе, главная мысль которого была изложена в «Биржевых ведомостях». Московская газета вспоминает про «петроградскую слякоть и сырость, болотные туманы и испарения, которые рождают болезненно-хилые мысли и рассуждения о несовместимости христианства и национализма». По поводу определения национализма, данного Д. С. М[ережковским], газета победоносно вещает: «Совершенно верно, - национализм есть национальная правда, относительная и частная, но, ведь, несколькими строками ниже (раз[умеется] ст[атья] в «Бирж[евых] Вед[омостях]») Мережковский высказывает элементарную истину, что «нельзя утверждать целого, не утверждая частей. Нельзя утверждать всеобщую и всечеловеческую правду христианства, не утверждая отдельных и частных правд национальных».

Как вам нравится эта арифметика, примененная к религии?! «Нельзя утверждать всеобщую и всечеловеческую - иначе сказать абсолютную (в этом, ведь, смысле и употребляются означенные термины) - правду христианства, не утверждая отдельных и частных правд национальных». Абсолютная правда - это просто частные правды, сложенные вместе...

Вот и говорите здесь о национализме и религии, когда самая природа религиозного является чем-то вроде 2+2=4... То же предусмотрено в вечной книге апостола Павла о молоке, которыхм нужно питать иных прежде, чем переходить к твердой пище...

 

II

 

Определение национализма, предложенное Д. С. Мережковским, при всей его правильности представляется мне отвлеченным: недостаток неизбежный, когда живое явление жизни превращается в формулу.

Я постараюсь остаться на той же субъективной почве, на которой стоял при уяснении природы национального начала.

Самоутверждение личности, которое является прародителем самоутверждения национального, лежит на грани с личным эгоизмом, грехом, с религиозной точки зрения. Как религиозная добродетель, самоутверждение личности заключает в себе два необходимых признака: живое сознание постоянного долга усовершенствования по идеалу богоподобия и живое сознание своей общности, своего родства с другими людьми. Личный эгоизм - грех - заключает в себе начало самодовольства и разобщенности и разъединения с другими людьми.

Верно это и в отношении национального начала и национализма.

Национальное самоутверждение, как религиозная добродетель, заключает в себе переживание нацией своей миссии как религиозного долга, и именно в силу этого переживание своей общности со всеми со всем человечеством, в общей прогресс которого оно несет и свою лепту.

Национализм как грех есть утверждение нацией себя как самоцели: в благе ее, и только в этом - начало и конец всех стремлений. В. С. Соловьев сознание нацией своего долга называл сознанием необходимости национальной жертвы. И пусть сделанная им с этой точки зрения оценка некоторых факторов прошлого нашей истории является неправильной, но отождествление национального признания с религиозно-обязательной национальной жертвой безусловно справедливо. В национализме этого сознания как раз не бывает: здесь из нации нет никакого выхода, а без этого нет места ни долгу, ни жертве.

Первая черта ведет за собой и другую. Если нация - самоцель, то все другие нации не соработники для нее на общей ниве Божией, а лишь средство для ее благополучия. Мы - только народ Божий, а остальные народы призваны служить нам, - так переживает себя национализм, а отсюда слышны уже слова немецкого писателя: «германцы самый благородный народ в мире»..., а еще дальше: «Бог всегда на стороне сильных батальонов»...

И личное, и семейное, а за ними и национальное самоутверждение лежит на грани с простым эгоизмом. Человеку свойственно идти, к сожалению, по линии наименьшего сопротивления теми «широкими вратами», которые по евангельскому слову «ведут к погибели». Не помню, где тот же В. С. Соловьев предупреждал против семейного эгоизма, и его слова нужно помнить многим, так называемым «благочестивым» семьям. Бывают семьи, - говорил он, - отличающиеся большими добродетелями: тесная связь, соединяющая членов, доходит до полной готовности взаимных пожертвований. И вместе с тем, полная отчужденность от всего мира, полная безучастность к горю и радостям других. Холодно в этой семье! И даже самая добродетельность ее членов кажется профанацией подлинной добродетели. И понятно почему: здесь, по справедливому слову В. С. С[оловьева], мы видим «расширенный и замкнувшийся эгоизм», который ни в чем не уступает эгоизму личному.

Такая же опасность грозит и национальному началу.

Как ни велика и ни высока ценность нации, как ни велика обязанность в отношении к ней каждого ее сына, все же абсолютная ценность не в ней. «Азм есть Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные разве Мене» - вот верховное благо человека и только неразрывною связью с этим Абсолютным Благом национальное начало приобщается к вечным ценностям. Оторвавшись от Бога, сделавши себе самого самодовлеющей ценностью, или что тоже абсолютным добром, национальное начало превращается в простой национальный эгоизм, которому религиозная цена такая же, как эгоизму личному и семейному.

Я думаю, ни в одной книге не содержится так много великих предупреждений против национализма, как в Святом Евангелии.

Чем больше вчитываешься в эту книгу, тем больше убеждаешься, что Голгофская трагедия совершилась больше всего на почве национализма.

Юридически начальники еврейские выставили против Спасителя обвинение в богохульстве, но в действительности несмываемым «преступлением» Иисуса Христа в глазах евреев было то, что Он не только не разделял их национализма, но боролся с ним на протяжении всей Своей жизни. Нет сомнения, Спасителя признали бы Мессией те же Каиафа и Анна, если бы только Он ответил их национальным мечтаниям. Все страницы Евангелия говорят за это. Но вот один Евангельский факт, мимо которого проходят обычно без должного внимания.

Впервые со всею определенностью смерть Спасителя была предрешена на экстренном собрании начальников евреев после великого Его чуда воскрешения Лазаря. И послушайте, каковы были мотивы этого предрешения. «Этот Человек много чудес творит, - говорили на совете первосвященников и фарисеев. - Если оставим Его так, то все уверуют в него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом». А Каиафа докончил недосказанное: «лучше нам, - сказал он, - чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» (Ио. XI, 47-50).

Евангельский факт величайшей важности! Ведь здесь, ни более, ни менее, как действительный прообраз Великого Инквизитора, ведущего вполне сознательно Невиновного на крест за то, что Он «мешал» ему в устроении жизни еврейского народа. Пусть этот Человек - Мессия, - таков ведь смысл слов Каиафы, - творящий великие чудеса, но для нас важнее всего - «придут римляне и окончательно поработят нас». Первая заповедь Синайской горы стала читаться так: национальное благо народа - есть твой бог и да не будет у тебя иных богов коме него.

История с Вараввой еще более оттеняет значение описанного факта.

Почему-то принято считать Варавву простым разбойником и убийцей. А дело по Евангелию представляется иначе. Евангелист Марк (XV, 7) дает ясно понять, что Варавва был национальный герой, вернее всего - присужденный к казни за бунтовщические дела против римлян, данниками которых были евреи. Если так, то история с отпуском Вараввы является удивительно ярким, последним штрихом к Евангельской истории...

Нужно помнить, национализм осужден Голгофским Крестом, и тот народ гибнет, который забывает этот запечатленный Божественной Кровью завет.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 5., Андрей Карпов:

А дальше современный человек легко переходит от национализма к нацизму

Да ничего подобного ) Нацистами становятся как раз либералы и демократы, а не националисты.
М.Яблоков / 26.12.2014, 07:54

12. Ответ на 10., Адриан Роум:

Лучше говорить не о "национализме" (неприятно звучащем определении, легко ассоциирующимся с нацизмом), а о народности. Не о нации, а о народе. Как это стоит в эпиграфе на РНЛ и особенно — в Библии. Где Господь говорит не о нациях, а о народах. И, главное, эти народы сохранятся, как Богом сотворенные, вплоть до Второго Пришествия (Пс 85,9; Откр 21:24).Таким образом, любить свой народ (как и свою семью) не только не противопоказано, но христианский долг!

Такое понятие как народ выдумано историками давно. Можно сказать русский народ, а можно и российский. Можно сказать французский, только кого имеем в виду, французов по крови или граждан Франции? Там ведь и арабы есть, и русские, и прочие не желающие называться французами. Народность? Русские прошли это состояние в 14-17 вв. Стоит ли возвращаться? Национализм никогда не был тождествен нацизму. У национализма может быть определённый градус накала, пассионарного кипения, как например сегодня на Украине. Украинцы Галиции на пике своей пассионарности, высокого накала украинского национализма и готовы уничтожить любого другой крови или на крайний случай понимания. По сути украинский национализм время от времени срывается в украинский нацизм. Когда уничтожали и изгоняли русинов Галиции, когда вырезали евреев, поляков, русских в ВО войну. И вот теперь в Новороссии уничтожается субэтнос новороссов русского этноса. Не правильнее ли будет разъяснять, что такое национализм в реальности и его крайность нацизм?

11. Ответ на 9., Андрей Карпов:

национализм был мироощущениемНе был. Национализм паразитирует на мироощущении. В Средние века что у нас, на Руси, что и на Западе, интересовались, прежде всего, верой человека, а не национальностью. И это правильно. Стоит также напомнить, что у нас всех иностранцев звали немцами, так как не говорили по-русски. А коли заговорил, то барьер сразу ломался...Возведение барьеров по принципу "крови" - довольно современное изобретение.

Двести лет назад жил один француз, звали его Николя Шовинэ. Он очень любил свою родину Францию и императора Наполеона. И не стеснялся об этом говорить. Даже тогда, когда его любимый Император был повержен. Лет 150 назад образ Шовинэ попал в литературу. Позже в политику. И ничего дурного он не означал, кроме как любить свою Родину и Императора. Но господа социалисты использовали этот образ в своих целях борьбы с монархиями, с настроениями людей любящих Отечество и Императора. Но, когда шовинизм попал на язык Ленина, он демонизировал шовинизм до крайности в борьбе против русского самодержавия ("великорусский шовинизм"). Примерно то же самое происходит и с национализмом. Изначально он результат мироощущения перерастающего в миропонимание. Базирующийся на чувствах по отношению к своим ближайшим родственникам, роду, родовому клану. Это естественный ход событий. "В Средние века что у нас, на Руси, что и на Западе, интересовались, прежде всего, верой человека, а не национальностью. И это правильно." О каких таких "средних веках" речь? Поточнее нельзя? В Европе к 10 в. формируются этносы французов, немцев, поляков и прочих. И они достаточно чётко различались по местообитанию, языку, культуре, антропологическому типу. В Поднепровье к этому времени также сформировался этнос "русь", с чёткой и ясной этнической идентификацией. Отличной от поляков, венгров, половцев, чёрных клобуков. И прочих. И никогда болгары и русь не подразумевались как один народ. Тем более русь и греки. А вера одна! Совершенно верно, европейцев (но не арабов, татар или евреев) звали немцами немтырями. Поскольку германцы (немцы) вошли в общеевропейский этногенез и с 6 века были ведущим этносом. Так что Ваше утверждение о современном изобретении кровнородственных связей в этнической идентификации не соответствует действительности.

10. Re: «Национализм осужден Голгофским Крестом»

Лучше говорить не о "национализме" (неприятно звучащем определении, легко ассоциирующимся с нацизмом), а о народности. Не о нации, а о народе. Как это стоит в эпиграфе на РНЛ и особенно — в Библии. Где Господь говорит не о нациях, а о народах. И, главное, эти народы сохранятся, как Богом сотворенные, вплоть до Второго Пришествия (Пс 85,9; Откр 21:24). Таким образом, любить свой народ (как и свою семью) не только не противопоказано, но христианский долг!
Адриан Роум / 26.12.2014, 01:08

9. Ответ на 7., Владимир Иванович:

национализм был мироощущением

Не был. Национализм паразитирует на мироощущении. В Средние века что у нас, на Руси, что и на Западе, интересовались, прежде всего, верой человека, а не национальностью. И это правильно. Стоит также напомнить, что у нас всех иностранцев звали немцами, так как не говорили по-русски. А коли заговорил, то барьер сразу ломался... Возведение барьеров по принципу "крови" - довольно современное изобретение.
Андрей Карпов / 25.12.2014, 22:04

8. 1.М.Яблокову.

Уважаемый М.Яблоков. Националист любит не Родину и не народ,но национализм,( собственные мудрования о Любви,Родине и Народе),а в национализме, больше всего,- себя. Иных националистов история не знает. Если же говорить языком философии,национализм справедливо отнести к субъективному идеализму, где у каждого националиста свои собственные "идеи" из разряда тех,что правят мiром сим,т.е.по преимуществу бредовые,"сумма" которых, составляет "интегральный национализм",в живодерском духе,им. Д.Донцова. Из носителей "интегрального национализма" составляется "клуб", "любителей" Родины Народа и Свободы,однако,в этом "клубе", только и разговоров,что о власти и о деньгах. ЧуднО.
Писарь / 25.12.2014, 20:49

7. Ответ на 5., Андрей Карпов:

Национализм, как этот термин сложился и закрепился в современной культуре, - это прежде всего идеология, а не любовь.

Прежде чем стать идеологией, национализм был мироощущением, исходящим из любви к своим ближним по крови.

6. Ответ на 5., Андрей Карпов:

Подлинное определение национализма

Не не подлинное понимание национализма, а ваше понимание )
М.Яблоков / 25.12.2014, 15:45

5. Ответ на 1., М.Яблоков:

Национализм – любовь к своему народу

Любовь к своему народу - прекрасное качество. Но национализмом не является. Национализм, как этот термин сложился и закрепился в современной культуре, - это прежде всего идеология, а не любовь. Подлинное определение национализма звучит так: национализм - это идеология, предусматривающая важность национальности как социальной характеристики человека. А дальше современный человек легко переходит от национализма к нацизму. Потому как возникает вопрос: а почему так важно, какой национальности человек? Ответ на него обычно дается через призму ныне популярной идеологии прав. Отсюда нацизм - это идеология, предусматривающая предоставление или ограничение прав по признаку национальной принадлежности. Националист, конечно, может пытаться придумать другое предназначение сугубой социальной значимости национальности, но ничего внятного обычно придумать не может.
Андрей Карпов / 25.12.2014, 14:53

4. Ответ на 3., bryzgalov-kv:

Как обычно у представителей "демократического крыла" - словоблудие. На излете советского времени отсутствие границ между своим народом и народами чужими в сознании лиц русского происхождения довело до того, что руководящие посты многих учреждений были заняты чужеродцами. В основном евреями.

Они и изучают досконально русский вопрос, чтобы окончательно разгадать загадку русской души о победить ее. Но это невозможно им разгадать. Эта загадка - многовековая сила совести. Что такое совесть - инородцам трудно понять.
РодЕлена / 25.12.2014, 13:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
100 лет с начала Первой мировой войны
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.01.2025 21:36
Митрополит Вениамин: смерти нет!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.01.2025 19:56
Прощальный вздох умирающего Запада
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:40
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:32
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:30