Наверно, в каждой семье есть родственники, безвинно пострадавшие в советские времена. Большая их часть реабилитирована, многие посмертно, ну извините, ошиблись!
Чтобы нам, потомкам, хоть немножко представить себе жизнь заключенных, посмотрим фотографии. Сделаны они в конце 80-х и начале 90-х годов на месте Борского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа в горах Кодарского хребта на севере Забайкальского края. В Мраморном ущелье, а точнее, в цирке на высоте свыше 2000 метров, в середине прошлого века геологи нашли месторождение урановых руд. Решение о разработке последовало незамедлительно по личному указанию Сталина. Постановление Совмина СССР обязало МВД обеспечить рудоуправление рабочей силой и организовать исправительно-трудовой лагерь на 1700 чел. заключенных. Рабочую силу собрали быстро, благо опыт был. Доставили в Чару, поселок у подножия Кодарского хребта, оттуда в Мраморное, в каменный мешок, откуда и без охраны убежать было невозможно. Зимой двухметровые снега и морозы под 50, а летом достаточно одной вышки с пулеметом на выходе из ущелья.
Штольни для добычи руды были пробиты на высоте около 2300 метров, чуть ниже, за колючей проволокой, стояли палатки для заключенных.
Ближе к выходу из ущелья построили несколько деревянных домой для начальства и охраны. С Чарой лагерь связала автомобильная дорога, пробитая в ущелье реки Средний Сакукан.
Лагерь был закрыт осенью 1951 года, не подтвердились прогнозные запасы уранового сырья на читинском Севере. А вскоре и времена наступили другие.
В конце 80-х в горы потянулись туристы, лагерь стал посещаемым. Каждый считал долгом взять что-то из найденного с собой.
Интенсифицировался и естественный процесс разрушения построек. С каждым годом все меньше и меньше свидетельств о недавнем, слава Богу, прошедшем, времени..
На снимках:
1 На пути к лагерю
2 Разрушенный мост через Средний Сакукан
3 На снимке с вертолета виден вход в Мраморное ущелье и бывшая дорога /горизонтальная линия чуть выше середины снимка
4 Могила Нины Азаровой, инженера-геолога, альпинистки, выпускницы Новочеркасского института. Она погибла в 1949 году на вершине восточного перевала Связка, высотой 2810 метров, во время разведки угольного пласта для нужд лагеря.
5, 5а, 5аа Остатки лагерных построек
6 На первом плане вышка, далее жилье для охраны. Со стороны зрителя, а так же слева и справа неприступные отвесные скалы, впереди, где кончается тень, очень крутой спуск, почти обрыв, к реке Средний Сакукан. Дальше, освещенное солнцем другое ущелье, на противоположном берегу.
7 На первом плане виден рельсовый путь из урановой штольни
8 В штольне, пробитой к залежам руды. Сталагмиты как фигурки узников...
9 Респиратор, забытый узником.
10 Снимок сделан в октябре 1989 года. Бывший узник Михаил Шилкин посетил лагерь через четыре десятка лет.
11 Кружку, черпак и обрывок колючей проволоки я взял с собой... Полезно поставить на стол во время трапезы, былое становится ближе...
Владимир Саяпин, фотокорреспондент, член Союза журналистов СССР/России
20. 13. рудовский
19. Re: ГУЛАГ в горах Кодарского хребта
18. Re: ГУЛАГ в горах Кодарского хребта
17. ребята,
16. Ответ на 15., рудовский:
15. Re: ГУЛАГ в горах Кодарского хребта
14. Ответ на 13., рудовский:
13. Re: ГУЛАГ в горах Кодарского хребта
12. Ответ на 11., рудовский:
11. Re: ГУЛАГ в горах Кодарского хребта