Дневник деревенского попа

Часть 2

0
358
Время на чтение 6 минут

Установлен поклонный крест на месте разрушенного храма или часовни. И не обязательно по этой причине, а просто из-за того, что в данном населенном пункте никогда не было ни храма, ни часовни, а место для соборной молитвы православных непременно должно быть. Стоишь перед более или менее руинированным храмом, закрытым несколько десятилетий назад, и у тебя возникает недоумение - с чего начать, как подступиться? Священнику-энтузиасту, не замыкающемуся только в стенах своего храма, опирающемуся на неравнодушных прихожан, важно действовать не спешно, но основательно, с рассуждением. Первые контакты с потенциальными прихожанами могут шокировать. Приходилось слышать: ну зачем надо поститься, ну и что, если с утра перекусил и собираешься причащаться. Я уже не говорю о постоянных разговорах и шушуканьях на службе. Прежде всего, намереваясь дать импульс к возрождению храму, нужно помолиться. Это может быть величание празднику или святому, которым посвящен храм, чтение одного из богослужебных часов в зависимости от времени суток и т.д. Священнику, занятому на приходе, необходимо организовать группу помощников, назначить ответственного за конкретную точку. В таких местах самому священнику желательно бывать не реже одного раза в месяц. А вот помощникам нужно стараться, как можно чаще посещать населенный пункт, в котором находится храм (поклонный крест). Быть в постоянном контакте с жителями: иметь постоянную телефонную связь с населенным пунктом. Привлекать местных жителей ко всем делам храма, особенно к пению и чтению. С этой целью регенту и уставщику проводить занятия. В идеале необходимо добиться, чтобы местные жители сами были бы в состоянии обезпечить проведение богослужений.

Необходимо обезпечить чтение в каждую субботу с 16.00 великой вечерни и чина 12 псалмов, и в каждое воскресенье с 9.00 часов и обедницы (с Апостолом и Евангелием). То же самое в двунадесятые праздники, а также, по возможности, и в другие праздники. Если пока нет возможности обеспечить службу в данном объеме, пусть в указанные дни и часы для начала совершаются: вечером 30 Исусовых молитв с поясными поклонами, а утром - утренние молитвы. В престольные праздники и на Рождество Христово необходимо совершать полную службу. На 1-ой неделе Великого поста ежедневно собираться в 8.00 утра, читать полунощницу. Вечером в 17.00 читать канон Андрея Критского. На Пасху в 23.00 читать канон Великой Субботы; в 24.00 совершить Крестный ход, а затем Пасхальная заутреня, часы, обедница. Сообщать, чтобы старались в течение Пасхальной недели ежедневно звонить (если нет колоколов, то в любую железку). В родительские субботы и на Радоницу после уставной службы читать канон об усопших.

Деревня Д. Здесь нами установлен поклонный крест на месте разрушенной часовни в честь иконы Божией Матери "Всем скорбящим Радость". В престольный день 5 августа под палящим солнцем, которое уже с раннего утра щедро испускало свои лучи, совершили полную службу, положенную в такой праздничный день: полунощница, часы, обедница с причащением, водоосвящение, крестный ход с молебным пением вокруг деревни. Мы, вооружившись зонтами от палящих лучей солнца, напоминали собой древних римлян, и стояли, укрывшись ими, как щитами. Собрался немногочисленный местный люд, до крестного хода достоял только один мужчина, он разделил с нами и тяготы подсолнечного стояния и ни с чем несравнимую духовную радость от совершаемого торжественного богослужения. После такой огромной нагрузки, солнечного перегрева, облучения у меня удвоилась площадь на лице от витилиго. Быть таким пятнистым ягуаром священнику как-то неудобно. Надеемся, что такая жертвенность послужит нам во очищение и в возрождение тех мест, где мы трудились.

Вечером были в соседней деревне П. Там, помимо вечерней молитвы у поклонного креста, у меня была еще одна цель: пообщаться с О.П. - учительницей закрытой в этом году сельской школы. Она 22 года проработала в ней. Мы долгое время не общались, объясню причину. Пару лет назад, болея за вымирающие на глазах деревни, я написал статью с критикой пьянства, алкоголизации в этом регионе, где есть несколько строк, в которых упоминается и эта школа. Меня тогда смутило, что ни одна встреча с учителями не проходила без вина на столе. В годы моей учебы я просто не мог представить, что такое может быть в учительской среде. Видимого повода, как будто и нет, свое посещение таковым я не считаю, даже наоборот, вроде бы строже должно было бы быть. Что-то явно произошло в нашем сознании, что это нормально, мы же, мол, только немного расслабились после напряженного трудового дня.... Статья была опубликована в нашей приходской газете «Берсеневские страницы» и по обычаю новый номер раздавался разным людям для чтения, в т.ч. раздали и учителям этой школы. Конечно, сразу обида, отчуждение. Осадок надолго остался, почти два года мы не общались. После этого взял за правило стараться писать, не называя конкретных мест и имен, изменяя их.

Прошло время, немного утихли страсти и вроде бы пошел процесс сближения. В прошлый свой приезд пообщался с директрисой, кстати, уроженкой деревни Д., о службе на солнцепеке я выше рассказывал. Четыре часа мы с ней общались. Этого прошлого инцидента не коснулись. Теперь вот общение с О.П. Называла себя многостаночницей: преподавала в школе такие разноплановые дисциплины как рисование, литература, химия, физика и др. Говорит, что в школе учить стало неинтересно, потому что дети учиться не хотят. 10 преподавателей на 7 учащихся, в классе 1-2 человека. Мощнейшим ударом по школе был переход на подушевую оплату, т.е. финансирование, а отсюда и зарплата учителей стали в прямой зависимости от количества учащихся. Чем меньше учащихся, тем меньше и финансирование. Безконечные проверки, штрафы. Последний штраф был за то, что не было полноценной ограды вокруг школы. Оштрафовали на 7 тысяч. Предполагаю, что это целенаправленная изощренная форма закрытия школы: не приказом, а таким вот давлением. Я очевидец, как за последние годы их прессовали постоянно - то пожарники, то санэпидемстанция. РОНО и местные власти все-таки старались школу сохранить, приезжал глава района Г., хотел нащупать какие-то пути спасения школы. Но учителя не выдержали сами. Не выдержали бумажного пресса, волокиты, штрафов, отношения детей, их родителей, местных жителей. Учителя были не в почете, их подозревали, что они как-то наживаются, что-то со школы неправедно имеют и т.п. «Дошло до того, что я три года мечтала бросить школу», - с болью сказала О.П. Я говорю: «Ну как же, Вы столько лет проработали, неужели не жалко?» Она: «Даже смотреть не хочу в ту сторону, где школа находится. Мне все равно, что с ней будет». Вспомнился наш староста Владимир Никанорович, который говорил: «На работу надо идти, как на праздник». Представляете разницу? Не то что праздник, а отторжение, просто аллергия на школу, все, что угодно, только не школа.

«Раньше я интересовалась религией, у меня есть Библия, Коран, Талмуд. Но сейчас я замкнулась на своем огороде, хозяйстве, семье. Никуда не хожу, не общаюсь ни с кем. Справа от нас дом - там продают паленую водку, а слева от нашего дома с 9 часов вечера начнется гулянка, и будут до 5 утра греметь. Вот такая обстановка. Осталось в деревне человек 60, она вымирает, молодежь уезжает, смертность очень высокая, от пьянки, прежде всего. Два дома рядом сгорели, тоже вследствие этого. Все беды имеют в корне эту причину». Такой вот неоптимистичный разговор.

На следующий день посетили еще одну деревню В. Инфраструктура этой деревни прямо скажем, невелика: библиотека, в ней же медпункт, уже на стадии закрытия и небытия, рядом частный магазинчик. В библиотеке, олицетворяющей собой в этой деревне какой-то минимум культуры, дверь раскрыта всем ветрам. На стене все же висит объявление «День деревни 10 августа в воскресенье». Я сразу взял на заметку этот факт: нужно обязательно в этот день отслужить здесь молебен Смоленской иконе Божией Матери. Узнаем у местных жителей, была ли здесь часовня. Опросив пол деревни, наконец, выясняем, что была - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и великомученицы Параскевы Пятницы. Значит, надо ставить крест на месте часовни. Сидим на лавочке, разговариваем с нынешним библиотекарем. Пытаемся узнать у нее, где же все-таки стояла часовня. Не знает, зовет на помощь бывшую библиотекаршу. Та тоже не знает. За время нашего общения мимо нас прошло пятеро изрядно выпивших, среди них женщина. Истощенные, видимо от постоянных возлияний; мужчины с обнаженным торсом. Один говорит: «Я хочу часовню построить, людям оставить память о себе, радость принести». Другой меня спрашивает: «Батюшка, можешь меня очистить?» Я: «Нет, я не могу, только Бог может». Он посмотрел на меня так горестно, опустил голову, вздохнул, рукой обреченно махнул и побрел дальше, как тень. Рядом с магазином небольшая посадка, пошел туда прогуляться, спасаясь от солнцепека (мы там были около часа дня). Везде валяются пустые банки из-под пива. Старец Серафим Тяпочкин говорил, что отнимет у нас Господь землю до Урала за то, что не берегли ее. Вот вам наглядный пример - внутри деревни такая картина, иллюстрация того, о чем он говорил, о небрежении к своей земле.

Это очень удручает. Наша земля очень загрязнена. Заброшенные свинарники, коровники и кладбища техники. Неприглядная картина. Повсеместно мусор. На окраине деревни два контейнера стоят, ну, казалось бы, сбрасывай все в них. Нет, вокруг контейнеров метров триста по диаметру все разбросано. Еще проблема, разворачивающаяся на наших глазах: днем и ночью валят лес, причем, варварским способом, охватывая и обнажая огромную территорию. Как было раньше: вычищали, срубали определенные лесничеством посадки, а сейчас это все как выжженная пустыня, всё варварски вырубается под корень. Даже вдоль дороги справа и слева все разбросано. Удручает такая деградация. Много заброшенных домов. В этом контексте кажется, что сама природа протестует против такого отношения к ней. Перед моим домом протекал ручей, небольшая речушка. Проходя мимо, я часто останавливался, вслушиваясь в ее журчание. И вот, бобры перекрыли ее своими сооружениями. Образовалось болото и ручей замер. Глубина бывшей шустрой речки теперь в палец, движение воды чуть-чуть, все заглохло. Как и во многих, ранее живых, многолюдных и многодетных деревнях и селах нашей необъятной Русской земли.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Низкий поклон за Ваше неравнодушное сердце!

Грустно. Все это следствие безбожного периода и где начало духовного оскудения Руси – Бог весть, но уж точно гораздо раньше 17-го года. Очень хорошо, что есть фотографии к статье – яркое олицетворение слов автора. Тут уж не отмахнешься, что, мол, не все так плохо, это всего лишь художественный авторский вымысел. Вот это все – наша русская печальная реальность, катастрофа, деградация. Сейчас много говорится об Украине, уже год все СМИ направлены только туда. Да, там катастрофа, но эта катастрофа тоже начиналась не год назад, и если бы такое внимание было бы к Украине лет 20-30 назад, не было бы таких последствий. Наша проблема вымирания деревень ничуть не меньше должна нас трогать – ее последствия равноценны послевоенному времени: такая же разруха и опустошение. Пока не поздно (как с той же Украиной) нужно поднимать и поднимать эту тему, теребить массовое сознание, обращать на эту проблему внимание властей. Пока очень мало авторов, писателей, политиков это делают. Иг. Кирилл – в числе этих воинов за Русскую землю. Он постоянно пытается достучаться до читателя, используя и образы и детали. Но, увы, если судить по комментариям (вернее, их отсутствию) к его статьям (и статьям других авторов) на эту тему – народ это мало волнует. Когда, наконец, мы поймем, что для нашей страны это гиперактуально, ни много ни мало - вопрос жизни и небытия?
Андреева / 10.12.2014, 15:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Мой визит восприняли как разделение его заблуждений»
О посещении вечера памяти митрополита Антония (Блума)
20.06.2024
Крестный ход на «отцовские могилки»
На престольном празднике православного старообрядческого храма в Подмосковье
15.06.2024
О лютеранском богослужении
Впечатления от посещения лютеранского храма
08.06.2024
«Я умру вашим императором!»
Из выступления на конференции, посвящённой Павлу I
30.05.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от р.Б.Алексий
25.06.2024 21:57
Сатанисты-глобалисты торопятся
Новый комментарий от Агафон
25.06.2024 21:45
Демарш терроризма в Дагестане
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 19:44
Национальное государство – плохой выбор для великой нации
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 18:00
Просвещение общества русской историей
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.06.2024 16:53
«С НАТО у нас идет откровенная прокси-война»
Новый комментарий от РОНОЛ
25.06.2024 15:21
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
25.06.2024 14:28