Вопрос своевременный. Постараемся ответить на него доступно и разъяснить положения законодательства, регламентирующие выпуск универсальных электронных карт.
1. Органы государственной власти не успевают выполнить свои обязанности, возложенные на них законом
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2015 года начнется выдача универсальных электронных карт (УЭК) гражданам, не обратившимся с заявлением о выдаче УЭК и не подавшим заявление об отказе от нее.
Эта же статья гарантирует право гражданина отказаться от получения универсальной электронной карты.
У граждан появляется вопрос, когда и куда подавать заявление?
К сожалению, однозначно и точно ответить на этот острый для сотен тысяч граждан вопрос невозможно. Причина заключается в том, что органы власти субъектов РФ сами не выполняют требования статьи 26 ФЗ-N210.
В соответствии с п. 4 этой статьи субъект Российской Федерации публикует не позднее 1 ноября 2014 года в общероссийском или региональном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ извещение о начале выпуска карты для указанной выше категории граждан.
П. 5 статьи 26 предусматривает, что в течение срока не менее 60 дней, установленного нормативным актом конкретного субъекта РФ, гражданин вправе обратиться в организацию, определенную субъектом РФ, с заявлением об отказе от получения УЭК.
Мы видим, что в соответствии с требованиями ФЗ-N210 все субъекты РФ до 1 ноября 2014 года уже должны были опубликовать извещения о выдаче карты гражданам, не получившим ее и не отказавшимся от нее. Должны быть приняты и нормативные акты, устанавливающие сроки и порядок подачи заявлений об отказе от УЭК.
Однако, изучив выборочно официальные сайты, порталы исполнительных органов субъектов РФ, мы обнаружили разнородную картину.
В некоторых субъектах на сайтах имеется давно устаревшая информация и нет даже извещений о начале выпуска УЭК по заявлениям граждан.
На многих сайтах содержится общая информация, однако нет никаких сведений, касающихся отказов от получения УЭК.
В некоторых регионах на сайтах уже имеются извещения о выдаче карты гражданам, не получившим ее и не отказавшимся от нее, однако информация о нормативных актах со сроками установления 60 дней для оформления отказов отсутствует.
Всезнающий Интернет показал нам неготовность многих регионов выпускать УЭК для отказников.
К числу «отстающих» регионов относится даже Москва, где нет извещения о выпуске карт и информации о порядке отказа от УЭК.
А «Российская газета» сообщает, что по заявлениям, т.е. добровольно, УЭК получило более полумиллиона человек. Это при населении страны более 140 миллионов. Становится очевидным, что с 1 января 2015 года массового выпуска карт для граждан, не изъявивших желания их получать, не будет. Обоснованность этого подтверждается положением Приказа Минэкономразвития России от 17.08.2012 года N517, которым утвержден документ об аннулировании УЭК ‒ «О порядке аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования».
В п. 9 документа говорится: «В случае отказа гражданина от получения выпущенной на его имя УЭК или неявки гражданина за получением УЭК она возвращается для хранения в УОС и подлежит аннулированию по истечении одного года со дня принятия УОС возвращенной карты на хранение».
К настоящему времени, несмотря на постоянную рекламу, добровольно карты получило мизерное количество граждан относительно всего населения страны. Это свидетельствует о нежелании большинства граждан России использовать этот электронный документ в своей повседневной жизни. При такой ситуации изготовление миллионов электронных карт для заведомого уничтожения выглядит дико. Цена подобной авантюры очень велика. Публикация газеты «Коммерсант»: «Как сообщил «Ъ» вице-президент Сбербанка и исполняющий обязанности президента федерального уполномоченного оператора ОАО УЭК Алексей Попов, в конце 2011 года общие затраты на УЭК до 2016 года оценивались в 101,3 млрд. руб., а Минэкономразвития ещё ранее называло сумму в 135-170 (!) млрд. руб.»[1].
В 2013 году проект внедрения УЭК и массовый выпуск карт был приостановлен по финансовым причинам.
Возможно, операция по «уничтожению невостребованных электронных карт» может быть использована для списания миллиардов бюджетных денег. Ведь карты можно выпускать и уничтожать только на бумаге. Не вызывает сомнения, что тысячи граждан направят отказы от получения УЭК. Большинство же населения, составляющее миллионы, просто проигнорирует факт выпуска УЭК. Однако «заботливые модернизаторы» сначала «выпустят» для этих миллионов дорогостоящие карты, затем вынужденно их «уничтожат», а деньги будут считаться израсходованными. Виноватыми в этих расходах можно объявить самих граждан. Основания для таких подозрений достаточно, за счет так называемой модернизации уже «поживились» отдельные государственные и негосударственные структуры. В августе 2011 года на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилась информация: «Генеральная прокуратура Российской Федерации направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн. руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 года)»«[2].
2. В случае введения электронного паспорта обязательность получения УЭК может быть отменена
Время показало, что выпуск УЭК продвигается с огромным торможением. К этому есть веская причина. В Российской Федерации идет подготовка введения электронного удостоверения личности. Это удостоверение планируется как единый ключ доступа ко всем социальным и другим услугам.
Электронное удостоверение становится условием получения медицинской помощи, пенсий, пособий, совершения банковских операций, других юридически значимых действий. При такой ситуации необходимость в УЭК отпадает, поскольку функции этих электронных карт одинаковы. Об этом свидетельствуют и официальные документы. В ответе Помощника Президента РФ, начальника Правового управления Л. Брычевой от 4 июня 2014 года на обращение депутатов Государственной Думы говорится:
«В настоящее время прорабатываются предложения о внесении изменений в ФЗ-N210 в части исключения обязательности выдачи универсальных электронных карт (одновременно с рассмотрением проекта федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ», учитывающем право граждан использовать традиционные документы)»[3].
Однако не нужно считать, что УЭК может окончательно исчезнуть из нашей жизни. Несмотря на минимальное количество граждан, получивших карту, строители информационного общества уже позаботились о законодательном закреплении этого, отторгаемого большинством населения страны, документа. Во многие социально значимые законы заботливо внесены положения об использовании УЭК. Она будет навязываться гражданам «не мытьем, так катаньем» при получении так называемых услуг - получении пенсий, заработной платы, оплате коммунальных услуг и др.
3. Пока изменения об отмене обязательности УЭК в ФЗ-N210 не внесены, граждане, не желающие получать электронную карту, должны подать заявления
1. Несмотря на отсутствие в конкретном субъекте РФ извещений и установленных сроков отказа от УЭК, гражданам нужно ориентироваться на федеральный закон и подавать заявление об отказе до 1 января 2015 года.
2. Если на сайтах исполнительных органов власти и в печати нет данных об организации, куда подаются заявления об отказе от УЭК, заявления нужно подавать в сам орган исполнительной власти - правительство конкретного субъекта РФ.
3. Гражданам нужно внимательно изучить бланки заявлений об отказе от УЭК, предлагаемые уполномоченными организациями.
В регионах - передовиках, которые своевременно опубликовали извещения о выпуске карт для граждан, не отказавшихся от УЭК и не получивших ее в добровольном порядке, опубликованы и бланки заявлений отказа от УЭК.
А) В некоторых регионах на официальных сайтах размещены вполне разумные заявления, не содержащие требования согласия на обработку персональных данных, а также предоставления дополнительной информации, кроме паспортных данных, которые необходимы для удостоверения личности гражданина, подающего заявление об отказе. Если в вашем регионе предлагается такой образец, его можно подписать и подать в этой форме: лично или направить по почте.
Б) Однако, во многих регионах на официальных сайтах размещены бланки заявлений об отказе от УЭК, которые нарушают ФЗ-N210 и Конституцию РФ.
Эти бланки содержат целый перечень информации, которую обязан предоставить гражданин, а также требование дать согласие на обработку персональных данных.
В соответствии со статьей 9 ФЗ-N152 «О персональных данных»: «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным...».
Подробно о значении такого согласия для человека можно прочесть в публикациях О.А Яковлевой: статье «Граждане обвиняют операторов»[4], книгах: «Новые технологии и права человека», «Электронные услуги или приватизация власти»[5].
Перед подачей заявления, содержащего требование согласия на обработку персональных данных, человек должен хорошо подумать. Нужно ответить себе самому - соответствует ли моей воле и моим интересам предлагаемое согласие, хорошо ли я информирован о последствиях такого решения?
Второй вопрос, на который следует ответить - имеются ли законные основания требовать это согласие при отказе от УЭК, обязывает ли ФЗ-N210 гражданина давать такое согласие?
Обратимся к закону. Статья 26 не устанавливает форму заявления об отказе от УЭК и не обязывает гражданина, отказывающегося от ее получения, к соблюдению каких-либо процедур, кроме подачи заявления.
Федеральный закон не содержит положений, обязывающих граждан давать согласие на обработку персональных данных при отказе от УЭК.
Требование дать согласие на обработку персональных данных при отказе от УЭК противоречит статье 26 Федерального закона N210-ФЗ. Кроме того, это требование нарушает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, гарантированные статьями 23, 24 Конституции РФ. Отказ граждан от дачи согласия на обработку персональных данных при отказе от получения универсальной электронной карты правомерен и направлен на защиту конституционных прав гражданина.
В некоторых образцах заявлений содержится перечень дополнительной информации о человеке, в том числе указание СНИЛС и ИНН.
А как быть гражданину, отказавшемуся от этих идентификаторов?
У тех, кто использует СНИЛС и ИНН возникает другой вопрос - безопасно ли для гражданина сообщать свои идентификаторы? Особенно это опасение обоснованно в отношении СНИЛС. СНИЛС введен на основании ФЗ от 1 апреля 1996 года N27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». Миллионы граждан в те годы получили пенсионные страховые свидетельства со СНИЛС на работе, по месту учебы, в органах социального обеспечения. Значения своих действий люди не понимали, и СНИЛС долгие годы не имел реального применения в жизни гражданина. В настоящее время СНИЛС стал уникальным для каждого человека, пожизненным идентификатором личности, реальным аналогом имени во всех социальных и других правоотношениях гражданина с государством и коммерческими структурами. Именно СНИЛС является главным ключом доступа во все социальные и другие базы данных. Предоставление своего СНИЛС делает человека полностью незащищенным от любых неправомерных действий.
А ведь в бланках отказов требование предоставления СНИЛС, ИНН, других личных данных не сопровождается никакими обязательствами по защите персональных данных со стороны организаций, получающих отказы от УЭК.
Так что, прежде чем давать согласие на обработку персональных данных и сообщать ИНН, СНИЛС, другую конфиденциальную информацию о себе, гражданин должен подумать о вполне возможных негативных последствия такого решения.
Для отказа от УЭК нужно подать заявление, но закон не обязывает гражданина к предоставлению дополнительной информации и согласию на обработку персональных данных.
На сайте «Союза православных юристов» http://rodinaprav.info, в разделе «Образцы документов» размещено заявление об отказе от УЭК. В образце заявления сформулирован и обоснован отказ от дачи согласия на обработку персональных данных. Такие заявления можно подать гражданам, не желающим давать согласие на обработку персональных данных. После подачи заявления граждане нередко сталкиваются с противодействием модернизаторов. Уполномоченные организации отказываются принять заявления «не по форме» и навязывают свои образцы.
Что делать, если заявление не соответствует бланку, предложенному уполномоченной организацией?
Не нужно пугаться, если отказ от УЭК «не по форме» не будет принят, его можно направить по почте. Отправка отказов по почте предлагается в некоторых регионах, что подтверждает необязательность личной явки. Отправка заявления по почте не противоречит статье 26 ФЗ-N210.
Если заявление «не по форме», карта может быть выпущена?
При отказе от УЭК обращение гражданина не на бланке, а в свободной форме, выражающей его позицию, сотрудники уполномоченных организаций могут не принимать и угрожать обязательным выпуском карты. Здесь не нужно впадать в панику.
Сами выпускаем, сами уничтожаем.
В соответствии со статьей 26 ФЗ-N210 гражданам, не подавшим заявление о получении УЭК или об отказе от УЭК, универсальная карта выпускается по информации, уже имеющейся в органах власти субъекта РФ.
Из этого следует, что выпуск карты не зависит от воли гражданина.
Но гражданин, подавший заявление об отказе от УЭК, со своей стороны проявил свою волю, защитил свои интересы, принял осознанное решение. Гражданин не предоставил никакой дополнительной информации о себе и не дал согласие на обработку персональных данных. Если на его имя и будет выпущена УЭК, то лишь по тем данным, которые уже имеются в базах ведомств и вопреки воле самого человека.
Такая же карта будет выпущена и для «молчунов», не подавших никаких заявлений. Дальнейшая судьба этих карт одинакова.
Если в течение установленного срока гражданин не является за получением карты, она в соответствии с п. 9 документа «О порядке аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования» возвращается для хранения в УОС и подлежит аннулированию по истечении одного года со дня принятия УОС возвращенной карты на хранение.
Почему нужно подавать заявления об отказе, гражданам, не желающим пользоваться УЭК?
Во-первых, имея отказы от получения УЭК, написанные даже в свободной форме, разумный человек, тем более ведомство, чиновники, бизнесмены, умеющие считать деньги, не могут принять решение о выпуске дорогостоящей карты для заведомого уничтожения, причем в масштабе миллионов экземпляров. Если такое неадекватное решение и будет принято, то это останется на совести модернизаторов. В правовом смысле любой отказ от карты - это защита своих прав.
Хочется сказать о «молчунах».
Если возникает соблазн ничего не делать, но остаться при этом без УЭК, нужно подумать о завтрашнем дне. Сегодня идут сотни тысяч отказов от УЭК, поэтому власть обязана думать об этих людях, обеспечивать их жизнь в соответствии с Конституцией РФ, сохранять традиционные документы, гарантировать реализацию социальных и других прав. Если отказов нет, то власть понимает, что ситуация гораздо проще, никто не против УЭК, люди просто не желают принять новые условия или ленятся. Их можно заставить - прекратим платить зарплату, пенсию, оказывать медицинскую помощь и ленивый побежит за УЭК или другим документом, чтобы наладить обычную удобную жизнь.
Сотни тысяч граждан многие годы протестуют против автоматизированного учета персональных данных, введения электронных документов. Это не ленивые, это наиболее активная и здоровая часть общества, думающая о национальной безопасности государства, безопасности своих семей и детей, это и люди, отстаивающие свои религиозные убеждения.
Именно они сегодня принимают на себя удары, навязываемого России извне информационного общества.
Активность этих граждан уже приносит плоды, в настоящее время вопрос сохранения традиционных документов решается в органах государственной власти на самом высоком уровне при участии Русской Православной Церкви. Рассматривается вопрос законодательного закрепления традиционных документов и обеспечения прав граждан, их использующих. Благодаря усилиям активных граждан правовую защиту могут получить миллионы.
Поэтому принимая решение о том, писать или не писать заявление об отказе от УЭК, человек или встает в ряды граждан, защищающих суверенитет страны, свою веру, своих детей и будущие поколения народа России или остается «в хате с краю», но временно без УЭК. Такая позиция - самая благоприятная почва для любых сил, желающих поработить нашу страну, подчинить ее внешнему управлению.
Ольга Алексеевна Яковлева, Председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, «Почётный адвокат России», эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
http://rodinaprav.info/index.php/inn-uek-snils/181-sami-vypuskaem-sami-unichtozhaem
Форма заявления и подробные объяснения на сайте
http://rodinaprav.info/index.php/obraztsy-dokumentov/55-otkaz-ot-uek (раздел «Образцы документов»)
[1] http://www.kommersant.ru/doc/2028824
[2] http://genproc.gov.ru/news/news-73035?print=1
[3] http://rodinaprav.info/index.php/inn-uek-snils/180-prezident-rf-protiv-prinuzhdeniya-grazhdan-k-ispolzovaniyu-novykh-tekhnologij
[4] http://ruskline.ru/analitika/2014/03/11/kak_otkazatsya_ot_soglasiya_na_obrabotku_personalnyh_dannyh/
[5] http://rodinaprav.info/index.php/izdaniya/107-kniga-o-a-yakovlevoj-elektronnye-uslugi-ili-privatizatsiya-vlasti
5. Ответ на 4., Андрей Карпов:
4. Re: Сами выпускаем, сами уничтожаем...
3. Ответ на 2., ladyvik:
2. Помогите
1. Re: Сами выпускаем, сами уничтожаем...