Дневник деревенского попа

Часть 1

Новости Москвы 
0
927
Время на чтение 6 минут

В известном смысле, условно конечно, могу назвать себя сельским священником. Да, здесь, в деревне З., в одной из областей подмосковного региона, официально я не имею прихода, но с другой стороны, вот уже десять лет каждый месяц с группой прихожан я приезжаю сюда. Глуше деревни не найти - несколько сот километров от Москвы, среди лесов и бездорожья. Здесь чистый воздух и абсолютная тишина, если не считать эпизодически раздающихся пьяных воплей немногих оставшихся местных жителей. О каждой поездке по возвращению в Москву я с исчерпывающей полнотой рассказываю за общинной трапезой. Все это записывается на магнитофон и переводится на бумагу. Примерно одна двухсотая объема этого материала вошла фрагментами в некоторые мои статьи - остальное пухлыми томами пылится на полке - «для летописи». Разрушающиеся храмы, заросшие поля, спивающиеся остатки местных жителей («у нас в половине домов продают паленую водку, а в другой половине ее потребляют» - услышал я в этот приезд в одной деревне). Все у врагов видимых и невидимых шло по плану: остатки хрупкой цивилизации неотвратимо погружались в пучину небытия. И вдруг десант энтузиастов из столицы, горящих желанием «переломить негативные тенденции», помочь наладить житье-бытье, поставить его на прочные рельсы «по заветам Святой Руси». Много ли сделано за десять лет? Кратко не скажешь. Вот в этот приезд в деревне В. освятили очередной поклонный крест на месте разрушенной часовни в честь святой Параскевы Пятницы. Крест был до нас установлен поздним вечером накануне - установили на запад, хотя использовали компас. Хотели пройти с молебным пением по деревне (был престольный праздник), но помощники не взяли текст канона. С прекрасным образом святой прошли только с пением величания ей. Не раз бывало, что впервые приезжая в какую-либо деревню, жители которой несколько десятилетий существовали в полном отрыве от Церкви, мы встречались с ветхими стариком или старушкой, которые еще помнили действующий храм или часовню. Они как будто ждали, смерть их не отпускала до тех пор, пока к ним, изнемогшим от бремени лет и трудов, приехала смена. Так было и на сей раз - среди горстки местных был приехавший из соседнего района восьмидесяти четырехлетний старик - сын старосты деревенской часовни.

Вечером освящали дом старосты храма в соседнем селе. Здесь у нас все шло по плану - «не спеша, но основательно». Все делалось по нашей методике: уборка вокруг и внутри, покраска решеток и остатков входных дверей, мытье фрагментов пола. Первые лампадки, иконы и букеты цветов. На первый ярус колокольни были подняты пустые газовые баллоны (выше не получилось из-за отсутствия лестницы). Проведен свет, устроен первый алтарь (храм был трехпрестольным), совершена первая Литургия. На носу зима, будет время собраться с мыслями, набраться сил и после Пасхи вновь «навалиться». Староста горестным жестом показывает нам покосившийся портик входа в летнюю часть храма, который поддерживают четыре массивные колонны. «Вот уже месяц как повело, того гляди что рухнет. Как бы кого не зашибло. Ни до кого не можем ни дозвониться, ни достучаться». Я: «А как же местные власти, это же памятник, это же наша история, святыня, наконец!» «Ну что Вы, какие власти?! Им до школ, медпунктов, библиотек нет дела, а Вы про храм». Внутри храм порадовал чистотой и нарядным иконостасом. Жаль, только дыры в крыше до конца недоделали. «Говорили мне: не отдавай сразу рабочим деньги, запьют, а я проявила слабину, расплатилась, и они запили, - сетует староста. - Батюшка, не ставьте бутылку с вином на подоконник в алтаре - разобьют стекло и утащат». Посмотрев на хилый замок на дверях храма, я, поколебавшись, забрал всю утварь, положил подальше напрестольное Евангелие - не ровен час взломают двери и утащат.

Обед. Беседуем, разбираемся с трапезником на счет того, что если даже он один, то никого ждать не должен, а в установленное время нужно садиться есть, не нарушать режим. Бесшумно входит молодой человек в камуфляже. Жестом показываю соседке - иди, мол, навстречу. Человек в камуфляже, покачиваясь, говорит: «Мне батюшку. Мы привезли на кладбище Н. Надо ей грехи отпустить. Где Кирилл?» Один из участников трапезы: «Уехал заграницу» (как раз в это время Патриарх собрался ехать в Сербию). - «Но Вы можете грехи отпустить?» - обращается он ко мне. «Нет не могу». «Почему?» «Я приезжий, на отдыхе нахожусь, а хозяин здесь отец С. - к нему надо обращаться». Ничего не поняв, молодой человек продолжает «пьяный полив», настаивая на своем. Я: «Как я могу отпустить грехи умершей, не зная ее, кто она, была ли верующей, крещена ли, была ли хоть раз на исповеди и причастии, от чего умерла, наконец (как раз накануне, в аккурат в день полиции, в полицейском участке райцентра повесилась пьяная женщина 34 лет - на следующий день выяснилось, что это была именно она). Так ничего и не поняв, молодой человек ушел восвояси. Думаете, на этом все закончилось? Как бы ни так. Посочувствуйте судьбе сельского священника. Я разное слышал - как били стекла священнику, отказавшемуся отпевать самоубийцу. Это в городе есть варианты - не получилось в одном храме, идут в другой. А тут ты один на 25 километров в округе. Рвутся в дом священника и днем и ночью: батя, давай выпьем, батя, займи денег, батя, давай поговорим, отпусти грехи и т.п. « Вполне вероятно, что вернувшись на кладбище, на вопрос: «Где поп?», молодой человек мог сказать примерно следующее: а) он сказал, что отдыхает и сейчас не может; б) он выпивает с гостями (мог принять бутылку с маслом за бутылку белого вина; в) не захотел, потому что почувствовал, что мало дадим и т.д. и т.п. Вот уровень последних могикан в глубинке. Обращаются к священнику лишь только в самом крайнем случае. Намекают, что не надо долго напрягать - пять-десять минут, не более. В случае с умершим, который может ни разу и «носа не показал» в церковь, по их разумению, священник обязан совершить над ним некий магический обряд «отпущения грехов», а для полноты надо бы еще и помянуть - «выпить с ними стакан бормотухи».

... Иду по деревенской дорожке поздней осенью в поздний час. На всю деревню, в которой осталось 10 человек, болтается, поскрипывая фонарь - он здесь единственный. Небо черное, ни звезды. Темень безпроглядная. Недавно рассказывали, что видели трех волков, а потом еще и огромного дикого кабана на тоненьких ножках. Издали эхом раздается шум от денно-нощно варварски вырубаемого леса. Едва журчит ручей - он становится мелким, так как бобры настроили в нем своих крепостей. Слева руины деревянного Никольского храма. За 10 лет мы восстановили 1/5 его объема (алтарь и притвор). Далее кладбище. На нем покоится монахиня - насельница Спасской обители, находящейся в соседней деревне. Она местная уроженка, умерла в 50-е годы. На кладбище покоятся два «божьих одуванчика» - старушки, ставшие моими духовными чадами. И несколько десятков человек, совершенно далеких от веры и Церкви, умерших от алкоголя, наложивших на себя руки и т.д. Сегодня 40 дней соседу, трудолюбивому старику, жившему в последний год с моторчиком в сердце. Я знаю только его имя, и что зимой он живет в областном центре, где и умер. За 10 лет у нас не было ни одного разговора, он ни разу не зашел в храм.

... Раздался пьяный вопль, каркнула ворона, холодный ветер ударил в лицо. Скучно, грустно. Кто мы, зачем мы, среди кого мы, зачем все? Дошел до края деревни - вот пепелище на месте дома, приобретенного в первый год нашего пребывания супружеской парой из нашей общины. Дом освятили (из местных никто не пришел). Хозяева завезли все свое добро, вплоть до документов. И вот в один из вечеров дом сгорает дотла. Пожарники приехали без воды. Никакого расследования не проводилось. Наиболее вероятный вариант, что был поджег. Бабушки напротив испугались насмерть, ходили с иконой «Неопалимая Купина», молились. Они дочери последнего дьякона местного храма. Старшая - Елизавета всю жизнь проработала на ткацкой фабрике - «работа изматывала, в день вокруг станков пробегала до 40 км». Однажды поздно вечером в их доме на краю деревни с грохотом вылетела дверь, и ввалились два крупных мужика: «Всем лежать, молчать, убьем, зарежем и т.п.», мат-перемат. Забрали все ценные иконы. «Мы дрожали как кролики, уходя, они пригрозили, что если мы сообщим в милицию, то они подожгут дом». Дверь дома воры подперли металлической палкой. Долго бабушки стучали прутом по металлическому ящику, пока их не услышали и не открыли дверь.

В один из наших первых приездов сюда мы осматривали вышеупомянутый Спасский монастырь. Потом под палящим солнцем с рюкзаками за плечами пошли в деревню З., расположились для передышки в овраге на опушке леса. Слышим звук машины. С удивлением один из нас выглядывает. «Вот они!» - раздался крик. Из-под куста вынырнул автоматчик, следом за которым милицейский чин: «Ваши документы!» - «Вот это да! - невольно воскликнул Н. - Несколько десятилетий живу в Москве и ни разу милиция не требовала документов. А здесь...», - развел он руками. Оказывается, бдительная староста той деревни, где мы осматривали заброшенный монастырь, поспешила сообщить в милицию о подозрительных людях. Не надо обольщаться - полностью «глухих и медвежьих» деревень нет. Почти у всех, живущих в них, есть родственники, имеются телефоны - так что «выйти из мира» очень проблематично.

На трапезе читали сборник поучений убиенного о. Даниила Сысоева «Уроки святости». Вот две цитаты из этой книги: «Всегда нужно уметь останавливаться и анализировать, что мы сделали. А мы часто суетимся и работаем без остановки, что в конечном итоге не приносит пользы ни нашей работе, ни нам самим». И: «Христиане не могут быть терпимыми. Тот, кто прозрел, никогда не разделит точку зрения слепца и не скажет: «У тебя свое право на оценку реальности, а у меня свое». Он скажет: «Я прав, а ты нет, так как я зрячий, а ты нет».

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. стихи Михаила Анищенко

ПОСЛЕ МЕНЯ Поздно руки вздымать и ночами вздыхать. Этот мир повторяет былые уроки. Всюду лица, которым на всё наплевать, Всюду речь, у которой чужие истоки. Я закрою глаза, я закроюсь рукой, Закричу в темноте Гефсиманского сада: - Если стала Россия навеки такой, То не надо России... Не надо... Не надо. Перепуганный насмерть, забытый в ночи, Посреди иудейского вечного царства, Я пойму перед смертью: кричи не кричи, А придется пройти через эти мытарства. Что ж, идите, идите к подножью Креста, По такому знакомому следу мессии... Было грустно, евреи, вам после Христа, Погрустите немного и после России.
Koordinator / 25.11.2014, 08:40

2. Re: Дневник деревенского попа

Очень красноречивый рассказ об умирании России. А в чем причина? На протяжении последних 23 лет Москва как метрополия проводит политику выкачивания ресурсов из своих колоний - русской провинции. Налоги исправно собираются в полном объеме, а в местных бюджетах денег нет и не будет. Людей годами держат на минимальных зарплатах, многие живут за порогом нищеты. Это самый лучший способ сделать людей быдлом - платить им копейки, чтобы только не умерли с голоду. Социальная инфраструктура на селе закрывается, из села уходит почта, сбербанк, медпункты. Чтобы продать выращенное своими руками мясо, человеку надо везти его в райцентр для клеймения - освидетельствования ветспециалистом на предмет здоровья забитого животного. Сельское образование как шагреневая кожа сжимается до состояния базовых школ в райцентрах. В Кировской области даже морги сократили, и покойника надо везти для вскрытия за 100-200 км в другой район. Местное производство и даже частный бизнес скупается москвичами. В то же время по телевизору трубят о каких-то достижениях, об успехах в политике. У жителей провинции возникает естественный вопрос: если Москва не поддерживает свои территории, не вкладывает в их развитие ни копейки, как она хочет остаться крупной европейской державой? Может кто-нибудь ответить на этот вопрос?
Вятчанин / 25.11.2014, 06:43

1. Re: Дневник деревенского попа

Вот это и есть СМЕРТЬ РОССИИ. Россия сдохнет в своих городах-миллионниках, оставив пришлым чужеземцам все свои леса и поля и озёра и реки, на которых выросли ВСЕ её славные сыны - от Бояна, Нестора, Иллариона до Рублёва, Ломоносова, Пушкина, Толстого, Чайковского, Менделеева, Сурикова, Есенина, Шолохова, Гагарина, Рубцова... - свято место пусто не бывает.
Берест / 24.11.2014, 09:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06