Со словом «монашество» сразу возникает ассоциация с войсками: армия и гвардия. В церковном сознании армия - это миряне, гвардия - это монашествующие. Монашество всегда было оплотом Церкви, всегда находилось в первых рядах борцов с ересями, расколами. Монашествующих недоброжелатели называли фундаменталистами, фанатиками. Да и сейчас такие голоса раздаются, нечто подобное можно услышать из уст некоторых модернистов. Свт. Игнатий (Брянчанинов) в своих творениях, основным из которых является пятитомник «Аскетические опыты», пишет о том, что Спаситель указал нам два пути, два образа жительства, следуя которым можно достичь совершенства. Это путь обычной семейной жизни и путь полного посвящения себя на служение Христу и Его Церкви, путь собственно монашеского жития. Недоброжелатели монашества говорили, что это что-то надуманное, искусственное, вовсе не проистекающее из учения Христова. Большая дискуссия была по этому поводу в начале прошлого века, когда подвергали резкой критике монастыри и монашествующих, как тунеядцев, как балласт общества. Справедливости ради надо сказать, что свт. Игнатий по пальцам перечислял обители (до революции у нас было около 1200 монастырей), которые действительно соответствовали своему призванию, в прочих же уже забылось учение об Исусовой молитве, аскеза была не на высоте, увлеклись большим строительством: какой монастырь богаче, великолепнее по убранству храмов и т.д.
Монашество для своего бытия имеет твердое основание в Священном Писании. Известны три обета монашествующих: о послушании, о нестяжании и о целомудрии, чистоте. Обратимся к Священному Писанию. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». «Если хочешь быть совершенным, - сказал Господь юноше, - пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Эти цитаты можно положить во главу угла монашества, как церковного института, они являются основанием монашеского жития.
***
Что значат слова Спасителя: «Если кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братий, и сестер, и душу свою за Меня не положит, не может быть мой ученик». Конечно, это ненависть не в смысле житейском: толкование святых отцов таково, что, если какие-либо иные ценности и привязанности довлеют над нами, тогда мы не можем быть в полном служении Господу. Вот, допустим, станет вопрос ребром для тех, кто пожелал монашеского жития, нужно будет все оставить и идти в монастырь. А у них квартиры, дачи, родственники, т.е. все то, что является тормозом для того, чтобы всецело отдать себя Господу. Не отрешившись от всего этого, их постоянно будет лихорадить от житейских попечений.
«Иже не носит креста своего и вслед Мене грядет, не может Мой быти ученик», - говорит Господь. Монашество появляется одновременно с появлением христианства. Уже в апостольские времена в Сирии мы видим первых монахов. Сам Христос - Богочеловек и Пресвятая Дева Мария являются основоположниками монашеского жития. Из древних подвижников в истории Церкви нам известна преподобномученица Евдокия, которая жила в царствование императора Траяна в Сирии (конец 1-го века по Рожестве Христовом). Она была обращена в христианство одним подвижником благочестия, прп. Герасимом. По принятии христианства Евдокия основала женский монастырь, в котором подвизалось около 30 монахинь. Особенно бурный рост монашества мы наблюдаем в 4-м столетии при императоре Константине, когда христианство было признано государственной религией (325-й год). Еще до этого, в 313-м году, согласно Миланскому эндикту, были прекращены гонения на христианство. После того, как это произошло, и уже было безопасно исповедовать христианскую веру, огромное число людей хлынуло в ограду церковную. Как следствие этого количественного роста, наблюдается резкое снижение качества, общего уровня христианского жития. Как реакция на это снижение планки, отдельные души, желающие более глубокой и строгой духовной жизни, оставляли общество людей и уходили в пустынные места для того, чтобы всецело предать себя на служение Христу. Уходить от мира, удаляться в пустынные места, в горы, вертепы и пропасти земные, для того, чтобы там без помех проводить строгую христианскую жизнь в непрестанной молитве, строгом посте и умерщвлении страстей грехолюбивой нашей плоти. Постепенно монашество приобретает организационные формы, обособляется в особый институт. Мы знаем, что ангел сообщил прп. Пахомию Устав монашеского жития. Вот как прп. Дорофей объясняет, почему появляется монашество: поняли души, стремящиеся всецело к служению Господу, что, находясь в мире, они не смогут удобно совершать добродетели, поэтому и появляется особое устроение, особый образ жизни - монашеское житие. Убегали от мира и всех его утех в пустынные места эти люди, подвизались в постах и бдениях, испытывали всякие злострадания, отрекались от земных привязанностей, имений, приобретений, одним словом - распяли себя миру для того, чтобы воскреснуть со Христом.
Главная задача монаха - борьба со злом, поэтому он и именуется воином Христовым. Символика монаха, как воина Христова, особенно прослеживается при пострижении в монашество: используются воинский язык и терминология, новопостриженый облачается в новое одеяние, где, скажем, лестовка, или четки, символизируют духовный меч, клобук монашеский - шлем спасения и т.д.
Для того чтобы успешно бороться со злом, нужно понять, что мир во зле лежит, что мир преисполнен всяческого зла, как ап. Иоанн Богослов говорит: «Все, что в мире - похоть плотская, похоть очес и гордость житейская». Это все порождает три основные страсти: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Иногда миряне не совсем точно воспринимают монашествующих, считают, что их главное отличие в безбрачии. На самом деле акценты у святых отцов иные, прежде всего акцент на послушании. Совсем недавно я недоумевал, какой смысл был благочинному собирать духовенство благочиния для того, чтобы избрать кого-то ответственным за социальную работу в нашем благочинии. Неужели было ему не легче своим распоряжением назначить ответственного за эту работу, а не отрывать священников, собирать их для того, чтобы выбрать это лицо согласно предписанию Патриархии. Потом понял, что главное здесь - проявить послушание. Если мудрствовать по каждому поводу, то совершенно невозможно будет ничем управлять. Вот и у нас в общине как-то было разбирательство, почему не было докладной об исполнении поручения? Говорят, главное исполнить, а уж докладывать необязательно. Как раз тут и получается пробел - нарушение принципа послушания. Можно совершенствовать систему на будущее, но если не будет исполняться непосредственно так, как благословляется, тогда почва поплывет под ногами; невозможно будет тогда построить ничего добротного, если не будет обратной связи.
Поговорим более подробно об обетах монашества.
Обет девства или чистоты. Мы знаем из Евангелия (19-я гл. Евангелия от Матфея), что когда однажды фарисеи, искушая Господа, спросили Его, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей? Христос в ответе Своем признал развод противным природе брака, сказав, что уже не двое, сочетавшихся браку, а одна плоть, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Дальше было сказано, что развод Моисей допустил по жестокосердию людей, а изначально так не было, т.е. речь идет о нерасторжимости брака. И далее Господь говорит: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Речь идет о нерасторжимости брачных уз. Тогда Его слушатели воскликнули, что если такова обязанность по отношению к жене, то лучше не жениться! На это Господь сказал, что не все люди могут это понести, но кто чувствует себя способным к такой чистой девственной жизни, тот пусть идет этим путем. Не все вмещают это слово, но кому дано. Далее Господь говорит о скопцах трех родов: тех, которые от людей таковыми стали по насилию; тех, которые сами себя оскопили по неразумию; и тех, которые таковыми себя соделали в духовном смысле, ради Царствия Небесного. «Могущий вместить, да вместит».
Для того чтобы все выявить и определиться, дается длительный срок испытания (до 3-х лет), проходит искус в монастырях. Апостол Павел говорит, что нельзя поспешно налагать рук своих (имеется в виду таинство рукоположения в священный сан), так и постригать в монахи - тоже нужно делать после должного испытания. А то ведь всякое в жизни бывает. Вот случай с еп. Василием, англичанином. В возрасте 70 лет он самочинно перешел из юрисдикции Московского Патриархата в Константинопольскую, по этой причине было большое напряжение между двумя Церквями, потом как-то все урегулировалось. Затем этот епископ вдруг заявляет, что уходит в мирскую жизнь, нашел себе спутницу жизни и т.д. Естественно, по этой причине он был лишен сана и монашества. К сожалению, подобные случаи бывают как в мужских, так и в женских монастырях. Особенно опасным является пребывание монашествующего на приходе, это, конечно, крайнее исключение, оно значительно осложняет условия для монашеского жития. Ап. Павел в Послании к коринфянам так оговорит: «За лучшее признаю, что хорошо оставаться так (т.е. безбрачным). Если остался без жены, не ищи жены, впрочем, если женишься, не согрешишь. И девица, выйдя замуж, не согрешит. Но лучше оставаться так». Почему? Потому что много в таком случае попечений и скорбей, в случае семейной жизни. «А мне вас жаль», - говорит апостол. Дальше известные слова: «Неженатый заботится о Господе, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене». То же самое можно сказать и о незамужней и замужней женщинах. Что святые отцы говорят об этом обете, о подвиге девства? «Нет более этого подвига,- говорит прп. Феогност. - Ведущему безбрачную жизнь удивляются сами ангелы, потому что люди, состоя из плоти и крови, стремятся уподобиться ангельскому житию. Кажется, что это невозможно и превышает природу; конечно, это невозможно без помощи свыше». Святые отцы говорят, что в девственнике должно быть все чисто и непорочно, чтобы все его части тела были направлены на воспевание Господа, на приготовление к вечной жизни.
Обет нестяжания. Мы знаем слова Христа: «Трудно богатому войти в Царствие Божие; легче верблюду войти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие». Конечно, богатство - дар Божий, но если мы его рассматриваем не как орудие для добродетели, помощи нуждающимся, а только для удовлетворения своих похотей, это будет нам, конечно же, во осуждение. Вспомним беседу Христа с юношей: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имение свое, раздай нищим и следуй за Мной». Поэтому, в идеале, у монашествующего не должно быть никакой собственности, и в наиболее строгих монастырях блюли чтобы в кельях ничего не было постороннего: несколько книг, несколько икон, циновка - подстилка для сна и т.д. Должен быть какой-то минимум, потому что любые вещи, как выражался владыка Антоний Блюм, есть как бы присоски, которые притягивают нашу сущность к себе; мы в этих попечениях, в этих присосках, в этих привязанностях. Это приведет даже к тому, что когда придет антихрист, как пророчествуют святые отцы, некоторые будут говорить: «Мы примем всю эту систему, глобализацию, номера и т.д. ради того, чтобы сохранить монастырь». Святые отцы говорят, что неразумны таковые монахи, ибо они сохранят стены, а благодать покинет эти обители.
Обет послушания. Часто мы слышим в Апостольском чтении в Богородичные праздники, что Христос был послушлив Своему Небесному Отцу, даже до смерти, и смерти крестной. Вот мы и подражаем такому послушанию Христову. Каждый человек должен иметь духовного наставника, особенно это касается монашествующих. При пострижении каждый монашествующий поручается духовному старцу для руководства его духовной жизнью. Без этого невозможно успешно идти по пути духовной жизни. Господь умудряет старца - духовного отца, внушает ему то, что будет полезным для духовного преуспеяния его послушника. Мы знаем, что по причине непослушания и ангелы пали, и, как сказано в Библии: «Имже несть управления падают аки листвие». «Спасение во мнозе совете». «Вопроси отца твоего и возвестит тебе, старцев твоих вопроси и рекут тебе». Господь говорил: «Не ищу воли Моей, но воли пославшего Мя Отца».
Конечно, все эти добродетели должны исполнять и миряне. Древняя Русь была одним большим монастырем, где миряне отличались от монахов только семейной жизнью. Миряне строго воздерживались, монашествующие - еще в большей степени. В принципе, все призваны к такому житию, это и есть узкий путь. Например, обет нестяжания, разве мирянам по Евангелию позволяется накапливать богатство на удовлетворение своих прихотей? Жена одного американского миллионера, умирая, на смертном одре попросила принести ей любимое платье; в предсмертной судороге мертвой хваткой она ухватилась за край этого платья и умерла; руку не могли разжать, пришлось вырезать этот кусок платья. И пошла эта женщина в будущую жизнь со многими грехами и с куском любимого платья. В притче о богатом и Лазаре, богатый говорит: «Душа, ты имеешь много благ на многие годы, почивай, ешь, пей, веселись». А что Господь сказал: «Безумный, в эту ночь твою душу истяжут от тебе и то, что ты приготовил, кому все это будет?» И разве не всем было сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, где воры подкапывают и крадут, а собирайте сокровища на небе. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Почему это опасно? Потому что мы привязываемся к этим материальным благам в ущерб нашему духовному устроению; богатство становится кумиром, становится на место, которое принадлежит по определению только Богу. Поэтому любящий богатство является изменником Богу, ибо невозможно одновременно работать Богу и мамоне. Мирянин также должен оказывать послушание духовному отцу. Кстати, как бывает в нашей повседневной жизни? Никак не могу добиться малого: на каждую мою записку оперативно давать ответ, тем более на записку с поручением, от чего зависит правильная последовательность последующих действий. Всегда находятся причины невыполнения этого требования в большинстве случаев.
Что было бы в нашей жизни, если бы все стали жить по своей воле, как кому хочется? Конечно, был бы полный хаос, неразбериха. В Писании, в Послании ап. Павла к евреям, сказано: «Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь, ибо они заботятся о вас».
Итак, мы видим, что монашеские обеты не есть что-то необычное в христианстве, что-то превышающее силы и меру, нет, это, по сути, углубление, устрожение общих положений христианской жизни. При крещении мы уже давали эти обеты, «отрекаясь от сатаны и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и гордыни его», и обещались Христу.
Еще немного о монашеском служении. Оно многообразно: и в культурном плане, и в экономическом, и в других аспектах бытия. Это и просветительская роль монастырей: школы, письменность, летописи, библиотеки, первые наши писатели; образцовое монастырское хозяйство, больницы, странноприимничество, милостыни, помощь узникам и т.д. Мы знаем много таких примеров, как прп. Феодосий Киево-Печерский, прп. Иосиф Волоцкий, которые отрекшись от мира и вознося горячую молитву о всем мире, служили этому миру, всему человеческому роду.
На этом пока все, перейдем к вопросам.
Вопрос: Является ли Патриарх монахом, есть ли у него духовник?
Ответ: Духовники должны быть у всех людей, включая и архиереев и самого Патриарха. У почившего Патриарха Алексия II духовником был архимандрит Кирилл (Павлов), у нынешнего, как он сам говорит, духовником является схиигумен Илий из Оптиной пустыни. Своим духовникам Патриархи и исповедуются. Что касается монашества, то все архиереи, включая и самого Патриарха, являются монахами; Правила Православной Церкви говорят, что только из монашествующих могут быть избраны на архиерейское служение, и на патриаршее служение. На подряснике у Патриарха параман - символ ига Христова, которое несет монашествующий, параман патриарший об этом свидетельствует.
Вопрос: Может быть, вопрос некорректный, меняется ли благодать монастыря, если изначально он создавался мужским, а потом, в силу каких-то причин, становится женским? Примером могут послужить Белопесоцкий монастырь в Кашире, Никитский монастырь.
Ответ: Примеры можно умножить. Например, в 1988 г. меня хотели назначить наместником монастыря в Смоленской епархии, в Вязьме. Это был мужской монастырь (16 век), а сейчас это женский монастырь. Такие случаи нередки, и мы рассматриваем эти явления, как чисто технические: по обстоятельствам, по усмотрению правящего архиерея, и как складывается ситуация. Принципиального значения это не имеет.
Вопрос: В репортаже по телевидению показали московского иеромонаха, который по воскресеньям служит Литургию в храме, а в будние дни работает в банке. Нормальное ли это явление? Было ли такое раньше?
Ответ: Нет, это явление все-таки апостасийное, т.е. является отступлением. Как-то отчасти можно оправдать, скажем, настоятелей православных храмов на Западе с их малосильными приходами, где они, чтобы как-то обезпечить себя, вынуждены работать на гражданских должностях; может быть, среди них есть и монашествующие. Но, в принципе, это уже некое раздвоение. Может быть, в отдельных случаях, в этом есть смысл для интересов Церкви, чтобы отстаивать ее интересы. Это, как исключение. Все-таки такие вещи сомнительны, в идеале они недопустимы. Как-то мы были в храме свщмч. Антипы. Причащался там снявшийся в фильме Лунгина «Царь» известный священник Иван Охлобыстин. Прошла большая волна критики после показа этого фильма, где И. Охлобыстин сыграл роль царского шута. Под влиянием этой критики Охлобыстин обратился к Патриарху с прошением временно запретить его в служении, пока он не определится со своим поприщем: священнослужение или кинематограф. Вообще производит он странное впечатление, имел возможность видеть его в пономарке: внешний вид, манера поведения диссонируют с традиционным обликом священника. Существует прямой канон, запрещающий артистам быть священниками.
Вопрос: Расскажите о главном духовном делании.
Ответ: Любовь - венец всему. Все остальное - орудия, средства для того, чтобы достичь этого совершенства, только внешнего исполнения недостаточно. Если нет духовных плодов, это значит, что что-то неправильно в духовном устроении; если чисто внешнее исполнение не приводит к духовному росту - стяжанию любви, это значит, что что-то нужно корректировать, менять. Это очевидно.
Вопрос: Поясните, что значит достигнуть спасения, ухватившись за края мантии духовника-священника.
Ответ: Это язык образов. Конечно, здесь можно размышлять и фантазировать, за эти крылья можно уцепиться, образно, так можно представить. Конечно, духовник нас отмаливает, за нас поручается. Образно можно это представить в таком виде - он перелетает, а мантия, как крылья, и мы ухватываемся за нее. Вполне законно можно представить такой образ, он вполне вписывается в представление о духовном попечении, заботе духовного руководителя о своих пасомых.
Вопрос: Можно ли сегодня спастись в монастыре?
Ответ: Можно суммировать наши общие впечатления от паломничеств, разных контактов и имеющейся информации. Что у нас на слуху, какие монастыри? На Украине, допустим, Почаев, где я был одно время послушником, Святогорский монастырь. Мои личные впечатления, их я описываю в своих воспоминаниях. Они вполне положительные, например, о пребывании в Святогорском монастыре Донецкой обл., где видно, что ведется серьезная работа, много молодежи, строго поставлено Богослужение, т.е. во всем основательный подход. Образцовым женским монастырем считается Пюхтицкий монастырь; конечно, есть свои сложности, какие-то минусы, но, тем не менее, внешне все благопристойно. О Дивеевском монастыре есть пророчества, что он до скончания века будет стоять. В моих личных впечатлениях о крупных монастырях, таких как Святогорский, Почаевская Лавра, Киево-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра много светлого, есть и какие-то темные пятнышки, как и везде, нет ничего на свете идеального. Трудно судить.
Вопрос: Читаешь, другие подвижники сами говорят: «Что бы ты ни делал, какие бы плоды не приносил, какой бы аскезой не занимался, монахом ты никогда не станешь, если не будет постоянного откровения помыслов, если не будет тесного общения со старцем, никакой пост ничего не даст».
Ответ: Помню, учась в семинарии еще в советские годы, благочинный, ныне митр. Марк (Петровцы) еще тогда говорил: «Какие сейчас монастыри? Это большие приходы». Монастырь - это наличие старца-духовника, откровение помыслов во главу угла в духовной жизни, а у нас много всяких попечений житейских, экономических. Стройка, реставрация, обилие людей, и в целом расслабление монашеской жизни.
Вопрос: Расскажите о подвизании в ските.
Ответ: Скит - более чем монастырь. Это уединенное место, более отдаленное от мира, с малочисленной братией. Вспомним 16 век, знаменитые споры иосифлян и нестяжателей. Иосифляне говорили, что большие монастыри с имениями, с хозяйством - это все для служения Отечеству, служения ближним. А Нил Сорский говорил, что ничего этого не надо, это все тормозит духовное совершенствование; нужно жить уединенно, отдаленно от мира, без всяких стяжаний, имений; всецело посвящать себя на служение молитве. В истории часто противопоставлялись эти позиции двух подвижников, хотя они скорее взаимодополняют друг друга. В органичном сочетании нужно то и другое, и каждый определяется, что больше ему подходит: скитское житие, скитский устав Нила Сорского или позиция Иосифа Волоцкого, тоже оправдавшая себя: его монастырь процветал. То и другое необходимо для Церкви, для Отечества. Можно и в богатом монастыре жить нестяжательно и личный подвиг совершать, рассматривая все это богатство, как средство, орудие для служения ближним, а можно попасть в какую-то материальную зависимость, живя в скиту. В жизни все бывает не по схеме.
Вопрос: Возможно ли пострижение в монашество на смертном одре? Ответ: Такая традиция была преимущественно у знати, князей, но не только. Примеры есть, традиция есть, это неплохо. Разве плохо было бы, если бы наши родители на смертном одре приняли монашество? Конечно же, нет, так часто и делают. Мать о. Амвросия, мать еп. Иеронима стали монахинями в последний момент своей жизни. По техническим причинам бывают иногда сложности это сделать, но в идеале так должно быть; это благочестивый обычай, такое трепетное отношение к монашеству в совершении акта очищения, богоугодного акта покаяния; это можно только приветствовать. Спаси Христос!
18. Ответ на 17., иерей Илья Мотыка:
17. Михаилу Яблокову
16. Ответ на 15., иерей Илья Мотыка:
15. Re: Беседа о монашестве
14. Ответ на 13., иерей Илья Мотыка:
13. Re: Беседа о монашестве
12. Ответ на 9., иерей Илья Мотыка:
11. Ответ на 9., иерей Илья Мотыка:
10. Re: Беседа о монашестве
9. Re: Беседа о монашестве