Благообразно и по чину

О пономарском служении

Новости Москвы 
0
1579
Время на чтение 5 минут

Сам я пономарем стал неожиданно. В далеком 1975 году, будучи студентом пединститута в Москве, настоятель Петропавловского храма у Яузских ворот о. Симеон Сиранчук (+2012 г.) (кстати, долгое время он был старейшим клириком столицы), пригласил меня в алтарь. Помню трепетное чувство, которое меня тогда охватило. Это чувство от пребывания во святая святых не оставляет меня доселе. В один из дней Великого поста я остался в алтаре один - незабываемое ощущение Божьего присутствия.

Выходил со свечей, подавал кадило. Однажды спросил диакона: «А Вам, подавая кадило, тоже нужно руку целовать?» Также неожиданно стал читать в храме. Отчетливо помню тот день, когда меня «подтолкнули» из алтаря сразу без подготовки читать шестопсалмие. Потом стал читать паремии, каноны, часы, Апостол (его я тогда старался читать басом, начиная на очень низкой ноте и заканчивая «ревом» на высоких тонах). Остались теплые воспоминания о пономарском служении в этом храме, ставшем впоследствии подворьем Сербской Церкви. Был пономарем, правда, недолго, в Почаевской Лавре. Запомнился вынос огромных свечей на всенощном бдении перед чтением Евангелия. Здесь произошло искушение: старшему ризничему показался подозрительным мой интерес (а ведь я был историком!) к раритетам ризницы (накануне там произошла кража). Меня без объяснений освободили от этого послушания. В годы учебы в Московской духовной семинарии был старшим пономарем академического храма. Пономарил в новооткрывшемся Даниловом монастыре.

Будучи вот уже 23 года настоятелем церкви свт. Николы на Берсеневке, на пономарское служение обращаю самое пристальное внимание. На сегодняшний день в храме десять пономарей, все они в стихарях. К сожалению, в Московском Патриархате, в отличие от старообрядцев, нет стихарных в точном смысле слова, т.е. посвященных на это служение архиереем. Наши пономари просто надевают стихари по благословению настоятеля. Надо бы восстановить каноническую практику посвящения в стихарные. Это можно очень просто сделать: приезжает архиерей по благословению Патриарха в престольный день в какой-нибудь московский храм и к этому времени уже готовы кандидаты на посвящение. Не буду перегружать свою заметку о пономарском служении общими словами о необходимости благоговения, аккуратности и дисциплинированности пономарей. Отмечу более конкретные вещи, естественно, акцентируя на том, как это происходит по старому обряду (мы являемся старообрядным приходом Московского Патриархата). В инструкции пономаря у нас зафиксировано 128 пунктов. Конечно, ряд из них отражает специфику нашего храма: конфигурацию алтарей, расположение престолов и жертвенников, пономарки и т.д.

Как происходит облачение в стихарь? Во-первых, войдя в алтарь, пономарь делает три земных поклона и потом (это бывает только по старому чину) в положении ниц читает текст прощения: «Прости мя Господи и благослови, елика согреших во вся дни живота моего и в сей день: без числа согреших душею и телом, сном и ленностию, помрачением бесовским, в мыслех нечистых, в забытии ума и во осуждении: согреших сердцем и всеми моими чувствы, слухом и видом, волею и неволею, и несть бо того греха, егоже не сотворих, но о всех каюся, прости мя Господи и благослови и помилуй мя грешнаго». Подходит под благословение к служащему священнику. Это делается следующим образом: делает поклон священнику со словами: «Отче, прости Христа ради и благослови». Священник благословляет: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием, имярек, всегда и ныне и присно и во веки веком». В ответ подошедший под благословение говорит «Аминь» и целует руку и правое плечо священника. В ответ на слова священника «Христос посреди нас», отвечает «И есть и будет» и делает поклон. Облачение в стихарь: со стихарем на спине, придерживая его на плече левой рукой, у престола в положении ниц читает прощение, а потом берет благословение «Благослови отче облачитися во святый стихарь». Надевает стихарь со словами: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя. Яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою».

 

До начала службы старшему пономарю желательно распределить обязанности, чтобы, например, при подаче кадила сразу два-три пономаря не бросались делать это. Или чтобы не забыли отставить выносную свечу, когда выносится Чаша для причащения (как известно, у семи нянек дитя бывает без присмотра).

На всенощном бдении, если было освящение хлебов, при подходе к Евангелию или к иконе праздника, пономарь раздает каждому не просто кусок освященного хлеба, а хлеба, смоченного вином и маслом и с освященным зернышком. В двунадесятые и престольные праздники в руках молящихся возжигаются свечи (от полиелея до 3-й песни канона включительно и от 8-й песни канона до великого славословия включительно). Свою свечу пономарь возжигает от свечи священника и потом от нее возжигает свечи у молящихся (только у нескольких, а они, в свою очередь, передают другим). Нужно ли пономарю оставаться в пономарке, когда подряд читается значительное количество паремий, например, в Сочельники? Не лучше ли ему быть в это время в храме, где лучше слышимость.

Записки начинает читать по сигналу священника, совершающего проскомидию, когда тот приступает к выниманию частиц из просфор о здравии, а потом об упокоении. Здесь необходимо сделать следующее примечание: записки, как известно, есть простые и заказные. В чем отличие? В том, что заказные записки читаются не только во время проскомидии, но и во время сугубой ектеньи - частично служащим духовенством, а частично пономарями. После Литургии каждому священнослужителю пономарь заворачивает по большой просфоре. Тогда же и себе тоже берет. А еще раньше - антидор («дору» - по-старому). Его он получает из рук священника после того как тот прочитает благодарственную молитву по причащении. Каждому пономарю вручается частица доры со словами: «Щедр и милостив Господь, пищу даде боящимся Его». Момент получения доры является для пономаря сигналом для окончания чтения в храме поучения, заполняющего время, когда духовенство причащается.

После выноса Чаши со словами «Со страхом Божиим и верою приступите», выносная свеча не гасится, а все время, когда идет причащение, продолжает гореть. Пономарям, стоящим с платом, желательно причащаться первыми. Дело в том, что трудно рассчитать количество частиц для всех причастников. Бывает, что священник причастил последней частицей и вдруг оказывается, что оба пономаря, держащие плат, тоже причащаются. После водосвятного молебна каждому участнику Богослужения при подходе ко кресту пономарь наливает чашку святой воды.

Уходя из алтаря по окончании службы, пономарь испрашивает у священника благословение: «Благослови, отче, разоблачитися».

Очень важно, чтобы в алтаре была полная тишина. Одно из самых моих негативных впечатлений - это разговоры здесь: куда Патриарх поехал, что с генералом Григоренко (это еще в советское время), что в Киеве, а что в Луганске и т.п. Темы заслуживают внимания, интересные, но всему свое время и место. Всегда в душе остается осадок и чувство опустошенности от разговоров в доме Божием. К сожалению, редко где встречаешь благоприятное положение в этом плане. Бывало, что священник, служащий у престола умудрялся между прошениями на ектениях что-то расспрашивать. Вот до какого абсурда доходило! Из-за невнимательности неизбежно случались ошибки. Как важно, чтобы пономарь понимал тебя с полуслова, чтобы ему был понятен язык жестов. Чтобы он четко знал свои обязанности. Ведь инструкция - это не самоцель, а только средство к достижению главного - безпрепятственного, максимально собранного предстояния Господу. Митрополит Владимирский Евлогий написал в своем неподражаемом стиле обращение к духовенству с призывом воздерживаться от разговоров в алтаре. Это обращение было вывешено во всех алтарях храмов епархии. Инициатива, достойная всяческой похвалы!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Благообразно и по чину

Это не "старый обряд", а кокой-то гибрид между современной богослужебной практикой и древней. Вопрос. Для чего это ему надо?
М.Яблоков / 17.11.2014, 06:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06