Посвящается памяти Государя Александра III
Общественно-политические и культурные сдвиги и события, происходящие в мире, можно описывать в различных базовых понятиях и константах. Мы же предлагаем посмотреть на духовные, общественные, политические и культурные вызовы нашего временив духовном и культурно-историческом ключе.
Наш взгляд на историю Запада и Европы - а речь будет идти главным образом о ней - согласуется с позицией Н.Я.Данилевского[1], рассматривающей цивилизованный мир как совокупность культурно-исторических общностей или типов(КИТ). Историческая реальность, по Данилевскому, обусловлена, прежде всего, бессознательным субстратом человеческого бытия. Этническая общность - основная форма реализации этого субстрата. Далее мы вводим уточнение: субстратом является не просто этническая, а этно-вероисповедальная общность.
В работе О.Я. Бороздкиной и Г.Д. Колдасова «Православное мировоззрение и этноконфессиональные отношения»[2] представлена этноконфессиональная карта Европы (рис.1). В работе было показано, что в духовно-культурном (цивилизационном) отношении в Европе существуют достаточно устойчивые этнокультурные образования, именуемые нами этно-конфессиональными доменами (ЭКД), между которыми проходят культурно-политические граничные зоны(ГЗ), рис.1.
В Европе можно выделить три ЭКД: во-первых, Славяно-православный домен, включающий в себя главным образом православные земли: Россию, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавии; во-вторых, Романо-католический домен, сложившийся на юге Европе; в-третьих, Германо-протестантский домен на северо-западе Европы, включающий в себя Германо-протестантские страны Северо-запада Европы.
1. Поучительный пример исторического становления Германо-протестантского домена
Рассмотрим особенности исторического общественного становления германской этно-конфессиональной общности.
Обратим для начала внимание на особенности отношения Германии и Австрии. Обе страны представляют собой очевидную этническую общность: и там и там живут преимущественно германцы, говорящие на очень близких диалектах. Но в вероисповедальном отношении эти две страны - различны, одна - в основном протестантская, а другая - католическая. Имевшие место попытки соединить оба государства в единый культурно-исторический домен не привели к желаемому. Австрия соединилась в итоге с Венгрией и вобрала в себя часть карпатской и закарпатской Украины. Германия же постаралась подчинить себе Пруссию, Данию, Силезию и друге земли.
Показателен и другой пример, приводимый Н. Я. Данилевским в его работе «Россия и Европа», когда германский король остготов Феодорих (471 -526 г.г.) пытался создать римо-остготскую монархию, но после его смерти она была быстро уничтожена византийцами в 554 г.Серьёзны были усилия по созданию этнокультурного ядра в Европе и со стороны императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы (1152 - 1190г.г.). Напомним ещё о впечатляющих политических делах Карла Великого (742 -814г.г.),короля франков-германцев. Границы государства Карла Великого простирались от Атлантики до Эльбы.
Во всех представленных выше исторических фрагментах присутствовала солидная германская этническая общность с участием остготов, франков, австрийцев; но действия разворачивались в католической конфессиональной среде, правда, разной степени зрелости. Политические усилия во всех случаях были солидны, а исторические результаты по созданию культурно-исторической общности- ничтожны.
Однако несколько позже, в 16-19 веках, в среде лютеранства (протестантизма) Германия проявила свою мощь очень продолжительно и конкретно и во многих направлениях (в технике, промышленности, музыке, философии, медицине, в военном деле). Германия стала ведущей страной Европы по научно-техническому и промышленному развитию, стала обладательницей самой большой военной мощи.
Немецкие же государства, княжества и герцогства, оставшиеся в католицизме: Австрия, Люксембург, Лихтенштейн, Силезия, Эльзас и Лотарингия, в состав Германского домена не вошедшие, остаются средними государства миграничной зоны до сих пор.
Бытуют мнения, утверждающие, что полученный Германией результат базируется не на протестантском духе, а на древнем германском язычестве. В связи с этим полезно вспомнить, что такая языческая попытка в истории германских народов была в 6-8 веках, когда воинственные скандинавы-германцы предприняли попытку объединить германские племена на основе своей веры и своих этнокультурных предпочтений. Рассматриваемое утверждение опровергнуто историей - языческим скандинавам создать германский этно-языческий домен не удалось.
Следовательно, для того, чтобы «культурно-историческая общность» могла наиболее полно раскрыть себя, необходима не любая духовная среда, а та, которая наиболее подходит для данной этнокультурной общности. Поэтому мы и определяем домены и их ядра в Европе, как этно-конфессиональные образования.
И это даёт вполне конкретное понимание созидательной базы для культурно-исторического типа и этно-вероисповедального домена. Поиск народом культуры и практики вероисповедания - это духовная культурно-историческая подстройка бытия народа под свой логос.
2. Формы деятельности культурно-исторических общностей и особенности доменов и граничных зон.
Н.Я. Данилевский выделяет 4 важнейшие формы деятельности культурно-исторического типа: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую. Но здесь тоже важно отметить, что всем 4 формам деятельности присущ определенный нравственный уровень, который, безусловно, связан с духовной компонентой общности. Народы и страны доменов и граничных зон очень по-разному обретали себя конфессионально, духовно и нравственно, а потому они и весьма по-разному проявляют себя в названных формах деятельности.
Каковы особенности доменов и граничных зон? Внутри домена происходят подвижки цивилизационного уровня, задействуются все 4 формы деятельности; внутри же граничных зон происходят подвижки, прежде всего, политического уровня, направленные на сохранение подвижек самого домена, и формы деятельности используются в том объёме, который необходим для более безопасного и устойчивого существования домена. Относительная устойчивость доменов превосходит устойчивость граничных областей на порядки. Европа представляет собой давно сложившуюся этно-конфессиональную структуру, и она даёт возможность основательно судить об особенностях и доменов и их границ; история Европы достаточно изучена целым рядом наук, таких, как этнография, антропология, история, сравнительное языкознание, археология. На основании полученных данных можно сделать вывод, что устойчивость европейских доменов во времени не менее 600 лет. Согласно Данилевскому, и домены, и граничные зоны проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели.
Наиболее насыщена история Романо-католического домена, она насчитывает около 2000 лет. Это наиболее старый домен Европы. За это время границы между доменами менялись десятки и сотни раз. Вот пример. В начале новой эры Франция исходно входила в Романо-католический домен, но только в 7-9 веках норманны решительно меняли и размеры и границы Франции и домена трижды. Со временем Франция серьёзно меняла свою религиозную ориентацию, свои этнические и культурные предпочтения. Сегодня Франция - это уже часть граничной зоны, принадлежащей главным образом религиозным меньшинствам. Значительно изменился со временем и язык галлов - франков, и этнический состав Франции. Сейчас там много французов, являющихся таковым и только по паспорту, выходцев из Африки и Азии, которые не несут в себе ни культурного кода Франции, ни культурного кода Европы.
Подобными примерами, кроме Франции, могут быть и Австрия, и Польша, и западная Украина. Надо отметить, что сейчас в Европе идут противоречивые процессы по созданию единого культурно-исторического домена, но без создания его ядра. В результате получится набор граничных государств, не устойчивых в своём единстве и связанных между собой, в основном, соображениями рыночной выгоды. А этого явно не достаточно для создания культурно-исторического домена и устойчивой общности.
Из приведённых примеров должно быть ясно, что народы, образующие плоть доменов и плоть граничных зон, обладают существенно отличающимися характеристиками, обеспечивающими им качественно разную устойчивость и ориентированность в культурно-историческом процессе. Внешне это проявляется в том, что их истории различны и по фактическим данным, и по национальным идеологиям, и по характеру их смен, и по сильными слабым сторонам национальных черт, по идеалам, по характеру и структуре верования, и по другим показателям. Образно говоря, законодателями мод во всех 4 формах деятельности являются народы домена и его ядра, а подражателями в той или иной степени - народы границ. Например, народ Галиции одно время культурно-исторически формировался рядом с Австрией, потом подражал фашистской Германии, а в последнее время подражает Европе вообще и инструкторам из США. Если «пассионарии» из Галиции (Галичины) во время 2-й Мировой войны тешили себя фашистскими образами и свастикой, то сейчас они тешат себя американскими образцами: штатом Колорадо, колорадским жуком и американскими бронежилетами в придачу с печеньем.
Другой пример: музыкальная культура Польши в большей степени формировалась под влиянием Франции, чем Германии, и на польской музыке печать французской музыки заметно ярче, чем немецкой, для примера можно обратить внимание на творчество Шопена. Надо сказать, что музыка является одним из наиболее сильных общественных средств формирования духовной ориентации и национальной психологии поведения людей.
Войти с Францией в один домен Польша не может хотя бы потому, что Франция сейчас сама ни в один домен не входит; войти в один домен с Германией оснований ещё меньше, чем с Францией; история отношений с Россией такова, что и ставить вопрос о вхождении в один домен бессмысленно. Польше ничего другого и не остаётся, как коротать свою историю в граничной зоне.
3. Этно-духовная база Европы
Костяком доменно-граничной структуры Европы является этно-духовная база Европы: совокупность ведущих народов, их духовная среда, религиозная и культурная жизнь. Этно-духовной базой Европы является протестантизм, немецкий язык и немецкая музыкальная культура; также - православие, русский язык и русская музыкальная культура; и католицизм, латино-романский язык и романская музыкальная культура.
Этно-духовная база Европы является остовом культурной и общественной истории Европы, формирует в основном её политический, культурный и нравственный вектор. Были в Европе и другие явления и модные течения, но их влияния не сопоставимы во времени с влиянием этно-духовной базы. Сравним для примера сегодняшнее влияние Германии на указанные европейские вектора с влиянием на них Франции или Италии. Понятно, что влияние Германии очевидно значительнее, чем двух других государств.
Вхождение в особенности доменно-граничной структуры Европы и её этно-духовной базы позволяет многое понять. Почему, например, до сих пор Англия держится обособлено от Европы и не примкнула ни к Германо-протестантскому, ни к Романо-католическому домену? Но для понимания этого и многих других вопросов необходимо различать, чем отличается дух протестантизма от духа католицизма и духа православия. В некоторых случаях бывает достаточно просто знать, что народ относится к определённой конфессии, но в иных случаях надо уже представлять и чувствовать определённые нравственные и культурные особенности той или иной конфессии. Для этого, конечно, можно почитать соответствующую литературу. Есть и другой путь, тоже довольно трудоёмкий, вхождения в духовные особенности европейских доменов, он лежит через вхождение в логосы указанных языков и конфессий, для этого, как минимум, надо выучить и войти внутрь трёх языков: немецкого, русского и итальянского или испанского и освежить в голове историю европейского христианства. Есть ещё и третий путь вхождения в дух европейских доменов- вхождение через музыкальную культуру домена того времени, когда домен уже сложился. Например, достаточно полное представление о духе германо-протестантского домена можно получить из произведений И.С. Баха, Р. Вагнера и Л. Ван Бетховена; дух Славяно-православного домена хорошо прослушивается в музыке Н. А.Римского-Корсакова, М.С. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова и других русских композиторов; соответственно дух романо-католического домена хорошо слышится в музыке итальянских композиторов: К. Монтеверди, Дж.Верди, Дж. Россини, Р. Леонкавалло и других.
Из всех видов искусств музыка наиболее связана с Логосом; творчество в музыке наиболее согласуется с творчеством словом: это и церковное пение, и кантаты, и хоровая музыка, песни, гимны. Именно близость музыки к Логосу и делает музыку весьма чувствительной к движениям духа. Хотя, наверное, движения духа можно ощутить с помощью и других видов искусств.
4. Три типа народов.
Исторически выделяются в Европе три типа народов: народы домена, граничные народы и народы ядра домена; их роли в спектакле, который называется «История», очень разные, и порою весьма сложные и трагичные.
Понятно, что для доменных народов особое значение имеет их способность к сплочению во имя идеи или веры. Самая древняя основа сплочения - это вера в Бога, выраженная в религиозной форме. Формы религиозной культуры возникли много раньше, чем всевозможные учения, идеологии и общественные трактаты. Хорошей иллюстрацией этому может быть содержание Библии, например история становления веры от Авраама до Моисея.
Одна из наиболее древних идеологий сплочения - это национализм. Примеры его также можно найти в Библии, в частности, в делении людей на гоев и не гоев. У разных народов уровень понимания национализма и требуемого состояния национального самосознания - очень различны. Надо отметить, что национализм может быть и созидательным и разрушительным, но он всегда обладает большой сплачивающей силой, что является следствием этнического родства и единой религиозной практики народов домена. Доменным народам присущ по отношению к себе национализм созидательный, а пограничным народам может быть присущ и разрушительный. К примеру, у русских национализм в основном созидательный, а у галичан - в основном разрушительный. Почему так? Самое главное в том, что русские всегда рассматривали Православную веру как сосуд национального духа, а галичане уже давно занимаются видоизменением и дроблением Православия с переподчинением конфессиональных новообразований новым авторитетам, в том числе и иноконфессиальным и заморским. Они даже пытались искать свой национальный дух на стороне. В этом и трагедия современной Украины: если восточная её часть настроена естественным образом на объединение с Славяно-православным доменом и чувствует себя частью его, то западная Украина культурно-историческим процессом ориентирована на политическое лавирование, как на национальную форму поведения. Если для доменных народов главное - всестороннее сплочение, то для граничных народов, таких как галичане, или поляки и австрийцы, - главное показать себя. И они стремятся к тем, кто, как им кажется, дают себя показать. Сегодня западэнцы в Галиции нашли для себя сильного и наглого наставника, и под его водительством пытаются решить проблему целостности Украины кровавым путём и открыто это показывают всему миру.
Одна из основных особенностей двух названных категорий народов, доменных и граничных, в том, что первые из них способны к созидательным формам идеологий и национализма, а вторые легко скатываются к разрушительным формам того и другого. Они легко копируют дурные формы национализма и у доменных народов и у граничных, а недостающие исторические условия, качества и этапы легко заменяют безудержными фантазиями.
Народам ядра домена, которым присущ созидательный национализм, присуща и особая жизнестойкость, способность возрождаться из пепла, опираясь на свои сильные национальные свойства. Если пограничные народы позволяют себе тешить своё самолюбие поиском «козлов отпущения», виноватых во всех их неурядицах, то народы ядра такими глупостями не занимаются.
Живым примером народа ядра может быть немецкий народ. В 1945 году он получил страшную оплеуху и потерпел полный крах, но встал с колен и, опираясь на свои сильные стороны, быстро вошёл в число ведущих народов мира.
Другой пример - русский народ - народ ядра Славяно-православного домена. За свою 1000-летнюю историю он многократно терпел опустошительные нашествия и с Востока и с Запада. В первой половине 20 века Россия была обескровлена двумя агрессиями с Запада, но она нашла в себе силы, восстала из пепла и вошла снова в число ведущих держав мира, создала мощную промышленность, вышла в космос. И сегодня после разрушительной и лукавой «перестройки» она снова нашла в себе силы, не ища «козлов отпущения», встать с колен и доказать, особо рыночным народам, свою состоятельность отстаивать интересы Славяно-православного домена или, как сейчас говорят, Русского мира. Русский народ потому является народом ядра СПД, потому что он в своей жизнедеятельности руководствуется в первую очередь интересами СПД, а не рыночной конъюнктурой.
Примеры этих двух стран поучительны для многих народов. Конечно, немцы и русские - различные народы, но у них есть общие свойства и потребности, принципиально присущие народам ядра. Примером такой потребности может быть потребность идеологии, идеологии созидания.
Ядро Романо-католического домена - это Рим, понимаемый, прежде всего, не как древний город, но как цивилизационный центр, как центр сплочения склонных к созиданию латинян и их потомков.
Л.Н.Гумилёв для обозначения общностей типа ядерных народов использует понятие «пассионарность». В известной степени пассионарность подходит для характеристики ядерных народов, но пассионарна и шайка уголовников, которая очень часто вовсе не созидательна. Что же касается ядерных народов, важно особо выделить созидательный вектор их исторической деятельности. Пассионарий пришёл и разломал старое и, может быть, не нужное. Но созидать после него будет в основном труженик, а не пассионарий.
Ядерные народы - это непременно народы труженики и созидатели.
Наиболее старый, Романо-католический домен сейчас претерпевает большие изменения, и внешние и внутренние, можно даже сказать, дряхлеет. Франция и Португалия в ускоренном режиме теряют вероучительную основу, также решительно меняют свои этносоставы; изменяется заметно и идеология Ватикана, интересы домена приносятся в угоду атлантическим интересам, устойчивость домена приносится в жертву текущей выгоде. В ближайшее время следует ожидать ещё большей нестабильности в Европе. Надо сказать, что рыночная идеология в принципе разрушает цивилизацию. Рыночная идеология - это не идеология созидания, а идеология потребления и пресыщения. Эта идеология более свойственна народам границ доменов и менее - народам ядра. Народы Франции и Великобритании существенно более, чем народ Германии, подвержены рыночной идеологии - в этих странах выгода важнее долга. Франция и Великобритания были вдохновителями и создателями мировых колониальных систем, которые в принципе не могут быть цивилизационными доменами и ядрами.
Германо-протестантский домен - наиболее молодой. Маловероятно, что он будет долго «на себе тянуть» дряхлеющую южную католическую Европу. Однако судьба этого домена не безоблачна, на него дурное влияние оказывает дряхлеющая Франция, Британия и ряд пограничных стран: Бельгия, Нидерланды и США. США, несмотря на весь рекламный блеск, не является страной доменного типа.
Полезно прочувствовать дух США через их музыку, родившуюся именно там, когда США уже сформировались. Такой музыкой является джаз, корни которого в колониальном и рабовладельческом прошлом. И дух всего этого прошлого до сих пор витает над Штатами. И они его распространяют до сих пор на другие страны. Если обратиться к так называемой «рок-попсе», производству которой США уделяли и уделяют большое усердие и внимание, то разрушительный дух её тоже не является тайной. Для тех, кто не чувствует этого духа в самой этой музыке, можно напомнить сопутствующие этой музыке явления: наркоманию, алкоголизм, массовые психозы, психологические и телесные извращения и вандализм. Отмеченные сейчас частности из истории США подтверждают сделанное выше утверждение, что музыкальное искусство состоявшейся общественно-исторической общности является индикатором состояния духа этой общности.
Выше было сказано, что музыка близка к Логосу-Слову (Звуку). И действительно, вряд ли бы США состоялись, как этно-культурное явление, без английского языка. Зададимся вопросом: почему в английском языке понятие «игра» звучит, как «плэй», а понятие «игрок» - как «плэй-бой»? Теперь обратимся к индо-европейским корням английского и русского языка. Индо-европейский фонетический ряд «бой» несёт в себе не только логос понятия «мальчик» и «парень», но и понятия «бой-боец». Поэтому понятие «плэй-бой» в англо-американском языке предполагает, что бой может играться в разные игры, но револьвер у него всегда наготове. Причём в рассматриваемом случае револьвером отдаёт не только бой, но и плэй. Действительно, команду «Пли!» в Европе понимают не только русские, но и многие другие. Понятно, что фонетически «пли» и «плэй» очень близки, и что «пли» имеет отношение не только к войне, но и к игре тоже.
Конечно, человек, которому лень разбираться в предложенных фонетических последовательностях, скажет, что это всё случайные совпадения. Но вряд ли серьёзный человек согласится, что львиная доля компьютерных игр, разрабатываемых в США, чисто случайно оказываются играми в войну, стрельбу и в убийства. И чем США становятся технически мощнее, тем они охотнее и свободнее убивают людей, и война в их сознании всё легче и легче переходит в игру, а игра - в войну. При высокоточном оружии стрелять в противника можно всё с большого расстояния, ощущение опасности при этом притупляется, а англо-американские ощущения игры и понятия игры, и себя, как плэй-боя, обостряются. Давайте вспомним Сербию, где США вместе со своими сателлитами без угрызений совести устроили этно-культурную катастрофу в Косово, разбомбив там православные храмы и монастыри и лишив крова значительную часть сербского населения; и экологическую катастрофу на Дунае, разрушив в Сербии химические заводы. Тот же игровой азарт англоязыкихмы видим в отношении к агрессии и убийствам в странах Востока, когда они разрушали вполне не бедную Ливию, также - Сирию и Ирак. Сегодня цивилизованное человечество, особо не заморачиваясь, наблюдает, как на Украине американские политические игры быстро переходят в кровавую войну с тысячами убитых и искалеченных. Так по фактам всё больше и больше проявляется американский логос на искалеченном лице планеты Земля, записанный много раньше в их словах «плэй» и «плэй-бой». А Голливуд не является ли свидетельством того же? Во что там американцы играются больше всего? Не в катастрофы ли, войны, убийства, и стрельбу? Голливуд - это американская провинция плэя, плэй-боев и плэй-бойш.
5. Из истории становления Православно-славянского домена.
Славяно-православный домен - средний по возрасту, ему чуть более 1000 лет. История его хорошо известна, началась она с Киевской Руси - это известный исторический факт, именно с Руси, а не с недавно выдуманной Укры или «великой Украины», которая по неподтверждённым данным включала в себя древний Египет, всю Эфиопию и всю Переднюю Азию. Эту байку о величии Украины мне поведали байкеры на Андреевском спуске в Киеве.Странно, что Великая Украина не включала в себя ещё и Патагонию и Антарктиду! Чтобы строить Великую Украину, надо обладать такими качествами, которых нет у большинства рыночных пассионариев в сегодняшней Украине: в массе галичан, правосеков, майданских укров и укров, убивавших жителей на Юго-восточной Украине, в Луганске и Донецке.
Для того, чтобы Славяно-православный домен состоялся, должна была появиться историческая общность, которая бы обладала качествами доменно-ядерного народа.
К этно-духовной истории русского народа и Православно-славянского домена имеют отношение целый ряд славянских и угро-финских племён, скифы и сарматы, но считать, что русская цивилизация прямо вышла из истории скифов, сарматов и угро-финов, а тем более из скандинавских племён, просто некорректно.
Решающее слово в истории Русского народа сказал равноапостольный Владимир, соединив духовно разрозненные племена славян, угро-финов, скифов и сарматов единым Духом Православия.
Сейчас важно отметить неоспоримое: на просторах Восточной Европы в первое 1000-летие Новой эры шли процессы масштабного этногенеза, в результате которого сложился Русский народ, ставший ядерным для славяно-православного домена. То, что этот домен состоялся, идеологически было оформлено тезисом «Москва - третий Рим».
Другой важный идеологический тезис: Симфония властей, - тоже имеет прямое отношение к нашему домену.
Особенностью этого домена является то, что он последовательно и планомерно наращивал и созидал сам себя, он никогда не искал другие народы, в том числе татар и монголов, чтобы сделать их виноватыми за свою судьбу и неурядицы. А врагов у него было предостаточно, это и татаро-монголы, и поляки, турки, ливонцы, литовцы, шведы и прочие немцы. Но он поднимался с колен и шёл дальше, никогда не забывая своей глубинной связи со своим логосом, своим языком, своим духом и верой, наращивая из века в век свою численность и свой культурный и промышленный потенциал.
Несколько слов о национальной элите. В Русском мире названная элита во многом явление самозваное и искусственное. Народ не называет особо важные части своей общности, своего культурно-исторического типа, чуждыми для себя словами. Понятие «элита» до сих пор не принято русским большинством, потому что этот общественный нарост появился в России сравнительно недавно и на чужой «гидропонике» французского, английского языка, измышлений Вольтера, масонства и либерализма.
Русский народ с давних пор называл своё сословие умных, ответственных и талантливых русских людей знатью, т.е. знающими или вещими (ведающими) людьми. Каждому русскому это понятно, ему не надо это расшифровывать. А что такое «элита» - это до сих пор большой вопрос. Стараниями «элиты» понятие «знать» было перепутано и перемешено с понятием «вельможа» толи потому, что элитчики плохо чувствуют русский язык, толи из дурных и подлых соображений. Конечно, вельможа тоже может быть знающим человеком, но не всегда. А знать, по определению, это всегда знающие, вещие люди.
Особенностью текущего момента является то, что определённые геополитические силы пытаются сузить наш домен, проводя границу внутри него самого, тем самым разрушая его, переводя часть исконно русских областей в граничную зону, в том числе и с помощью либеральной «элиты». Эти противоестественные действия вызывают соответствующую реакцию в православно-славянском домене с последующим исправлением неестественного.
6. Типы государств граничной зоны.
Выше мы в принципе охарактеризовали народ ядра домена, теперь перейдем к характеристике граничных областей. Географическая ширина границ в разных районах Европы разная (рис. 1). Наиболее широкая она между германским и славянским доменами. Это легко понять. Наибольший вектор агрессии шёл на Русь с запада. Здесь доменную границу образуют: Прибалтийские страны, Польша, Молдавия, Румыния, Венгрия, Закарпатье, Австрия, Чехия, Словакия.
Что характерно для стран этой граничной зоны? Они отличаются слабой устойчивостью: территории, национальной психологии, идеологи; не самостоятельностью национальной политики и мифологизированностью истории. Яркими примерами слабой устойчивости территорий может служить история Польши и Галиции, которые многократно подпадали под власть доменных народов: Германии, России, а также Австрии и Швеции. В 19 веке Польша была поделена между соседними государствами и перестала существовать как государство. Но Польша не была невинной жертвой аппетитов других государств. Она и сама не гнушалась ухватить чужие земли Белоруссии, России, Чехии, Литвы, Украины. И сегодня Польша терпит большие убытки и вынуждена поглощать яблоки в огромных количествах, потому что не имеет самостоятельной политики.
Сейчас у Польши появилось много адвокатов, которые, как и сама Польша, пытаются представить её жертвой России. Но Россия, включив некогда Польшу в свой состав, предоставила ей достаточно демократическую конституцию, свой польский сейм и большую автономию в составе России. А как вела себя Германия, захватив Польшу? Она предоставила полякам автономию и ими выбранную власть? Нет, она предоставила полякам возможность сидеть в концентрационных лагерях. Немногим лучше отношения Польши были и с Галичиной, и с Литвой, и с Чехией. Когда у страны не складываются исторически отношения с большинством соседних государств, то причина этого находится в самой этой стране. И когда теперь Польша предъявляет претензии России или Украине, она забывает о своём историческом высокомерии и агрессии, направленных против них. Вспомним трёх Лжедмитриев, разгул Батория на русской земле, тысячи убитых им; массовые убийства православных католиками и униатами в Белоруссии и на Украине, нехорошую роль Польши в судьбе русин, участие поляков-наёмников в убийстве мирных жителей, стариков, детей и женщин в Малороссии, и многое другое. Так что своё лицо Польша делала и делает своими собственными руками, и своими собственными руками губит сегодня свой урожай яблок, картофеля и других сельских продуктов, как в своё время погубила и свою государственность.
Прекращали своё существование и другие граничные государства, такие, как Голландия, Австро-Венгрия, Чехословакия, Пруссия.
Однако история граничных народов и государств определяется не только тем, что они живут рядом с доменными народами и государствами. Их истории во многом определяются и тем, сколько ума они вкладывают в свои истории. Для примера рассмотрим историю типично граничного государства и народа Швейцарии. Эта страна по большинству показателей принадлежит к числу типично граничных. В ней живут очень разные народы: французы, итальянцы, австрийцы, реты и другие. Там бытуют три государственных языка, армия Швейцарии насчитывает в среднем 69 человек. Через неё проходили многие армии Европы. Но она существует и до сих пор, трезво оценивая свои возможности и строя свою политику на своих сильных сторонах. Швейцария и швейцарцы никогда не строили Великой Швейцарии, включающей в себя Патагонию, Египет и Эфиопию, не искали виноватых в своей истории. Она не занималась пустыми фантазиями и не слушала дураков и лукавых рыночников, но искала умные продолжения своей истории. Так, Швейцария сделала себя мировой фабрикой часов, и заставила себя уважать весь мир. Сегодня она подключилась к практическому изучению фундаментальных явлений мира и укрепила свой авторитет умной страны и умного народа. У швейцарцев хватает ума не состязаться с Германией в политической, экономической и военной силе. Именно это обеспечивает ей достойное и уважаемое существование.
Можно выделить 4 типа государств граничных зон:
1. Государства типа Швейцарии
2. Государства типа Австро-Венгрии.
3. Государства типа Польши.
4. Приморские государства типа Великобритании, Франции, США.
Государства второго типа - наиболее распространенные среди государств граничного типа. Их обычно используют доменные государства для своих целей и своей политики. Примерами могут быть события, связанные с Австро-Венгрией, Бельгией и Польшей, в начале 1-й и 2-й мировой войны. Австро-Венгрия не могла сделать из Галичины ничего другого, кроме граничной зоны - страны для решения задач ядер доменов, потому что другим историческим опытом она не обладала. Поведение Галичины очень напоминает поведение Венгрии, Польши и Прибалтийских стран. Эти небольшие государства и территории, как правило, до сих пор не понимают, почему им иногда позволяют маршировать под фашистской символикой и устраивать цветастые революции. А это значит одно - их решили использовать для грязной работы. И они эту грязную работу с усердием выполняют: убивают русских, русин, поляков, евреев, цыган, беззащитных детей и стариков; насилуют женщин, унижают ветеранов, запихивают их в мусорные баки, объявляют их негражданами; разрушают культуру, свою и чужую, сжигают книги и людей, громят памятники и общественные центры.
Они, в своём большинстве, до сих пор не поняли, что за всё это усердие в грязных делах они платят собой; в итоге к ним никто иначе не относится, как к готовым погрязнуть в «грязи» и крови, им никто не собирается обеспечивать жизни, как в Европе, им гарантировано только получение своих сынов в цинковых гробах. Здесь полезно сопоставить их общественно-политическое поведение с поведением народов наиболее крепких доменов. Систематические марши под фашистской символикой в 21 веке встречаются более всего в Прибалтике и в незалэжной Украине и не систематически - в Польше, Австрии и Франции. Но они практически не встречаются сегодня в Германии, Дании, Швеции, Белоруссии и России. Тоже самое - с цветными и квазицветными «революциями», они планово творятся в государствах граничной зоны: в Литве, Польше, незалэжной Украине, Венгрии, Чехии, Грузии, не считая арабский мир. Но этих квазиреволюций в 21 веке мы не видим в Германии, Дании, Швеции, Белоруссии и России.
Свой европейский вывих, своё еврообожание и неспособность решать свои задачи Галичина проявила ещё в 13 веке, когда она вместе с Польшей и Венгрией руками татар сожгла Киев почти дотла. Было это при галицком князе Данииле, современнике великого новгородского князя Александра Невского. Этим двум князьям приходилось заниматься политикой на двух направлениях: на татаро-монгольском и на европейском, но результаты их политик несопоставимы: благодаря умному определению направления главного удара и ясному осознанию Русской Православной церкви как выразителя национального духа Александр Невский укрепил положение русского народа как народа ядра Славяно-православного домена, а Даниил Галицкий, не сделав правильно ни того, ни другого, низвел положение галичан до положения подсобного народа в Австро-Венгрии, мечты которого не идут дальше того, чтобы выполнять реально «подсобные работы» в Европе в целом и в домах и на полях отдельных богатых европейцев.
Печать Даниила Галицкого лежит на историческом поведении галичан и в вопросах веры. Названный князь, вернувшись из Орды, в 1253 году короновался в короли в католической церкви, вёл переговоры с ней о соединении католической и православной церквей в его владениях; женил своего сына на католической венгерской королевне. Исторически галичанам присуща небрежность и несерьёзность в вопросах веры, у них в одном храме могут молиться и православные, и католики, и униаты. Они не раз рвали отношения с православными и вступали в союзы скатоликам и протестантами, чтобы истреблять и тех, и других, и третьих. Они согласны видеть в Киеве на руководящих постах и сайентологов, и адвентистов 7 дня, и униатов канадской расфасовки, и раввина. Всё это говорит о том, что они дух в своём большинстве воспринимают весьма смутно. Сейчас они много сил отдают тому, чтобы поделить православие и униатство на ещё большее число автономных течений и сект.
Рассматриваемая доменно-граничная структура Европы позволяет понять, что разные народы не равно одарены в строительстве своих духовно-культурных сред, есть более одарённые, есть менее, как и люди вообще. Одни народы исторически очень быстро находят соответствующий себе вероисповедальный путь и его образ, другие находят его только после многовековых поисков, третьи - занимаются многовековыми, но малоэффективными пробами и ошибками без положительного результата.
Галичане с их агрессивностью и склонностью к мечтаниям повинны и в том, что русины стали разделенным народом: сейчас часть русин живёт на Украине и не пользуется никакой автономией; часть - в Польше, часть - в Австрии, Словакии, Белоруссии и Румынии, тоже не имея прав автономии.
Вынесут ли положительный урок галичане из своего болезненного еврообожания или нет, покажет ближайшее время.
Австро-Венгрия была государством доменной границы. Во вторую мировую войну она была откровенно поглощена доминирующей Германией. В первую мировую войну её использовали как провокатора военного конфликта, и она не раз выполняла функции демпфера между Германией и Россией, несла ощутимые потери, как от русской армии, так и от немецкой военщины и дипломатии. Во время антинаполеоновской кампании ощутимые удары французам нанесли не австро-венгерские генералы, и не под главенством австрийского императора вступили союзнические войска в Париж. Да, австрийцы и венгры выделяются музыкальными талантами, но в европейскую историю и культуру они вошли, прежде всего, как творцы легкой музыки, вальсов и оперетты. Всё это однозначно характеризует указанные народы.
А чем интересен народ Галичины культурно-историческому процессу Европы, кроме его склонности к маршированию, еврообожанию и разрушениям? Он не подарил миру высоких достижений ни в науке и технике, ни выдающихся композиторов, мыслителей и писателей, признанных в мире. Да, они гордятся своим кобзарём, а кто ещё кроме них зачитывается им?
Австрия старалась ослабить Православно-славянский домен и русский народ. Об этом свидетельствуют архивы австрийских спецслужб и работа отдельных агентов этих служб. Сегодня этим под руководством США пытается заниматься перекроенная «инструкторами» власть в Киеве.
Одним из агентов австрийской разведки, который выполнял такого рода задачу, был С. Бандера. Его работа на Галицию и была основана главным образом на фальсификации истории и на её мистификации. Характерно, что С. Бандера не был этническим галичанином и украинцем. По происхождению он и его фамилия - румынские. Румынский язык принадлежит к числу пост-латинскихязыков, к которым также принадлежит португальский и некоторые латино-американские языки. В среде указанных языков «кожный громадянин», желающий найти носителей фамилий вроде Бандерос и Бендерос, легко их найдёт.
В политике и политологии бытуют такие понятия, как политические куклы и кукловоды. Куклы - это обычные граничные государства и рыночно продающиеся «элиты» некоторых государств. Кукловоды - это либо государства ядра домена, либо система ряда государств. В давно сложившейся Европе небольшие территории (такие, как Албания, Румыния, Галиция), несколько раз используемые в качестве «куклы», наивно пытаются стать сегодня кукловодами, но для этого у них нет ни опыта, ни сил.
Кругозор народа, его предпочтения, его психологию поведения, его проницательность, его политические векторы и его ум на большом историческом отрезке формирует действительная история, а не безудержные фантазии на её темы. Что касается галичан, то в реальной их истории им не помогли стать великой страной ни их фантазии, ни фашисты, ни австро-венгры. Не помогут им и политики из США, потому как США - это не страна доменного ядра, а страна рынка. Психология поведения доменных ядер не основывается и не строится на рыночной идеологии, а в Штатах всё пронизано этой идеологией, в том числе и дипломатия, и манера поведения.
Остановимся подробнее на особенностях приморских граничных государств типа Великобритании, Франции и США. Их, как и другие граничные страны, характеризует большая пестрота этнического состава и пестрота вероисповедных течений. В США, например, существует около 40000 религиозных общин, сект и тайных обществ. Эта этническая и религиозная пестрота - следствие их колониального и рабовладельческого прошлого и того, что и этнографический рынок остаётся для них, прежде всего, рынком. По закону перехода количества в качество большое разнообразие поведения и большие этнические и религиозные разнообразия переходят в новое качество - рынок или базар. По этой же причине и колониальные системы не могли стать новыми цивилизациями, они могли и могут стать только мировыми рынками и генераторами рыночной идеологии и рыночной морали.
Вот показательный пример. Британия, занявшись созданием мировой колониальной системы, вскоре также занялась и мировым терроризмом. Она на базе своего флота и адмиралтейства создала пиратскую флотилию в Атлантике, и с помощью неё стала умножать свои капиталы. К этому можно добавить и опиумную войну с Китаем, и зверское подавление восстания сипаев, и англо-бурскую войну. Важным рыночным и политическим инструментом для Англии была и остаётся Ост-индийская компания.
Для граничных стран 4-го типа характерен перекос в сторону рынка, рыночной психологии поведения, колониального и рабовладельческого мировоззрения, цинизма и агрессии. Всё это ведёт к деградации духа. Эти страны неспособны создавать мировые цивилизации, но способны создавать идеологии глобальных рынков, мирового террора и управляемого хаоса. Самый яркий пример - это США. Следуя своей рыночной выгоде, они уничтожили Югославию, развалили Ирак, Ливию и Афганистан, сейчас разваливают Украину, Сирию и примериваются к России, их не останавливают ни сотни тысяч погибших, ни миллионы обездоленных.
Основной девиз этого типа граничных государств: разделяй и властвуй, впервые сформулированный на Британских островах.
Почему сейчас развелось много сектантов и либералов? Потому что США, являясь, прежде всего, государством-потребителем, пытаются себя отгородить от доменных систем, которые они с помощью либералов и сектантов стараются по возможности размыть и создать управляемый хаос. Этим же объясняется и небывалый наплыв инородцев в страны Европы. США понимают, что в этнической и идейной пестроте - слабость любого государства и союза государств. Они с помощью этих инструментов и игры на людских слабостях пытаются сокрушать другие государства и народы. Мир всё больше и больше болтает о свободах и становится всё более уязвимым и всё более хрупким. Если мир не отойдёт от либерального угара, его ждёт всё поглощающий базар, религиозное и культурное оскудение.
Заключение.
Какую практическую пользу можно получить от предложенной выше этно-конфессиональной структуры Европы и духовно-культурных характеристик Евроатлантики?
Думается, можно полнее представить будущее Евросоюза, лучше оценить мировые претензии США и сегодняшние устремления и итоги политики еврозависимой Украины.
Украина под чужую диктовку посягнула на большие изменения в этно-конфессиональной структуре Европы. Роль, которую она взяла на себя, ей не по плечу. Она уже почти всё отмобилизовала для своих разрушительных амбиций, что могла: галичанский правый сектор, хулиганские наскоки на Православную церковь на Украине, горластый майдан, бравые марши, гражданскую войну, насилие и перманентные попытки разрушения Славяно-православного домена. Но структурно значимый итог её действий - плачевный: страна на пороге финансового и экономического краха, потери в промышленности, в коммунальном хозяйстве, в образовательной, научной и нравственной сфере огромны. Получать качественно другие результаты киевскую власть новые «кукловоды» не научили. «Незалежной» Украине - уже четверть века, а она ничего другого за это время, ничего созидательного, и не сделала. Не сделала она также и конструктивных выводов. А начинать ей надо с духовной сферы, прежде всего, надо понять духовную суть происходящего, понять, что гордыня - это один из самых страшных грехов. Надо понять, что Украина раскололась, и раскололась, прежде всего, духовно: на восточную и западную; на либерально-потребляющую и на трудовую; на фашиствующую и на ополченскую; на сектантскую и на традиционно православную. Надо прекратить богоборствовать: разрушать и делить Православную церковь. В противном случае Украину ждёт участь Ирака, Сирии и Ливии.
Трагедия Украины - это вызов и для России, потому что агрессивные планы Запада очевидны. Руками Украины, как деструктивной функцией граничной зоны, хотят разрушить Россию - ядро Славяно-православного домена, причём стараются делать это системно, по всем 4-м основным направлениям: социально-экономическому, политическому, культурному и религиозному. Противостоять этому тоже надо системно: в духовной сфере, в политике, в образовании, науке, публицистике, СМИ и на поле боя.
Системное противодействие этим вызовам времени будет наиболее эффективным с привлечением всех позитивных сил народа России, в первую очередь - его духовного потенциала и исторической памяти.
Литература:
1. Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. - СПб, 1865.
2.О.Я. Бороздкина и Г.Д. Колдасов. Православное мировоззрение и этноконфессиональные отношения. Сборник «Русское слово», ч. 2, с. 8 - 26, СПб,2008.
12. Re: Духовные, общественно-политические и культурные вызовы нашего времени
11. Re: Духовные, общественно-политические и культурные вызовы нашего времени
10. Ответ на 8., Lucia:
9. Re: Духовные, общественно-политические и культурные вызовы нашего времени
8. Re: Духовные, общественно-политические и культурные вызовы нашего времени
7. Ответ на 2., вода:
6. Re: Духовные, общественно-политические и культурные вызовы нашего времени
5. Ответ на 4., Lucia:
4. Ответ на 3., Lucia:
3. Re: Духовные, общественно-политические и культурные вызовы нашего времени