5 декабря исполняется 73 года с начала знаменитого контрнаступления под Москвой. Но мало кто знает, что начало этому контрнаступлению было положено на Рязанской земле, с родины блаженной Пелагеи Захаровской, с села Поярково Михайловского района. Именно там под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова был нанесен первый сокрушительный удар пофашистским частям танковой армии Г. Гудериана, завершившийся освобождением города Михайлова.
Этот немаловажный эпизод Великой Отечественной войны интересно описан в новой книге известного православного писателя Игоря Евсина «Полюшка. Повесть о слепой праведнице», вышедшей в издательстве «Зерна». Предлагаем вашему вниманию главу из этой книги, которая основана на документальных источниках и воспоминаниях родных и близких блаженной Полюшки (Пелагеи Александровны Орловой).
***
В ноябре 1941 года фашисты стояли в тридцати километрах под Москвой и готовились к ее захвату. Город был настолько близок, что они рассматривали его в бинокли и готовились пройти парадом по Красной площади.Рязань также была в близости от немецких частей. Враг захватил Михайлов и рвался к Захарову.
Захаровский участковый милиционер Василий Косоруков пришел в дом к Анастасии Орловой.
- Перед лицом фашистской угрозы, - заявил он, мигая белыми ресницами, - считаю необходимым изолировать тебя Пелагея, как вредного элемента, могущего посеять панику в народе.
- Да тебе ж, Васька, самому надо изолироваться, - ответила она. - Вон, погляди в окошко, как твои друзья-товарищи драпают.
- Что ты, слепая дура, можешь там видеть? - прошипел Косоруков, однако нервно раздвинул занавески.
На улице стояла автомашина, в которую торопливо, как-то по-воровски, садились начальник милиции и секретарь райкома партии.
- Ах ты, мать честная, как бы и впрямь без меня не уехали, - подумал Косоруков и выбежал из дома.
- Беги, беги, - крикнула ему вслед Поля - только все равно далеко не убежишь. Скоро лопнет твоя голова.
Через некоторое время в Захарово на мотоциклах и бронемашинах въехали фашисты. Навстречу выбежал раскулаченный крестьянин Еремин.
- Скорее езжайте в сторону Рязани - закричал он в надежде, что кто-нибудь из немцев его поймет, - туда на машине только что уехали коммунисты.
- Дасист коммунист? - громко спросил фашистский офицер.
- Да не я, не я. Они на машине туда уехали, - замахал Еремин в сторону села Попадьино.
Офицер гортанным голосом отдал какой-то приказ. Два мотоцикла, и бронемашина взревев рванулись с места в направлении Рязани.На подъезде к Попадьино немцы увидели стоявший у обочины автомобиль с захаровскими коммунистами. Шофер, тщетно пытавшийся завести заглохший мотор, был сразу убит очередью из автомата.Косоруков с начальником бросился бежать, но их настигла бронемашина, сбила с ног и раздавила. У Косорукова от наезда треснул череп. Лопнула его голова!
В это время у Анастасии Орловой собрались захаровские бабы и старики. В доме было тесно, душно. Народ стоял с гробовым молчанием. Слышались лишь всхлипывания баб и угрюмое сопение стариков.
- Не тужите, мои хорошие, не тужите вы шибко-то, - утешала их Поля, - Война эта попущена Богом нам во спасение. Мы храмы разрушили, священников постреляли, от веры отвратились. А война-то опять нас верующими сделает. Вот уже и храмы стали открывать и священников из тюрем выпускать. А как только обратимся мы ко Господу, так и победим орду фашистскую, будь она хоть стократ сильнее. Потому что Бог с нами будет. А если с нами Бог, то кто против нас устоит?
И не займут фашисты Москву. Там ныне молебны служат перед Казанской иконой. Потому враги не смогут взять нашу столицу. Потом святой образ на самолете вокруг Москвы обнесут - и каюк супостатам! А наступление на немчуру от нас начнется. От Захарова и моей деревни Поярково.
Михайловская земля - онанамоленная. Богословщиной ее почему прозвали? Потому что Иоанно-Богословский монастырь здесь когда-то стоял. И храмов богословских несколько. Так что самый любимый ученик Христов апостол Иоанн - это наш заступник. Молитесь ему, и он спасет нашу землю от басурманов немецких, как когда-то спас от татар Богословский монастырь в Пощупово.
Сама же Полюшка вставала на молитву в три часа утра и до полудня просила Господа о победе нашего народа. Потом подкреплялась отварным картофелем с капустой и принимала приходивших к ней за утешением баб. После шести часов вечера вновь вставала на молитву, которая заканчивалась за полночь. Молилась подвижница с земными поклонами. Вставая с колен она, подтягивая правую ногу, проводила ступней по полу. И настолько много она делала поклонов, что через некоторое время половица под правой ногой стала стираться. К концу войны на ней образовалась выемка.
Но до победы прошло четыре кровавых года, унесших жизнь десятков миллионов русских людей. Как и предсказывала Пелагея Захаровская, освобождение России началось с ее родины, с деревни Поярково.
Именно здесь 6 декабря 1941 года части генерала Ф. И. Голикова нанесли первый удар по фашистам, который положил начало контрнаступлению наших войск под Москвой.
Все годы войны праведная Пелагея укрепляла народный дух, предрекая неизбежную победу. Ее слова передавались из уст в уста, и множество унывающих людей ободрялось.Особенно утешала Полюшка приходивших к ней солдатских жен. Одним предсказывала, что их мужья вернуться с войны, а другим говорила:
- Господь всех любит и хочет, чтобы мы тоже Его и друг друга любили. А в Евангелии сказано, что нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих. Ваши мужья погибнут на войне, но попадут в рай. Потому сами подумайте, разве можно считать это горем? И если бы оставшись в живых и вернувшись домой, они запьянствовали и натворили всяких бед, можно ли считать это радостью? Так что благодарите Бога за все. Хотя, все мы человеки и как тут не поскорбеть. Как не поплакать. Наша бабья тоска слезами вымывается.
И знайте, что чем больше скорбь, тем ближе Бог...
Великая Отечественная война, как и говорила праведная Пелагея Захаровская, стала спасительной для нашего народа, который в своей великой скорби обратился к Богу. В стране открылось около двадцати тысяч храмов, Духовная академия и семинария. Священнослужителей выпустили из тюрем. На фронтах перед боем служились молебны.
Война взрастила новое поколение верующих. О том, как это происходило, поведал нашему поколению листочек, найденный в шинели убитого русского солдата. Перед боем на этом листочке он в предчувствии смерти написал стихотворение-исповедь:
«Послушай Бог... Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты поймешь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь...
Сигнал! Ну, что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,
Что, как Ты знаешь, битва будет злая
и, может, ночью же к тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что ныне я прозрел.
Прощай мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь!».
Вот так скорбь русского солдата перед боем привела его к вере. Воистину, чем больше скорбь, тем ближе Бог.А в годы войны скорбел весь наш многострадальный народ...
Книгу Игоря Евсина «Полюшка. Повесть о слепой праведнице» можно заказать в интернет-магазине Зерна.