Каждый день с территории прибалтийских государств очередной самолет авиации НАТО совершает полеты к границам Российской Федерации. Естественно, в ходе таких вылазок альянса регулярно фиксируются и случаи нарушения российского воздушного пространства. Но представители министерств обороны Латвии, Литвы и Эстонии без зазрения совести продолжают обвинять российское руководство в том, что это, якобы, самолеты российских Военно-Воздушных Сил (ВВС) нарушают воздушные границы стран Балтии. Чем вызваны подобные заявления, и чем они обоснованы? Может ли военное руководство НАТО привести хоть какие-нибудь статистические данные, подтверждающие их декларации?
Не может и, более того, не хочет! Просто по причине того, что такие факты никак не подтвердят слов военно-политических представителей альянса, а скорее их опровергнут. Так, например, самолеты воздушной полиции НАТО только с марта этого года совершили более 400 (!) вылетов по патрулированию российской границы, тогда как российские истребители всего 112 раз совершали полеты у границ прибалтийских государств.
«Российская активность в воздушном пространстве возросла повсюду над Европой. В этих условиях НАТО сохраняет бдительность. Мы готовы защищать всех союзников от всех угроз», - заявил на днях генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. О каких угрозах идет речь? Неужели руководство альянса считает, что усиление Россией защиты собственной границы в условиях военного конфликта на территории соседнего государства является подготовкой российской интервенции в Восточную Европу и Прибалтику? М-да, интересно было бы посмотреть, если бы в Мексике началась гражданская война. Стало бы американское руководство в этом случае предпринимать меры для защиты собственной границы? Безусловно, стало бы. Почему же тогда действия России воспринимаются как акт агрессии? Ответ на этот вопрос прост и лежит на поверхности: НАТО, наконец, нашло причину для возрождения антироссийской деятельности. А причина эта - политика России по отношению к Украине и присоединение Крыма 16 марта 2014г.
Будучи в то время генсеком НАТО, Андерс Фог Расмуссен публично объявил, что «аннексия» Крыма Россией стала таким же поворотным пунктом в политике безопасности альянса, какими были падение Берлинской стены или теракты 11 сентября 2001 года. Расмуссен уверен, что Североатлантический альянс обязан реагировать. Однако, давайте отмотаем пленку на несколько лет назад и вспомним, как в декабре 2009 г. в рамках слушаний, проходивших в Гаагском Международном суде, по запросу Генеральной ассамблеи ООН о соответствии международному праву одностороннего отделения Автономного края Косово от Сербии, представитель США Харолд Хонджу Кох сказал: «Соединенные Штаты призывают Международный суд оставить декларацию о независимости Косово без изменений, как выражение воли народа Косово и ввиду того, что международное право не запрещает отделение». Комментарии излишни... Налицо политика двойных стандартов, проводимая США и НАТО, целью которой является использование вхождения Крыма в состав Российской Федерации в качестве повода для повышения альянсом затрат на оборону и увеличения своего военного присутствия в Восточной Европе.
В частности, в настоящее время Брюссель при активной поддержке Пентагона осуществляет ряд мероприятий по наращиванию сил НАТО в этом регионе. За прошедшее с марта месяца время, количество самолетов воздушной полиции НАТО, участвующих в миссии по охране воздушного пространства Литвы, Латвии и Эстонии, увеличилось с 4 до 31. Кроме того, альянс перебрасывает в Польшу и Литву истребители F-16, способные нести ядерные бомбы свободного падения. Представьте, что 200 таких американских бомб находятся на складах в Европе. Как вы думаете, против кого, рассчитывается их применять? Вариантов не так много... Россия и Белоруссия.
Помимо авиации, руководство НАТО существенно увеличило присутствие своих военных кораблей в акваториях Балтийского, Черного и Средиземного морей. Так, в Балтийском море на постоянной основе дежурят пять минных тральщиков ВМС Бельгии, Эстонии, Нидерландов и Норвегии. Более того, с марта по сентябрь в акватории Баренцевого моря поочередно находились американские подводные лодки «Вирджиния», «Нью-Гэмпшир» и «Калифорния». В канун президентских выборов на Украине в акватории Черного моря нес вахту американский ракетный крейсер «Велла Галф» (Vella Gulf) класса «Тикондерога» (Ticonderoga), на вооружении которого стоят, в общей сложности, более 120 крылатых ракет «Томагавк» (Tomahawk), противолодочных ракет ASROC и ракет ПВО/ПРО класса М-3. Время его появления у украинских берегов свидетельствует о явных намерениях США оказать влияние на результат президентских выборов на Украине.
Существенно была увеличена и группировка сухопутных войск НАТО в Европе. С апреля этого года военнослужащие Вооруженных Сил (ВС) США обеспечивают безопасность стран Балтии от «российской угрозы», находясь там постоянно на ротационной основе. К примеру, в конце апреля около 750 солдат из 173-й воздушно-десантной бригады ВС США прибыли в польский аэропорт Свидвин, а несколько тысяч военнослужащих были направлены в Эстонию, Латвию и Литву. Изначально планировалось, что американские военные пробудут там до конца 2014 г., однако несколько дней назад руководство ВС США приняло решение продлить их пребывание в Прибалтике на весь 2015 г. Становится ясно, что получив шанс закрепиться у самых рубежей России, Пентагон вряд ли упустит такую возможность, и военнослужащие США останутся в Балтийских странах если не навсегда, то на очень длительный срок.
Также в странах Балтии и Польше было развернуто одно из самых боеспособных бронетанковых подразделений США «Железный конь», насчитывающий более тысячи солдат, а также десятки танков М1А1 «Абрамс», БМП «Брэдли» и боевых бронированных машин «Страйкер». Необходимо особо отметить тот факт, что это первый случай развертывания бронетехники США в Европе со времен окончания холодной войны. Американское вооружение, которое было доставлено в Прибалтику, является самым мощным контингентом альянса на территории бывшего СССР.
Кроме того, в настоящее время руководством НАТО разрабатывается план создания сил быстрого реагирования альянса в Европе под руководством Германии. Местом дислоцирования штаба нового соединения выбрана база германо-голландского корпуса в Мюнстере. Возглавит подразделение нынешний командир корпуса, немецкий генерал-лейтенант Фолькер Хальбауэр. Планируется, что сухопутные силы в случае необходимости будут усиливаться подразделениями боевой авиации и десантными подразделениями из Франции и Испании.
В этой связи следует заметить, что российское руководство не осуществляло глобальной переброски частей и подразделений к западной границе, несмотря на деятельность США и НАТО. В состав Западного военного округа, отвечающего за охрану западных рубежей страны, входят две общевойсковые армии, численность которых не увеличивалась, что позволяет лишь обеспечивать надежную охрану границ, но никак не осуществлять наступательные операции. Другими словами, совместная группировка войск США и НАТО будет практически в три раза больше, чем подразделения ВС России в случае военного конфликта на Западном направлении, что никак не соответствует заявлениям европейских и американских политиков, подозревающих Россию в намерении вторгнуться в Польшу и Прибалтику. Скорее, наоборот, руководством альянса создаются условия для возможной военной интервенции в Россию в случае возникновения необходимости. Перечисленные факты дают ясно понять, что угроза российской агрессии является явно надуманной и основывается только на выдумках американских пропагандистов.
Помимо всего вышеперечисленного, руководство альянса втрое по сравнению с прошлым годом увеличило интенсивность мероприятий учебно-боевой подготовки. Так, в апреле в Польше при поддержке США состоялось учение с участием почти двух тысяч военнослужащих и авиации. После присоединения Крыма к России, в акватории Черного моря прошли совместные учения ВМС США, Франции и Болгарии, в которых принимали участие эсминцы класса «Арли Бёрк» (Arleigh Burke) и разведывательные корабли. В Эстонии май 2014 г. прошел под знаком военных учений «Весенний шторм»/»Верное копье», рекордных по количеству задействованных в них военнослужащих США, Великобритании, Бельгии, Франции, Латвии, Литвы, Польши и Эстонии. Всего в учениях приняли участие около 6000 человек.
Всего же в 2014 г. прошло 15 совместных учений с участием военнослужащих Украины и НАТО, 8 из которых состоялись на территории Украины. В их числе учения «Морской бриз 2014», в котором были задействованы 12 кораблей от Украины, США, стран-членов и стран-партнеров НАТО, учения авиационных подразделений на уровне эскадрилий «Безопасное небо-2014», в которых украинская сторона была представлена самолетами Миг-29, Су-27, а польская - самолетами Миг-29 и F-16. Также состоялись учения подразделений военной полиции «Правопорядок-2014», учения «Светлая лавина-2014» и литовско-польско-канадско-украинские учения «Кленовая арка-2014», в которых приняли участия 250 военнослужащих. Всего во всех учениях с украинской стороны было задействовано более 3000 человек. Активное вовлечение украинских военных в участие во всевозможных маневрах совпало с активизацией натовской программы «Партнерство ради мира» (Partnership for Peace - PfP), направленной на расширение Североатлантического альянса на Восток.
Кроме проведения учений и увеличения военного контингента на территории Восточной Европы, руководство США и НАТО использует сложившуюся геополитическую ситуацию для создания условий своего постоянного военного присутствия в восточно-европейском регионе. Военные базы НАТО и США постепенно окружают Россию плотным кольцом, вырастая по её периметру.
Так, например, руководством Литвы было дано согласие на использование Клайпедского порта и прочей литовской инфраструктуры для перевозки военных и коммерческих грузов Североатлантического альянса, что, по сути, делает Клайпеду военно-морской базой НАТО.
Кроме того, военно-морская база Девеселу в Румынии вместе с размещенными на ней элементами американской системы ПРО 10 октября перешла под командование военно-морских сил США.
Как Клайпедский порт, так и база Девеселу являются ничем иным, как классическими базами, то есть «пунктами иностранного военного присутствия на территории государств», дающих «добро» на размещение этих самых военных объектов, и позволяют гарантировать гибкость, скорость и вариативность в проведении наступательных операций, обеспечивают войскам тыловую поддержку, предоставляя склады, госпитали, порты и так далее. Да и в целом, наличие этих баз априори избавляет руководство НАТО от необходимости заблаговременно готовить инфраструктуру войны.
Подводя итог всему вышесказанному, понятно, что страхи европейского сообщества перед российским нападением, угрозы которого в принципе не существует, вызваны целенаправленными действиями американской пропагандистской машины, подконтрольной представителям высшего военного руководства США и НАТО. Убеждение мирового сообщества в агрессивности внешней политики России необходимо для обоснования действий НАТО по увеличению своего военного контингента в Восточной Европе и вытягиванию денег из стран-членов блока на развитие оборонного сектора. Вероятно, американские политики рассчитывают на то, что постоянное военное присутствие в восточно-европейском регионе позволит оказывать давление на внешнюю политику России, которая является оплотом независимости и самодостаточности, что явно не соответствует планам руководства США по установлению однополярного мира и вызывает ярость наших заокеанских «друзей и партнеров».
Максим Валошин, блогер, независимый журналист