Сам я пономарем стал неожиданно. В далеком 1975 году, будучи студентом пединститута в Москве, настоятель Петропавловского храма у Яузских ворот о. Симеон Сиранчук (+2012 г.) (кстати, долгое время он был старейшим клириком столицы), пригласил меня в алтарь. Помню трепетное чувство, которое меня тогда охватило. Это чувство от пребывания во святая святых не оставляет меня доселе. В один из дней Великого поста я остался в алтаре один - незабываемое ощущение Божьего присутствия.
Выходил со свечей, подавал кадило. Однажды спросил диакона: «А Вам, подавая кадило, тоже нужно руку целовать?» Также неожиданно стал читать в храме. Отчетливо помню тот день, когда меня «подтолкнули» из алтаря сразу без подготовки читать шестопсалмие. Потом стал читать паремии, каноны, часы, Апостол (его я тогда старался читать басом, начиная на очень низкой ноте и заканчивая «ревом» на высоких тонах). Остались теплые воспоминания о пономарском служении в этом храме, ставшем впоследствии подворьем Сербской Церкви. Был пономарем, правда, недолго, в Почаевской Лавре. Запомнился вынос огромных свечей на всенощном бдении перед чтением Евангелия. Здесь произошло искушение: старшему ризничему показался подозрительным мой интерес (а ведь я был историком!) к раритетам ризницы (накануне там произошла кража). Меня без объяснений освободили от этого послушания. В годы учебы в Московской духовной семинарии был старшим пономарем академического храма. Пономарил в новооткрывшемся Даниловом монастыре.
Будучи вот уже 23 года настоятелем церкви свт. Николы на Берсеневке, на пономарское служение обращаю самое пристальное внимание. На сегодняшний день в храме десять пономарей, все они в стихарях. К сожалению, в Московском Патриархате, в отличие от старообрядцев, нет стихарных в точном смысле слова, т.е. посвященных на это служение архиереем. Наши пономари просто надевают стихари по благословению настоятеля. Надо бы восстановить каноническую практику посвящения в стихарные. Это можно очень просто сделать: приезжает архиерей по благословению Патриарха в престольный день в какой-нибудь московский храм и к этому времени уже готовы кандидаты на посвящение. Не буду перегружать свою заметку о пономарском служении общими словами о необходимости благоговения, аккуратности и дисциплинированности пономарей. Отмечу более конкретные вещи, естественно, акцентируя на том, как это происходит по старому обряду (мы являемся старообрядным приходом Московского Патриархата). В инструкции пономаря у нас зафиксировано 128 пунктов. Конечно, ряд из них отражает специфику нашего храма: конфигурацию алтарей, расположение престолов и жертвенников, пономарки и т.д.
Как происходит облачение в стихарь? Во-первых, войдя в алтарь, пономарь делает три земных поклона и потом (это бывает только по старому чину) в положении ниц читает текст прощения: «Прости мя Господи и благослови, елика согреших во вся дни живота моего и в сей день: без числа согреших душею и телом, сном и ленностию, помрачением бесовским, в мыслех нечистых, в забытии ума и во осуждении: согреших сердцем и всеми моими чувствы, слухом и видом, волею и неволею, и несть бо того греха, егоже не сотворих, но о всех каюся, прости мя Господи и благослови и помилуй мя грешнаго». Подходит под благословение к служащему священнику. Это делается следующим образом: делает поклон священнику со словами: «Отче, прости Христа ради и благослови». Священник благословляет: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием, имярек, всегда и ныне и присно и во веки веком». В ответ подошедший под благословение говорит «Аминь» и целует руку и правое плечо священника. В ответ на слова священника «Христос посреди нас», отвечает «И есть и будет» и делает поклон. Облачение в стихарь: со стихарем на спине, придерживая его на плече левой рукой, у престола в положении ниц читает прощение, а потом берет благословение «Благослови отче облачитися во святый стихарь». Надевает стихарь со словами: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя. Яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою».
До начала службы старшему пономарю желательно распределить обязанности, чтобы, например, при подаче кадила сразу два-три пономаря не бросались делать это. Или чтобы не забыли отставить выносную свечу, когда выносится Чаша для причащения (как известно, у семи нянек дитя бывает без присмотра).
На всенощном бдении, если было освящение хлебов, при подходе к Евангелию или к иконе праздника, пономарь раздает каждому не просто кусок освященного хлеба, а хлеба, смоченного вином и маслом и с освященным зернышком. В двунадесятые и престольные праздники в руках молящихся возжигаются свечи (от полиелея до 3-й песни канона включительно и от 8-й песни канона до великого славословия включительно). Свою свечу пономарь возжигает от свечи священника и потом от нее возжигает свечи у молящихся (только у нескольких, а они, в свою очередь, передают другим). Нужно ли пономарю оставаться в пономарке, когда подряд читается значительное количество паремий, например, в Сочельники? Не лучше ли ему быть в это время в храме, где лучше слышимость.
Записки начинает читать по сигналу священника, совершающего проскомидию, когда тот приступает к выниманию частиц из просфор о здравии, а потом об упокоении. Здесь необходимо сделать следующее примечание: записки, как известно, есть простые и заказные. В чем отличие? В том, что заказные записки читаются не только во время проскомидии, но и во время сугубой ектеньи - частично служащим духовенством, а частично пономарями. После Литургии каждому священнослужителю пономарь заворачивает по большой просфоре. Тогда же и себе тоже берет. А еще раньше - антидор («дору» - по-старому). Его он получает из рук священника после того как тот прочитает благодарственную молитву по причащении. Каждому пономарю вручается частица доры со словами: «Щедр и милостив Господь, пищу даде боящимся Его». Момент получения доры является для пономаря сигналом для окончания чтения в храме поучения, заполняющего время, когда духовенство причащается.
После выноса Чаши со словами «Со страхом Божиим и верою приступите», выносная свеча не гасится, а все время, когда идет причащение, продолжает гореть. Пономарям, стоящим с платом, желательно причащаться первыми. Дело в том, что трудно рассчитать количество частиц для всех причастников. Бывает, что священник причастил последней частицей и вдруг оказывается, что оба пономаря, держащие плат, тоже причащаются. После водосвятного молебна каждому участнику Богослужения при подходе ко кресту пономарь наливает чашку святой воды.
Уходя из алтаря по окончании службы, пономарь испрашивает у священника благословение: «Благослови, отче, разоблачитися».
Очень важно, чтобы в алтаре была полная тишина. Одно из самых моих негативных впечатлений - это разговоры здесь: куда Патриарх поехал, что с генералом Григоренко (это еще в советское время), что в Киеве, а что в Луганске и т.п. Темы заслуживают внимания, интересные, но всему свое время и место. Всегда в душе остается осадок и чувство опустошенности от разговоров в доме Божием. К сожалению, редко где встречаешь благоприятное положение в этом плане. Бывало, что священник, служащий у престола умудрялся между прошениями на ектениях что-то расспрашивать. Вот до какого абсурда доходило! Из-за невнимательности неизбежно случались ошибки. Как важно, чтобы пономарь понимал тебя с полуслова, чтобы ему был понятен язык жестов. Чтобы он четко знал свои обязанности. Ведь инструкция - это не самоцель, а только средство к достижению главного - безпрепятственного, максимально собранного предстояния Господу. Митрополит Владимирский Евлогий написал в своем неподражаемом стиле обращение к духовенству с призывом воздерживаться от разговоров в алтаре. Это обращение было вывешено во всех алтарях храмов епархии. Инициатива, достойная всяческой похвалы!
1. Re: Благообразно и по чину