Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сербов-католиков

Доклад на международной конференции, проходившей в Новозыбковском филиале Брянского Университета

0
953
Время на чтение 9 минут

23-24 октября в Новозыбковском филиале Брянского Государственного Университета проходят Расторгуевские чтения. Чтения посвящены памяти выдающегося лингвиста, занимавшегося изучением проблемы разграничения ареалов распространения тех или иных говоров. Сейчас панаринские чтения стали традиционной международной конференцией, в рамках которой с российские ученые встречают коллег из Белоруссии, Украины и Сербии.

Предлагаем вниманию читателей доклад, который прозвучал во время открытия чтений, 23 октября.

В предложенном материале мы попытаемся показать, как дело консолидации южнославянских народов вокруг сербского литературного языка оказалось в конечном итоге «Троянским конём» для самих сербов. Объединение сербского этнокультурного пространства с хорватским (на началах принятия хорватами сербского языка в качестве литературного) привело, в конечном итоге, к охорвачиванию части сербского народа. Одним из следствий этого охорвачивания стали две гражданские войны, где наибольшую ожесточенность получило как раз противоборство православных сербов с потомками сербов-католиков, которые яростно отстаивали свою новую хорватскую идентичность.

Бытует мнение, будто сербы и хорваты - это один и тот же народ, разделенный на различные конфессии. У нас многие люди считают, что хорваты - это сербы-римокатолики; в свою очередь в Хорватии некоторое время принято было считать, что западные сербы-пречанцы (т.е. живущие к западу от реки Дрины) - это просто «хорваты-схизматики». В пользу такого мнения говорит тот факт, что сербы и современные хорваты говорят на одном языке. Однако, с единым языком всё не так просто.

Основная масса южнославянского населения бывшей Югославии пользуется штокавским наречием, на котором базируется литературная норма как сербского, так и хорватского языков.

Название наречия происходит от произношения местоимения «что» («što», «чта», «шта»), в отличие от кайкавского («кай» - «kaj») и чакавского («ča» - «ча»).

В свою очередь «штокавщина» разделяется на три диалекта: «экавское», «иекавское» и «икавское». Классификация основана на произношении старославянского ять.

Он может произносится как «э» («экавское» произношение, сербский стандарт), «е» или «ие» («иекавское» произношение, литературная хорватская норма, принятая также в отделившейся от Сербии Черногории), а также «и» («икавское» произношение, принятое в Боснии и Герцеговине).

Природные хорваты, населяющие земли в районе Загреба, говорят на «кайкавском диалекте», славяне побережья Адриатики - в основном на «чакавском», а основной массив населения - от центральной Хорватии до северной Македонии, - как уже упоминалось, говорит на «штокавском».

Хорватский язык

Как же получилось так, что до 2/3 современных хорватов говорит на сербском языке?

До эпохи турецкого завоевания Балкан существовала как Сербская, так и Хорватская государственности.

Хорваты уже с ХII-го века вошли в состав Венгрии. Принято считать, что согласно договору от 1102 года, называемому Pacta Conventa, хорватское дворянство признало династическую унию с Венгрией. Договор подразумевал, что Хорватия и Венгрия управляются одним правителем, как два раздельных королевства. В качестве Земель короны Св. Иштвана эти края впоследствии вошли в состав Австрийской монархии.

Сербская государственность формировалась в атмосфере пересечения интересов Византии, Ватикана и Венгрии. После разгрома крестоносцами Константинополя сербы получили шанс воспользоваться противоречиями между политическими силами, представлявшими осколки Византии, в результате чего Никея даровала Сербии церковную автономию. Это означало то, что отныне сербские короли не нуждаются в подтверждении своего статуса ни в Риме, ни в Константинополе. Святитель Савва заложил основы не только прочной государственности, но и стал в буквальном смысле слова «отцом Сербского Народа».

Речь идёт о том, что именно тогда, в ХIII-м веке были заложены механизмы формирования сербского этно-культурного корпуса. Святитель Савва христианизировал некоторые древнесербские языческие убеждения, и на основе специфического культа Крестной Славы заложил основы оригинальной сербской церковной традиции. Именно с тех пор всякий человек, принимавший нормы этой традиции, становился частью Сербского народа.

Древнесербская цивилизация пережила эпоху бурного расцвета, была даже предпринята амбициозная попытка превращения Сербского Королевства в общеправославное Царство Сербов и Ромеев - как воплощение альтернативы умирающей Византии. Но после кончины царя Душана Сильного наступила смута, а вскоре появились турки. Которые положили конец смуте, «вылечив головную боль гильотиной». Надо сказать, что Османская империя не посягала на церковную автономию сербов, выделяя их среди прочих «ромеев» - греков и болгар. Это, а также отсутствие принципиальной возможности для реализации межкняжеских распрей, привело к еще большему сплочению сербского народа. Кроме того, мусульманское государство, которое вело постоянные войны с католическими государствами, было заинтересовано в лояльности православного населения.

Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока турки были могущественны. Но когда в конце XVII-го века Армия Священной Лиги вторглась в пределы Османской Империи, сербы решили поддержать католиков. Лига потерпела поражение, а сербы теперь стали в глазах турок предателями, и на сербский народ обрушились всевозможные кары.

Именно тогда турки приняли решение заселить долины Косова и Метохии албанцами, которые вытеснили сербское население этих краев далеко на север. Австрийское правительство приняло многочисленных беженцев и расселило их вдоль границы с турками. Эта область получила название Военной Границы. В некотором смысле Военная Граница была неким аналогом наших казачеств. Сербы-граничары не были отягощены барщиной, это было привилегией за несение пограничной службы. Хорваты составляли менее 1/3 населения Границы, а сербы часто позиционировали себя так:

«По вере я - Серб, а по нации - Хорват».

Ясно, что под нацией в данном случае подразумевалось не Кровь, а принадлежность к Почве.

Когда нужда в защитниках от турецкой экспансии отпала, граничары еще раз сослужили Габсбургам службу - приняли действенное участие в подавлении венгерского восстания.

Теперь сербы стали врагами венгров, но это не значит, что они стали друзьями немцев. Вскоре после ликвидации угрозы распада государства Вена подтверждает привилегии Земель короны Св.Иштвана, а сербы, напротив, планомерно лишаются привилегий, обусловленных их прежним статусом защитников границы.

Более того, возникает насущная необходимость воспрепятствовать распространению панславянских идей на территории Габсбургской монархии.

Но ведь хорошо известно то, что если движение нельзя остановить, то его следует возглавить.

Фактически борьба развернулась за самосознание сербов-граничаров.

Доселе никакой особенной проблемы не существовало: сербы-граничары - потомки переселенцев из сербских краёв, попавших под османское иго, - ощущали себя частью Крещеного мира и служили ему верой и правдой. Теперь же, после того, как началось Сербское возрождение, после того, как сербы добились вначале автономии, а вскоре и государственной самостоятельности, сербы-граничары начинают осознавать себя частью Сербского мира. И если раньше монархия Габсбургов была крышей, то теперь она станет ощущаться застенками.

Лицемерие Запада по поводу Pussy Riot изумляет- Политика- Forum.md

В Вене понимали, насколько опасными для устойчивости «лоскутного государства» могут стать национальные брожения, а потому была поставлена амбициозная цель: вырвать славян окраины габсбургской монархии из Сербского национально-культурного корпуса, и интегрировать их в Хорватский национально-культурный корпус.

Что представлял собою Хорватский национально-культурный корпус в XIX веке. Во-первых, хорваты ощущали себя «пограничьем Крещеного мира», и даже не просто пограничьем, а щитом. Щитом, остановившим в свое время турецкую экспансию. Это ощущение культивируется в хорватском сознании до сих пор. Правда, теперь в качестве «турок» преподносят сербов, которые, по версии идеологов хорватства, в силу своего азиатского происхождения, являются носителями разрушительных для европейской цивилизации идей. (Ничего нового и оригинального тут нет, ибо та же самая методичка используется и кураторами взращивания новоукраинского политического самосознания).

Итак, хорваты ощущают себя щитом Крещеного мира.

Далее. Хорваты не германизированы и не мадьяризированы. Поскольку хорваты остаются в пределах «Земель короны св.Иштвана», т.е. венгерской части монархии Габсбургов (тогда еще, впрочем, формально не разделенной на Цислейтанию и Транслейтанию), то Габсбурги прилагают усилия для предупреждения сближения хорватов с венграми. Культивируется славянское самосознание. Кстати, хорваты в богослужебной практике довольно долго пользовались глаголицей.

Второй вывод. Хорваты обладают сложившимися культурными традициями.

Так то это так, но традиции эти глубоко чужды не только православным сербам-граничарам, но и сербам-католикам.

Для того, чтобы сербы-крайинцы ощутили себя хорватами есть два пути: либо сербы начинают говорить и писать на языке, сотворённом на базе одного из хорватских региональных диалектов; либо все хорваты начинают говорить и писать на том диалекте, который максимально приближен к языку общения сербов.

Реферат Штокавские диалекты

И в 1850 г. на знаменитом «Венском литературном договоре» герцеговинский (штокавский) диалект был принят хорватскими гуманитариями в качестве сербско-хорватского языка письменности. Этот договор имел очень серьёзные политические последствия.

Унификация, о которой так мечтали пан-славянисты, обернулась Троянским конём. Теперь, после того, как были разрушены языковые барьеры и все могли читать одни и те же газеты, настал черёд выравнивания культурного, а вслед за этим - и духовного пространства. Хорваты писали и говорили на том же языке, что и сербы, поэтому последние начинают ощущать себя уже частью хорватского мира.

После оккупации Австрией Боснии и Герцеговины (1879 г.) процессы гомогенизации идеосферы активизировались также и в подконтрольных венскому генштабу землях. На практике это свелось к хорватизации Крайины и Герцеговины.

Из сознания сербов-униатов постепенно стало вытесняться само имя сербское. Говорили-то на одном и том же языке, что и хорваты, ходили в те же церкви, читали те же газеты. Сочувствовали и негодовали по одним и тем же «информационным поводам». Газеты, правда, печатались латиницей - но это было всего лишь очередным напоминанием о том, что жители Крайины принадлежат как раз Латинскому Миру.

Austria-Hungary 2 krona 1917

Ну а дальше началось то, что мы наблюдали, наблюдаем и, увы, обречены наблюдать. Новоиспеченные «хорваты» точнее, их дети и внуки, начинают проявлять все те комплексы неполноценности, которые характерны прозелитам. Позавчерашние сербы, став «хорватами», при появившейся возможности обрушили на своих экс-братьев столько ненависти, что говорить о нормализации отношений между сербами и хорватами (в национальный корпус которых было интегрировано немало природных сербов-католиков) говорить не приходится.

Ну, а чтобы замести следы подлога, чтобы никто не пенял потомкам «защитников Крещеного мира» тем, что они-де говорят и пишут на языке, сотворенном на основе наречия столь презираемого и ненавистного европейцам «варварского» сербского народа, двусоставное название языка упразднили. Теперь уже нет единого для западных Балкан сербско-хорватского, зато есть хорватский, бошнячкий, черногорский и т.д. и т.п.

Везде есть своя региональная лексика, которой можно нашпиговать сложившийся язык и выдать это за оригинальную национальную норму.

Боснийский язык Статьи о Боснии и Герцеговине

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 2., вода:

Фигня всё это Брегович... Вот это - да: http://goo.gl/8pbRHz
М.Яблоков / 01.11.2014, 15:56

5. Автору

А мои белградские сербы говорят, - Сербию еще не доели....
Koordinator / 01.11.2014, 07:38

4. Ответ на 3., Павел Тихомиров.:

хотя, не исключено, что венгров еще используют.

. Нет, не используют! Венгрия - как страна, населённая народом, который с одной стороны не сломлен в национальном смысле слова, с другой стороны, помнит о Трианоне и о том, что 2/3 своих земель находятся за рубежами искусственных границ. И наибольшего ожесточения эта потенциальная война могла бы достигнуть не в Трансильвании, а как раз в Бачке.

. Если бы это было возможно (война), то она случилась бы тогда, когда горела почти вся Югославия. Венгры живут компактно почти по всей территории бывшей Югославии (по периметру своих сегодняшних государственных границ) - в Сербии, Хорватии, Словении, а в Венгрии, также компактно, живут представители этих народов. Всё очень смешано. Вы правы, народ не сломлен, но помнит Трианон, и при этом очень мудро себя ведёт (хватило одного раза - поверили Гитлеру, от чего лишились ещё одной части территории). Венгры никогда и нигде не забывают о том, что они венгры - это им помогает сохраниться Единым Народом. Возможно, что это терпение увидит Бог. Надо у них поучиться упорству. Где бы не находились, упорно, терпеливо живут соблюдая и любя свою культуру и идентичность. Не забывают свой родной язык, песни, танцы. Это у них везде в широком смысле от детского садика до школы и далее. Ещё одна музыкальная иллюстрация - ансамбль народного венгерского танца Сатмари, город - Сатмар есть и в Венгрии и на территория Трансильвании (там и сегодня танцуют также), которая уже 100 лет находится в Румынии, а не каких-то 20(+), как Украина, где всё народное "приватизировали" Порошенки с Тимошенками - самые "великие малороссы" - напялив на себя вышиванки. https://www.youtube.com/watch?v=6Vk3F871GDg
вода / 29.10.2014, 17:01

3. Ответ на 2., вода:

Сегодня территория Сербии, как государства, представляет собой ..остатки Югославской Федеративной Республики

сегодня территория Республики представляет собою территорию в границах 1878 года + Воеводина. Вы совершенно правы, Воеводина - это еще тот клубок. До того, как на Украине началось откровенное безумие майдана, я полагал, что детонатором потенциального европейского конфликта будет именно Венгрия - как страна, населенная народом, который с одной стороны не сломлен в национальном смысле слова, с другой стороны, помнит о Трианоне и о том, что 2/3 своих земель находятся за рубежами искусственных границ. И наибольшего ожесточения эта потенциальная война могла бы достигнуть не в Трансильвании, а как раз в Бачке. Но, видимо, основным очагом стала Украина, хотя, не исключено, что венгров еще используют. Интересен маленький эпизод из ментальности жителей Нови-Сада. Спрашиваю как-то у продавщицы обуви: домача ли, дескать, обуча? (отечественная ли обувь?) На что барышня отвечает по-сербски: "Домача, маджарска". Т.е. Отечеством для барышни является Венгрия, но говорит по сербски. За ссылку на Брэговича отдельная благодарность. Это, безусловно, личность.
Павел Тихомиров / 28.10.2014, 23:09

2. Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сеобов - католиков.

Очень интересная статья, С позволения автора (Возможность комментировать) хочу немного добавить своих ..знаний и наблюдений. До эпохи турецкого завоевания Балкан существовала как Сербская, так и Хорватская государственности. Хорваты уже с ХII-го века вошли в состав Венгрии. Принято считать, что согласно договору от 1102 года, называемому Pacta Conventa, хорватское дворянство признало династическую унию с Венгрией. Договор подразумевал, что Хорватия и Венгрия управляются одним правителем, как два раздельных королевства. В качестве Земель короны Св. Иштвана эти края впоследствии вошли в состав Австрийской монархии. Сербская государственность формировалась в атмосфере пересечения интересов Византии, Ватикана и Венгрии.

. В таком же пересечении формировалась и Венгерская государственность, немного раньше, в 10 веке. Святой Иштван почитаемый Святой, как Православными, так и католиками. Все помнят отрывок из повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" - "Чуден Днепр при тихой погоде..." К теме статьи интересны отрывки из этой же повести; "Идут каменные цепи в Валахию и в Седмиградскую область , и громадою стали в виде подковы между галичским и венгерским народом........ . Ещё до Карпатских гор услышишь русскую молвь, и за горами ещё, кой-где, отзовётся как будто родное слово; а там уже и вера не та, и речь не та. Живёт не малолюдный народ венгерский; ездит на конях, рубится и пьёт не хуже козака; .... ." Герб (см. статью) Австро-Венгерской Империи очень символичен. Корона австрийской монархии, как-бы, объединяет. Справа видим Корону Святого Иштвана, объединяющую в себе венгерские и хорватские земли (государства), которые, как и Сербское государство сохранили земли Запада от турок османов. В этом, априори, лживая ментальность Запада, который в лице Австрийской Монархии "покровительственно объединил" своих же ...защитников. Время от времени стравливая их друг с другом. Всё новое - это хорошо забытое старое ( смотрим сегодняшнюю Украину). Подавление революции 1848года в Венгрии - отработанный временем метод . Когда, когда-то угнетаемые венграми русины (русские) были натравлены на венгров. "Формула" - разделяй и властвуй успешно была перевёрнута .."вниз головой" - "Объединяй" (стравливай) и властвуй. Это территория полна исторических, как противоречий, так и соприкосновений. Сегодня территория Сербии, как государства, представляет собой ..остатки Югославской Федеративной Республики без "сердца" - так сербы называют Косово., но включает в себя бывшую территорию Большой Венгрии - Вайдашаг, сербы называют эту территорию Бачка. Западные "цивилизаторы" "сматывают в клубок" народы центральной и восточной Европы с целью, чтобы этот клубок никогда не распутался. Ещё одна иллюстрация к теме (музыкальная). Артист (музыкант) Зоран говорит: "Я пригласил такую певиц которая говорит на моём родном языке - сербском. Я говорю на её родном языке - венгерском. Мы вместе споём сербскую песню "Юрьев день" (Зоран живёт в Венгрии, а певица Ружа Магда родилась в Югославии, а .."оказалась" в Сербии) Девушка поёт (на венгерском языке) о Дне Святого Георгия - 26 апреля. https://www.youtube.com/watch?v=jTI40_uef1g Интерпретировал эту песню известный музыкант - Горан Брегович (Эдерлези). Интереса эта песня в исполнении трио в католической Базилике в Италии под руководством Бреговича, возможно шутливо - иронично, а может быть, ..нет. https://www.youtube.com/watch?v=GG2jench7Kg
вода / 28.10.2014, 10:40

1. Re: Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сербов-католиков

Это изначально один народ. Нет там никакого разделения, кроме религиозного. Все остальное порождено именно этой причиной. Религия онтологически влияет и изменяет природу и менталитет народа.
М.Яблоков / 25.10.2014, 04:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
А так же о «Христианах без Христа»
17.04.2024
Американские христиане выбирают из двух зол
«Евангелизм трампистов или католицизм байденистов?»
16.04.2024
«Десантный батюшка»
О новой книге нашего постоянного автора
12.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35