Наш театр работает в стенах Александро-Невской лавры уже 12 лет, а до этого... Уж, не упомню сколько площадок пришлось сменить... Дворец пионеров, стремительно переименованный в дом юного творчества..., каменный свод «Бродячей собаки» на площади искусств, ещё и ещё что-то... Оглядываюсь и... сам удивляюсь: двадцать лет! Без спонсоров и каких либо иных поддержек, на пустом месте... Но на пустом ли? Полтора десятка постановок...
Нет, конечно, не на пустом... Ибо с самого начала я ставил перед собой и своими товарищами задачу не просто собрать коллектив, научиться чему-то, что-то «показать» или «доказать» кому-то... А построить национальный театр... И это потребовало создание собственной системы, на всех уровнях - от работы над сценарием, от постановочной работы до работы с актёром... Сколько раз я натыкался лбом на стену: «Ну... у вас непрофессионалы... ну, о чём говорить!» А на мой взгляд профессионал это не тот, кто имеет соответствующий диплом, а тот, кто справляется с поставленной режиссером задачей. (Впрочем, несколько человек из профессиональных театров к нам в труппу пришло - и именно потому, что там, - на профессиональной сцене они не нашли того, что искали) Но большинство в нашем театре, это актёры собственного «производства». А в основу этого «производства» у нас изначально была положена традиционная фольклорная культура. Я писал об этом в статьях и в своих книгах «Русский театр» и «Русский фольклорный театр» - посему повторяться не будем... Но и поэтому поводу сколько всего пришлось слышать: «Фи, фольклорный театр.... Куда ж вы к нам на фестиваль, - с суконным рылом в калашный ряд... - у нас профессиональное искусство!» Или так: «Реальное искусство» и т. п. Но в чем этот «реализм» или «профессионализм» от которых я когда-то сбежал, бросив театральную карьеру 30 лет назад? Нет, все эти трудности, всё это невосприятие богемой ещё более убедили в истинности избранного пути: России нужен русский, онтологически русский театр... С подлинными, а не ряженными мужиками и бабами. С подлинной драмой русской жизни...
И не важно о чем спектакль - моя ли пьеса (а половина репертуара - это авторские пьесы о русских людях) или классика (а у нас - Пушкин, Есенин, Абрамов, Шукшин, Шергин, Рубцов... ) или даже классики западные (у нас две шекспировские пьесы поставлены)... А важно как это делается... На мой взгляд, для православного театра совершенно необходима эта народная содержательность (принцип сказительства, как говорят фольклористы). Ни Станиславский, ни тем более, современный авангард, как показывает практика, не помога нам на этом поприще... Да, у театральной богемы эти пути часто вызывали отторжение, но не у зрителя, нет... Ибо давал Бог коснуться, как говаривал Пушкин, «струн души». Он сам мечтал о народном театре (см. его статью «О народной драме»). И трижды неправы те, кто говорит «народный» - значит любительский, значит - никакой... А посмотришь на этих ценителей... Ба, да это персонажи из сказки про голого короля. Ах, какие у них замечательные постановки! Как переливаются краски, какой покрой! - убеждают они себя и зрителей... А король-то голый...
И вот в поисках единомышленников затеяли мы под благословением нашей Александро-Невской лавры Православный театральный фестиваль... И вот уж восемь их имело место быть... Тоже - удивительное дело: без денег, а состоялись... по 8 - 15 театров приезжало к нам из разных городов и весей... Нет, конечно, исповедовавших «нашу систему» пока не видно - это годы и годы пройти должны... Но всё равно - единомышленники! Ибо по какой бы системе не работали: по Станиславскому ли, Мейерхольду или Брехту, но если люди в самом деле православные, то точки соприкосновения находились...
Надеюсь на благое продолжение наших фестивалей... Ну, ездим мы иногда и на светские фестивале и просто на гастроли - в провинцию. Вот, где зритель, вот где счастье общения...
А в ближайшее время на лаврской сцене Шукшин (12 ноября в 19-00). Спектакль этот называется: «Душа есть». А после - без особых церемоний принимаем поздравления друзей, родственных нам коллективов и зрителей...