Часть 1. О проблемах беженцев и «человеческом факторе»
Наиболее тяжелым психологическим испытанием для жителей Юго-востока Украины стало неприятие остальным ее населением их справедливого желания отстоять свое право разговаривать на русском языке и жить по обычаям дедов и отцов.
Можно много говорить о том, что «незалежная» является сегодня всего лишь пешкой в крупной геополитической игре, что ее народ стал жертвой заокеанских мастеров манипуляции сознанием, но от понимания этого обычным людям не становится легче. Ведь страшно сказать: в начале этого кровопролития матери проклинали своих сыновей, живущих на Донбассе, за то, что они с оружием в руках шли отстаивать свое право на нормальную человеческую жизнь, и благословляли тех, кто нес им смерть.
Но самое главное - это то, что довольно большое число украинцев, живущих в России, поддержали братоубийственную войну на территории своей исторической родины именно со стороны развязавших ее убийц.
«Мы к ним - с танцами, они к нам - со своей бедой...»
Украинский национализм - вещь чрезвычайно заразная. Я разговаривала со многими российскими украинцами, и поражалась их твердой уверенности в своем превосходстве над «кацапами».
Кстати, о кацапах. Существует несколько версий происхождения этого слова. По мнению М. Фасмера, оно румынско-польско-украинского происхождения, и означает искаженное «как цап». «Цап», в свою очередь, на тех же языках - «козел», то есть «кацап» буквально - «как козел».Фасмер считает, что в середине XVIII века, когда появилось это определение, «бритым украинцам бородатые русские мужики казались похожими на козлов». Впрочем, по-украински тогда оно звучало бы «якцап», поскольку подчинительного союза «как» в украинском языке нет.
Согласно второй версии, это слово произошло от тюркского «касап», означающего «мясник», «резник», «живодер» (Д. Яворницкий.О происхождении слова «кацап» // Киевскаястарина.- 1901.- Т. 65.- С. 474).
Третье значение предлагалось В.И. Далем. «Коцапами» курские и тульские раскольники называли никониан. А уже от них это прозвище могли перенять жители Восточной Украины, и затем оно закрепилось как презрительное наименование великороссов вообще.
Так вот, если сегодняшний оголтелый национализм «украинских украинцев» еще можно списать на массированное «промывание мозгов», в определенных целях проводимое с помощью официальных СМИ и подконтрольных олигархам телеканалов, то как быть с российскими украинцами? Им-то кто и когда успел так промыть мозги, что они, всю жизнь живущие в России, учившиеся по нормальным, а не «укрским»,учебникам истории еще в советское время, воспылали стойкой неприязнью ко всему «кацапскому», до поры лукаво скрывая свою неприязнь под маской любви к историческим корням? Сегодня это маска под влиянием обстоятельств чуть съехала на сторону, обнажив их истинное лицо.
Жизнь поставила этих людей перед выбором: или перестать изображать из себя, как раньше, «рррусских националистов» и открыто признать себя националистами украинскими, живущими на российской территории и, по сути, являющимися «агентами влияния» нынешней пробандеровской «неньки». Или перестать считать себя украинцами в том националистическом смысле, который сейчас вкладывается в это понятие, и стать русскими по духу, оставаясь при этом украинцами в прежнем смысле -жителяили выходца из Малороссии. Либо хотя бы осудить своих «братьев по крови», признать, что украинский национализм по своим последствиям оказался еще покруче германского фашизма, и поддержать пострадавших от него русских украинцев на Донбассе. И четвертый вариант - сделать окончательный выбор в пользу Украины или России и идти по этому пути до конца.
Да, это трудное решение, но принять его сегодня совершенно необходимо каждому российскому украинцу, чтобы четко определить прежде всего для самого себя: «с кем я?», «кто мои враги?», «кто мои друзья?» и «как жить дальше в России?».
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 1 927 988 этнических украинцев, что составляет 1,35% от всего населения. По неофициальным же данным, украинцев на российской территории более 10 млн человек, что, вообще-то, не удивительно, если принять во внимание давние родственные связи между украинцами, русскими и представителями других национальностей.
По сведениям, представленным Госкомстатом РФ за 2014 год, численность населения Новосибирской области составляет 2 731 176 человек. Из них, согласно информации, полученной в ходе последней Всероссийской переписи 2010 года, 2 365 845 человек (88,74%)из них являются русскими. Украинцев на территории области до начала 2014 года проживало 22 098 человек (0,83%), они занимают четвертое по численности место после немцев (30 924 человек и 1,22%) и татар (24158 человек и 0,91% соответственно). Самым «украинским» районом области является Краснозерский, где в 16 селах до сих пор преобладают выходцы из Малороссии и УССР.
Несмотря на относительно небольшую численность диаспоры, в НСО действуют несколько крупных украинских национальных центров, не считая тех, что организованы во многих районах области для сохранения обычаев и народной культуры.
Это, во-первых, созданный еще в 1991 году как государственное культурное учреждение НОУКЦ (Новосибирский областной центр украинской культуры), которым все эти годы руководит В.Ф. Шерсткина. У истоков его создания стояли такие корифеи сибирской науки как д.ф.н., профессор, академик СО РАН, действительный член РАО И.С. Ладенко, доктор наук, контр-адмирал, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники РФ Г.С. Мигиренко, а также уполномоченный Совета по делам религий Совмина СССРВ.Д. Лымарьи к.э.н. Л.И. Шпота.
В 2012 году при содействии В. Шерсткиной была создана также Региональная национально-культурная автономия украинцев Новосибирской области, где Валентина Феодосьевна стала председателем.
НОУКЦ хорошо известен жителям своим участием в разнообразных мероприятиях, проводимых под эгидой мэрии и областного министерства культуры. Это и «Сорочинская ярмарка», и Дни украинской культуры, и День соборности, и фестиваль «Роде наш прекрасный», и празднование Дней славянской письменности и культуры.
В течение многих лет НОУКЦ активно участвует в праздновании Дня Крещения Руси, который проходит 28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира и называется также Днем единения славянских народов. В сквере возле самого величественного в городе Свято-Троице-Владимирского собора, духовенство которого окормляет Центр, проводится концерт. В его программу неизменно включают исполнение русских, украинских и белорусских песен народными коллективами национальных культурных центров города и области. Здесь же организуют выставку-ярмарку, где мастерицы выставляют свои работы. И надо сказать, что возле палаток членов НОУКЦ всегда многолюдно. Вышитые рушники, картины из сухоцветов, гайтаны из бисера - все это неизменно привлекает внимание посетителей.
Что характерно, не стал исключением и праздник в честь Дня Крещения Руси в этом году. Многие до самого события высказывали опасения: как воспримет народ исполнение украинских песен именно сейчас, когда на Украине льется кровь и звучат слова ненависти в адрес России? Но опасения оказались напрасными. Кто бы что ни говорил, но русские как считали, так и будут всегда считать украинцев родным народом. Никакой агрессии, никакого недовольства не было и в помине. Все так же громко аплодировали девушкам с венками на головах, как и девушкам в кокошниках и скидочках или намитках. И так же восхищались танцорами в шароварах и вышиванках, как и молодцами в русских и белорусских национальных костюмах.
По словам Валентины Феодосьевны Шерсткиной, когда в Новосибирске появились первые беженцы, сотрудники НОУКЦ, как и многие горожане, начали собирать для них гуманитарную помощь. Но главное, чем они помогли проживающим в ПВР, расположенном в санатории «Золотой берег» (ОбьГЭС), так это переводом документов с украинского языка на русский. Ребятишкам периодически показывали советские и российские мультфильмы, даже организовали для них поездку в зоопарк.
- У нас давние связи с луганчанами, - говорит Валентина Феодосьевна. - Мы постоянно обменивались с ними опытом. То они у нас проводили мастер-классы, то мы у них. Теперь вот наши знакомые приехали к нам уже в другом качестве...
Конечно, трудно судить со стороны, не зная всех нюансов взаимоотношений, но кажется, что Областной Украинский культурный центр все же смог переступить через «национальную солидарность» с «незалежной ненькой». И к людям, вынужденным покинуть родные места, отнесся не как к «сепаратистам», посмевшим покуситься на целостность Украины, - что ставится в вину жителям Донбасса большинством не только их сограждан, но и российских украинцев, - а как к своим братьям и сестрам, попавшим в беду. В отличие от прочих украинских объединений...
Отягощенные наследственностью
В августе стала особенно бросаться в глаза подчеркнутая отстраненность от проблем беженцев Украинской национально-культурной автономии (УНКА) в Новосибирской области. В среде местных общественников все громче заговорили о том, что УНКА идет не в ногу с большинством россиян и новосибирцев, активно поддерживающих борьбу ДНР и ЛНР с киевской хунтой. Я попыталась выяснить у председателя организации Владимира Павука его личное отношение к ситуации в Новороссии, но он не стал со мной разговаривать, заявив, что его «нет в городе и будет нескоро». Ну, нет так нет. В принципе, и так ясно, что Владимир Федорович оказался нынче в очень непростой ситуации. В феврале 2012 года в статье «В сердце - край песенный и хлебный», опубликованной в газете «Советская Сибирь», он заявил:
«Согласно статистике каждый четвертый житель нашей области имеет украинские корни. Поэтому одна из главных задач нашей организации - сохранение украинской культуры на новосибирской земле, куда в столыпинские времена приехали наши предки, приумножение ее современной культуры. Но мы всегда помним, что украинская культура есть часть общей славянской культуры и наши связи с белорусской диаспорой, российскими общественными организациями в сфере культуры крепнут и становятся все более многообразными год от года...
Большой поддержкой, моральной, идейной, я считаю, стала для нас опубликованная недавно статья Премьер-министра России Владимира Путина по национальному вопросу. Ведь все мы, я имею в виду руководителей национальных культурных автономий, работаем ради одного - укрепления стабильности в государстве. И на практике знаем, как много зависит в создании условий для межнационального культурного общения от конкретных чиновников на местах... Национальная политика требует усилий воли, интеллекта, наконец, открытого душевного и эмоционального движения, и хорошо, что одно из первых лиц в государстве подало тому пример».
Поэтому обвинять «на голубом глазу» (что сегодня делают многие украинские и российские украинцы)Россию в том, что она извечный, еще с петровских времен и СССР, враг их народа и оставалась им все годы незалежности Украины, председателю УНКА было бы странно. Но и признать ее и, тем паче ее президента, друзьями «неньки» он не в состоянии. Так как свою историю возглавляемая им организация ведет от Всеукраинского общества «Просвіта» («Просвещение»), широко известного русофобскими заявлениями еще со второй половины XIX века.
24 апреля этого года в Новосибирском государственном педагогическом университете состоялся Круглый стол, на котором прошло обсуждение темы «Шовинизм и манипуляция общественным сознанием в работе национально-культурных обществ Украины». Спустя примерно месяц на сайте http://politnsk.livejournal.com/24195.html была размещена статья, написанная, как сказано, «по мотивам» доклада, сделанного на этом форуме. В ней кратко изложена история возникновения украинских национальных организаций вообще и новосибирских, в частности.
В самом начале статьи автор справедливо отмечает, что «в условиях антироссийской политической рамки фокусом национальной украинской идентичности не могут стать ни культура, ни история, ни общий исторический проект - слишком тесно все это сопряжено с Россией. Остается единственный фокус идентификации - украинский язык».
Именно он стал тем фундаментом, на котором в год 880-летия Крещения Руси в Галиции группой народовольцев из среды греко-католиков было создано общество «Просвiта».
К слову, более полная история этой организации изложена на сайте Гражданского объединения «Дозор», созданного в Одессе в 2008-м году. Тогда в это объединение вошли люди, «которых не устраивает положение русскоязычных на Украине, не устраивает проводимая Украиной идеологическая и гуманитарная политика», а также те, кто «хотели бы видеть Украину и Россию одним государством». Именно они спустя 6 лет вышли на Куликово поле и стали 2 мая 2014 года жертвами террора со стороны духовных наследников «Просвiты».
«Основной декламируемой деятельностью<«Просвиты»> было повышение образования русинского (русского - Г.П.) народа, - говорится на сайте объединения. - Но, при более тщательном рассмотрении, можно просмотреть достаточно интересные тенденции. «Просвита» возникла и начала своё развитие в пик противостояния национально-культурного вопроса в Австро-Венгрии, точнее в её провинции - Галиции. Современным языком «Просвиту» можно назвать структурным подразделением «Народной Рады» 1885, возникшей и действующей в противовес «Русской Раде», возникшей в 1870 году.
Необходимо напомнить, что на тот момент Львов и другие города современной Западной Украины, входящие в состав Австрийской империи, были в культурологическом отношении в основе своей польскими, а в меньшей степени - русскими (русинскими). Значительная активность польского элемента, направленная на восстановление собственной государственности с одной стороны и традиционные течения русинов в направлении симпатии Российской империи, естественно, вызывали недовольство со стороны австрийских властей. Опираться на две эти основные национальные группы даже при их неприязни в отношении друг друга было невозможно, так как к австрийцам они относились ещё более враждебно. Но выход был найден. В результате многовекового владычество поляков на описываемой территории и их активной программе ополячивания и окатоличивания в русской среде сформировалась определённая категория социальной общности: греко-католики. С одной стороны, эта группа полностью не ассимилировала в польской среде, с другой - она оторвалась от русских корней. И вот, данная группа, будучи враждебная обоим лагерям, начала активно искать взаимодействия с Австрийскими властями, убеждая, что они враждебны полякам и не являются русскими. Для пропаганды этой идеи и увеличения своих сторонников и была организована «Просвита». Первичная её цель: путём политической пропаганды, под видом образовательной инициативы, привлечь на свою сторону как можно больше русинов. При этом руководство «Просвиты» не гнушалось подменами и подлогами уже с тех пор, паразитируя на русской традиционности. К примеру, издательская серия «Українське Письменство», начиналась как «Руська Письменність», которая изменялась по мере проникновения пропаганды в среде малограмотного населения десятками лет, и разрушения традиционных культурных ценностей.
Интересный момент: в пик своего развития доходы «Просвиты» составляли только 30% в виде членских взносов, львиной же долей были государственные дотации и финансовые подразделения, также созданные и действующие при поддержке Австрийских властей, которые прекратились только после Первой мировой войны. К примеру, при и благодаря государственным дотациям «Просвита» с 1869 до 1876 подготовила и выпустила 22 учебника для гимназий общим тиражом 15100, был выпущен молитвенник на так называемой «народной мове». На самом деле эти все «просветительские» мероприятия ставили перед собой целью найти как можно больше расхождений с общерусским культурным полем. Так называемый «народный язык» - это выборка местных говоров с большим влиянием польской и германской языковой культурой, возникшей в результате более полутысячелетней инородной оккупации, и преследовала цель не развитие, а создание нового языка и морального содержание народа.
Будучи рупором и проводником политических идей «Народной Рады», «Просвита» проводила основную позицию своего политического руководства: обособленность от польского и русского народов, создание единого идеологического поля с «надднепрянцами», создания равных политических условий с другими народами Австрии, и в составе Австрийской государственности (это объясняет такую лояльность и даже активное сотрудничество с Третьим Рейхом позднее).
Из вышеизложенного видно, что «Просвита» не ставила своей целью развитие национального самосознания, а адаптировала и обосновывала политику интеграции русского народа в Австрийскую империю, как противовес национальным течениям, направленным на самоопределение. Одним из результатов деятельности «Просвиты» и её вдохновителей стали печальные страницы геноцида русского народа в Галиции. В нем украинофилы приняли активное участие, помогая искать подозреваемых в «москофилии», иногда занимаясь банальным доносительством и часто совершая самосуды и казни.
Исходя из вышеозначенного, можно сделать вывод: если «Просвита» есть наследница старых традиций, то она есть ничто иное как религиозно-политическая организация, основами и стержнем которой является Греко-католицизм и прогерманская позиция. В принципе, это положение сохраняется и на данный момент - «Просвита» поддерживает антиправославные заявления и тенденции среди общественных и политических деятелей, активно выступает за героизацию лиц и организаций, выступавших за сотрудничество с гитлеровской Германией и участвовавших в сформированных в Германии вооружённых формированиях. Цель «Просвиты» - переформатировать всё население Украины в формацию, существующую на ограниченной части самой Украины и в среде незначительного населения в основном Западной Украины». (Опубликовано 9 июля 2012 года на сайте http://dozor-odessa.org/exclusive/1587-prosvita-i-istoki-sovremennogo-ideologicheskogo-zarazheniya-ukrainy.html )
Архивные документы, недавно рассекреченные МИД РФ, свидетельствуют о том, что в конце 1920-х годов «просвиты» были вынуждены уйти в подполье. И вновь возникнув на оккупированной Украине только в 1941-м году, они активно стали сотрудничать с фашистами и приняли участие в формировании ОУН.
В 1988 году, в год своего 120-летия и 1000-летия Крещения Руси, «Просвiта» была возрождена в Киевепод другим названием, как «Общество украинского языка».
Спустя год в далекой Сибири по инициативе академика СО РАН И.С. Ладенко появилось Новосибирское отделение «Просвiты». В 1993-м оно сменило название на «Общество украинского языка им. Т. Шевченко «Громада». С 1998 года организация стала называться «Украинская национально-культурная автономия (УНКА) в Новосибирской области». В 2003-м ОО УНКА г. Новосибирска была официально зарегистрирована областным Управлением МНС России.
10 лет ее главой был генеральный директор Западно-Сибирского государственного лесоустроительного предприятия Владимир Николаевич Манович. Позже его место занял профессор медицины Владимир Петрович Шевченко, которого в 2007-м году сменил бизнесмен Владимир Третий - Павук, уроженец города Ужгорода (Западная Украина). Он не раз заявлял, что УНКА - это «единственная организация, представляющая интересы большей части украинской диаспоры в Новосибирске и области». Она, как и НОУКЦ, тоже занимается культурно-просветительской деятельностью и сотрудничает с мэрией и министерством культуры, периодически получая от них гранты. Кроме того, финансирование УНКА осуществляется через членские взносы, пожертвования, а также помощь генконсульства Украины.
В упоминавшейся выше статье на сайте http://politnsk.livejournal.com/24195.html далее говорится:
«На едином «незалежном сайте украiнцев Россii» под названием «Кобза» мы видим ревнивое отношение к языку (русская версия сайта отсутствует). Кроме новостей региональных отделений (включая новосибирскую УНКА), на портале публикуются материалы под названиями «Путин - враг Украины», о »расползании колорадов», или о том, что «офицеры ГРУ развернули террор на Донецкой области». 3/5 материалов сайта посвящено политической пропаганде и лишь 2/5 - новостям культуры. Верность заветам «Просвиты» очевидна, но есть нюанс: если для украинской «Просвиты» политический вектор - антирусский, то на сайте для украинцев России - вектор «антипутинский», адаптированный для граждан РФ».
Сегодня сам Владимир Федорович, как видим, благоразумно отказывается публично транслировать свое отношение к происходящему на Украине, несмотря на то, что его симпатии явно не на стороне пророссийски настроенных ополченцев и страдающего мирного населения Донбасса. Опять же, в отличие от своих коллег - президента Некоммерческого культурно-просветительского фонда «Союз украинцев Сибири» (СУС), преподавателя Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергея Алексеевича Пилипенко и председателя правления НКПФ, директора новосибирского частного охранного предприятия Сергея Алексеевича Иващенко. Оба Сергея Алексеевича отнюдь не скрывают своего неприятия политики российских властей в отношении «едыной и незалежной». Причем эта антипатия возникла вовсе не из-за присоединения Россией Крыма и мифической «оккупации» Украины, а гораздо раньше.
«Слава Украине» - смерть России?..
НКПФ «Союз украинцев Сибири» был зарегистрирован 22 ноября 2010 года как частная компания. По данным из ЕГРЮЛ, его основной деятельностью является «прочая деятельность в области культуры» (деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта).
Насчет «прочей культурной деятельности» не знаю, а вот политической деятельностью СУС занимался все эти годы довольно активно.
Например, в сентябре 2011 года УНИАН опубликовало информацию о том, что некоммерческий культурно-просветительский фонд «Союз украинцев Сибири» совместно с Сибирской государственной геодезической академией планирует провести международный круглый стол «Россия и Украина в зеркале Европы».
Помимо обсуждения совместных культурных проектов и сотрудничества в научной сфере участникам заседания предлагалось также поговорить о том, каковы «образ и восприятие Украины в культуре и общественном мнении». На это мероприятие приглашались «молодые ученые, представители академической науки и образования, общественных организаций и органов местного самоуправления». (http://www.unian.net/world/541744-soyuz-ukraintsev-sibiri-nameren-obsudit-vospriyatie-ukrainyi.html)
В этом форуме, кроме официальных лиц Новосибирска и области, принял участие генеральный консул Украины Василий Михайлович Турок. Тот самый, который после того, как в 2012 году генконсульство из Владивостока переехало в столицу Сибири, оскандалился перед иностранными дипломатами и приглашенными по этому случаю на торжественный прием гостями. Этот дипломатический чиновник, родом с Западной Украины, даже не пытался тогда скрыть свою ярую русофобию.
Впрочем, его преемник Александр Алексеевич Москвитин тоже ведет себя в Новосибирске как партизан в стане врага. В его биографии есть интересные факты, которые еще в 2010-м году озвучило Информационное агентство REGNUM со ссылкой на доклад первого заместителя Департамента контрразведки СБУ генерал-майора Владимира Бика своему шефу Валентину Наливайченко.
В ходе проверки сотрудников МИД Украины, которые, по данным контрразведки и СВР, «попадали в компрометирующие ситуации», «были выявлены факты разведывательных попыток со стороны спецслужб США в отношении [ряда] сотрудников украинского внешнеполитического ведомства». В числе этих дипломатов оказался и нынешний генеральный консул Украины в Новосибирске А.А. Москвитин.
«Москвитин Александр Алексеевич, заместитель постпреда Украины при ООН в Брюсселе, поддерживал неделовые контакты с представителем отдела сотрудничества с Россией и Украиной управления региональной безопасности международного военного штаба НАТО в Брюсселе Джеймсом Грином. Ранее Москвитин обучался в Военно-морском колледже в г. Монтерей (США), который используется американскими спецслужбами для углубленного изучения объектов оперативного интереса», - говорилось в докладе генерал-майора Брика.(http://www.regnum.ru/news/1253403.html)
Я бы не стала столь подробно рассказывать о «сердечных тайнах» украинских дипломатов, если бы не активное сотрудничество с генконсульством и Министерством иностранных дел Украины НКПФ СУС. А также не личная дружба Сергея Иващенко с лидером Общественно-политического движения «РЕформация» Андреем Терехиным и другими новосибирскими оппозиционерами, также активно выступающими против действий России в отношении «незалежной и едыной» и поддержки ею Донецкой и Луганской народных республик.
Далеко не секрет, что Служба безопасности Украины (а вместе с ней ее американские кураторы - АНБ и ЦРУ) тщательно отслеживает всю информацию, появляющуюся в Интернете об уехавших от войны жителях Новороссии и, особенно, тех мест, которые до сих пор находятся под контролем регулярных войск и Нацгвардии.
В августе, в связи с притоком в наш город беженцев из Донбасса, «РЕформация» открыла несколько пунктов приема гуманитарной помощи, а также направила своих волонтеров в первый открытый у нас пункт временного размещения, расположенный в санаторном комплексе «Парус».
Волонтеры сфотографировались с новоприбывшими, а потом прошлись по комнатам и собрали их данные - имена, телефоны - якобы для оказания им персональной помощи. Затем некоторое время эти списки находились в открытом доступе на странице организации в соцсети.
Я не хочу - да и не имею права - ничего утверждать определенно, но...
Помните, в первой части статьи я упоминала о мужчине из Луганской области, бывшем ополченце, который отказался назвать свое имя? Здесь ситуация была иная.
...Из Славянска их было несколько человек, в том числе две женщины с детьми. Они откровенно рассказали симпатичным молодым людям, навестившим их в ПВР-е, свою историю, а также о родных, оставшихся на «той» стороне. А через пять дней после их заселения в «Парус» и визита волонтеров сестрам позвонили друзья и рассказали, что в квартиру их родителей ворвались боевики «Правого сектора». Отца расстреляли в живот, мать жестоко избили, квартиру разгромили, машину, что находилась на стоянке, «экспроприировали» в свою пользу.
Подозрение в том, откуда «свидомые» могли узнать подробности о семье, пало на соседей, ведь известно, что после сдачи города многие славянцы активно принялись «стучать» украинским карателям на «пособников пророссийских сепаратистов». Может быть, так оно и есть. Но возможно и другое. Связь между «РЕформацией», «Союзом украинцев Сибири» и генконсульством Украины позволяет предположить, что причина случившегося находитсядалеко от поверженного Славянска.
И еще один маленький штрих к портрету руководства и членов СУС.
В мае, после жестокого уничтожения десятков безоружных людей в одесском Доме профсоюзов, интернет взорвался одобрительными комментариями в адрес убийц и злорадством по поводу жуткой участи их жертв. Среди комментаторов большинство составляли молодые люди, причем живущие не только на Украине, но и в России.
Я не знаю, как отнеслись к той трагедии члены Регионального учебно-методического центра украинской молодежи г. Новосибирска «Лелека», основанного в 2006-м году нынешним президентом СУС Сергеем Пилипенко. К слову, он также является членом Российской Ассоциации украинцев и входит в состав Координационного совета Украинского молодежного форума России. Хотелось бы надеяться, что в общем хоре тех, кто прославлял изуверов, хладнокровно расправившихся с женщинами, детьми и стариками, их не было. Но стопроцентной уверенности в этом у меня нет. И знаете, почему? Потому что на странице их группы ВКонтакте 2 апреля этого года выложили информацию и фото с заупокойной мессы, совершенной в память жертв «Небесной сотни» в новосибирском греко-католическом храме во имя блаженных новомучениц сестер Олимпии и Лаврентии. А вот панихиды по невинно убиенным 2 мая не было... Как нет и фото или хотя бы маленькой информации о жертвах среди мирного населения Донбасса.
В конце статьи на сайте http://politnsk.livejournal.com/24195.html говорится:
«Вряд ли кто-то ещё сомневается, что вопрос украинских национальных обществ в России сводится к »вышиванкам и вязанкам цибули». Культура, политика и общественная жизнь - это три измерения одного и того же явления. Политическую жизнь Афин V века до н.э. нельзя представить без трагедий Софокла, а лучшими политиками Великой французской революции были художники и публицисты. Нынешний кризис имитативной демократии привёл к тому, что для народа политика перестала быть «пространством доверия», и прямое воздействие на сознание граждан сильно затруднено. Политический жест сейчас просто обязан обретать культурно-социальную форму, чтобы быть эффективным. Это третье - политическое - измерение общественного события стараются скрыть, или, по крайней мере, не акцентировать. Суть игры часто заключается в том, чтобы самому оставаясь на общественно-культурном поле (в »зоне доверия»), вынудить оппонента на явное «политическое действие».
Приезд большого числа беженцев из юго-восточных областей Украины на постоянное место жительства в Россию и, в частности, в Сибирь может привести к тому, что, кроме перечисленных, у нас появится еще одна украинская организация - если создание Новосибирского отделения Землячества Донбасса, о котором говорил депутат ЗС И.Р. Умербаев, все же состоится. При этом она, скорее всего, станет совершенно новым типом общественного объединения украинцев - не ориентированным на национальную самоидентификацию как таковую и на культурно-историческую оторванность от России. Но зато явно более политизированным, точнее даже, более социально направленным. По крайней мере, необходимо стараться, чтобы произошло именно так. В лице тех, кто на своем опыте испытал весь ужас украинского национального фашизма, мы можем получить мощного союзника в деле переформатирования сознания российских украинцев и переключения их внимания с поиска отличий - на поиск сходства в нашей истории и культуре.
Но это - лишь при грамотной политике российских и местных властей в «украинском вопросе», а также при социальной поддержке вынужденных переселенцев в первый - наиболее трудный - период их самостоятельной жизни в нашей стране. В противоположном случае мы рискуем вызвать у них, наоборот, негативное отношение к России и к русским. Обида, усиленная уже перенесенным стрессом, способна привлечь их в ряды противников нынешней власти в стране и сделать из этих людей управляемую «майданную массовку». Тем более, что определенный опыт у них в этом плане уже имеется, а «промывать мозги», как мы знаем, наши оппозиционеры (в том числе украинского происхождения) умеют не хуже своих «незалежных» коллег.
1. Re: Из Донбасса - в Сибирь